Методическое пособие Утверждено




НазваниеМетодическое пособие Утверждено
страница1/7
Дата публикации21.06.2013
Размер0.84 Mb.
ТипМетодическое пособие
shkolnie.ru > Информатика > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


ГБОУ СПО (ССУЗ) «Карталинский многоотраслевой техникум»


организация

внеаудиторной

самостоятельной

работы

студентов
Методическое пособие


Утверждено

методическим советом

Протокол № _____ от ______ 201

Председатель:

_________
Составитель : Готовцева Д.А преподаватель.


Рецензенты:


Методическое пособие разрабатывалось в помощь пре­подавательскому составу для организации самостоятельной работы студентов в образовательном процессе техникума.

© Д.А Готовцева, 2012

Введение

На сегодняшний день актуальными становятся требования к индивидуальным качествам современного студента – его умению самостоятельно пополнять, обновлять знания, а также заниматься самостоятельным поиском необходимого материа­ла и быть созидательной личностью. В наше время учебный процесс не возможен без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предостав­ления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель целенаправленного образовательного процесса – воспитание саморазвивающейся компетентной личности, ориен­тированной на будущее, главным образом формирует возможность решать типичные проблемы и задачи опираясь на приобретенный учебный опыт и оценки конкрет­ной ситуации.

Решение данных задач неосуществимо без роста роли самостоятель­ной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимули­рование профессионального роста студентов, а также воспитание их креативной активности и инициативы.

Активно может способствовать модернизированию целенаправленного учебного процесса - введение учебных программ в практику, с повышенной долей са­мостоятельной работы

^ Общие сведения

по организации внеаудиторной

самостоятельной работы студентов

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это по плану учебная, учебно-исследовательская работа, которая выполняется во внеаудиторное время согласно задания и при непосредственном методическом руководстве преподавателя, без его прямого участия. В результате разнообразия самостоя­тельной деятельности дается разрешить противоре­чие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.

^ Структура пособия

В содержание данного методического пособия входят::

а) методические рекомендации по организации целенаправленного процесса внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

б) характеристика видов заданий самостоятель­ной работы, которые берутся за основу;

в) примерные затраты времени на выполнение за­даний на высоком теоретическом уровне;

г) балльная оценка заданий;

д) карта-маршрут самостоятельной работы;

е) критерии оценки самостоятельной работы.
(В приложениях размещены стандарты оформления отдельных видов заданий.)

^ Методические рекомендации

по организации внеаудиторной

самостоятельной работы студентов

Условия которые являются необходимыми для того чтобы самостоятельная работа была полноценна выполнена на высоком теоретическом уровне, рассмотрены в следующем списке:

  • мотив к получению знаний;

  • готовность к дальнейшей профессиональной деятельности;

  • доступность и наличие всего необходимого учебного, методического и справочного материала;

  • помощь в оказании консультационной поддержки;

система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы на высоком теоретическом уровне.

Содержание учебной дисциплины определяет форму самостоятельной работы студентов. уровнем подготовленности студентов. Они могут находится в тесной взаимосвязи с теоретическими курсами и имеют учебный характер либо учебно-исследовательский характер - средства развития учебно-исследовательской деятельности.

Отделения при разработке рабочих программ учебных дисциплин уполномочены определять форму самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов делится на два вида:

  • аудиторную;

  • внеаудиторную.

Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под непосредственной проверкой преподавателя, данная студенческая работа подразумевает собой выдачу студентам групповых либо персональных заданий и самостоятельное выполнение их студентами на высоком теоретическом уровне под обязательным методическим и организационным руководством преподавателя.

Для студентов самостоятельная работа имеет многообразную форму и предусматривает к выполнению обязательных следующих нижеперечисленных пунктов:

  • Выполнение самостоятельных работ на высоком теоретическом уровне;

  • Выполнение контрольных, гистограммы, графиков, диаграмм, лабораторных работ, составление схем, таблиц, диаграмм, графических рисунков, приложений на высоком теоретическом уровне;

  • Работу со справочной, методической и научной, исследовательской и периодической литературой;

  • Решение задач;

  • Защиту на высоком теоретическом уровне;

  • Собеседование, научные дискуссии; деловые игры, дискуссии, конференции;

  • Тестирование и др..

  • Подготовка краткого изложения в письменном виде в форме реферата, доклада.

  • Создание слайдов презентации в прикладном программном обеспечении Microsoft PowerPoint по темам, кроссвордов.


Затраты времени на аудиторную работу студентов, которая выполняется самостоятельно, должен включен в общий объем времени на их аудиторную работу и ограничивается утвержденным расписанием занятий (хронокартой занятия) (Таблица №2)

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – это учебная работа, которая планируется, а также является учебно-исследовательской, научной исследовательской работой студентов, осуществляемая во внеаудиторное время по заданию и при непосредственном методическом руководстве и консультациях преподавателя, и без его прямого участия.

Целью работы выполняемой самостоятельно является изучение базовых зна­ний, профессиональных умений и навыков по профильной ориентации дис­циплины, которая изучается, закрепление и группирование знаний, создание умений и навыков и овладение опытом креативной, исследовательской деятельности. Данный вид самостоятельной работы способствует формированию самостоятельности, ответственности и организо­ванности, созидательного подхода к решению вопросов учебного и профессионально­го уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является непременной для каждого студента, ее объём должен быть определён учебным планом.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соотношении с нижеперечисленными рекомендуемыми ее видами

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, методической, дополнительной литературы, статьи, пособия, статьи из журналов, газет, лекционный и практический материал уроков, учебников по смежным наукам); подготовка и создание содержания текста; графическое изображение построения текста; создание краткого изложения в форме конспекта по тексту; выдержки из текста; работа со справочной информацией: ознакомительный процессы с нормативными документами; учебная и исследовательская работа; применение аудио- и видеозаписей, компьютерных систем и интернет- ресурсов – которые являются информацией, расположенной на компьютерной сети и представляющая собой информационные объекты, существующие в виде логически завершенных записей или файлов.


  • для закрепления и систематизации знаний:

  • работа с кратким изложением в форме конспекта лекции; работа над учебным материалом (учебника, дополнительной и методической литературы, статьи из журналов, газет, аудио- и видеозаписей, материалов сети Интернет, лекционный и практический материал уроков, статьи, пособия, учебников по смежным наукам); разработка плана и тезисов ответа; создание таблиц для систематизирования учебного материала; усвоение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическое обрабатывание текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); разработка тезисов сообщений к докладу на семинаре, конференции; разработка краткого изложения в письменном виде в форме реферата, доклада.

: создание библиографии, тематических кроссвордов (головоломок) .

  • для формирования умений: выполнение задач и упражнений по аналогу; выполнение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетных и графических работ; способствующих разрешению ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовительный процесс к деловым играм; проектирование и моделирование многообразных видов и компонентов профессиональной деятельности; разработка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментальная и -конструкторская работа; опытная и экспериментальная работа; уроки на тренажере; оздоравливающие спортивные упражнения.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов применяются фронтальные опросы на семинарах и практических занятиях, научных дискуссиях, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита креативных работ.

Критериями оценки итогов внеаудиторной самостоятельной работы учащихся являются, нижеперечисленные пункты:

  • степень постижения и усвоения учебного материала,

  • умение воспользоваться знаниями полученными в процессе изучения теории при выполнении практических задач на высоком теоретическом уровне;

  • полнота общеучебных представлений, знаний и умений по осваиваемой теме, к которой имеет отношение самостоятельная работа,

  • обоснованность изложенных выводов, наличие конкретных данных (цифр), расчетов, сравнений (анализа).и четкое изложения ответа на установленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,

  • разработка отчетного материала в соотношении с полученными от преподавателя регламентными требованиями, которые были предъявлены к материалам.

Для целенаправленного процесса организации самостоятельной работы потребны следующие условия:

  • готовность студентов к дальнейшей профессиональной деятельности;

  • пробуждения интереса получения знаний;

  • весь необходимый учебного, методического и справочно­го материала должен быть в наличии и доступен студенту;

  • систематической проверки качества исполненной самостоятельной работы;

  • помощь преподавателя в виде консультаций

Функциональная самостоятельная работа учащихся допустимая при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный фактор мотивирующий действия учащегося – подготовиться к будущей эффективной профессиональной деятельности.

Среди причин, которые способствуют активной самостоятельной работы студентов, выделяются нижеперечисленные:

1. Полезность выполняемой работы. Работа, выполняемая студентом, должна восприниматься как значимая, в этом случае, она может способствовать удовлетворению потребности признания другими и повышения самооценки. Ощущение значимости выполняемой работы приведет к ощущению собственной значимости и необходимости выполняемой работы (значимость работы). При этом существенно психологически на­строить учащегося, убедить в необходимости выполняемой работе. Студент должен видеть весь цикл действий от начала до конца с видимым результатом (законченность работы).

Другим вариантом применения причины полезности является инициативное применение итогов работы в профессиональной подготовке. К примеру, в том случае если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может исполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-науч­ного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые далее войдут как разделы в его квалификационную работу.

  1. Участие студентов в творческой деятельности. Студент может принимать активное участие в научной и исследовательской, опытно-конструкторской либо методической работе, проводимой на той либо иной кафедре.

  2. существенным фактором стимулирующей формы является усиленная педагогика. Она полагает подключение в процесс учебы активных методов, прежде всего иг­рового тренинга, в основе которого могут использоваться инновационные игры, которые серьёзно повышают эффективность обучения. В подобных играх совершается переход от односторонних част­ных знаний к разносторонним знаниям об объекте, его моделирование с выде­лением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка по принятию ре­шений. Основным мероприятием в данном подходе являются деловые либо ситуационные формы занятий, в их числе с использованием информационных технологий.

  3. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научных и исследовательских либо прикладных работ и т.д.

5. применение факторов, которые могут привести к мотивации контроля знаний (накопительные
оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при установленных условиях могут вызвать стремление к соперничеству, что само по себе является мощным фактором мотивации для самосовер­шенствования студента.

  1. Поощрение студентов за успехи в учебе. Учеба должна требовать от студентов разнообразия видов действий для ее выполнения, она должна включать использование студентами разнообразных навыков и талантов. (стипен­дии, премирование, поощрительные баллы, грамоты, ценные подарки) и санкции за плохую учебу. К примеру, за работу, выполненную на высоком теоретическом уровне; и предоставленную к проверке раньше утвержденного срока, можно проставить оценку на несколько баллов выше, а в обратном случае ее снижать.

  2. Фактором побуждения в усиленной учебной работе и, в первую оче­редь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть образцом для студента как профессионал своего дела, как креативная личность. Пре­подаватель может и обязан помогать студенту в раскрытии своего творческий потен­циала, а также помочь наметить перспективы для своего будущего роста в карьере по выбранной специальности.

  3. Стимулирование самостоятельного целенаправленного учебного процесса может значительно усилиться при применении такой формы организации учебы, как цикловое обу­чение ("метод погружения"). Данный метод позволяет проводить интенсификацию при изуче­нии материала, так как сокращение паузы между проводимыми занятиями по той либо иной дисциплине требует стабильного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является про­ведение многочасового практического занятия, при котором возможно охватить несколько тем курса и сориентированного на выполнение сквозных задач.

Формы и виды самостоятельной работы обусловливаются содержанием учебной дисциплины, уровнем подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретичес­кими курсами, иметь ярко выраженный учебный, учебно-исследовательский характер. Кафедры при разработке рабочих про­грамм учебных дисциплин, графика самостоятельной работы, методических указаний для самостоятельной работы студентов определяют формы самостоятельной работы.

Методика организации самостоятельной работы находится в прямой зависимости от структуры, характера и специфики изучаемой дисциплины, объема часов, которые отведены на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, и условий при которых происходит учебная деятельность.

Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит:

  • Провести составление графиков самостоятельной работы, в содержание которых входит список форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля над ней

  • разрабатывать методические указания для студентов по самостоятельной работе, в содержание которых входит целевая установка и мотивационная характеристика осваиваемых тем, структурно-логические и графологические схемы по исследуемым темам, списки основной, а также дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, в результате изучения которых студент может полноценно выполнять целевые виды деятельности (предлагаемые на практических, семинарских, лабораторных занятиях заданий), порядок целевой деятельности студентов при выполнении полученных заданий на высоком теоретическом уровне на практических занятиях и др.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методическое пособие Утверждено iconУчебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных...
Специализированное учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к
Методическое пособие Утверждено iconМетодическое пособие Челябинск 2005 Моцаренко Наталья Васильевна....
...
Методическое пособие Утверждено iconУчебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных...
...
Методическое пособие Утверждено iconМеждународные валютные отношения и валютный рынок Методическое пособие
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» заочной формы обучения
Методическое пособие Утверждено iconМетодическое пособие «Анализ финансового состояния предприятия с использованием ms excel»
Методическое пособие предназначено для студентов очной формы специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Методическое пособие Утверждено iconМетодическое пособие к расчетно-графической работе по дисциплине...
Расчет сложной нелинейной цепи переменного тока: Методическое пособие / Е. С. Гафиатулина, В. С. Матющенко. – Хабаровск: Изд-во двгупс,...
Методическое пособие Утверждено iconУчебно-методическое пособие разработано на основе «Положения об итоговой...
Методическое пособие для студентов тгпи им. Д. И. Менделеева по специальности 050202. 65 "Информатика "
Методическое пособие Утверждено iconУчебно-методическое пособие
...
Методическое пособие Утверждено iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», изучающих...
Методическое пособие Утверждено iconУчебно-методическое пособие г. Бишкек, 2004 Фомина Т. В. Учебно-методическое...
Подготовка и публикация пособия осуществлена при финансовой поддержке Озонового центра при Министерстве экологии и чрезвычайных ситуаций...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница