Методическое пособие Дисциплина: физическая культура Специальность




Скачать 485.08 Kb.
НазваниеМетодическое пособие Дисциплина: физическая культура Специальность
страница1/5
Дата публикации02.05.2013
Размер485.08 Kb.
ТипМетодическое пособие
shkolnie.ru > Информатика > Методическое пособие
  1   2   3   4   5


Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального учреждения

Медицинский колледж № 5

Департамента здравоохранения города Москвы

Методическое пособие

Дисциплина: физическая культура
Специальность: 060109 Сестринское дело ,060101 Лечебное дело
Тема: « Рекреативно - оздоровительная гимнастика. Гимнастика зрения ».

2013
Одобрено на заседании Утверждаю

ЦК ЕНД Зам. директора

Протокол №_________ по учебной работе

«__» __________ 2013 г. Галкина Г.Г.

Председатель ЦК ЕНД _______________

Савченко О.А «__»_______2013г.

____________________


Автор: Чачина С.Н. – руководитель физического воспитания, преподаватель высшей категории по

физической культуре ГОУ СПО МК № 5

Рецензенты: Козлова О.В.- преподаватель высшей категории по биологии ГОУ СПО МК № 5


Предназначение: данная методическая разработка предназначена для проведения практического

занятия «физкульт минутка» для студентов отделения 060109 Сестринское

дело 51, 060101 Лечебное дело 52.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение ……………………………………….. 4 стр.

2. Общие сведения об органах зрения ………….5-6 стр.

3. Методический блок ……………………………...7 стр.

4. Ход занятия ………………………………………8 стр.

5. Комплекс упражнений № 1……………………...9 стр.

6. Комплекс упражнений № 2 ……………………10 стр.

7. Комплекс упражнений № 3………………..11 - 13 стр.

8. Приложение

А) Миопия ……………………………....14 стр.

Б) Пальминг…………………………15 – 19 стр.

В) Соляризация ………………………….20 стр.

Г) Аккомодация …………………………21 стр.

Д) Мудрость великих……………………22 стр.

Е) Знаете ли вы? …………………....23 – 25 стр.

Ж) Мышцы глаза рисунок ………………26 стр.

9. Объединенный комплекс № 4…………….. 27 - 28 стр.

10. Рекомендации……………………………………..29 стр.

11. Литература………………………………………...30 стр.

Введение
В современных условиях постоянного ускорения научно-технического прогресса студенческой молодежи приходится перерабатывать огромный поток информации. Около 95% этой информации поступает к человеку через органы зрения, в связи, с чем они вынуждены работать с перегрузкой. Все возрастающий объем зрительной работы на близком расстоянии (чтение, письмо, работа с компьютером, просмотр телевизионных передач и т.д.) оказывает отрицательное влияние на состояние органов зрения, что может явиться причиной возникновения и развития близорукости. В настоящее время близорукость занимает одно из первых мест среди глазных заболеваний. Её называют «болезнью закрытых помещений», «болезнью цивилизаций», «болезнью XXI века».

Ежегодно проводимый анализ медицинского обследования студентов МК №5 показывает, что из общего числа обследуемых миопия стоит на третьем месте.


Таблица данных

медицинского обследования студентов МК №5

2008-2009г.


№№

п/п


заболевания

медсестринское отделение

фельдшерское отделение


итого

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

1

Сколиоз

20

14

12

12

4

2

2

2

68

2

ВСД

131

9

8

12

5

5

7

3

62

3

Миопия

8

19

7

4

8

6

3

2

57



^ Общие сведения об органах зрения.

Гигиенические нормы и требования при зрительной работе.
Понятие «орган зрения» включает глазное яблоко (глаз), зрительный нерв и зрительные центры в головном мозге. Глаз является, по существу, световоспринимающим аппаратом со светочувствительным экраном (сетчатка) и светопреломляющими средами (роговица, хрусталик).

Он расположен в глазнице, где при помощи глазных мышц свободно поворачивается.

Наружная оболочка глаза (склера) в передней части прозрачно и более выпукло. Это – роговица. Склеру из нутрии выстилают две оболочки - сосудистая (питающая все ткани глаз) и нервная (сетчатка). Сосудистая оболочка в переднем отделе называется радужкой. Она видна через роговицу и имеет различную окраску, по которой определяется цвет глаз. В центре радужной оболочки, спереди, имеется круглое отверстие диаметром 2-4 мм. Это- зрачок, через который проникают в глаз световые лучи. Благодаря мышцам радужной оболочки зрачок обладает способностью сокращаться и расслабляться, от чего он уменьшается или увеличивается (наподобие диафрагмы в фотоаппарате) и, соответственно, в глаз попадает большее или меньшее

количество света.

Сразу за радужной оболочкой, позади зрачка, располагается хрусталик (прозрачное эластичное тело, имеющее форму двояковыпуклой линзы). Между роговицей и радужкой имеется заполненное жидкостью пространство. Все внутренне пространство глазного яблока также заполнено желеобразной массой. Это – стекловидное тело. Стекловидное тело и внутриглазная жидкость давят изнутри на стенки глазного яблока, создавая, таким образом, внутриглазное давление. Через внутриглазные жидкие среды осуществляются обменный процессы внутри глаза. Световые лучи, попадающие в глаз, преломляются в его средах и, достигая сетчатки, воздействуют на светочувствительные клетки (колбочки и палочки). Возникает нервное возбуждение, которое по волокнам зрительного нерва направляется в кору головного мозга, где и создается зрительный образ воспринимаемого объекта. Глаза при правильном формировании структуры сред обеспечивают видение объектов не только расположенных спереди, но сбоку, сверху и снизу на разном расстоянии (пространство, которое видит вокруг себя человек, называется полем зрения).



Для отчетливого видения необходимо, чтобы световые лучи пересекались на сетчатке в области так называемого желтого пятна. Это достигается согласованными движениями глаз и способностью хрусталика изменять кривизну, в соответствии, с чем изменяется степень преломления попадающих в глаз лучей. В офтальмологии этот процесс называют аккомодацией. Она осуществляется с помощью цилиарной мышцы. В результате сокращения и расслабления цилиарной мышцы изменяется кривизна хрусталика, что позволяет человеку одинаково четко видеть предметы, расположенные на близком и далеком расстоянии от глаза.

По определению офтальмологов, близорукость, или миопия (от греческого «мио» - щуриться и «опсис» - взгляд, зрение), - такое состояние рефракции* глаза, при котором отдаленно расположенные предметы различаются плохо. Объясняется это изменением степени преломления лучей, идущих от расположенных вдали объектов: их пересечение происходит перед сетчаткой, т.е. световые лучи не попадают в район желтого пятна, в связи, с чем и предметы воспринимаются расплывчато.

Если студент, ранее хорошо видевший, перестает четко различать отдаленный предмет (у него например, возникает желание приблизить книгу к глазам или приблизится к тексту, написанному на доске в учебной аудитории, а также сесть ближе к экрану телевизора и т.д.), нужно срочно обратиться к окулисту. Оставленные без внимания, эти первоначальные признаки ухудшения зрения вызывают ощущение тяжести в глазах, головную боль и чувство нарастающей усталости при зрительной работе.

* Рефракцией называется общая оптическая сила глаза. Различают три вида рефракции: соразмерную - эмметропическую (нормальное зрение), дальнозоркую – гиперметропическую (плохо различаются близко - расположенные предметы, а отдаленные – хорошо) и близорукую – миопическую.

Перенапряжение аккомодационного аппарата, возникающее при этом, может привести в свою очередь к серьезным изменениям в структурах глаза. Особенно внимательными к появлению перечисленных ощущений должны быть те студенты, в семьях которых уже есть близорукие, так как в 30% случаев миопия наследуется. Им рекомендуется, кроме запланированных профилактических медицинских осмотров, самостоятельно посещать врача-окулиста не реже одного раза в учебном году с целью более раннего выявления начальной близорукости.

При напряженной и длительной зрительной работе, характерной для периода обучения в высших учебных заведениях, нужно следить за правильным расположением источника света. Современные аудитории для лекций и практических занятий студентов освещены в соответствии с гигиеническими нормами, столы и стулья в них расположены с учетом тех же требований (окна слева от сидящего). Поэтому самому студенту нужно правильно выбрать место в аудитории по отношению к доске и преподавателю, чтобы не только хорошо слышать лекционный материал, но и без ощутимого зрительного напряжения воспринимать иллюстрации к нему.

Не менее важно соблюдать требования освещенности при самостоятельных занятиях. Для выполнения работ, связанных с чтением, конспектированием, черчением, требуется внимание к выбору места по отношению к источнику света (окну, светильнику). В соответствии с гигиеническими нормами необходимо рабочее место располагать как можно ближе к окну и садиться так, чтобы свет падал слева, а настольную лампу – таким образом, чтобы свет от нее падал слева только на рабочую поверхность и глаза оставались в тени. Электрическая лампочка в настольном светильнике должна быть не менее 60Вт и иметь непрозрачный колпак.

Расстояние от глаз до книги, тетради или чертежной доски должно быть не менее 30-33 см. Оно предопределяет оптимальные условия для работы цилиарной мышцы и позволяет сидеть, не сутулясь. При чтении нельзя держать книгу на груди или на коленях, склонив голову. В этом положении затрудняется и дыхание, и кровоснабжение органов головы и шеи. По той же причине не рекомендуется читать лежа. Н е менее вредно для зрения чтение при неустойчивом положении текста, что наблюдается во время езды в транспорте.
Методический блок


  • Тема: Гимнастика зрения




  • Вид занятия: практическое




  • Форма занятия: малая форма оздоровительной гимнастики, направлена на решение частных задач в рамках функционирования отдельной системы организма и может быть отнесена к одной из разновидностей «комнатной гимнастики»




  • ^ Цель: снятие усталости глаз, укрепление мышечной системы глаза, профилактика заболеваний




  • Задача: восстановление и нормализации зрительного анализатора, профилактика утомления




  • Мотивация: общее утомление, снижение остроты зрения, дискомфорт в зрительной деятельности, сопутствующие негативные ощущения и др.




  • Средства: комплексы двигательных заданий, включающие гимнастические упражнения общеразвивающего характера и специальные упражнения для глаз




  • Место проведения: учебные кабинеты




  • Время: от 5-10 - 30 минут, что зависит от конкретных задач и структуры занятия



^ ХОД ЗАНЯТИЯ
Систематично гимнастику для глаз можно представить так:
1.) Расслабление – пальминг (читать в приложении Б) Пальминг стр.- 15-19)

Начинать занятие рекомендуется с пальминга. Сесть удобно, расслабиться, поставить локти

на стол, парту. Сложить ладошки (кисти) домиком и положить на глаза. Перед этим согреть

руки, потерев ладонь о ладонь. Представить что-то черное, приятное, черную поверхность

любого предмета.
2.) Упражнения связанные с соляризацией – соляризация (читать в приложении В) Соляризация

стр.- 20)
3.) Сама гимнастика, тренировка глазных мышц, (-комплекс №1 – стр.9, комплекс №2 – стр.10,

комплекс №3 – стр11-13, комплекс №4 – стр.27-28)




^ Комплекс упражнений № 1


№№

П/П

Исходное положение

Содержание

упражнений

Количество

повторений

Методические

указания

1.

Сидя, локти опираются на стол

Пальминг. Глаза закрываются веками и прикрываются ладонями, чтобы свет не проникал в глаза, но и никакого давления на них не было. Ладони спокойно лежат на скулах, а пальцы находятся на лбу

30сек.-1 мин

Во время пальминга вы должны ощущать полный комфорт, тепло и уют.

Старайтесь полностью расслабиться, избавиться от напряжения мышц лица, шеи, плеч и других частей тела.

2.

Сидя, спина прямая, смотреть вперед

«Крест»

Движения глазами- вверх, вниз; вправо, влево.

по 10 раз

Голова не подвижна.

3.

Сидя

«Бабочка»

закрыть глаза (крепко их зажмурить) открыть и поморгать

15 сек.

Вверх, вниз как бабочка (легкое моргание). Для активирования мышц век.

4.

Сидя, спина прямая, смотреть вперед

«Круг»

Движения глазами по кругу.

5-6 раз по часовой стрелке и против

Амплитуда движений –максимальная.

5.

Сидя

«Бабочка»- закрыть глаза (крепко их зажмурить) открыть и поморгать

15 сек.

Вверх, вниз как бабочка (легкое моргание). Для активирования мышц век.

6.

Сидя, спина прямая, смотреть вперед

«Змейка или пружинка»

Движения глазами. Начинать упражнение с любой стороны (с хвоста или с головы змейки)

5-6 раз в одну и другую сторону

Вверх-вниз, брюшко-спинка

7.

Сидя

«Бабочка»- закрыть глаза (крепко их зажмурить) открыть и поморгать

15 сек.

Вверх, вниз как бабочка (легкое моргание). Для активирования мышц век.

8.

Сидя, локти опираются на стол

Пальминг. Глаза закрываются веками и прикрываются ладонями, чтобы свет не проникал в глаза, но и никакого давления на них не было. Ладони спокойно лежат на скулах, а пальцы находятся на лбу

30сек.-1 мин

Во время пальминга вы должны ощущать полный комфорт, тепло и уют.

Старайтесь полностью расслабиться, избавиться от напряжения мышц лица, шеи, плеч и других частей тела.



Рекомендации: количество упражнений и их повторение зависит от предоставленного времени на комплекс. Обязательно начало и конец комплекса заканчивать упражнением «пальминг». После каждого упражнения выполнить упражнение «Бабочка» для активирования мышц век.

^ Комплекс упражнений № 2


№№

П/П

Исходное положение

Содержание

упражнений

Количество

повторений

Методические

указания

1.

Сидя, локти опираются на стол

Пальминг. Глаза закрываются веками и прикрываются ладонями, чтобы свет не проникал в глаза, но и никакого давления на них не было. Ладони спокойно лежат на скулах, а пальцы находятся на лбу

30сек.-1 мин

Во время пальминга вы должны ощущать полный комфорт, тепло и уют.

Старайтесь полностью расслабиться, избавиться от напряжения мышц лица, шеи, плеч и других частей тела.

2.

Сидя,

спина прямая, смотреть вперед

«Циферблат часов»

посмотреть на 3 часа, на 6, на 9, на 12 и повторить

5-6 раз

по часовой стрелке и против часовой

Движение выполнять только глазами

3.

Сидя

«Бабочка» -закрыть глаза (крепко их зажмурить) открыть и поморгать

15 сек.

Вверх, вниз как бабочка (легкое моргание). Для активирования мышц век.

4.

Сидя, спина прямая, смотреть вперед

«Квадрат»

С нижнего правого угла –вверх в в

верхний правый угол; затем в верхний левый угол, из левого верхнего угла в левый нижний и замкнуть квадрат в правом нижнем углу.

5-6 раз

по часовой стрелке и против часовой



5.

Сидя

«Бабочка»- закрыть глаза (крепко их зажмурить) открыть и поморгать

15 сек.

Вверх, вниз как бабочка (легкое моргание). Для активирования мышц век.

6.

Сидя, спина прямая, смотреть вперед

«Восьмерка» - с нижнего левого угла в правый верхний угол, с правого верхнего угла в нижний правый, с правого нижнего угла в верхний левый угол; с левого верхнего угла в нижний левый угол

5-6 раз

по часовой стрелке и против часовой



7.

Сидя

«Бабочка»- закрыть глаза (крепко их зажмурить) открыть и поморгать

15 сек.

Вверх, вниз как бабочка (легкое моргание). Для активирования мышц век.

8.

Сидя, локти опираются на стол

Пальминг. Глаза закрываются веками и прикрываются ладонями, чтобы свет не проникал в глаза, но и никакого давления на них не было. Ладони спокойно лежат на скулах, а пальцы находятся на лбу

30сек.-1 мин

Во время пальминга вы должны ощущать полный комфорт, тепло и уют.

Старайтесь полностью расслабиться, избавиться от напряжения мышц лица, шеи, плеч и других частей тела.



^ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ № 3

(Рекомендовано выполнять в данной последовательности.)
Упражнения в тренировке глазных мышц
Тренируем наружные прямые мышцы.
1. Движение глазами «Крест» - вверх, вниз, вправо, влево по 10 раз. Можно представить карту

( З, В, С, Ю).

  • после каждого упражнения - закрыть глаза (крепко их зажмурить) открыть и поморгать, вверх, вниз как бабочка (легкое моргание). Для активирования мышц век.


2. Движение глазами «Циферблат часов» - посмотреть на 3 часа, на 6, на 9, на 12 и обратно по 5-6

раз в каждую сторону.

  • Зажмурить, открыть и поморгать.


3. Движение глазами «Восьмерка» - с нижнего левого угла в правый верхний угол; с правого

верхнего угла в нижний правый; с правого нижнего угла в

верхний левый угол; с левого верхнего угла в нижний левый

угол по 5-6 раз в каждую сторону.

  • Зажмурить, открыть и поморгать.


4. Движение глазами «Круг» или представить арену цирка.- 5-6 раз по часовой стрелке и против

часовой стрелки.

  • Зажмурить, открыть и поморгать.


5. Движение глазами «Квадрат» по 5-6 раз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

  • Зажмурить, открыть и поморгать.


6. Движение глазами «Змейка или пружинка» начало с любой стороны (с хвоста или с головы)

по 5-6 раз в одну и другую сторону. Вверх-вниз, брюшко-спинка.

  • Зажмурить, открыть и поморгать.

СОЛЯРИЗАЦИЯ
Обязательно после тренировки наружных мышц провести соляризацию.
1. Смотреть на любой поток света. (Свеча, лампа)

-выполнение: Повернуть голову в любую сторону от света. Повторить

несколько раз.

2. Эффект проплывающей свечи.

-выполнение: Плавно поворачивать голову в одну и другую сторону мимо

потока света.

Обязательно после соляризации провести пальминг.

Упражнения в тренировке аккомодации
Тренируем внутренние мышцы.

1. Упражнение «Точка на стекле» размер точки 2-3мм

-выполнение: сесть у окна, от точки на 30-35 см фиксируя взгляд, то на точку, то на горизонт

или дальний объект за окном. Смотреть 5 секунд на точку на стекле затем 10 секунд на

далекий объект.

Самостоятельная тренировка: в течение 9 дней затем перерыв на одну неделю.

-выполнение: 3 дня по 5 мин., 3 дня по 10 мин, 3 дня до 15 мин.
2. Упражнение « Смотрим на предмет вблизи, вдали»

-выполнение: стоя (прямо) вытянуть руку с указательным пальцем вперед на 30 см от глаз.

смотреть 10 сек на палец правой руки, затем опустить руку, смотреть 10 сек вперед перед

собой.
3. Упражнение: «Раздвоение»

-выполнение: стоя (прямо) или сидя, вытянуть руку с указательным пальцем вперед на 30-35см

от глаз смотреть на палец. Приближать палец к носу до его двоения и возвращать назад до

исходного положения. Форсировать упражнения не следует, начинать от нескольких минут.
Тренируем отводящие мышцы.

1. Упражнение: Голова и плечи фиксированы, не движутся.

- выполнение: Поставить перед глазами ладонь с растопыренными пальцами правой руки, руку

отвести вправо к уху на максимально дальнее расстояние, до тех пор, пока видно пальцы.

Следить за ладонью глазами. Выполнить 5-6 раз. Затем левой рукой, в левую сторону.



^ Упражнения на расслабление
1. Упражнение «Большие повороты». (Стоя у окна) 2 раза в день

- выполнение: Поворачивать голову и плечи в правую сторону и в левую. Выполняя поворот в

правую сторону, приподнимается пяточка правой ноги и наоборот. Достичь состояния

проплывающего окна. Выполнять достаточно долго 60-100 раз.
2. Упражнение: «Частокол». Поставить обе ладошки перед глазами с растопыренными пальцами

на расстоянии 30см от глаз.

- выполнение: Поворачивать шею вправо, влево, глаза не фиксируются на пальцах. Добиться

состояния проплывающих ладошек. 3мин.
3.Упражнение: Поставить указательный палец перед глазами на расстоянии 30см.

-выполнение: Поворачивая голову посмотреть с одной стороны пальца, затем с другой. 3 мин.


Упражнения на представление
1. Упражнение: Сидя с закрытыми глазами, или положить ладошки на глаза.

- выполнение: Представить простой объект и писать носом

  • буквы алфавита,

  • цифры,

  • простые рисунки: дом, цветок и т.д.


Упражнения на расширение поля зрения
1. Упражнение: «Четко - расплывчато»
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое пособие Дисциплина: физическая культура Специальность iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета физической культуры и спорта ннгу, обучающихся по направлению...
Методическое пособие Дисциплина: физическая культура Специальность iconМуллер А. Б. Физическая культура / А. Б. Муллер, Н. С. Дедичкина, Ю. А. Богащенко
Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М....
Методическое пособие Дисциплина: физическая культура Специальность iconМетодическое пособие для проведения практического занятия по теме: «фразеология»
Данное методическое пособие составлено в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Русский язык и культура речи» и соответствует...
Методическое пособие Дисциплина: физическая культура Специальность iconПеречень
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (бакалавр) 034400. 62
Методическое пособие Дисциплина: физическая культура Специальность iconНаправления подготовки Бакалавриат
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
Методическое пособие Дисциплина: физическая культура Специальность iconК Правилам приема в Российский государственный
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)1,2 (бакалавр) 034400. 62
Методическое пособие Дисциплина: физическая культура Специальность iconМетодическое пособие Челябинск 2005 Моцаренко Наталья Васильевна....
...
Методическое пособие Дисциплина: физическая культура Специальность icon№80 с углубленным изучением отдельных предметов на 2011-2012 учебный год физическая культура
Программа «Физическая культура» 1-11кл/под ред. А. П. Матвеева. М.: Просвещение, 2006-2007г
Методическое пособие Дисциплина: физическая культура Специальность iconСогласовано” Заместитель Министра Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму
Общая характеристика специальности 022500 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая...
Методическое пособие Дисциплина: физическая культура Специальность iconУчебно-методическое пособие Дисциплина: «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Учебно-методическое пособие адресовано студентам, изучающим дисциплину «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница