® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от двух до трёх лет




Скачать 259.02 Kb.
Название® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от двух до трёх лет
Дата публикации22.04.2013
Размер259.02 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Информатика > Документы
Каждый ребёнок может читать – у вас в библиотеке®

Семинар «Начальная грамотность»

Для детей в возрасте от двух до трёх лет
Вступление для ведущих
Современные исследования показывают, что родители и лица, осуществляющие уход за детьми, играют ключевую роль в развитии начальных навыков языка и грамотности у детей, начиная с их рождения.
Материалы исследований вопросов раннего детского возраста и начальной грамотности часто бывают трудодоступны как для родителей, так и для диц по уходу – а иногда и для работников библиотек. Ассоциация общественных библиотек и Ассоциация библиотечных служб для детей, совместно с Национальным институтом здоровья ребёнка и развития человека (национальные институты здоровья), объединили свои усилия для того, чтобы предоставить важную инфорацию о начальной грамотности системам библиотек по всей стране. Библиотеки будут играть ключевую роль в распространении информации о значении начальной грамотности среди родителей, детских дошкольных учреждений, программ дошкольного образования, защитников интересов детей и политических лидеров.
Информируя родителей и население вашего района в целом о том, что вы являетесь источником информации о начальной грамотности и методиках её развития, вы тем самым превращаете вашу библиотеку в партнёра по достижению общей социальной задачи – помочь детям достичь успехов в чтении и учении.
Воспользовавшись ресурсами данного вебсайта, вы сможете узнать о той решающей роли, которую библиотеки играют в подготовке детей к чтению, и проинформировать об этом население вашего района.

^ Как пользоваться данным сценарием для проведения семинара

«Начальная грамотность для детей в возрасте от двух до трёх лет»:

■ Используйте данный сценарий как руководство для проведения презентаций для родителей и лиц, осуществляющих уход за детьми

■ Вы можете заменить книжки и стихи на материалы, с которыми вы или ваша аудитория наиболее знакомы.

■ На этом вебсайте вы также найдёте сценарии, содержащие дополнительную информацию, которую вы можете включить в свою презентацию. Используйте эти сценарии в том случае, если вы считаете, что они больше подходят для вашей аудитории. Дополнительные материалы обозначены в сценарии знаком .

■ Инструкции для ведущего приводятся в скобках: [ ]

■ Упражнения, которые проводятся с участием аудитории, обозначены знаком:

■ Брошюры и плакаты «Каждый ребёнок может читать» можно заказать в Ассоциации общественных библиотек (PLA). Брошюры можно также загрузить с вебсайта.

■ Дополнительную информацию и помощь можно получить, купив и просмотрев обучающий DVD-диск. Счётчик времени на диске обозначен следующим образом:


0:01:01

Предпосылки создания программы

Умение читать и писать необходимо для успеваемости в школе. Дети, хорошо умеющие читать, обычно учатся лучше других.
Исследования указывают на взаимосвязь между совместным чтением, развитием языка и успехами в чтении. Дети, которым читают книги с раннего возраста, к четырём годам имеют более высоко развитые языковые навыки. У них также проявляется повышенный интерес к книгам и занятиям, связанным с чтением. Интерес ребёнка к чтению является важным индикатором дальнейших успехов в области чтения.
Цели в области начальной грамотности для двух- и трёхлетних детей

■ Дайте определение начальной грамотности и объясните её значение.

■ Укажите шесть навыков, необходимых для чтения, которые помогают ребёнку научиться читать.

■ Введите понятие «диалогического чтения» как способа развития у детей навыков до обучения чтению родителями и лицами по уходу. Продемонстрируйте, как проводить диалогическое чтение при чтении книг с картинками.

■ Предложите идеи о том, как сделать совместное чтение книг приятным занятием, для того чтобы родители и дети чаще читали вместе.

■ Порекомендуйте подходящие для данного возраста книги, стихи и другие материалы.
Организация семинаров

Ассоциация общественных библиотек и Ассоциация библиотечных служб для детей (PLA и ALSC) дают следующие рекомендации по проведению семинара:

■ На каждый семинар вы можете записать до 35 человек. Занятия предназначены для родителей и лиц, осуществляющих уход за детьми, но дети могут на них присутствовать. Приготовьте книжки и игрушки на тот случай, если на семинаре будут дети.

■ По возможности, семинар должен проводиться в отдельной комнате.

■ Проводите семинар и в дневное время, и по вечерам или в выходные, для того чтобы на него могли прийти и родители, сидящие дома с детьми, и те, кто работает.

Вам потребуется:

Плакат «Каждый ребёнок может читать» (в наборе, либо их можно заказать отдельно)
Материалы для раздачи:

Брошюры для детей, уже умеющих говорить «Каждый ребёнок может читать» (в наборе, либо их можно заказать отдельно)
Материалы [При желании вы можете ^ ЗАМЕНИТЬ ИХ СВОИМИ]

«Новая дорога» (Гиббонс)

«Мишка Джесси, что ты оденешь?» (Карлстром)

«Прыгай, лягушка, прыгай» (Калан)

«Чуга-чуга чу-чу» (Льюис)

«Бам-бам-бам» (Мерриам)

«Три котёнка» (Голдбоун)

«Цветник» (Бантинг)

«Тише! Таиландская колыбельная» (Хо)

«Матушка Гусыня» - аудиокассета/компактдиск (Шарон, Лоис и Брам)

«Голова и плечи» из цикла «Поём для малышей» (Билл)

Выбранные вами источники информации о том, как подбирать книги для двух- и трёхлетних детей.
Видео:

«Чтение: послушай и скажи» (в наборе, либо их можно заказать отдельно)
Оборудование:

Телевизор и видеомагнитофон или DVD-плэйер

Плакатные листы, скреплённые вверху рейкой, или классная доска
При желании:

Лэптоп с проектором ИЛИ диапроектор (если вы пользуетесь программой powerpoint или слайдами)

«Диалогическое чтение»: информационный листок о вопросах «Что»

«Диалогическое чтение»: информационный листок о вопросах, требующих развёрнутого ответа, и способах детализации

Закладка «Чтение: послушай и скажи»

Библиография о начальной грамотности

«Слишком много шума» (МакГаверн) и фтровая доска

«Как ты чистишь?» (Фриманн)

«Алфавит на ферме» (Миллер)

«От А до Z Киппера» (Инкпен)

«Бенни печёт торт» (Райс)
Каждый ребёнок может читать – у вас в библиотеке®

^ Семинар «Начальная грамотность»

Для детей в возрасте от двух до трёх лет

План и сценарий программы


0:36:38

Приветствие и вступление
[^ ПОПРИВЕТСТВУЙТЕ РОДИТЕЛЕЙ И ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УХОД ЗА ДЕТЬМИ. Вы рады, что они пришли. Сделайте краткое вступление о библиотечных службах и ресурсах.]
Данный семинар посвящён начальной грамотности и способам ознакомления и приучения маленьких детей к книгам и языку.
Давайте начнём со стихотворения, которое нравится вашим детям. Если занятия книжками и языком будут интересными, детям захочется заниматься ими чаще.


0:37:03

1:15:03 Подсказка: что делать, если я не пою?

☼ [^ ПРОДЕМОНСТРИРУЙТЕ это стихотворение или ваш любимый стих

или песню]

Пять утят
Родители могут помочь детям помочь детям достичь успехов в чтении и учении, если будут заниматься с ними с рождения. Вы дадите своему ребёнку преимущество на всю жизнь, если вы сейчас начнёте прививать ему любовь к книгам и чтению.
[ДАЙТЕ родителям и лицам по уходу информацию о предпосылках создания программы.]

Для того, чтобы иметь хорошую успеваемость в школе, необходимо научиться читать и писать.

Дети, хорошо умеющие читать, учатся в школе лучше других.
^ Дети могут начать подготовку к обучению чтению задолго до того, как они пойдут в школу.

Вы уже сейчас можете научить своих двух- и трёхлетних детей важным навыкам подготовки к чтению. Тогда вашему ребёнку легче будет научиться читать, когда он или она пойдёт в школу.
Исследования показывают, что дети, которым читают книги с раннего возраста, к началу школы имеют более обширный словарный запас и более развитые языковые навыки.
У детей также появляется повышенный интерес к книгам. Дети, которые любят, чтобы им читали книги, скорее всего и сами захотят научиться их читать. Интерес ребёнка к чтению является важным индикатором успехов в чтении в будущем.

[Источник: Адам Пэйн, Гровер Уайтхерст и Андреа Анджелл. «Роль грамотного домашнего окружения в развитии языковых навыков у детей дошкольного возраста из малоимущих семей». Ежеквартальное издание «Исследование детей в раннем возрасте», том 9, выпуски 3-4 (1994), стр.422-440.]
[ОБЪЯСНИТЕ, чему научатся родители.]

  • Мы поговорим о том, чем вы можете заниматься с ребёнком с самого раннего возраста, для того чтобы помочь ему или ей развить навыки начальной грамотности.

  • Мы расскажем вам о шести очень важных навыках, которым вы можете начать учить ребёнка сейчас, чтобы помочь ребёнку быть готовым научиться читать, когда он или она пойдёт в школу.

  • Мы покажем вам, как нужно читать книжки с картинками с двух- и трёхлетними детьми, для того чтобы значительно ускорить развитие языка.

  • Мы порекомендуем вам замечательные книжки, песни и словесные игры, которые помогут подготовить вашего ребёнка к обучению чтению.


Родители и лица, осуществляющие уход за ребёнком, играют решающую роль в подготовке детей к чтению, потому что:

  • Вы лучше всего знаете своего ребёнка и можете учить его теми способами, которые ему легче всего усваивать.

  • Маленькие дети лучше всего учатся новому посредством участия в действии и любят делать это с ВАМИ.

  • У маленьких детей объём внимания, как правило, очень небольшой, и они любят повторять любимые занятия. Вы можете читать ребёнку и проводить игры по развитию грамотности в небольшие промежутки времени в течение дня.

  • Родители являются потрясающими образцами для подражания – если дети видят, что вы цените и любите чтение, они последуют вашему примеру.

  • Дети лучше всего учатся новому посредством участия в действии и любят делать это с ВАМИ. Поэтому вы должны читать им книги каждый день.


Развитие навыков начальной грамотности посредством раннего опыта с книгами и рассказами историй тесно связано с успехом ребёнка при обучению чтению в будущем. Чем раньше вы начнёте читать своим детям книжки, тем лучше у них будут развиваться навыки языка и чтения.

Источник:

[Источник: Катрин Сноу. «Контакты грамотности: чему дети учатся при чтении книг» в книге У.Х.Тил «Азы грамотности: письмо и чтение», Норвуд]
Дети в возрасте от двух до трёх лет и без того познают язык и готовятся к обучению чтению. Чем ваши дети обычно занимаются в течение дня?


0:37:50


1:17:11 Подсказка: как ускорить ответы?
Чем занимаются в возрасте от двух до трёх лет?

Представьте себе двух- и трёхлетних детей.

Чем они обычно занимаются? Чем обычно занимаетесь с ними вы?

[^ НАПИШИТЕ ОТВЕТЫ на одном из скреплённых вверху рейкой плакатных листов

или на доске] Ответы могут быть такие:

они умеют говорить

они умеют писать каракулями

цвета

формы

петь песни

переворачивать страницы книжки

разговаривать о картинках

делать вид, что читают

задавать много вопросов


Все эти занятия связаны с начальной грамотностью!

[
0:38:33
ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ начальной грамотности. Покажите определение на плакате, доске или слайде программы powerpoint (можно загрузить с вебсайта)]

Возможно, вы уже знакомы с этим термином. Мы будем пользоваться следующим определением:

Начальная грамотность – это то, что дети знают о чтении и письме ещё до того, как они могут читать или писать. [ПОВТОРИТЕ определение.]
В
0:38:42
ВЕДИТЕ шесть навыков подготовки к чтению


[^ ПОКАЖИТЕ ПЛАКАТ «Шесть предварительных навыков для подготовки к чтению, которым ребёнок может учиться с рождения» или слайд powerpoint]

[РАЗДАЙТЕ брошюру «Руководство по начальной грамотности для родителей: будущие читатели, дети в возрасте от двух до трёх лет» ]

РАЗДАЙТЕ список библиографии о начальной грамотности (по вашему усмотрению)
Исследования показали, что до обучения чтению дети должны усвоить шесть навыков. Родители могут с самого раннего возраста учить своих детей следующим навыкам:

Мотивация в отношении печатного шрифта

Фонологическая осведомлённость

Словарный запас

Повествовательные способности

Узнавание шрифта

Узнавание букв
^ [РАССКАЖИТЕ О КАЖДОМ ИЗ НАВЫКОВ]


0:38:46

МОТИВАЦИЯ В ОТНОШЕНИИ ПЕЧАТНОГО ШРИФТА - это интерес и любовь ребёнка к книгам.



Почему интерес и любовь детей к книгам имеют большое значение?

Детям, которым нравятся книги и чтение, любопытно узнать о том, как научиться читать. Они будут больше читать.
Исследования показали, что если взаимодействие, связанное с книгой, отрицательное (сиди смирно и слушай, грубая лексика), маленькому ребёнку меньше нравится чтение и сами книги. Он связывает отрицательное взаимодействие с книгой и чтением. Если совместное чтение книги приятно и для родителя, и для ребёнка, ребёнок будет более внимателен и будет лучше реагировать. Чем приятнее совместное чтение книги, тем регулярнее и чаще оно будет происходить.

[
1:25:26 Подсказка: как продемонстрировать на книге?
Источник: Адриана Бас, Джей Бельски, Маринус Х. Ван Жзендум, Кис Крник. «Привязанность к чтению и его закономерности: исследование матерей, отцов и их малышей», ежеквартальное издание «Исследование детей в раннем возрасте», 12,81-98 (1997)]
[ПРОЧИТАЙТЕ отрывок из любимой книги, ДЕМОНСТРИРУЯ, как читать

весёлым голосом. Например: «Мишка Джесси, что ты оденешь?» (Нэнси Карлстром) ]
^ Что родители могут сделать для того, чтобы их двух- и трёхлетним детям нравились книжки и они хотели больше читать?

  • Читайте чаще и сделайте это занятие приятным.

  • Убедитесь в том, что и вы, и ваш ребёнок в хорошем настроении, для того чтобы опыт был положительным.

  • Прекратите чтение, если рабёнок устал или потерял интерес.


ф
0:39:31
онологическая осведомлённость
– это способность различать звуки, составляющие слова, и играть с ними.


Маленькие дети намного лучше слышат различные звуки или фонемы, чем взрослые. Поэтому дети могут легко выучить несколько иностранных языков в раннем возрасте.

Какое значение имеет способность детей различать отдельные звуки в словах?

Способность слышать начальные и конечные звуки в словах поможет детям проговаривать слова по слогам, когда они начнут читать.
^ Что могут предпринять родители, для того чтобы помочь двух- и трёхлетним детям научиться слышать звуки, составляющие слова, и играть с ними?

Самый лучший и самый приятный способ – петь и рассказывать детские стишки и петь песни.

 Когда ребёнок слышит рифмованные слова, это помогает ему осознать, что слова состоят из

меньших по размеру составных частей.

  • В песнях, как правило, на каждый слог есть отдельная нота. Это помогает ребёнку разбивать слова на составляющие. Пойте ребёнку всё время, во время обычных ежедневных занятий, например, когда вы его купаете, одеваете, убираете игрушки и т.д. Придумывайте свои собственные песенки.


^ S1

[НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ ЭТИХ СТИХОТВОРЕНИЙ ИЛИ ПЕСЕН, либо на примере своей любимой песни или стихотворения покажите, как стихи и песни помогают детям слышать звуки и играть со звуками в словах]

«Голова и плечи» из цикла «Поём для малышей» (Билл)

«Мисс Маффет» или «Малютка паучок» (из «Матушка Гусыня» - аудиокассеты - Шарон, Лоис и Брам)

Отрывок из книги стихов, например, «Цветник» (Ив Бантинг)

Отрывок из книги звуков, например, «Тише! Таиландская колыбельная» (Хо – звуки различных животных в разных культурах)

^ [ПРИ ЖЕЛАНИИ: ПОПРОСИТЕ АУДИТОРИЮ прочитать любимое стихотворение.]
С
0:39:58
ЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
- это знание названий вещей

П
S2
очему дети должны слышать обширный словарный запас и знакомиться с разннобразными словами
?


  • Чтобы понимать, что они читают, дети должны знать значения слов.

  • Судите сами: если вы уже где-то слышали какое-то слово, вы сможете его правильно прочитать. Вы скажете его по слогам. Чем больше слов слышит ребёнок, тем легче ему будет делать это сопоставление, когда он будет читать.


См. началь-ная речь

0:16:36

[^ ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР ПРОГОВАРИВАНИЯ ПО СЛОГАМ СЛОВА «МОРКОВЬ». Напишите «морковь» на плакатном листе или на доске. Когда вы проговариваете это слово по слогам, вы не будете знать, правильно ли вы его произносите, если вы раньше никогда не слышали этого слова.]
^ Как родители могут помочь детям от двух до трёх лет освоить словарный запас?

Говорите с детьми и читайте им. Чтение имеет особое значение для развития у детей словарного запаса, потому что, когда вы читаете им книжки, они слышат больше новых слов.

■ Называйте вслух эмоции, и свои, и ребёнка. Это поможет ребёнку научиться выражать свои ощущения и меньше расстравиваться.

■ Вместо того, чтобы заменять незнакомые слова на знакомые, объясните их значение ребёнку. Это развивает словарный запас.
☼ [^ ПРОЧИТАЙТЕ отрывок из книжки «Бам-бам-бам» или из какой-то другой книжки по вашему усмотрению, демонстрируя, как в книгах встречаются слова, которыми родители и лица по уходу не пользуются в разговоре с детьми.

^ НА ПРИМЕРЕ книги «Новая дорога» ( Гейл Гиббонс) или другой нехудожественной книги покажите, как нехудожественные книги также помогают введению новых слов и развитию словарного запаса ребёнка.]
Если ваш родной язык – не английский, исследования показывают, что лучше всего, если вы будете говорить с ребёнком на том языке, который знаете лучше всего. Это позволяет ребёнку слышать более правильную речь, а вам – объяснить ему то, что вам трудно было бы объяснить по-англйски. Знакомясь с новыми понятиями и обсуждая мысли и идеи, ребёнок упражняет свой мозг. Когда он пойдёт в школу, он сможет перевести то, что уже знает, и ему не придётся одновременно осваивать и новое понятие, и его название на английском.

[Источник: Паттон О.Таборс. «Один ребёнок, два языка». Балтимор, Мэрилэнд: Пол Х. Брукс, 1997.]

^ У
0:41:13
знавание шрифта
– когда ребёнок везде замечает печатный шрифт; знает, как обращаться с книгой; знает, как следить за словами на странице.

Какое значение имеет узнавание шрифта

  • Дети должны быть знакомы с тем, как обычно построена книга: у книги есть обложка, мы начинаем читать её вверху страницы и слева направо (в английском и многих других языках), в книгах есть слова и картинки, рассказывающие историю. Мы читаем текст/шрифт на странице, а не картинки.




  • Когда дети начинают чувствовать себя комфортно с книгой, они могут сосредоточить своё внимание на чтении.



Как родители могут помочь детям научиться узнавать шрифт и понять, как устроены книги?

  • Обращайте внимание ребёнка на указатели и другой печатный шрифт вокруг вас и читайте его ребёнку (указатели стоп и т.д.) Говорите с ребёнком о дорожных знаках, когда вы едите в машине или гуляете, и о надписях в магазине.

  • Во время чтения время от времени показывайте на слова, чтобы ребёнок знал, что вы читаете текст, а не картинки.

  • Когда вы читаете ребёнку книжку, разрешите ему переворачивать страницы.

  • Если в книге есть слово или фраза, которые часто повторяются, найдите их на странице и попросите ребёнка их сказать, в то время как вы будете указывать на соответствующий текст.

  • Возьмите книгу вверх ногами и проверьте, заметит ли ребёнок, что её нужно перевернуть.


у
0:42:06
знавание букв
– это понимание того, что буквы отличаются друг от друга, имеют разные названия и соответствуют разным звукам.

Какие значение имеет узнавание букв?

Чтобы читать напечатанные слова, дети должны понимать, что слово состоит из нескольких частей меньшего размера, т.е. из отдельных букв, и что каждая буква имеет своё название и соответствует определённому звуку.
Как родители могут помочь детям узнать о буквах?

Умение отличать одну букву от другой требует умения различать формы букв. Помогая двух- и трёхлетним детям научиться различать отдельные формы и понять, что значит «разные» и «одинаковые», вы тем самым готовите их к обучению алфавиту.

  • О
    S3
    бращайте внимание ребёнка на формы игрушек и других предметов. «Этот мяч круглый». (Дайте ребёнку пощупать мяч и округлость его формы). «У этого кубика острые углы».

  • Поговорите с ребёнком о том, что некоторые предметы одинаковые, а некоторые – разные.

  • На примерах простых головоломок покажите ребёнку различные формы предметов.

  • Читайте с ним книжки про алфавит и пойте песенку про алфавит, для того чтобы он усваивал буквы.

  • Играйте с пластмассовыми буквами на магнитах или лепите буквы из глины или пластилина.

Говорите с ребёнком про буквы, которые его больше всего интересуют – например, про первую букву его или её имени. Например, если имя ребёнка начинается с буквы «Т», помогите ему найти Т на вывесках, упаковках продуктов питания, почтовых отправлениях и т.д. Если вам встретится слово, которое начинается с буквы Т, скажите это слово и попросите ребёнка повторить его за вами. Спросите его, что ещё начинается с буквы Т. Повторяйте эти упражнения с начальными буквами других предметов или занятий, которые ваш ребёнок любит.

  • Используйте так называемый «шрифт окружающей среды» - обращайте внимание на буквы на вывесках и указателях.


^ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ – это умение описывать предметы и явления и рассказывать истории.


0:42:39

П
S4
очему повествовательные способности важны для обучения чтению
?


Умение рассказать о том, что произошло в истории, и объяснить происшедшее, помогает ребёнку понять смысл того, что он или она читает. Хорошие повествовательные способности являются залогом хорошего понимания прочитанного.
Как родители могут помочь своим двух- и трёхлетним детям развить повествовательные способности?

  • Постоянно называйте все предметы, с которыми имеете дело (настоящие и на картинках в книжках)

  • Чаще давайте ребёнку возможность самому говорить с вами, а не только слушать, как говорите вы. Некоторые виды бесед наиболее эффективны для развития навыков повествования. Например:

    • Попросите ребёнка рассказать вам о каком-то событии, происшедшим с ним сегодня; попросите его дополнить свой рассказ деталями, для того чтобы его рассказ принял более развёрнутую форму.

Завадайте ему вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет». Это развивает мышление и улучшает понимание.

    • Сами рассказывайте истории ребёнку, для того чтобы он мог научиться, как их рассказывать.

    • В течение дня говорите с ребёнком о том, что вы делаете.

    • Выберите книжку, которую вы читали много раз. Начните читать её снова, но в определённых местах попросите ребёнка рассказать вам, что произойдёт дальше.

    • П
      S5
      оросите ребёнка рассказать вам историю, пользуясь реквизитом или куклами
      .

    • Попросите ребёнка нарисовать картинку и рассказать вам, что на ней происходит.

    • Когда ребёнок будет постарше, называйте не только предметы, но и действия, чувства и идеи. Самые распространённые чувства – радостный, печальный и сердитый. Подумайте и о менее распространённых чувствах: смущённый, тихий, сонный, завидующий, разочарованный и т.д. Поговорите с ребёнкам о ваших собственных чувствах. Выразите словами те чувства, которые испытывает ваш ребёнок.

  • К
    S6
    огда ребёнок пытается вам что-то сказать, слушайте и будьте терпеливы



0:43:25

1:17:11 Подсказка: как ускорить ответы?
^ [ТЕПЕРЬ ВЕРНИТЕСЬ к списку типичных занятий для двух- и трёхлетних детей. Посмотрите, каким занятиям (продиктованным вам аудиторией) соответсвтует тот или иной навык начальной грамотности. Если вы написали навыки и их определения на плакатном листе или доске, аудитории будет легче сделать сопоставление.]
В
0:43:42
ведение диалогического чтения


То, как мы читаем детям, имеет такое же значение, как и то, как часто мы им читаем. Наиболее распространённый способ чтения – когда взрослый читает книжку, а ребёнок слушает.


1:17:11 Подсказка: как продемонстрировать на книге?

[ПРОЧИТАЙТЕ «Чуга-чуга чу-чу» Кевина Льюиса или «Прыгай, лягушка, прыгай» Роберта Калана – или любую другую книгу на ваше усмотрение – чтобы продемонстрировать, как взрослые обычно читают книги детям.
Существует ещё один способ чтения детям, который способствует развитию у них повествовательных способностей и словарного запаса. Он называется «диалогическим чтением» или способом «послушай и скажи».
При диалогическом чтении взрослый помогает ребёнку рассказать историю. Взрослый превращается в задающего вопросы, слушателя и аудиторию.
Исследование показывает, что диалогическое чтение обладает огромной силой. При проведении тестов на развитие языка у детей, более активно участвоваших в процессе чтения по методу «послушай и скажи», наблюдались более развитые языковые и предшествующие чтению навыки. Дети могут сделать скачок, равносильный нескольким месяцам обучения, буквально после нескольких недель «дилогического чтения».

[Грувер Уайтхерст и др. «Введение чтения с использованием книжек с картинками в дошкольных учреждениях и дома для детей из семей с низким доходом». Психология развития, том 30, № 5 (1994), стр. 679-689.]
Исследование подвтерждает, насколько важным становится выразительный словарный запас, когда дети учатся читать. Те, кто хорошо читают, действительно читают незнакомые слова по слогам, для того чтобы разобраться с их произношением.

[национальный совет по исследованиям. «Предотвращение проблем в области чтения у маленьких детей». Вашингтон, округ Колумбия: National Academy Press, 1998.]


0:44:41

☼ Давайте посмотрим, как диалогическое чтение выглядит на практике. [^ ПОКАЖИТЕ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ видео «Послушай и скажи». Начните с 2:27.]

0:45:24

А теперь давайте сами попробуем почитать методом диалогического чтения (ВОЗЬМИТЕ КНИГУ, которую вы читали до этого.)

[^ ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ участников на один из следующих материалов:

з
1:27:01 Подсказка: как ускорить упражнение?
акладку «Послушай и скажи»

столбец «послушай и скажи» в брошюре «Руководство по начальной грамотности для родителей»

информационный листок «Диалогическое чтение: вопросы «Что»»

[П
0:45:48
^ ОКАЖИТЕ КНИЖКУ
и попросите участников придумать вопросы, реакцию на ответы ребёнка, добавочное описание.]

[При необходимости воспользуйтесь сами и/или раздайте участникам информационный листок для родителей № 1]

Вопросы «Что»

^ Не такие вопросы, на которые можно ответить да/нет

Не такие вопросы, в ответ на которые ребёнок может просто показать на картинку

Похвалите ответ ребёнка

Добавьте к этому ответу описание

Попросите ребёнка повторить

[Попросите участников придумать вопросы и ответы. Вы при этом должны держать перед ними книжку. При желании это упражнение можно проводить в парах.]
☼ На втором этапе диалогического чтения используются вопросы, требующие развёрнутого ответа. Давайте посмотрим.

[
0:46:13
^ ПОКАЖИТЕ ВТОРУЮ ЧАСТЬ
видео, обратите внимание участников на информационные листки, которые вы им раздали, либо раздайте им листки «Диалогическое чтение: вопросы, требующие развёрнутого ответа, и детализация».]
А
0:46:34
теперь давайте почитаем ^ [ВОЗЬМИТЕ КНИГУ, КОТОРУЮ ВЫ ЧИТАЛИ ДО ЭТОГО] и позадаём вопросы, требующие развёрнутого ответа.

[ПОКАЖИТЕ КНИЖКУ и попросите участников придумать вопросы, требующих развёрнутых ответов, ответы ребёнка и добавочные вопросы взрослого
.]

[Воспользуйтесь сами и/или раздайте участникам информационный листок для родителей № 2]
☼ А теперь – ваша очередь! Разбейтесь на пары. Выберите книжку и займитесь диалогическим чтением. Один из вас будет ребёнком, другой будет взрослым. Ребёнок выбирает страницу. Где-то через минуту я попрошу вас поменяться ролями. Не забудьте начать с вопроса «что», похвалить ответ ребёнка, дополнить его ответ, а затем перейти к вопросам, требующим развернутых ответов, и обязательно проводить ассоциации с опытом ребёнка.
^ [КОГДА УЧАСТНИКИ ЗАКОНЧАТ, СПРОСИТЕ: ]

Что вы думаете о диалогическом чтении?

Что показалась вам самым лёгким?

Что было самым трудным?

Д
S7
иалогическое чтение – это отличный способ помочь ребёнку развить навыки, необходимые до обучения чтению
.


Вы по-прежнему можете читать ребёнку всю книжку целиком, не осталанавливаясь, чтобы задать вопросы, для того чтобы он мог услышать весь рассказ целиком. В этом возрасте дети любят, чтобы им читали одну и ту же книжку по многу раз – у вас будет неоднократная возможность позаниматься диалогическим чтением!
Некоторые книги больше подходят для диалогического чтения. Вот несколько советов о том, как лучше подбирать книги.

[^ ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ АУДИТОРИИ НА ЗАКЛАДКУ «ПОСЛУШАЙ И СКАЖИ».]
Попробуйте говорить с ребёнком таким образом, даже если вы не читаете при этом книжку.

Задавайте ребёнку вопросы и выслушивайте его ответы, когда вы делаете что-то вместе с ним: едите в машине, смотрите телевизор, играете.


S8


Заключение

Мы с вами говорили о том, как важна начальная грамотность для успеха вашего ребёнка в будущем. Мы рассмотрели все шесть навыков начальной грамотности, которым вы можете учить ребёнка уже сейчас.

Мы узнали о том, что такое диалогическое чтение, и позанимались им на практике. Это легкий, но очень эффективный способ помочь ребёнку развить навыки речи и чтения.
Какие у вас есть вопросы по семинару?
^ [РАЗДАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ о материалах и программах в вашей библиотеке, представляющих особый интерес для родитилей детей в возрасте от двух до трёх лет.]
Вопросы?

Надеюсь, вы получите удовольствие от чтения с детьми!

Слайд #1

Чтение книжек

с картинками

Чтение книжек с картинками развивает у детей различные навыки, необходимые для подготовки к школе.

^ То, как мы читаем детям, имеет такое же значение, как и то, как часто мы это делаем.

Дети узнают больше нового из книг, если они сами активно участвуют в чтении.

^ Диалогическое чтение – это способ чтения, позволяющий детям принять более активное участие в рассказе.

Цель сегодняшей программы – научить вас, как сделать ребёнка активным участником в процессе совместного чтения книжек с картинками.

Слайд #2


Диалогическое чтение:

Вопросы «Что»
Задавайте вопросы «Что...?»
Отвечайте на ответы новыми вопросами
Повторяйте ответы ребёнка
При необходимости помогите ребёнку
Хвалите и поощряйте
Принимайте во внимание интересы ребёнка

Слайд #3

Диалогическое чтение: вопросы, требующие развёрнутых ответов, и детализация
(1) Задавайте вопросы о картинках, требующие развёрнутых ответов
^ Если ребёнок не знает, что сказать о картинке, подскажите ответ и попросите ребёнка повторить
Когда ребёнок привыкнет к вопросам, требующим развёрнутых ответов, попросите его отвечать поподробнее
(2) Дополните деталями то, что сказал ребёнок
Детализация должна быть краткой и простой
Попросите ребёнка повторить за вами более длинные предложения

Информационный листок для родителей #1

Диалогическое чтение:

Вопросы «Что»
Чтение с ребёнком книжек с картинками – отличный способ развить словарный запас ребёнка и дать ему более полные описания того, что он видит. Прежде чем читать книжку ребёнку в первый раз, просмотрите её сначала сами. Когда вы будете читать ему книжку в первый раз, в основном говорить должны вы сами, обязательно называя те предметы на картинках, которые ребёнок может не знать. Когда вы будете читать эту же книжку во второй раз, проделайте следующее упражнение со всеми картинками или изображёнными предметами, которые вы называли ребёнку во время первого чтения.
Задавайте вопросы «что»:

Покажите на картинку в книжке и спросите: «Что это такое?» (Или «Как это называется?») Избегайте вопросов, в ответ на которые ребёнок может просто сказать «да» или «нет», или показать на картинку.
Реагируйте на ответ дополнительными вопросами:

Когда ребёнок назовёт предмет, задайте про него вопрос. Например: «Какого цвета грузовик?», «Как называется эта часть грузовика?», «Что делает собака?» или «Для чего мы пользуемся миской?»
Повторите то, что скажет ребёнок:

^ Повторите ответ за ребёнком, показывая, что вы его правильно услышали: «Да, это корова».
При необходимости помогите ребёнку:

Если ребёнок не может ответить на ваш вопрос, скажите сами правильный ответ и попросите ребёнка повторить то, что вы сказали.
Хвалите и поощряйте:

^ Дайте ребёнку понять, что он хорошо отвечает: «Правильно!» или «Абсолютно верно. Молодец!»
Принимайте во внимание интересы ребёнка:

Если ребёнок продемонстрировал интерес к картинке, сказав что-то о ней или показав на неё, немедленно воспользуйтесь этим и задайте ему вопросы, давая ему возможность поговорить.
Получите удовольствие!

Постарайтесь сделать чтение весёлым занятием, похожим на игру. Для этого вы можете чередовать вопросы с обычным чтением. Например, прочитайте ребёнку одну страницу целиком, а по следующей задавайте вопросы. Принимайте во внимание настроение и объём внимания ребёнка. Чтение должно доставлять удовольствие.
Информационный листок для родителей #2

Диалогическое чтение: вопросы, требующие развёрнутых ответов, и детализация
После того, как вы попрактикуетесь с вопросами «Что», начинайте задавать ребёнку вопросы более открытого характера, для того чтобы ребёнок начал давать вам более развёрнутые, а не односложные ответы. Добавляя детали к тому, что тветит ребёнок, вы помогаете ему научиться давать более подробные описания того, что он видит на картинках.
Задавайте вопросы, требующие развёрнутых ответов:

Продолжайте задавать ребёнку вопросы, когда вы вместе с ним читаете книжки, для того чтобы он говорил с вами про картинки. Но теперь, вместо конкретных вопросов типа «Что это такое?», задавайте более общие вопросы, требующие развёрнутых ответов, на которые ребёнок не может ответить одним словом. Например: «Что ты видишь на этой странице?» или «Что тут происходит?»
При необходимости помогите:

Если ребёнок не знает, что ещё сказать про картинку, скажите что-нибудь сами. Попросите ребёнка повторить то, что вы сказали. Например: «Утка плывёт». Теперь ты скажи: «Утка плывёт».
Попросите ребёнка дополнить:

Когда ребёнок научится отвечать на вопрсоы, требующие развёрнутых ответов, попросите ребнка дополнить свой ответ, задав ещё один вопрос, например: «Что ещё ты видишь на картинке?»
Дополните деталями то, что сказал ребёнок:

Когда ребёнок скажет что-нибудь про картинку, похвалите его и немного дополните его ответ. Например, если ребёнок сказал: «Собачка гав», вы можете добавить: «Правильно, собачка гавкает на котёнка». Таким образом, вы добавляете за ребёнка окончание, которое он пропустил, и даёте ему новую деталь. Позднее вы можете задать вопрос про эту новую деталь: «На кого гавкает собачка?»
Детализация должна быть короткой и простой:

Следите за тем, чтобы добавлять к фразам ребёнка по-немногу, для того чтобы он смог повторить за вами то, что вы сказали.
Попросите ребёнка повторить за вами:

Если вы приучите ребёнка повторять за вами ваши дополненные деталями фразы, он быстрее начнёт их употреблять.


Похожие:

® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от двух до трёх лет icon® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте до двух лет
Современные исследования показывают, что родители и лица, осуществляющие уход за детьми, играют ключевую роль в развитии начальных...
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от двух до трёх лет icon® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет
Современные исследования показывают, что родители и лица, осуществляющие уход за детьми, играют ключевую роль в развитии начальных...
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от двух до трёх лет iconЛьготные лекарства для детей
Постановлению, детям в возрасте первых трех лет жизни, а также детям до шести лет из многодетных семей лекарственные средства положены...
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от двух до трёх лет iconКризис трех лет в период от двух с половиной до трех с половиной...
В период от двух с половиной до трех с половиной лет ре­бенок переживает так называемый кризис трех лет. Его суть состоит в том,...
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от двух до трёх лет iconО порядке учета детей в возрасте от 6 до 18 лет, подлежащих обязательному...
«О мерах по учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях», Письма Министерства образования Российской...
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от двух до трёх лет icon«здоровое питание здоровье нации»
Теперь в доу должно быть 10 или 20-дневное меню, учитывающее среднесуточные нормы питания для двух возрастных категорий: для детей...
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от двух до трёх лет iconI. Сведения о деятельности муниципального учреждения
Цели деятельности учреждения – обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте...
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от двух до трёх лет icon - образовательно-познавательный канал для детей от 6 до 15 лет и...
Детский —российский телеканал для детей от трех лет, это целый калейдоскоп из мультиков и музыкальных фильмов, приключенческих картин,...
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от двух до трёх лет iconПрограмма воспитания рассчитана на группу детей в возрасте от 3 до 7 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
® Семинар «Начальная грамотность» Для детей в возрасте от двух до трёх лет iconВ конкурсе приняли участие более 40 детей в возрасте от 4 до 18 лет...
С 01 по 26 июня 2014 года на базе мбоу дод «Бокситогорский центр дополнительного образования детей» проходил муниципальный этап конкурса...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница