Пояснительная записка




Скачать 54.11 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата публикации15.04.2013
Размер54.11 Kb.
ТипПояснительная записка
shkolnie.ru > Информатика > Пояснительная записка

Раздорская Н. Н., МБОУ СОШ № 55 г.Воронеж, учитель информатики и ИКТ


Пояснительная записка

Автор: Раздорская Наталия Николаевна, учитель информатики и ИКТ

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №55 г. Воронеж

Предмет: Информатика и ИКТ

Название материала: Урок «Массивы».

Класс – 10
Методические рекомендации

1. Для ведения урока используется проектор, учительский компьютер, ученические ПК. Перед уроком в системную папку предварительно нужно скопировать презентацию «Тест_массивы». Также используется презентация «Массивы», которая демонстрируется с учительского ПК на доску. При загрузке презентации «Тест_массив» необходимо в параметрах отметить радиокнопку «включить это содержимое», иначе тест работать не будет.

2. Предложенный сценарий проведения урока рекомендуется для достаточно сильного класса, поскольку темп данного урока достаточно высок и при возможных заминках на некоторых его этапах можно не уложиться во времени (учащиеся могут не успеть выполнить практическую работу). Данный урок рассчитан на 2 часа. В классах, где такие заминки возможны, рекомендуется проведение практической работы на следующем занятии.

^ Тема: МАССИВЫ.

Цель:

Ввести понятие массива, рассмотреть виды массивов, описание массивов, базовые алгоритмы обработки массивов. Закрепить использование массивов на практике. Прививать активность и самостоятельность при составлении программ, умение применять теоретические знания на практике.
Ход урока:

  1. Объяснение нового материала.

Переменные , которые мы использовали раньше при составлении программ , являются простыми . Например : целые , логические , вещественные.

Каждая простая переменная имеет имя, и под каждую переменную отводится соответствующая ячейка памяти, обращение к которой осуществляется по имени данной переменной. Использование простых переменных затрудняет или делает невозможным решение многих важных задач.

Рассмотрим следующую задачу:

^ Ввести с клавиатуры 10 чисел и вычислить их сумму.

Вариант 1

Program upr1;

Var s,a:real;

I: integer;

Begin

S:=0;

For I:=1 to 10 do

Begin

Writeln (‘введите очередное число');

Readln(a);

S: =s+a;

End;

Writeln(‘s=’,s);

end.

Вариант 2.

Program upr2;

Var s,a1,a2,a3,a4,a5,a6,a7,a8,a9,a20:real;

Begin

S:=0;

Writeln(‘Введите десять чисел’);

Readln(a1,a2,a3,a4,a5,a6,a7,a8,a9,a10);

S:=a1+a2+a3+a4+a5+a6+a7+a8+a9+a10;

Writeln(‘s=’,s);

end.

Плюсы и минусы каждого варианта:

Вариант 1

Значения вводятся в цикле, но будет сохранено только последнее значение.

Вариант 2

Нельзя ввести значения в цикле, но зато сохраняются все введенные значения.

При решении различных задач на ПК одной из удобных основных структур представления данных являются массивы, другими словами таблицы. Например: список класса, температура воздуха, измеряемая в течение дня, какая-либо последовательность, таблица пифагора и т.д.

Таблицы различают линейные, прямоугольные, а массивы называют одномерные, двумерные и т.д.

Приведите пример одномерного, двумерного, трехмерного.

Массив – совокупность однородных элементов, объединенных одним именем причем, каждый элемент имеет свой порядковый номер.

Массив можно условно изобразить следующим образом:

3

12

-2



10

A[1] A[2] A[3] A[i] A[n]
^ Запишем некоторые термины, которые нам будут нужны для работы с массивами.
Элемент массива – отдельная переменная, входящая в массив.

Индекс – числовой или буквенный указатель, которым снабжаются выражения для того, чтобы их отличить друг от друга.

Индекс элемента массива – номер элемента в массиве(любой порядковый тип, кроме longint)

^ Размерность массива – количество элементов, которое содержит массив.

Чтобы обратиться к элементу массива необходимо указать имя массива и в квадратных скобках номер элемента(его индекс)

Сегодня на уроке мы рассмотрим одномерные массивы.

Одномерным массивом называется массив в котором каждый элемент имеет свой порядковый номер (один).

Этапы работы с массивами

  1. Описание массива

  2. Заполнение массива значениями

  3. Обработка массива по заданному алгоритму

  4. Вывод результата

Описание одномерных массивов

  1. Явное описание

Var mas:array[1..10] of integer;

  1. Неявное описание

Const=10;

Var mas:array[1..10] of integer;

  1. Через массив констант

Const

Mas:array[1..10] of byte=(12,4,34,5,13,8,10,26,0,15);

  1. Через пользовательские типы

Type mas=array[1..10] of byte;

Var x:mas;

Заполнение массива значениями

  1. Ввод с клавиатуры

For i:=1 to 10 do

Begin

Writeln{‘Введите значение’,i,’элемента’);

Readln(mas[i]);

End;

  1. По формуле

For i:=1 to 10 do

Begin

mas[i]:=2*i;

Writeln{‘mas[‘,i,’]=’,mas[i]);

End;

  1. Случайным образом

Randomize;

For i:=1 to 10 do

Begin

mas[i]:=random(20); {будут выбираться числа на интервале от 0 до 19 включительно, если брать на произвольном интервале [a,b], то формула примет вид: mas[i]:=random(b-a+1)+a;}

Writeln{‘mas[‘,i,’]=’,mas[i]);

End;

^ Обработка массивов

При решении задач с использованием массивов можно использовать следующие базовые алгоритмы:

  1. Вычисление суммы( произведения) элементов массива:

S:=0;

For i:=1 to 10 do

S:=s+mas[i];

{S:=1;

For i:=1 to 10 do

S:=s*mas[i];}


  1. Подсчет количества( суммы, произведения) элементов массива, обладающих заданным свойством:

a . K:=0;

For i:=1 to 10 do

If mas[i]>0 then k:=k+1; {подсчет количества положительных элементов}

b. K:=0;

For i:=1 to 10 do

If mas[i]>0 then k:=k+mas[i]; {подсчет суммы положительных элементов}

c. K:=1;

For i:=1 to 10 do

If mas[i]>0 then k:=k*mas[i]; {подсчет произведения положительных элементов}

  1. Поиск максимального (минимального) элемента массива и его номера:

a. K:=1;max:=mas[1];

For i:=2 to 10 do

If mas[i]>mas[k] then begin k:=I; max:=mas[i]; end;{поиск максимального элемента и его номера}

b. K:=1;max:=min[1];

For i:=2 to 10 do

If mas[i]

  1. Вставка некоторого значения x в массив с заданного номера k:

Readln(k); readln(x);

For i:=10 downto k do

mas[i+1]:=mas[i];

mas[k]:=x;

  1. Удаление элемента из массива с заданного номера k:

Readln(k);

For i:=k to 9 do

mas[i]:=mas[i+1];

Вывод результата

  1. Если результатом вывода является массив, то выполняют следующую группу операторов:

For i:=1 to 10 do

Writeln{‘mas[‘,i,’]=’,mas[i]);

  1. Если результатом обработки массивов является какая-то переменная, то выводят на экран данную переменную.

Writeln(‘количество положительных элементов =’,k);

  1. Закрепление материала

А. Из системной папки загрузить презентацию «Тест -_массивы» и ответить на вопросы.

Б. Составить и отладить программы для следующих задач:

  1. Вычислить среднее арифметическое элементов одномерного массива, размерностью 5. Элементы вводить с клавиатуры.

  2. Вычислить произведение элементов массива. Элементы массива заполняются по формуле: a[i]:=i*I;

  3. Вычислить значение функции y=x2, x изменяется от -4 до 4 с шагом 1. Результаты занести в массив.

  4. Изменить порядок значений элементов массива на обратный с использованием дополнительной переменной( для сильных учеников без дополнительной переменной):

5 4 7 8 9 задано

9 8 7 4 5 должно быть в результате

^ Первую задачу разобрать всей группой с записью в тетрадь. Подробно остановиться на каждом этапе.

Program u1;

Uses crt;

Const n=5;

Var I:integer; a: array[1..n] of integer;

S:real;

Begin

Clrscr;

S:=0;

For i:=1 to n do

Begin

Writeln{‘Введите значение’,i,’элемента’);

Readln(a[i]);

S:= s+a[i];

End;

S:=s/n;

Writeln(‘среднее арифметическое=’,s:6:1);

End.


  1. Домашнее задание:

Выучить теоретический материал. Решить в тетради оставшиеся задания.
Литература

  1. С.И.Молчанова, Основы программирования Турбо-Паскаль 7.0, Москва, «Аквариум», АСТ, 1999

  2. Приложение 1 – презентация «Массивы» для объяснения урока.

  3. Приложение 2 – презентация «Тест _массивы» для закрепления материала.

Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка: «Положения о размещении объектов капитального...
«Проекту планировки микрорайона 6 а городского округа Реутов Московской области»
Пояснительная записка iconПояснительная записка 3 Основная часть 7 Заключение 19 Пояснительная...
Тема: «Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки»
Пояснительная записка iconПояснительная записка
Пояснительная записка: Данный материал представляет собой разработку общешкольного торжественного мероприятия, посвященного Дню знаний,...
Пояснительная записка icon2012-2013 учебный год пояснительная записка к учебному плану муниципального...
Настоящая пояснительная записка содержит обоснование учебного плана школы №4 на 2012-2013 учебный год в 1-2 классах
Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная пояснительная записка предназначена...
Пояснительная записка предназначена для разъяснения порядка формирования списка специальных компетенций для целей организации его...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 3 План занятия 4 Список литературы 9 Приложения...
Занятие «Влияние темперамента на выбор профессии» относится к разделу «Темперамент и выбор профессии», дополнительная образовательная...
Пояснительная записка iconПояснительная записка к докладу главы администрации муниципального...
Пояснительная записка к докладу главы администрации муниципального образования «Земетчинский район» о достигнутых значениях показателей...
Пояснительная записка iconПрограмма летнего профильного краеведческо-этнографического сбор...
Программа летнего профильного краеведческо-этнографического сбор Традиция. Пояснительная записка
Пояснительная записка iconПояснительная записка

Пояснительная записка iconПояснительная записка

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница