Муниципальный конкурс «молодой педагог» проект «моя педагогическая инициатива модель логокоррекции для младших школьников «путь к успеху» Автор: Манчук Алла Викторовна




Скачать 88.91 Kb.
НазваниеМуниципальный конкурс «молодой педагог» проект «моя педагогическая инициатива модель логокоррекции для младших школьников «путь к успеху» Автор: Манчук Алла Викторовна
Дата публикации13.04.2013
Размер88.91 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > Информатика > Конкурс


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ»

ПРОЕКТ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА

МОДЕЛЬ ЛОГОКОРРЕКЦИИ

ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«ПУТЬ К УСПЕХУ»

Автор: Манчук Алла Викторовна

Муниципальное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и

медико-социальной помощи

«Сланцевский центр диагностики и консультирования»

учитель-логопед

г. Сланцы

Ленинградская область

2010г.

Содержание проекта с учетом приоритетов системы образования.


Проект составлен на основании потребностей системы образования в рамках реализации следующих нормативных документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании»;

  • Приоритетного национального проекта «Образование»;

  • Проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

  • Послания президента РФ Д. А. Медведева депутатам Госдумы и членам Совета Федерации;

  • Концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы, утвержденной коллегией МО РФ по представлению Московского департамента образования;

  • Федеральной целевой программы развития образования.

Актуальность. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие ребенка и негативно сказываются на успеваемости в школе, причем влияют на успешность усвоения программы не только по чтению и русскому языку, но и по другим предметам.

Как показали специальные исследования, 25% пятилетних детей страдают серьезными речевыми нарушениями. В конце 70-ых годов дефицит речи наблюдался только у 4-ех % детей этого возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз! Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире.

По данным обследования 2009 года, в Сланцевском районе у детей 5-летнего возраста, посещающих общеобразовательные детские сады, диагностируется до 40% речевых нарушений, компенсирование которых возможно лишь при специализированном логопедическом воздействии. Не все дети в дошкольном возрасте посещают логопедические занятия, и к концу дошкольного периода наблюдается речевая патология различной степени тяжести у 56% выпускников ДОУ. В 2009-2010 учебном году в МОУ «СОШ № 2» поступили 44 первоклассника, 32 из них нуждались в логопедической помощи (72, 7 %).

Анализ и обобщение теоретических положений и опыта отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению мотивации у детей с нарушениями речевого развития, показали актуальность данной проблемы. Слабо мотивированным детям свойственно преобладание мотива избегания неудачи. Они испытывают трудности в общении с окружающими. Речевая коммуникация не является для них личностно значимой. Эмоциональный статус таких учащихся можно охарактеризовать как нестабильный. Им свойственно особое поведение, квалифицированное как поведение избегания. Перечисленные особенности препятствуют принятию логопедической помощи.

Учитывая вышесказанное и изучив различные виды моделей построения логопедической работы (модель-схема, модель-изображение, модель-описание…), я решила создать модель-образ, являющуюся объектно-ориентированной моделью логокоррекции младших школьников.

^ Образом и символом данной модели является Солнце. Как призывал Апостол Павел: «Да будьте как светила для своих учеников». Солнце распространяет свет и своими лучами освещает каждому ребенку «Путь к успеху». Такая модель обеспечивает привлекательную окружающую обстановку, где каждый предмет несет в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие, некоторое волшебство, таинство, обязательную загадочность, именно так можно увлечь, заинтересовать, пригласить к диалогу и способствовать преодолению детьми речевых нарушений.

С целью нахождения правильных подходов для успешной реализации модели я изучила современное состояние, перспективы, приоритеты в сфере образования. Отметила, что теперь личностная ориентация учителя-логопеда связана с выведением ребенка в «ситуацию диалога» для достижения успеха. Главное сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес, а почувствовал вкус познания и развития.

На сегодняшний день в практике работы группы речевой коррекции выявились аргументы по созданию модели логокоррекции и использованию таких подходов, как инновационный и стимулирующий.

^ Инновационный подход обусловлен применением компьютерных технологий и нетрадиционных методов обучения, которые все чаще применяются в специальной педагогике и представляют собой дополнительный набор возможностей коррекции речевых отклонений.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью этих технологий и методов встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями. Использование их в коррекционно-развивающем процессе позволяет повысить эффективность работы учителя-логопеда.

^ Стимулирующий подход - фактор, исполняющий роль рычага воздействия и вызывающий позитивную реакцию ученика. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия логопеда, родителей. Особая ценность этого подхода заключается в организации образовательного пространства, где есть место игре, занимательности, самостоятельности, инициативе, атмосфере доверия и комфорта, радости.

^ Идея проекта.

Найти оптимальный «Путь к Успеху» каждого ребенка в преодолении речевых отклонений.

Цель проекта.

Создание модели логопедической коррекции для максимального погружения ребенка в активную речевую среду с целью выбора эффективных путей коррекционного обучения (из концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях образовательной школы).

^ Аудитория проект - младшие школьники и их родители

Задачи проекта:

  1. Создание среды стимулирующего воздействия для развития учебной деятельности школьников и формирование компетентностей (из проекта национальной образовательной инициативы).

  2. Использование современных информационных компьютерных технологий для образовательных целей (из приоритетного национального проекта «Образование»).

  3. Обеспечение каждому ученику индивидуального подхода и минимизация рисков для здоровья (акцент Президента из послания Государственной Думе).

  4. Оказание своевременной коррекционной дифференцированной помощи детям с речевыми отклонениями (из концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях образовательной школы).

  5. Повышение познавательной активности через использование элементов литературных произведений и малых фольклорных форм (из проекта национальной образовательной инициативы).

  6. Координация сотрудничества триады «педагог-ребенок-семья» для формирования адекватной позиции родителей по отношению к своим детям и их недостаткам (из концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях образовательной школы).

^ Предлагаемые решения по реализации проекта.

Компоненты модели рассматриваются как ее структурные блоки.

Первая задача решается посредством создания блока «Стимулирование». Для этого требуется:

  • оснащение речевой среды коррекционно-развивающими играми, оборудованием «Лего» и дидактическими пособиями «Спектра»

( « Бусы », « Палитра», «Кораблики» и др.);

  • дополнение вкладышей-раскладок для создания индивидуальных маршрутов;

  • апробирование листов самооценки с целью развития рефлексии;

  • использование таких стимулов, как поощрительные призы, грамоты, знаки и др.;

  • применение элементов нейролингвистического программирования посредством настройки «Я успешный»;

  • организация конкурсов, подведение итогов;

  • разработка адаптационной детской модели - путеводителя «Путь к успеху».

Блок «Инновация» предусмотрен для реализации следующей задачи и включает в себя:

  • использование концепции применения компьютерных учебных средств (В.В. Давыдов, В.В.Рубцов, И.А. Морев и др.);

  • оснащение кабинета современным оборудованием: компьютером, принтером, сканером и др., а также полисенсорным оборудованием для релаксации;

  • приобретение компьютерных программ по развитию речи: «Мир за твоим окном», « Постановка звуков» для детей младшего школьного и дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи);

  • обучение с помощью Лого-тренажера и интерактивных обучающих игр.

Задача индивидуального подхода решается в третьем блоке «Индивидуализация» через:

  • апробирование методики «Создание успеха на уроке» для правополушарных и левополушарных детей (Г. Е. Гун),

  • использование полоролевого подхода «Мальчики и девочки» (В. П. Чащина);

  • применение элементов здоровьесберегающих технологий: «Интоника» -цикл «Целебные звуки» (М. Лазарев);

  • внедрение дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н., нетрадиционных методов точечных массажей А. Уманской;

  • музыкотерапию И. Р. Тарханова.

Для выполнения четвертой задачи сформирован блок «Коррекция» с использованием современных модулей, а именно:

  • технологий Базарного В.Ф.;

  • таблицы слогов Н. А. Зайцева;

  • мнемотехнических схем;

  • фонетической ритмики, элементов логоритмики;

  • создание экрана дифференциации звуков;

  • использование психогимнастики, пальчиковой гимнастики;

  • рече-распевок программы М. Лазарева.

Для решения пятой задачи создан блок « Активизация ».

В него войдут:

        • разработка сюжетных занятий;

        • использование литературных произведений и фольклорных форм.

Шестой блок «Координация сотрудничества триады «Педагог – ребенок - семья» обеспечивает последнюю задачу и дополнится:

  • приобретением программного модуля «Семейный наставник» (ООО ИнисСофт);

  • созданием «банка упражнений» по автоматизации звуков и для дифференцированного обучения по дисграфии, дислексии;

  • подготовкой информационных материалов для родителей;

  • обучением родителей нетрадиционным методам воздействия на ребенка: ароматерапии, акупунктуре, хромотерапии и т.д.

^ Практическая значимость проекта.

Представленные в проекте новые технологии позволят гибко выстроить учебно-образовательный процесс с учетом современных требований для повышения учебной мотивации учащихся и эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков. Готовую модель могут применять в работе как педагоги, так и родители для качественной коррекции речевых нарушений своих детей.

^ Ожидаемые результаты:

  • Создание инновационной стимулирующей модели, которая позволит на качественно новом уровне повысить мотивационную активность ребенка через организацию коррекционно-развивающего процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

  • Оснащение кабинета современным оборудованием, что приведет к повышению качества обучения и коррекции, сделает этот процесс не только интересным, но и более комфортным.

  • Внедрение в работу по логопедической коррекции информационных компьютерных технологий, инновационных и нетрадиционных методов обучения, что приведет к интенсификации усвоения лексического и грамматического материала и позволит добиться более значительных результатов, повысит эффективность логопедической помощи.

  • Оформление адаптационной детской модели и стимулирующей среды поможет появлению позитивного эмоционального статуса каждого учащегося.

  • Координация работы по взаимодействию логопеда с родителями и учителями обновит целенаправленную коррекцию различной речевой патологии у младших школьников.

  • Сюжетно-тематические занятия с элементами национальных традиций и индивидуально-дифференцированное сопровождение детей ускорит формирование их компетентностей.


Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...”.




Похожие:

Муниципальный конкурс «молодой педагог» проект «моя педагогическая инициатива модель логокоррекции для младших школьников «путь к успеху» Автор: Манчук Алла Викторовна iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский итернет-конкурс
Автор: Тушаева Галина Викторовна социальный педагог высшей категории гкс(К)оу №33 города Ставрополя
Муниципальный конкурс «молодой педагог» проект «моя педагогическая инициатива модель логокоррекции для младших школьников «путь к успеху» Автор: Манчук Алла Викторовна iconПроект «Моя педагогическая инициатива»
Сегодня мне выпала честь выступать перед вами, и я хочу поделиться с Вами своим пусть еще небольшим, но, на мой взгляд, интересным...
Муниципальный конкурс «молодой педагог» проект «моя педагогическая инициатива модель логокоррекции для младших школьников «путь к успеху» Автор: Манчук Алла Викторовна iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Автор: Шипанова Елена Викторовна, педагог дополнительного образования высшей категории мобу дод цдодД «Хоста» г. Сочи
Муниципальный конкурс «молодой педагог» проект «моя педагогическая инициатива модель логокоррекции для младших школьников «путь к успеху» Автор: Манчук Алла Викторовна iconПрограмма факультатива по социализации детей через общение для старших...
Автор-составитель: Яковлева Елена Викторовна педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №96...
Муниципальный конкурс «молодой педагог» проект «моя педагогическая инициатива модель логокоррекции для младших школьников «путь к успеху» Автор: Манчук Алла Викторовна icon«07» марта 201 3 г. №187
Мбоу «Средняя школа №8» корпус 2 проводился муниципальный этап олимпиады младших школьников «юниор». На основании протоколов муниципального...
Муниципальный конкурс «молодой педагог» проект «моя педагогическая инициатива модель логокоррекции для младших школьников «путь к успеху» Автор: Манчук Алла Викторовна iconКомитет образования администрации холмского муниципального района
«О проведении муниципального этапа областной олимпиады младших школьников в 2012-2013 учебном году» 16 февраля 2013 года проходил...
Муниципальный конкурс «молодой педагог» проект «моя педагогическая инициатива модель логокоррекции для младших школьников «путь к успеху» Автор: Манчук Алла Викторовна iconНазвание проекта
Социальный проект как средство самореализации младших школьников. Групповой проект «Доброта спасет мир!»
Муниципальный конкурс «молодой педагог» проект «моя педагогическая инициатива модель логокоррекции для младших школьников «путь к успеху» Автор: Манчук Алла Викторовна iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Автор: Ефремова Алла Юрьевна, учитель английского языка высшей категории мбоу сош №4
Муниципальный конкурс «молодой педагог» проект «моя педагогическая инициатива модель логокоррекции для младших школьников «путь к успеху» Автор: Манчук Алла Викторовна iconДиплом Международная педагогическая творческая олимпиада. 1 диплом...
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению
Муниципальный конкурс «молодой педагог» проект «моя педагогическая инициатива модель логокоррекции для младших школьников «путь к успеху» Автор: Манчук Алла Викторовна iconУроках математики и методика проведения, направленная на активизацию...
Ности младших школьников, учителя часто не оправданно увлекаются игрой, забывая при этом, что далеко не всякая игра является эффективной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница