Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине Нальчик




НазваниеМетодические указания по курсовому проектированию по дисциплине Нальчик
страница1/5
Дата публикации26.02.2013
Размер0.69 Mb.
ТипМетодические указания
shkolnie.ru > Информатика > Методические указания
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗВОАНИЯ И НАУКИ РФ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

КАФЕДРА ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

БАЗЫ ДАННЫХ
Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине


Нальчик

2012

Составитель: Д.А.Анисимов., к.г.н., зав.кафедрой Высшей математики и информатики.
Рецензенты:

Хакулов В.А., д.т.н., проф. Кафедры ВМИ КБИБ

Биссоков Р.М., доц. Кафедры ВМИ КБИБ
Введение

Методические указания предназначены для студентов специальности 080801.65 «Прикладная информатика в менеджменте», и направления 230700.62 «Прикладная информатика», профиля «Прикладная информатика в менеджменте». Они помогают выполнить и оформить документацию к курсовому проекту.

Курсовой проект имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных теоретических и практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований.

Курсовой проект по дисциплине «Базы данных» предназначен для обучения студентов проектированию баз данных как элементов информационных систем, начиная с описания предметной области выбранного объекта и заканчивая реализованными базой данных и необходимыми пользовательскими интерфейсами.

За время работы над курсовым проектом студент получает практические навыки ведения проекта и оформления сопутствующей документации, умения создавать и анализировать модели баз данных, использования структурного метода проектирования, работы в специализированном CASE-средстве ERwin.

Темы курсовых проектов разрабатываются преподавателями в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины и согласовываются со студентом по его желанию, рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры.

Для выбора темы курсового проекта по дисциплине «Базы данных» необходимо определить область деятельности, которая наиболее хорошо знакома и интересна студенту. Тема курсового проекта является индивидуальной, т.е. если несколько студентов выбирают одну и ту же область деятельности, то для каждого из них должны быть указаны разные функции этой области деятельности. Примеры тем курсового проекта приведены в Приложении 1.

Заданием на курсовой проект является проектирование базы данных по выбранным функциям определенной области деятельности с помощью метода ER-диаграмм и CASE-средства ERwin.

Курсовой проект выполняется студентами в часы самостоятельной работы. Проект считается выполненным, если:

  • создана база данных в соответствии с требованиями метода ER-диаграмм (на электронном носителе);

  • спроектированы и реализованы пользовательские интерфейсы(на электронном носителе);

  • подготовлена и оформлена в виде пояснительной записки вся необходимая документация.

Курсовой проект выносится на открытую защиту перед преподавателем (комиссией). В ходе защиты студент демонстрирует и доказывает работоспособность проекта и его экономическую привлекательность. По результатам его защиты студенту выставляется оценка.

При получении неудовлетворительной оценки они выполняют работу по новой теме или перерабатывают прежнюю в сроки, устанавливаемые деканом факультета.


Содержание пояснительной записки к курсовому проекту.

Введение.

  1. Описание предметной области.

  2. Проектирование базы данных.

2.1 Этап концептуального проектирования.

2.1.1. Описание сущностей.

2.1.2. Описание связей.

2.1.3. Концептуальная модель данных.

2.2 Этап логического проектирования.

2.2.1. ER-диаграмма в среде ERwin.

2.2.2. Анализ ER-диаграммы.

2.2.3. Окончательная ER-диаграмма.

2.3 Этап физического проектирования.

2.3.1. Генерация базы данных

2.3.2. Схема данных в среде выбранной СУБД.

3. Проектирование пользовательских интерфейсов.

Заключение.
Комментарии к содержанию пояснительной записки.

Введение

Во введении студент в произвольной форме описывает выбранный объект, анализирует основные функции его деятельности, выделяет те функции и тех пользователей, для которых будет проектироваться информационная система. Желательно также пояснить причину выбора конкретных объекта и функций.
^ 1. Описание предметной области

В произвольной форме на языке деловой прозы необходимо подробно изложить, как и кем выполняются заявленные функции, какие бизнес-правила существуют на выбранном объекте, относящиеся к выполнению выбранных функций, какие входные документы используются, какие выходные документы формируются и куда направляются. В описании предметной области приводятся примеры всех документов, которые используются для реализации выбранных функций.
^ 2. Проектирование базы данных.

Для проектирования базы данных используется одна из нотаций структурного метода – метод ER-диаграмм:

  • стандарт Чена - для построения концептуальной модели данных

  • стандарт IDEF1X - для CASE –средства ERwin.


^ Этап концептуального проектирования.

Задачей этапа концептуального проектирования БД является создание формализованного описания данных на основе описания предметной области – концептуальной модели данных (КМД). Создание КМД позволит автоматизировать процесс проектирования, давая возможность использовать различные CASE – средства.
Описание сущностей.

На этом шаге необходимо из описания предметной области выделить и описать все сущности.

Сущность – объект или концепция, которая характеризуется на данном предприятии как имеющая определенное существование.

Другими словами, из описания предметной области выделяются все существительные и устойчивые словосочетания. Далее необходимо определить, для каких из выделенных существительных ответ будет положительным на следующие вопросы:

  • важно ли это существительное для выполнения заявленной функции данного объекта?

  • имеет ли данное существительное дополнительное описание, которое требуется знать для реализации заявленной функции данного объекта?

Повторим, если на оба вопроса ответ будет положительным, то данное существительное – сущность.

Все выделенные сущности выписываются в таблицу описания сущностей. (Таблица № 2.1). Для имени сущности – идентификатора сущности - применяются следующие правила:

  • оно должно быть недлинным, состоящим по возможности из одного слова;

  • оно должно отражать суть сущности;

  • оно не должно содержать специальных символов и пробелов. Пробелы можно заменить знаком подчеркивания – например:

  • паспортные данные – не верно;

  • №паспорта – не верно;

  • пасп,данные – верно;

  • пасп_дан – верно.

Такие же правила используются и для назначения имен атрибутов.

Таблица № 2.1 Описание сущностей.

Сущность

Атрибуты

Ключи

Домен

Примечание

тип

размер

1

2

3

4

5

6

1-я сущность

Ном_сущ

П

Целое полож.число

До 100000




1-ый атрибут

Пт

текст

До 10 символов

По ум.- Москва

2-й атрибут




Любое число

3 знака после запят.

Производный атрибут

3-й атрибут

Пт

текст

До 10 символов

Понедельник;

среда; пятница

2-я сущность

(слабая сущность)

1-й атрибут




Дата/время




2-й атрибут




денежный

До 10000000,00




№-я сущность

1-й атрибут

Пт-П

текст

До 15 символов




2-й атрибут




Целое полож.число




100;10000;100000


Атрибут – свойство данной сущности. Атрибуты бывают простые и составные, однозначные и многозначные, производные (вычисляемые). Все типы атрибутов используются в таблице описания сущностей. Производные атрибуты помечаются в таблице и до этапа физического проектирования больше не упоминаются (см. таблицу № 2.1) – производные атрибуты требуют отдельного анализа. Атрибуты каждой сущности необходимо выбрать из описания бизнес-процессов и реквизитов документов, представленных в описании предметной области.

Потенциальный ключ ( Пт ) – это атрибут, уникально характеризующий сущность, то есть одному значению потенциального ключа соответствует только один экземпляр сущности. У каждой сущности может быть один или несколько потенциальных ключей, может не быть ни одного потенциального ключа. Для каждой сущности указываются все потенциальные ключи, если они есть (см. таблицу № 2.1 – 3-я колонка). Для дальнейшего проектирования для каждой сильной сущности необходимо выбрать один первичный ключ. Слабая сущность не имеет собственного первичного ключа. Необходимо указать в таблице № 2.1 все слабые сущности (см. таблицу № 2.1 – 1-я колонка).

Первичный ключ ( П ) – это потенциальный ключ, отвечающий следующим условиям:

  • принимает не очень большие (числовые) или длинные (текстовые) значения;

  • вероятность изменения значений минимальна;

  • вероятность потери уникальности в будущем минимальна;

  • удобен с точки зрения пользователя для частого использования.

Если у сущности нет потенциальных ключей или все они не подходят под выше перечисленные условия, вводится дополнительный потенциальный ключ, как правило это номер данной сущности (например, Ном_док), который и будет первичным ключом. Первичный ключ тоже указывается в таблице 1 в колонке № 3 (см. таблицу № 2.1 – 3-я колонка).

Каждый атрибут имеет область допустимых принимаемых значений - домен, который необходимо указать. Домен делится на тип атрибута и размер и указывается в любой понятной и удобной проектировщику форме. На этом этапе можно, но не обязательно (а иногда и вредно) использовать стандартные типы данных, используемые в целевых СУБД. Если атрибут принимает только определенные конкретные значения, так называемый перечисляемый тип, то в колонке № 6 обязательно указываются все принимаемые значения (см. таблицу № 2.1 – 6-я колонка). Если атрибут может принимать значение по умолчанию – это значение фиксируется в колонке № 6 (см. таблицу № 2.1 – 6-я колонка).
Описание связей

На этом шаге необходимо найти все связи, существующие на проектируемом объекте и имеющие отношение к выделенной функции между описанными в таблице № 2.1 сущностями. Для этого заполняется таблица № 2.2.

Связь – осмысленная ассоциация между разными сущностями.

Для заполнения таблицы № 2.2 в колонку №1 записываются по порядку все сущности из таблицы № 2.1. В колонку №3, в строки, которые относятся к первой сущности, записываются все сущности по порядку начиная со второй.

Таблица № 2.2 Описание связей

Сущность

Связь

Сущность

Показатель кардинальности

Степень участия

1-й сущности

2-й сущности

1

2

3

4

5

6

1-я сущность

Связаны1

2-я сущность

1:1

П

П




3-я сущность










Связаны2

4-я сущность

1:М

П

Ч

2-я сущность

Связаны5

2-я сущность

1:М

Ч

Ч

Связаны3

3-я сущность

М:Н

Ч

П

3-я сущность

Связаны4

4-я сущность

1:М

П

Ч




Связаны6

4-я сущность

М:Н

П

П


Далее в колонку №3, в строки, которые относятся ко второй сущности, записываются все сущности по порядку, начиная с третьей и так далее. После этого в колонку № 2 записывается глагол – имя связи, если между данными сущностями есть связь, и ничего не записывается, если связи нет.

Необходимо проверить, не связана ли каждая из сущностей из 1-й колонки сама с собой. Если для какой-либо сущности такая связь найдена, необходимо внести ее в таблицу № 2.2 (см. таблицу № 2.2. – связь под именем «связаны5»). Например, возможна связь между разными экземплярами одной и той же сущности «сотрудники» - «управляют». Эту связь тоже заносят в таблицу в виде: «сотрудники» - «управляют» - «сотрудники».

Возможна ситуация, когда для двух сущностей можно найти более одной связи. В этом случае необходимо убедиться, что найденные связи имеют важное значение для реализуемой функции и что они несут принципиально разную смысловую нагрузку. Если это так, то эти связи также включаются в таблицу (см. таблицу № 2.2.- связи «связаны4» и «связаны6»). Например, для сущности «сотрудники» можно найти связь «подчиняются », но данная связь является дублирующей (только в обратном прочтении) к приведенной ранее связи «сотрудники»-«управляют»-«сотрудники». Или, например, если была найдена связь «договор»-подписан»-«клиент», то связи «получает», «изучает» между этими сущностями не имеют большого значения и не включаются в таблицу.

Каждую связь характеризуют два структурных ограничения:

  • показатель кардинальности;

  • степень участия.

Показатель кардинальности описывает количество возможных связей для каждой сущности - участницы связи.

Для нахождения показателя кардинальности необходимо использовать следующее правило, состоящее из трех шагов.

Выделяется один экземпляр первой сущности и проверяется, со сколькими экземплярами второй сущности он может вступать в связь. При этом не учитывается временной фактор, другими словами - со сколькими экземплярами второй сущности он может вступать в связь в любое время.

Выделяется один экземпляр второй сущности и проверяется, со сколькими экземплярами первой сущности он может вступать в связь в любое время.

Результаты первого и второго шагов сравниваются, затем выбирается показатель кардинальности данной связи:




Показатель кардинальности

Ответ на первом шаге

1:1

М:1

Ответ на втором шаге

1:М

Ответ на первом шаге

1:М

1:М

Ответ на втором шаге

1:1

Ответ на первом шаге

1:М

М:М

Ответ на втором шаге

1:М

Ответ на первом шаге

1:1

1:1

Ответ на втором шаге

1:1


Показатель кардинальности зависит от бизнес-правил описываемой организации, а также от набора атрибутов сущностей, вступающих в эту связь. 

Степень участия определяет, зависит ли существование некоторой сущности от участия в этой связи другой сущности.

Для определения степени участия необходимо задать вопрос: все ли экземпляры первой сущности принимают участие в заявленной связи? Если ответ - да, то степень участия первой сущности в этой связи – полная, если ответ - нет, то степень участия первой сущности в этой связи – частичная. Такой же вопрос задается и для второй сущности - участнице этой связи. Ответы заносятся в таблицу № 2.2.

ER-диаграмма

Используя данные таблиц № 2.1 и №2.2, создается концептуальная модель данных с использованием метода ER-диаграмм.

Для создания ER-диаграммы Чена:

  • сильные сущности отображаются прямоугольниками с именем сущности внутри прямоугольника с обязательным указанием первичного ключа, который находится в овале, связанном с прямоугольником. Имя первичного ключа в овале подчеркивается для отличия первичного ключа от обычного атрибута. Например,

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине Нальчик iconМетодические указания к курсовому проектированию предварительных...
...
Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине Нальчик iconМетодические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Программная инженерия»
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Программная инженерия»/ Составитель: Михайлюк
Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине Нальчик iconМетодические указания к курсовой работе по дисциплине "Оборудование...
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине "Оборудование автоматизированных производств": Метод, указания /дгту,...
Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине Нальчик iconМетодические указания по курсовому проектированию по дисциплине «Проектирование...
«Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика (в экономике)», «Прикладная информатика (в дизайне)»
Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине Нальчик iconМетодические указания к курсовому проектированию
И методические указания по выполнению курсового проекта. В них предусматрено использование компьютерной программы Fastmean, разработанной...
Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине Нальчик iconМетодические указания для курсовой работы по дисциплине «Газоснабжение»...
Методические указания определяют требования к курсовому проекту с примером оформления, пояснительной записки и чертежей Предназначено...
Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине Нальчик iconУчебно-методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Настоящие методические указания к курсовому проекту по курсу " Процессы и аппараты химической технологии " рекомендуются для студентов,...
Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине Нальчик iconМетодические указания по написанию курсовых и контрольных работ по...
Методические указания по написанию курсовых и контрольных работ по дисциплине «Налоговый менеджмент» для студентов дневного и заочного...
Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине Нальчик iconМетодические указания по написанию курсовых и контрольных работ Нальчик, 2008
В. А. Хочуев Методические указания по написанию курсовых и контрольных работ для студентов дневного и заочного обучения специальности...
Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине Нальчик iconМетодические указания по курсовому проектированию для магистров фэу...
Лпк. На основе теории двойственности проведена проверка полученного решения на оптимальность. Рассчитаны резервы и объемы развития...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница