Использование метода бос в комплексной коррекции нарушений просодической стороны речи у обучающихся с зпр со стёртой дизартрией




Скачать 38.08 Kb.
НазваниеИспользование метода бос в комплексной коррекции нарушений просодической стороны речи у обучающихся с зпр со стёртой дизартрией
Дата публикации07.04.2013
Размер38.08 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Информатика > Документы
Использование метода БОС в комплексной коррекции нарушений просодической стороны речи у обучающихся с ЗПР со стёртой дизартрией.
Г.Л.Суханина
ТОГАОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска», galinasuhanina@yandex.ru
Речь – сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, артикуляции, голосообразования, речевого слуха. В воспроизводстве звука участвуют несколько сотен мышц, работу которых постоянно координирует центральная нервная система. В результате этого образуется голос человека, который также индивидуален, как отпечатки пальцев.

В силу психофизиологических особенностей общее звучание речи обучающихся с ЗПР, имеющих стёртую дизартрию, представляют собой следующее: интонационно-выразительная окраска речи снижена, голос тихий, не удаются модуляции по высоте и силе голоса, речь монотонна, постепенно становится менее разборчивой, выдох укорочен, голос угасает.

Несмотря на многолетнюю историю изучения расстройств речи и существование различных методик, коррекция нарушений просодики у детей с ЗПР, имеющих стёртую дизартрию, представляет трудности, так как данная категория детей наряду с проблемами речевого развития имеет несформированность психических процессов, низкую мотивацию познавательной деятельности, соматическую ослабленность. Это значит, что для преодоления проблемы нужен комплексный нестандартный подход. Поэтому наряду с общепринятыми традиционными методами логопедии целесообразно использовать метод биологической обратной связи (БОС) по дыхательной аритмии сердца (ДАС) – ДАС-БОС. На основе метода ДАС-БОС разработана методика коррекции речи и функционального состояния человека.

В коррекции нарушений просодической стороны речи большое место отводится работе над дыханием, преодолением асинхронности между дыханием, фонацией и артикуляцией, развитием артикуляторной моторики. Особое место отводится голосовым упражнениям, которые включают работу над силой, высотой, полётностью голоса.

Для формирования навыка диафрагмального вдоха и удлинённого равномерного выдоха применяется логотерапевтический компьютерный комплекс БОС.

Цель использования компьютерной программы в данном случае – преодоление произносительных трудностей и нарушений просодической стороны речи.

Для достижения цели решаются задачи:

-развитие высших психических функций,

-формирование речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе),

-нормализация речевого дыхания и фонетической окраски звуков,

-коррекция нарушений мелодико-интонационной стороны речи,

-включение резервных возможностей организма,

-активное участие пациента в процессе коррекции,

-оздоровление организма в целом.

В логотерапевтическом кабинете БОС, который оборудован в нашей школе, проводятся занятия со школьниками с ЗПР, не имеющими противопоказаний.

В структуру занятий входят:

I этап – диагностический. Цель: обследование, составление индивидуальной, дифференцированной схемы занятий с применением метода БОС.

II этап – подготовительный. Цель: формирование у пациента диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной ДАС по методу БОС, коррекция и нормализация дыхания вне речи. На данном этапе используются занимательные сюжеты «Столбик», «Забор», «Анимация», «Полосы» из компьютерной программы «Лого».

III этап – работа над основными компонентами речи, в том числе развитие просодики на фоне скоординированной работы дыхания, мягкой голосоподачи и правильной артикуляции с применением метода БОС. Для формирования, развития просодических компонентов речи используется сюжет «Открывание».

IV этап – формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи. Цель: совершенствование просодической стороны речи на постепенно усложняющемся речевом материале. Для достижения цели применяются сюжеты «Строки», «Текст», «Пересказ», «Описание».

В чём же преимущества метода ДАС-БОС?

-Обеспечение высокого уровня мотивации в процессе работы за счёт использования мультимедийных возможностей компьютерной технологии БОС.

-Решение на всех этапах работы коррекционных задач по развитию ВПФ, познавательного интереса, навыков саморегуляции, навыков фонематического слуха, анализа и синтеза, подготовка глазодвигательных мышц к чтению и письму, формирование скоординированной работы речеслухового, речезрительного и речедвигательного анализаторов.

-Учёт индивидуальных особенностей, дозированная, дифференцированная нагрузка во время тренировок.

Наглядность информации о физиологических параметрах организма на экране монитора.

Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнением, рациональным, удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка. Тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Литература:

1.Сметанкин А. «Дыхание по Сметанкину»: А.Сметанкин, СПб.:ЗАО «Биосвязь», 2007.

2.Вовк О. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи: Учебно-мет. пос./О.Вовк, СПб.: НОУ «Институт БОС», 2004.

Похожие:

Использование метода бос в комплексной коррекции нарушений просодической стороны речи у обучающихся с зпр со стёртой дизартрией iconПрименение метода бос в комплексной коррекции нарушений формирования...
Тогаоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска»
Использование метода бос в комплексной коррекции нарушений просодической стороны речи у обучающихся с зпр со стёртой дизартрией iconФормирование просодической стороны речи дошкольников средствами фонетической ритмики
Для устной речи многих дошкольников характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушения просодической стороны...
Использование метода бос в комплексной коррекции нарушений просодической стороны речи у обучающихся с зпр со стёртой дизартрией iconСообщение: Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией
М образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучаю программный материал, направленный на устранение онр (согласно...
Использование метода бос в комплексной коррекции нарушений просодической стороны речи у обучающихся с зпр со стёртой дизартрией iconКонспект логопедического занятия с использованием информационно-коммуникативных...
Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи Л. Р. Лизунова «Игры для Тигры»; компьютерная программа для развития речи...
Использование метода бос в комплексной коррекции нарушений просодической стороны речи у обучающихся с зпр со стёртой дизартрией iconВыступление на мастер-классе мо учителей-логопедов юао г. Оренбурга
...
Использование метода бос в комплексной коррекции нарушений просодической стороны речи у обучающихся с зпр со стёртой дизартрией icon«Использование самомассажа с речевым сопровождением в коррекции стертой...
Место выполнения: Республика Хакасия, город Абакан, мбдоу «црр – д/с «Колокольчик»
Использование метода бос в комплексной коррекции нарушений просодической стороны речи у обучающихся с зпр со стёртой дизартрией iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Практико-ориентированный проект «Коррекционно-развивающая система по формированию мелкой моторики у старших дошкольников со стертой...
Использование метода бос в комплексной коррекции нарушений просодической стороны речи у обучающихся с зпр со стёртой дизартрией iconИспользование возможностей «замещающего онтогенеза» в коррекции регуляторных...
Оздноослепших детей, детей с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушением опорно – двигательного аппарата, с задержкой психического развития...
Использование метода бос в комплексной коррекции нарушений просодической стороны речи у обучающихся с зпр со стёртой дизартрией iconПрограмма по дисциплине дс
Причины нарушений речи. Механизмы их возникновения. Диагностика, коррекция, профилактика разных видов нарушений речи. Логопедическая...
Использование метода бос в комплексной коррекции нарушений просодической стороны речи у обучающихся с зпр со стёртой дизартрией iconПрограмма по дисциплине дпп. Ф 15
Причины нарушений речи. Механизмы их возникновения. Диагностика, коррекция, профилактика разных видов нарушений речи. Логопедическая...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница