«Информатика»




Название«Информатика»
страница1/4
Дата публикации28.03.2013
Размер0.54 Mb.
ТипПояснительная записка
shkolnie.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Кафедра информатики и информационных технологий обучения


«УТВЕРЖДАЮ»

Первый проректор

ФГБОУ ВПО «АГПА»

______________И.В. Ткаченко

«__»_________________20___г.
Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Информатика»

Направление подготовки 022000.62 «Экология и природопользование»

Профиль подготовки экология

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения: заочная

Составитель: Егизарьянц А.А.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №____

от «___»________________2012г.
Зав. кафедрой_________________

Армавир, 2012

Обоснование УМК

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению «Экология и природопользование»
Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры информатики и информационных технологий обучения «___» от «_____» ___________ 20__ г., протокол № __.


Автор (составитель): Егизарьянц А.А.
Рецензенты: ______________________________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден на заседании Учебно-методической комиссии кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____

Председатель УМК __________________/ _________________________

(подпись) Ф.И.О.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден на заседании УМС факультета прикладной информатики и информационных технологий

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____
Председатель УМС ____________/ _______________

(подпись) Ф.И.О.

Учебно-методический комплекс дисциплины согласован с

руководителем программы «Строительство, декоративно-прикладное искусство и дизайн»

«____»_________________ 20___ г.

Руководитель программы Тютюнникова Е.Б.

(подпись) Ф.И.О.
СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка ..

II. ^ Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины …………

III. Список рекомендуемой литературы ……………………………………….

IV. Рабочая программа дисциплины «Информатика» (заочная форма обучения) ……….

V. Рабочая учебная программа дисциплины «__» (заочная форма обучения).

VI. Материалы по используемым инновационным методам обучения …..

VII. ^ Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий ……………………………………………………..

VIII. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно-воспитательном процессе …..................................................................................

IX. ^ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов …...............................................................................................................

X. Практикум

XI. Глоссарий

XII. Тестовые задания

^ XIII Дидактические материалы

XIV. Дополнительные материалы

I. Пояснительная записка
Краткая характеристика предмета изучения. В настоящее время постоянно растёт потребность страны в специалистах – профессионалах в области информационно- коммуникационных технологий, а не только в грамотных пользователях. Информатика является одним из фундаментальных инструментальных методов современной науки. Поэтому учебный курс «Информатика» занимает одно из центральных мест в системе подготовки бакалавра техники и технологии и имеет как мировоззренческое, так и прикладное значение. В нем объединено фундаментальное теоретическое знание в области информатики, в частности, умение проектировать, строить алгоритмы, со знанием технологии их реализации в современных системах программирования.

^ Цель дисциплины. Главная цель - формирование системы понятий, знаний, умений и навыков в области современного программирования, включающего в себя методы проектирования, анализа и создания программных продуктов, основанные на использовании структурного подхода к программированию.

Дисциплина курс “ Информатика ” призвана обеспечить высокую профессиональную подготовку в области изучения теоретических основ языков программирования высокого уровня, дать студентам представление о возможностях языка программирования Паскаль; показать спектр задач, решаемых с помощью Паскаля.

^ Задачи дисциплины:

  • формирование четкого представления об алгоритмизации как базовой составляющей технологического процесса создания программного продукта;

  • развитие представлений о видах программирования и области его применения;

  • знакомство с типовыми алгоритмами, с принципами и методами построения программ;

  • приобретение навыков программирования стандартных алгоритмов.

Дисциплина “ Информатика ” входит в базовую часть профессионального цикла в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 022000.62 «Экология и природопользование»
Учебный материал дисциплины «Информатика» базируется на развитии содержательной линии алгоритмизации и программирования школьного курса информатики, основой которого является освоение учащимися начальных знаний, умений и навыков в области структурного подхода к конструированию алгоритмов и способов их реализации, как правило, в рамках методов и средств процедурного программирования. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Структуры и алгоритмы обработки данных», «Базы данных», «Инженерная и компьютерная графика», дисциплин по выбору студента и подготовке к итоговой государственной аттестации.

В результате изучения дисциплины «Информатика» студент должен:

знать / понимать

  • классификацию и возможности современных инструментальных средств разработки программного обеспечения;

  • этапы решения задачи на компьютере;

  • основные алгоритмические конструкции: ветвление, цикл, вспомогательный алгоритм;

  • принципы структурного и модульного программирования;

  • базовые конструкции, основные типы и структуры данных языка программирования Паскаль;

  • способы постановки и спецификации задач для решения на ПЭВМ;

  • способы записи и документирования алгоритмов и программ;

  • способы испытания и отладки программ.

уметь

  • грамотно формулировать задачи, возникающие в практической деятельности для их решения с помощью ЭВМ;

  • формализовано описывать поставленные задачи;

  • разрабатывать оптимальные алгоритмы для решения поставленных задач;

  • реализовывать стандартные алгоритмы, поддерживающие работу с простыми данными и табличными данными в среде Turbo Pascal;

  • осуществлять постановку и спецификацию задачи для решения на ПЭВМ;

  • анализировать полученные результаты.

владеть

  • основными современными методами и средствами разработки корректных структурированных алгоритмов и программ;

  • технологией работы на персональной ЭВМ (ПЭВМ), правилами и приемами диалоговой работы на ПЭВМ при программировании типовых задач;

  • методами отладки и тестирования программ на ЭВМ в различных режимах.

Данный курс предусмотрен в блоке профессиональных дисциплин. В соответствии с учебным планом дисциплина изучается в 1 семестре.

^ Итоговый контроль проводится в 1 семестре в виде зачета.

Текущий контроль осуществляется при проведении лабораторных работ, тестирования и выполнения контрольных работ.

Содержание курса определено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 022000.62 «Экология и природопользование»

^

II. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины


Таблица 1. Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины

Форма обучения

Семестр, курс изучения

Объем часов

Часы аудиторных занятий:

Часы самост. работы

Форма

текущего контроля

Формы

рубежного и промежу­точного контроля

Всего

Из них:

лекций

Практич. занятий

Лабораторн занятий

заочная

2 курс, 3 сем.

108

10

4



6

54

тестирование, контрольная работа, типовой расчет

экзамен



В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в результате освоения дисциплин обучающийся должен овладеть комплексом компетенций. Выполнение этого требования проверяется при аттестации образовательной программы, в том числе путём контроля остаточных знаний обучающихся.

Таблица 2.Распределение компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины

Коды компетенций

Название компетенции

Форма текущего контроля качества компетенции

ОК - Общекультурные компетенции профиля




ОК-1

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу восприятия индивидуальной постановке цели и выбору путей её достижения

Опорный конспект

Выполнить задания к лабораторным работам

ОК-6

Стремиться к самостоятельному повышению своей квалификации и мастерства

Опорный конспект

Выполнить задания к лабораторным работам

ОК 10

Использовать основные законы естественно-научных достижений в профессиональной деятельности, применять математический анализ и моделирование, теоретическое и экспериментальное исследование

Опорный конспект

Выполнить задания к лабораторным работам

ОК-11

Осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества, использовать основные методы и способы получения, хранения, передачи информации

Опорный конспект

Выполнить задания к лабораторным работам

ОК-12

Иметь навыки работы с компьютером как средством получения информации

Опорный конспект

Выполнить задания к лабораторным работам

ПК - профессиональные компетенции профиля




ПК–2

Осваивать методики использования ПК для решения практических задач

Опорный конспект

Выполнить задания к лабораторным работам

ПК-3

Разрабатывать интерфейс «человек-ЭВМ»

Опорный конспект

Выполнить задания к лабораторным работам

ПК-5

Разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технические программы

Опорный конспект

Выполнить задания к лабораторным работам

ПК-6

Обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнение эксперимента по проверке их корректности и эффективности

Опорный конспект

Выполнить задания к лабораторным работам

ПСК - профессионально-специализированные

компетенции в рамках профиля



^

III. Список рекомендуемой литературы


Основная литература

  1. Бабенко Т.А., Бельченко В.Е., Козырева Г.Ф. Практикум решения задач на языке программирования Паскаль. Ч1 Учебно-методическое пособие. Армавир, 2005г.

  2. Бабенко Т.А., Бельченко В.Е., Козырева Г.Ф. Практикум по курсу «Основы программирования». Ч2 Учебно-методическое пособие. Армавир, 2008г.

  3. Бельченко В.Е., Давиденко А.Н. Сборник тестов по языкам программирования PASCAL и DELPHI . Учебно-методическое пособие. Армавир, 2005г.

  4. БабенкоТ.А., Козырева Г.Ф. Практикум решения задач на ЭВМ. Ч.1. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «информатика».- Армавир, 2004

  5. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. - М., 1989 г.

  6. Информатика: Базовый курс/Под. ред. С.В. Симонович. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.

  7. Программирование на языке Паскаль: задачник/ под ред. Усковой О.Ф. –СПб.: Питер, 2003.

  8. Немнюгин С.А. Turbo Pascal. Практикум. СПб. Питер, 2001

  9. Фаронов В.В. Турбо Паскаль. В 3-х кн. М.: МВТУ, 1992.

  10. Фаронов В.В.. Турбо Паскаль. Начальный курс. М., “Нолидж”, 1999.


Дополнительная литература


  1. Острейковский В.А. Информатика: Учеб. Для вузов. -М.: Высш. шк., 1999.

  2. Савельев А.Я. Основы информатики: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001.

  3. Абрамов В.Г., Трифонов Н.П., Трифонова Г.Н. Введение в язык Паскаль. М., Наука.1988.

  4. Алкок Д. Язык Паскаль в иллюстрациях. Изд-во Мир,1991.

  5. Вальвачев А.Н., Крисевич В.С.. Программирование на языке Паскаль для персональных ЭВМ ЕС. Минск, Вышайшая школа, 1989.Стефен Моррис.

  6. Гусева А.И. Учимся информатике: задачи и методы их решения - М., 1998 г.

  7. Гусева А.И. Учимся программировать:Pascal 7.0. - м., 1999 г.

  8. Йенсен К., Вирт Н. Паскаль: Руководство для пользователя. – М.: Компьютер, 1993.

  9. Лэнгсам Й., Огенстайн М. Структуры данных для персональных ЭВМ. М..: Мир, 1989

  10. Перминов О.Н.. Программирование на языке Паскаль. М. Радио, 1988.

  11. Пульщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. М. Наука, 1989.


Периодические издания

  1. Журнал "КомпьютерПресс"

  2. Журнал "Мир ПК"

  3. Газета «Информатика» (приложение к газете «Первое сентября»)


Интернет-ресурсы

  1. http://pas1.ru/pascaltextbook

  2. http://www.pascal7.ru/

  3. http://alfa47.narod.ru/pascale.htm

  4. http://www.intuit.ru/department/pl/prinpas/1/

  5. http://www.intuit.ru/department/pl/plpascal/

  6. http://forcoder.ru/pascal/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»

Институт прикладной информатики, математики и физики

Отделение прикладной информатики и информационных технологий

Кафедра информатики и информационных технологий обучения

^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


« Б.3» «Информатика»

Направление подготовки 022000.62 «Экология и природопользование»

Профиль "экология"

Степень выпускника бакалавр

Форма обучения заочная

Армавир – 2012 г.
^ Лист согласования
Составитель: Егизарьянц Александр Артемович,
кандидат педагогических наук, доцент

Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____
Заведующий кафедрой __________________/ Бельченко В.Е./

Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании Учебно-методической комиссии кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____

Председатель УМК __________________/ ___________________________________

(подпись) Ф.И.О.

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании УМС факультета прикладной информатики и информационных технологий

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____
Председатель УМС ____________/ _______________

(подпись) Ф.И.О.
^ 4.1. Цели освоения дисциплины
Главная цель курса - формирование системы понятий, знаний, умений и навыков в области современного программирования, включающего в себя методы проектирования, анализа и создания программных продуктов, основанные на использовании структурного подхода к программированию и аккумулирует последние достижения в области методологии, языков, средств и технологий программирования, отражает прогресс в области развития архитектуры и программного обеспечения компьютеров.

Дисциплина “Информатика” призвана обеспечить высокую профессиональную подготовку в области изучения теоретических основ языков программирования высокого уровня, дать студентам представление о возможностях языка программирования Паскаль; показать спектр задач, решаемых с помощью Паскаля.

^ Задачи дисциплины:

  • формирование четкого представления об алгоритмизации как базовой составляющей технологического процесса создания программного продукта;

  • развитие представлений о видах программирования и области его применения;

  • знакомство с типовыми алгоритмами, с принципами и методами построения программ;

  • приобретение навыков программирования стандартных алгоритмов.


^ 4.2.Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина “Программирование” входит в базовую часть профессионального цикла в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 022000.62 «Экология и природопользование»
Учебный материал дисциплины «Информатика» базируется на развитии содержательной линии алгоритмизации и программирования школьного курса информатики, основой которого является освоение учащимися начальных знаний, умений и навыков в области структурного подхода к конструированию алгоритмов и способов их реализации в рамках методов и средств процедурного программирования.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Структуры и алгоритмы обработки данных», «Базы данных», «Инженерная и компьютерная графика», дисциплин по выбору студента и подготовке к итоговой государственной аттестации.
^ 4.3.Место дисциплины в структуре ООП
Таблица 4. Выписка из учебного плана

форма обучения

семестр

Трудоемкость

Лекции, час

Практич., час

Лаб.раб., час

СРС, час

Форма аттестации

зач.ед.

час

зочная

2

12

108

4



6

83

экзамен


Таблица 5. Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)

Код дисциплины

Название дисциплины

Дидактический минимум содержания дисциплины

Содержательно-логические связи

Коды учебных дисциплин, практик

Коды формируемых компетенций

на которые опирается содержание учебной дисциплины

для которой содержание учебной дисциплины выступает опорой

Б.3

Информатика

Классификация языков программирования.

Алгоритмы.

Язык программирования Паскаль.

Базовые конструкции Паскаля.

Структуры и типы данных в Паскале

Реализация стандартных алгоритмов обработки данных средствами Turbo Pascal .




Б.3. Базы данных

Б.3. Инженерная и компьютерная графика

ОК-12

ПК-2

ПК-3




^ 4.4. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 022000.62 «Экология и природопользование»
общекультурных (ОК):

ОК-12:имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

^ Профессиональных (ПК):

ПК-2: осваивать методики использования программных средств для решения практических задач

ПК-3: разрабатывать интерфейсы "человек - электронно-вычислительная машина"

В результате изучения дисциплины «Информатика» студент должен:

знать / понимать

  • классификацию и возможности современных инструментальных средств разработки программного обеспечения;

  • этапы решения задачи на компьютере;

  • основные алгоритмические конструкции: ветвление, цикл, вспомогательный алгоритм;

  • принципы структурного и модульного программирования;

  • базовые конструкции, основные типы и структуры данных языка программирования Паскаль;

  • способы постановки и спецификации задач для решения на ПЭВМ;

  • способы записи алгоритмов и программ;

  • способы испытания и отладки программ.

уметь

  • грамотно формулировать задачи, возникающие в практической деятельности для их решения с помощью ЭВМ;

  • формализовано описывать поставленные задачи;

  • разрабатывать оптимальные алгоритмы для решения поставленных задач;

  • реализовывать стандартные алгоритмы, поддерживающие работу с простыми данными и табличными данными в среде Turbo Pascal;

  • осуществлять постановку и спецификацию задачи для решения на ПЭВМ;

  • анализировать полученные результаты.

владеть

  • основными современными методами и средствами разработки корректных структурированных алгоритмов и программ;

  • технологией работы на персональной ЭВМ (ПЭВМ), правилами и приемами диалоговой работы на ПЭВМ при программировании типовых задач;

  • методами отладки и тестирования программ на ЭВМ в различных режимах.

^ 4.5. Структура и содержание дисциплины «Информатика»
Таблица 6. Содержание дисциплины

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля



Введение

Алгоритмы. Базовые алгоритмические конструкции.

Программирование как вид деятельности. Языки программирования.

Понятие алгоритма.

Свойства алгоритма.

Способы записи алгоритма.

Линейные алгоритмы.

Алгоритмы, содержащие ветвление.

Циклические алгоритмы.

Стандартные вычислительные алгоритмы.


защита лабораторных работ, тестирование



Язык программирования Паскаль. Базовые конструкции Паскаля.


Язык программирования ПАСКАЛЬ. Среда программирования TURBO PASCAL

Переменная. Команда присваивания.

Запись математических выражений. Команды ввода и вывода.

Операторы условного и безусловного перехода

Циклические конструкции.

Процедуры и функции пользователя.


защита лабораторных работ, тестирование,

контрольные работы, типовой расчет



Структуры и типы данных в Паскале

Простые типы данных.

Массивы. Способы формирования линейных массивов.

Стандартные алгоритмы обработки линейных массивов.


защита лабораторных работ, тестирование, контрольная работа, типовой расчет
  1   2   3   4

Похожие:

«Информатика» iconКафедра высшей математики и информатики тематика курсовых проектов...
Для студентов специальности 080801. 65 Прикладная информатика (в менеджменте) и направления 230700 Прикладная информатика, профиль...
«Информатика» iconРоссийской федерации
Рекомендовано методической комиссией факультета вмк для студентов ннгу, обучающихся по направлениям подготовки 010500 «Прикладная...
«Информатика» iconПрограмма государственного экзамена по информационным технологиям...
Государственный экзамен по специальности 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике» представляет собой оценку знаний информатика-экономиста...
«Информатика» iconПлан профориентационной работы на 2012-13 уч г Мероприятие
Издание рекламного буклета о подготовке бакалавров по направлениям «Информатика и вычислительная техника» и «Прикладная информатика...
«Информатика» iconМетодические указания по курсовому проектированию по дисциплине Нальчик
Методические указания предназначены для студентов специальности 080801. 65 «Прикладная информатика в менеджменте», и направления...
«Информатика» iconВопросы к экзамену по линейной алгебре для студентов 2 курса озо...
Озо направления подготовки 230700. 62 «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в экономике»
«Информатика» iconинформатика) образован путем слияния слов
Информатика – это фундаментальная естественнонаучная дисциплина, изучающая теоретические и практические аспекты процессов сбора,...
«Информатика» iconТеория, ч
Программа профильноко курса "Информатика X xi", И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, 10 11 класс/Программы для общеобразовательных учреждений:...
«Информатика» iconМетодические указания по курсовому проектированию по дисциплине «Проектирование...
«Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика (в экономике)», «Прикладная информатика (в дизайне)»
«Информатика» icon«Информатика»
Информатика, контрольная работа, табельный учет рабочего времени, электронные таблицы, ms exsel, автоматизация, макросы, Visual Basic...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница