«Явление электромагнитной индукции»




Скачать 162.97 Kb.
Название«Явление электромагнитной индукции»
Дата публикации20.03.2013
Размер162.97 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Информатика > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 90»


Разработка медиаурока урока по физике

9 класс

«Явление электромагнитной индукции».

Номинация «Естественные науки»

Составила: учитель физики

Миронова Елена Ивановна

2011г.

^ Пояснительная записка.

Данный урок разработан с использованием компьютерных медиаресурсов. На уроке используется наглядная презентация учебного материала (презентация 23 слайда, среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word).Тип урока – изучение нового материала.

Задачи занятия:

Образовательные - овладение учащимися определенной системой знаний, умений, способов познания и оперирования этими знаниями, умениями;

Развивающие - развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению;

Воспитательные - формирование коммуникативных умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с взрослыми, так и со сверстниками.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

  2. интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала).

  3. Развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости, виртуальный эксперимент – визуализация процессов, подтверждение виртуального эксперимента реальными опытами.

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием электромагнитной индукции, выясняют условия возникновения индукционного тока, получают историческую справку открытия данного явления, решают проблемные вопросы, делают выводы. В конце урока проводится небольшая самостоятельная работа на понимание изученного материала.

^ Тема: «Явление электромагнитной индукции»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи занятия:

Образовательные - овладение учащимися определенной системой знаний, умений, способов познания и оперирования этими знаниями, умениями;

Развивающие - развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению;

Воспитательные - формирование коммуникативных умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с взрослыми, так и со сверстниками.

^ Учебно-методическое обеспечение:

  1. Физика 9кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений/А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник.

  2. Рымкевич А.П. Физика; задачник 9 – 11 кл. пособие для общеобразовательных учебных заведений.

Время реализации занятия: 45 минут

Авторский медиапродукт: презентация 23 слайда (среда POWER POINT)

  1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.

  2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала

  3. Технологический сценарий:

  • Структура презентации:



п/п

^ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Временная реализация

№слайда

1

Целевая установка.

2 минуты

№1, №2

2

Повторение.

5 минут

№3

3

Историческая справка.

2 минуты

№4, №5

4

Демонстрация опытов.

8 минут

№6, №8, №10, №12

5

Решение проблемного вопроса.

4 минуты

№7, №9, №11, №13, №14, №15

6

Формулировка выводов по результатам опытов.

3 минуты

№16, 17

7

Закрепление изложенного материала

12 минут

№18, №19, №20

8

Самостоятельная работа

3 минуты

№21



  • Схема взаимосвязи кадров презентации:




11

7

100

9

8

6

5

4

1

3

2


14

1141114



12

13

20

19

18

17

16

15

15

13

12

16

17

18

19



23

22

21


  • Содержание кадров:

  1. Название темы урока.

  2. Цель урока.

  3. Вопросы повторения.

  4. Историческая справка.

  5. Портрет М.Фарадея.

  6. Опыт №1.

  7. Вывод после опыта №1.

  8. Опыт №2.

  9. Вывод после опыта №2.

  10. Опыт №3.

  11. Вывод после опыта №3.

  12. Опыт №4.

  13. Вывод после опыта №4

  14. Вопрос по результатам опытов.

  15. Ответ на вопрос по результатам опытов.

  16. Общий вывод.

  17. Определение явления электромагнитной индукции.

  18. Вопросы на закрепление (№1,2, 3,4).

  19. Вопрос на закрепление №5.

  20. Микротест.

  21. Самостоятельная работа.

  22. Домашнее задание.

  23. Спасибо за внимание и работу.


Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор, гальванометр, две катушки, источник тока, ключ, соединительные провода, постоянные магниты (полосовой и дугообразный).
^ План занятия.





Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

2

2

Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик «вспоминает», что ему известно по данному вопросу, систематизирует имеющуюся информацию до изучения нового материала.

6

3

Стадия получения исторической информации.

Формируется вызов на получение новой информации.

Осмысление новой информации

2

4

Демонстрация опыта №1.

Формируется вызов на получение новой информации через демонстрацию опыта.

Ученик осмысливает увиденный опыт.

1

5

Решение проблемного вопроса.

Организация работы по открытию новых знаний.

«Мозговой штурм».

2

6

Демонстрация опыта №2.

Формируется вызов на получение новой информации через демонстрацию опыта.

Ученик осмысливает увиденный опыт.

1

7

Решение проблемного вопроса.

Организация работы по открытию новых знаний.

«Мозговой штурм».

2

8

Демонстрация опыта №3.

Формируется вызов на получение новой информации через демонстрацию опыта.

Ученик осмысливает увиденный опыт.

1

9

Решение проблемного вопроса.

Организация работы по открытию новых знаний.

«Мозговой штурм».

2

10

Демонстрация опыта №4.

Формируется вызов на получение новой информации через демонстрацию опыта.

Ученик осмысливает увиденный опыт.

1

11

Решение проблемного вопроса.

Организация работы по открытию новых знаний.

«Мозговой штурм».

2

12

Формулировка выводов по результатам опытов.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Осмысление новой информации детьми.

3

13

Физминутка.

Направлена на сохранение здоровья детей.

Динамическая пауза

1

14

Закрепление изученного материала

Наблюдение, помощь.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации.

12

15

Самостоятельная работа

Осуществление контроля и проверки полученных знаний.

Проверка уровня своих знаний по данной теме.

3

16

Итог урока. Рефлексия.

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

2

17

Задание на дом

Разъяснение задания на дом

Запись в дневниках.

2


^ Карта занятия.

Комментарий хода урока

Время (мин)


№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Орг. момент.

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок.

2

1,2

Внимание


Организованность;

Аккуратность.


Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы по теме «Магнитный поток», вспоминают, от каких величин зависит магнитный поток.

6

3

Внимание


Способность выделять причинно – следственные связи;

Рефлексивность;

Самостоятельность;

Мышление.

Стадия получения исторической информации. Учитель напоминает об опыте Эрстеда и сообщает о предположениях М. Фарадея о связи электрического тока с магнетизмом. Демонстрируется портрет М. Фарадея.

2

4,5

Внимание,
память

Системность;

Ясность речи;

Культура эмоций;

Активное слушание.


Демонстрация опыта №1: катушка подсоединяется к гальванометру, полосовой магнит вдвигают в катушку и выдвигают из неё. Сопровождение опыта картинкой на слайде.

1

6

Внимание, память.

Восприимчивость к новому;

Коммуникативная культура.


Решение проблемного вопроса. Учащиеся делают выводы о том, что в катушке появляется электрический ток в момент движения магнита в катушку и из неё, т.е. в моменты изменения магнитного потока. Идет осмысление новой информации детьми. Установление причинно - следственных связей между блоками информации.


2

7

Внимание, память

Глубина рассуждений;

Аргументированность;

Системность;

Аналитичность;

Точность, уместность, выразительность речи.


Демонстрация опыта №2: одна катушка включена в электрическую цепь, а вторая, находящаяся с первой на одном сердечнике, подключена к гальванометру. Сопровождение опыта картинкой на слайде.

1

8

Внимание, память.

Восприимчивость к новому;

Коммуникативная культура;


Решение проблемного вопроса. Учащиеся делают выводы о том, что в катушке появляется электрический ток в моменты замыкания и размыкания ключа. Идет осмысление новой информации детьми. Установление причинно - следственных связей между блоками информации.


2

 9




Глубина рассуждений;

Аргументированность;

Системность;

Аналитичность;

Точность, уместность, выразительность речи.


Демонстрация опыта №3: катушка вращается в поле постоянного магнита. Сопровождение опыта картинкой на слайде.

1

10

Внимание,
память

Восприимчивость к новому;

Коммуникативная культура.


Решение проблемного вопроса. Учащиеся делают вывод о том, что при вращении катушки в магнитном поле изменяется магнитный поток и появляется электрический ток.

2

11


Внимание,
память.


Глубина рассуждений;

Аргументированность;

Системность;

Аналитичность;

Точность, уместность, выразительность речи.

Демонстрация опыта №4: движение одной катушки относительно другой. Сопровождение опыта картинкой на слайде.

1

12

Внимание, память.



Восприимчивость к новому;

Коммуникативная культура.


Решение проблемного вопроса о появлении тока во второй катушке.

2

 13

 Внимание, память.



Глубина рассуждений;

Аргументированность;

Системность;

Аналитичность;

Точность, уместность, выразительность речи.

Формулировка выводов по результатам всех опытов. Учитель задаёт вопрос: «Что общего во всех опытах?» Отвечая на данный вопрос, учащиеся анализируют увиденные опыты, выводы после каждого опыта и делают общий вывод о появлении тока в катушке. Учитель даёт определение данного явления.

3

14,15,16,17

Внимание, память.



Глубина рассуждений;

Аргументированность;

Системность;

Аналитичность;

Точность, уместность, выразительность речи;

Рефлексивность.

Физминутка. Динамическая пауза. Направлена на сохранение здоровья детей.

1




Внимание.






Закрепление изученного материала. Выполняются различные задания на отработку изученного материала – теоретические и практические. Часть вопросов демонстрируется на слайдах, часть заданий выполняется из сборника задач. Выполняется микротест.

12

18, 19, 20

Внимание, память.



Глубина рассуждений;

Аргументированность;

Системность;

Аналитичность;

Точность, уместность, выразительность речи,

Рефлексивность;

Культура эмоций.

Самостоятельная работа

3

21

Внимание, память.

Понимание материала;

Рефлексивность.

Итог урока. В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его полезность, проводит рефлексию по основным понятиям.

2




Внимание, память.



Понимание материала,

Коммуникативная культура,

Точность, уместность, выразительность речи;

Рефлексивность.


Задание на дом.

2

22

Внимание.

Ответственность;

Самостоятельность;

Аргументированность;

Любознательность;

Рефлексивность.


Ход занятия.

  1. Организационный момент. (2 минуты) – слайд №1, №2.

  2. Повторение материала, изученного на прошлом уроке. (6 минут)

На слайде №3 представлены вопросы по теме «Магнитный поток»:

  • От чего зависит магнитный поток, пронизывающий площадь плоского контура, помещённого в однородное магнитное поле?

  • Как меняется магнитный поток при увеличении в n раз магнитной индукции, если ни площадь рамки, ни ориентация контура не изменяется?

  • При какой ориентации контура по отношению к линиям магнитной индукции магнитный поток, пронизывающий площадь этого контура, максимален? Равен нулю?

  1. ^ Стадия получения исторической информации. (2 минуты) – слайд №4, №5

В 1820г. Ганс Христиан Эрстед показал, что протекающий по цепи электрический ток вызывает отклонение магнитной стрелки. Если электрический ток порождает магнетизм, то с магнетизмом должно быть связано появление электрического тока. Фарадей был уверен в единой природе электрических и магнитных явлений. Нельзя ли с помощью магнитного поля создать электрический ток? Такую задачу в начале 19 века пытались решить многие учёные. Поставил её перед собой и английский учёный Майкл Фарадей. В 1822 г. Майкл Фарадей записал в своём дневнике: «Превратить магнетизм в электричество». Многие годы настойчиво ставил он различные опыты, но безуспешно, и только 29 августа 1831г.  наступил триумф.

  1. ^ Демонстрация опыта №1. (1 минута)

Катушка подсоединяется к гальванометру, полосовой магнит вдвигают в катушку – гальванометр фиксирует появление тока, при остановке магнита – тока нет. При выдвижении магнита из катушки – появляется ток. Сопровождение опыта картинкой на слайде №6.

  1. Решение проблемного вопроса.(2 минуты) – слайд №7.

Учитель задаёт вопросы: «В какие моменты возникал ток? Какой вывод можно сделать по результатам опыта?» Учащиеся анализируют опыт и делают вывод. «Ток в катушке возникал при вдвижении и выдвижении магнита, в эти моменты изменялся магнитный поток, пронизывающий катушку».

  1. Демонстрация опыта №2. (1 минута) – слайд №8.

Одна катушка включена в электрическую цепь, а вторая, находящаяся с первой на одном сердечнике, подключена к гальванометру. Гальванометр фиксирует появление тока в моменты замыкания и размыкания ключа. Сопровождение опыта картинкой на слайде.

  1. ^ Решение проблемного вопроса.(2 минуты) – слайд №9.

Учащимся предлагается сделать вывод по результатам данного опыта, выяснить, почему ток появлялся только при замыкании и размыкании ключа, почему тока не было, когда цепь была замкнута. Ответы учащихся подкрепляются информацией на слайде.

  1. Демонстрация опыта №3. (1 минута) – слайд №10.

Катушка расположена в поле постоянного магнита, при вращении катушки гальванометр фиксирует наличие тока. Сопровождение опыта картинкой на слайде.

  1. Решение проблемного вопроса.(2 минуты) – слайд №11.

После демонстрации опыта задаётся вопрос классу: «Почему ток появляется только при вращении катушки?». По ответам учащихся делаем вывод, который демонстрируется на слайде.

  1. Демонстрация опыта №4. (1 минута) – слайд №12.

Первая катушка подключена к источнику тока, вторая – к гальванометру, катушки располагаются на одной оси и при движении одной катушки относительно другой, гальванометр фиксирует появление тока во второй катушке. Опыт сопровождается картинкой на слайде.

  1. ^ Решение проблемного вопроса. (2 минуты) – слайд №13.

Вопрос к классу: « Как можно объяснить данный опыт?» Ученики анализируют результата опыта и делают вывод, почему в данном случае в катушке возникал ток. Вывод демонстрируется на слайде.

  1. Общий вывод по результатам всех опытов. (3 минуты) - слайды №14, №15, №16, №17.

Классу задаётся вопрос: «Что общего во всех опытах?» Учащиеся анализируют все опыты, выводы, сделанные по каждому опыту в отдельности, приходят к выводу, что во всех случаях ток возникал при изменении магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур. Учитель даёт определение явления электромагнитной индукции.

  1. Физминутка. (1 минута)

  2. Закрепление изученного материала. (12 минут)

Задаются вопросы – слайд №18:

  • В чём заключается сущность электромагнитной индукции?

  • Опишите эксперименты, в которых обнаруживается явление электромагнитной индукции.

  • Какие условия необходимы для существования явления электромагнитной индукции?

  • Задание №902(рисунок 1) из сборника задач.

На слайде №19 демонстрируется ситуация, нужно ответить на вопрос: «Возникнет ли ток в данном случае?» Затем отвечают на вопрос микротеста слайд №20.

  1. Самостоятельная работа. (3 минуты) - слайд №21.

Задание из сборника задач, выполняется по рядам:

1 ряд:

Сборник задач А.П.Рымкевич №902 (рисунок 4)

2 ряд:

Сборник задач А.П.Рымкевич №902 (рисунок 6)

3 ряд:

Сборник задач А.П.Рымкевич №902 (рисунок 7)

  1. Итог урока. (2 минуты)

Ученикам задаются вопросы:

  • Что нового узнали на уроке?

  • В чём заключается явление электромагнитной индукции?

  • Как вы думаете, где это явление можно применить?

  1. Задание на дом. (2 минуты) – слайд №22.

  • Прочитать и выучить материал §49;

  • Выполнить упражнение 39;

  • Найти материал о применении явления электромагнитной индукции (приготовить сообщения).


Список литературы.

  1. Волков В.А. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В. Громова и А.В. Пёрышкина. 9 класс. М.: «ВАКО», 2004.

  2. Class-fizika.narod.ru

  3. Lichnosti net|photo

  4. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: Для 9 – 11 кл. сред. Шк. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 1994.

Похожие:

«Явление электромагнитной индукции» iconПервое лабораторное занятие 4-го модуль. Часть I. Лабораторная работа...
Ознакомление с методом измерения магнитной индукции на основе эффекта электромагнитной индукции
«Явление электромагнитной индукции» iconИндукционные электронагреватели
...
«Явление электромагнитной индукции» iconТема Магнетизм. Электромагнетизм
Ампера и Лоренца, магнитного потока, явления электромагнитной индукции Фарадея, правила Ленца, самоиндукции, эдс в движущихся проводниках,...
«Явление электромагнитной индукции» iconУрок в 11 классе по теме «закон электромагнитной индукции»
Индуктивность дросселя можно изменять путем выдвижения сердечника. Исходя из этих данных, была поставлена проблема: -показать зависимость...
«Явление электромагнитной индукции» iconЛабораторная работа 3 Определение длины электромагнитной волны методом дифракции Фраунгофера
Исследовать явление дифракции электромагнитных волн. С помощью дифракционной решетки проходящего света измерить длины электромагнитных...
«Явление электромагнитной индукции» iconЛабораторная работа 3 Определение длины электромагнитной волны методом дифракции Фраунгофера
Исследовать явление дифракции электромагнитных волн. С помощью дифракционной решетки проходящего света измерить длины электромагнитных...
«Явление электромагнитной индукции» icon1. При перемещении магнита в катушке постоянного магнита в ней воз­никает...
При перемещении магнита в катушке постоянного магнита в ней воз­никает электрический ток. Это явление называется а электростатической...
«Явление электромагнитной индукции» iconТема: Метод математической индукции
Задание: Применяя метод математической индукции доказать, что при любом натуральном п справедливо
«Явление электромагнитной индукции» iconТаблица – вариант 5, график
Размеры катушки: R1 = 50 см, R2= 56 см. Магнитная индукция в изменяется во времени по закону, указанному в табл. Максимальное значение...
«Явление электромагнитной индукции» iconЗакон Ампера позволяет определить единицу магнитной индукции B. Предположим,...
Сила, действующая на электрический заряд Q, движущийся в магнитном поле со скоростью V, называется силой Лоренца
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница