Анализ работы кафедры начального образования за 2011-2012 учебный год




Скачать 130.62 Kb.
НазваниеАнализ работы кафедры начального образования за 2011-2012 учебный год
Дата публикации20.03.2013
Размер130.62 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Информатика > Документы
МБОУ «Бокситогорская гимназия»

Анализ работы кафедры начального образования

за 2011-2012 учебный год

зав. кафедрой Антипова Светлана Владимировна

В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив кафедры начального образования работал над методической темой «Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях перехода на ФГОС НОО».

В рамках заявленной темы были выделены следующие приоритетные направления работы:

  1. Создание условий образовательного процесса, ориентированного на качественное обучение и воспитание детей разных образовательных возможностей и способностей.

  2. Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях перехода на ФГОС НОО.

  3. Активизация использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы. Реализация проекта «Компьютер для школьника».

  4. Совершенствование структуры современного урока.

  5. Повышение уровня педагогического мастерства учителей.

В рамках общей методической темы всеми сотрудниками кафедры начальных классов были выбраны и разрабатывались научно-методические темы:

  • Бадирова Ж.Б. – «Философское образование младших школьников на уроках литературного чтения»

  • Герасимова Н.М. – «Метод проектов на уроках в начальной школе»

  • Лещёва В.В. – «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе»

  • Мулькова Е.Г. – «Проектная деятельность в начальной школе»

  • Рюхина Н.В. – «Интегрированные уроки в начальной школе»

В 2011-2012 учебном году МБОУ «Бокситогорская гимназия» продолжила работу по переходу на ФГОС НОО. В этом учебном году в режиме ФГОС работают два класса начальной школы – 1-й (учитель Бадирова Ж.Б.) и 2-й (учитель Герасимова Н.М.). 3-й и два 4-х класса продолжают работу в обычном режиме. Гимназия является региональной экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС НОО. Всеми учителя начальных классов были разработаны рабочие учебные программы по всем учебным предметам, календарно-тематическое планирование, программы воспитательной работы. Учебные программы были обсуждены на заседании кафедры и утверждены научно-методическим советом. Основными задачами инновационной деятельности по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в гимназии является:

  • Реализация основной образовательной программы начального общего образования в 1 и во 2 классах гимназии.

  • Формирование учебной деятельности ребёнка как системы учебных и познавательных мотивов, умения реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

  • Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.

  • Создание индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальное развитие каждого обучающегося.

«Основная образовательная программа МБОУ «Бокситогорская гимназия» на 2011-2012 учебный год. Начальная школа» сформирована с учётом социокультурных особенностей и потребностей нашего региона. Важнейшей её частью является учебный план гимназии, содержащий две составляющие – урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность реализуется в гимназии через различные организационные формы – классное руководство, работу групп продлённого дня, через различную кружковую и секционную работу, организуемую как силами самой гимназии, так и с помощью учреждений дополнительного образования. В гимназии практикуются следующие формы внеурочной деятельности: кружковая и секционная работа, экскурсионная деятельность, участие в различного уровня конкурсах, олимпиадное движение, проектная и научно-исследовательская деятельность, конференции и др. Все эти формы организации внеурочной деятельности способствуют достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО, выявление и развитие способностей обучающихся через внеурочную деятельность.

В 2011-2012 учебном году организация учебно-воспитательного процесса в гимназии в рамках перехода на ФГОС НОО является основной задачей кафедры начального обучения. Все остальные задачи подчинены её – информатизация образовательного процесса в начальной школе, совершенствование структуры урока, повышение профессионального мастерства учителей начальных классов.

С целью обобщения опыта инновационной работы по внедрению ФГОС НОО на базе гимназии 1 февраля 2012 года был организован районный семинар по теме «Создание целостной образовательной среды как условие реализации ФГОС». На семинаре выступала с докладом по теме «Урок и внеурочная деятельность как компоненты целостной образовательной среды образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС НОО» Васютенкова И.В., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ЛОИРО, куратор введения ФГОС НОО. Учителями начальных классов гимназии были даны открытые уроки в рамках проведения семинара по следующим темам:

  1. 1 класс – учитель высшей квалификационной категории Бадирова Ж.Б. – урок математики «Сложение и вычитание в пределах 10-ти. Закрепление изученного материала».

  2. 2 класс – учитель первой квалификационной категории Герасимова Н.М. – урок литературного чтения «Развитие мыслительной деятельности учащихся на примере произведения Н.Носова «Затейники».

Уроки были обсуждены участниками семинара и получили положительную оценку.

С целью обобщения передового опыта инновационной работы Бадирова Ж.Б., учитель высшей квалификационной категории, выступала на научно-практической конференции «Современная стратегия и тактика развития системы образования в регионе» (секция «Реализация ФГОС НОО на современном этапе»), проходившей 6 декабря 2011 года в Бокситогорском институте (филиале) ЛГУ им. А.С.Пушкина. Материалы её выступления по теме «Философское образование как один из аспектов нового образовательного стандарта» опубликованы в научном сборнике «Материалы научно-практической конференции. Бокситогорский институт (филиал) ЛГУ им. А.С.Пушкина. 6 декабря 2011 года. Санкт-Петербург. 2012».

В прошлом учебном году гимназия являлась региональной экспериментальной площадкой по внедрению в учебный процесс начальной школы нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Этот учебный предмет преподавался в 4-м классе гимназии учителем Ж.Б.Бадировой (модуль «Основы православной культуры»). Инновационный опыт гимназии был рассмотрен на районном семинаре руководителей ОУ, где с докладом выступила Ж.Б.Бадирова. Также её выступление имело место на круглом столе, посвящённом вопросам введения учебного предмета «ОРКиСЭ» во всех учебных заведениях с 2011-2012 учебного года. Учителями 4-х классов Лещёвой В.В. и Рюхиной Н.В. были разработаны интегрированные программы курса «ОРКиСЭ» и успешно внедрены в учебный процесс.

По-прежнему одним из важнейших направлений работы начальной школы является информатизация образовательного процесса. В 2011-2012 учебном году все учителя начальной школы вели электронный журнал, участвовали в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Но наиболее важным и значимым стало для учителей начальной школы участие в реализации программы «Компьютер для школьника». В рамках этой программы все учащиеся и учителя начальной школы были обеспечены ученическими нетбуками и ноутбуками. С целью обучения учителей эффективному использованию ученических нетбуков в образовательном процессе МБОУ ДОД «ЦДОД «Центр информационных технологий» совместно с Центром повышения квалификации БИ ЛГУ им. А.С.Пушкина организовали обучающие семинары для педагогов. Все учителя начальных классов гимназии прошли обучение на курсах и получили удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации по теме «Современные информационные технологии в начальной школе». С целью обмена опытом в рамках реализации проекта все учителя начальных классов участвовали в работе круглого стола по проблеме «Возможные проблемы и пути их решения на этапе вхождения в проект «Компьютер для школьника» для учителей и руководителей школ г.Бокситогорска», проходившего в ноябре 2011 года на базе ЦИТ г.Пикалёво. Зав. кафедрой С.В.Антипова и учитель начальных классов В.В.Лещёва принимали участие в работе районного семинара по теме «Реализация модели «Один ученик – один компьютер» в образовательном процессе на уровне начальной школы», проходившем в январе 2012 года в г.Пикалево. В мае 2012 года для обобщения опыта работы и подведения первых итогов реализации проекта был организован районный круглый стол «Об итогах работы в проекте «Компьютер для школьника» в 2011-2012 учебном году». В.В.Лещёва выступила с сообщением о собственном опыте работы. Текст выступления был размещён на сайте.

Использование нетбуков в учебной и воспитательной работе способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, активизации мыслительных способностей обучающихся, повышению интереса и мотивации к учёбе. Учителя начальных классов постоянно и успешно используют ИКТ в учебном процессе, в том числе и при проведении различного рода открытых мероприятий. Совершенствование педагогического мастерства учителей ведётся по разным направлениям, основными из которых являются: повышение квалификации, аттестация, участие в проведении семинаров, конференций, работе круглых столов, проведение открытых уроков и мастер-классов, участие в профессиональных конкурсах и т.д.

В 2011-2012 учебном году все учителя начальных классов давали открытые уроки в рамках Дня открытых дверей для родителей (октябрь 2011 года – Ж.Б.Бадирова, Н.М.Герасимова, В.В.Лещёва, Н.В.Рюхина); в рамках Недели педагогического мастерства (В.В.Лещёва – урок литературного чтения «Библейские сказания. Моисей .Обобщающий урок»; Н.В.Рюхина – урок математики «Упражнения для закрепления»); в рамках районного семинара давали открытые уроки Ж.Б.Бадирова (1 класс - математика) и Н.М.Герасимова (2 класс – литературное чтение). Учитель высшей квалификационной категории Е.Г.Мулькова принимала участие в работе районного методического поезда по теме «Инновационная деятельность в системе образования Бокситогорского муниципального района», проходившего 20 апреля 2012 года. Ею был дан открытый урок математики во 2-м классе по теме «Закрепление. Решение задач и примеров». Учитель начальных классов В.В.Лещёва принимала участие в районном конкурсе «Самый классный классный», где её концепция воспитательной работы заняла 2-е место. Свою концепцию В.В.Лещёва также представила на конкурс «Нравственный подвиг учителя» в номинации «Системы воспитательной работы».(результаты ещё неизвестны) Учителя начальных классов принимали активное участие в работе педсоветов. В рамках работы педсовета по теме «Эффективность урока как результат организации активной деятельности учащихся» все учителя начальных классов принимали активное участие в обсуждении открытых уроков, представили копилки передового опыта конспекты своих открытых уроков и их самоанализ.

В рамках педсовета «Роль духовно-нравственного воспитания в формировании личности учащихся» были заслушаны выступления учителя Ж.Б.Бадировой «Самоанализ урока в рамках работы по ФГОС НОО» и В.В.Лещёвой «Концепция воспитательной работы «Город дружбы». В этом учебном году Н.М.Герасимова прошла аттестацию в новых условиях, получив первую квалификационную категорию. Ведётся активная подготовка к прохождению в следующем учебном году аттестации учителями начальных классов Ж.Б.Бадировой и Е.Г.Мульковой (на высшую квалификационную категорию) и Н.В.Рюхиной (на первую квалификационную категорию).

Все учителя постоянно совершенствуют своё педагогическое мастерство на курсах повышения квалификации. Кроме курсов «использование современных технологий в начальной школе», Е.Г.Мулькова посещала курсы повышения квалификации в БИ ЛГУ им. А.С.Пушкина по теме «Организация образовательного процесса в начальной школе в в связи с переходом на ФГОС НОО». Зав. кафедрой С.В Антипова закончила курсы повышения квалификации на базе Федеральной стажировочной площадки ГАОУ ДПО «ЛОИРО» по теме «Теория и практика организации образовательного процесса в условиях новых ФГОС». В течение всего года большое внимание сотрудниками кафедры уделялось вопросу комплектования первых классов гимназии. С этой целью учителя начальных классов В.В.Лещёва, Н.В.Рюхина и зав. кафедрой С.В.Антипова посещали родительские собрания в детских садах, публиковали материалы о приёме детей и о работе гимназии в средствах массовой информации, размещали материалы о работе школы на сайте. В рамках Дня открытых дверей для родителей все учителя начальных классов провели открытые уроки с использованием ученических нетбуков. Все уроки получили положительную оценку со стороны родителей. Был разработан сценарий праздника «Встреча с будущими первоклассниками» (учителя В.В.Лещёва и Н.В.Рюхина). Встреча с будущими первоклассниками и их родителями прошла в очень тёплой обстановке. Учителями начальных классов проводится целенаправленная работа по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Темы проектов находятся различные. Это предметные, творческие, коллективные и индивидуальные проекты. Постоянно пополняется банк данных исследовательских тем, типов и форм проектов. Результатом этой работы является проведение научно-практической конференции «Поиск и творчество», что стало традицией гимназии.

В 2011-2012 учебном году в качестве темы для проектов учащихся начальной школы была выбрана тема, посвящённая 80-летнему юбилею гимназии, который будет праздноваться в 2012 году. Были выбраны следующие темы коллективных проектов:

  • «Мои родители – выпускники гимназии» - 1 класс, рук. – Ж.Б.Бадирова

  • «Мои первые учителя» - 2 класс, рук. – рук. – Н.М.Герасимова

  • «История октябрятского и пионерского движения в школе» - 3 класс, рук. – Е.Г.Мулькова

  • «История комсомольской организации школы» - 4а класс, рук. – Н.В.Рюхина

  • «Музей истории школы» - 4б класс, рук. – В.В.Лещёва

Необходимо отметить высокий уровень всех представленных проектов, высокое качество подготовленных совместными усилиями учащихся, педагогов и родителей презентаций. Особенно важно, что все проекты носили коллективный характер, что особенно важно с воспитательной точки зрения. Победителем был выбран проект учащихся 1-го класса. В этом учебном году большое внимание уделялось участию учащихся начальных классов в различного уровня конкурсах и олимпиадах, в том числе и дистанционных. В 2011-2012 учебном году учащиеся начальных классов МБОУ «Бокситогорская гимназия» принимали участие в Малой олимпиаде школьников по русскому языку, математике, окружающему миру. Принимали участие в различного уровня дистанционных конкурсах:

  • Конкурс-игра по математике «Слон»;

  • Конкурс-игра по русскому языку «Русский медвежонок»;

  • Игровой конкурс «Британский бульдог»;

  • Математический конкурс-игра «Кенгуру-2012»;

  • Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку;

  • Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру;

  • Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению

Учащиеся начальной школы также принимали активное участие в различного рода творческих конкурсах:

  • Конкурс «Дорога и мы»;

  • Конкурс «Природа – дом твой»;

  • Акция «Интернет-каникулы»;

  • Конкурс «Самой милой и красивой, самой доброй на земле»;

  • Конкурс «Спасём мир от пожаров»;

  • Дистанционный конкурс детского творчества «Широкая масленица»

В очередной раз учащиеся начальных классов гимназии принимали участие в международном конкурсе по английскому языку «Британский бульдог». Многие порадовали нас результатами. (см. приложение)

ФИ

Класс

Место в школе

Место в районе

Место в регионе (Россия)

Алферьева Дарья

3

1

1

5

Никитина Варвара

3

2

2

21

Тиханов Даниил

3

2

2

21

Муравьёва Полина



1

1

1

Мальцева Екатерина



1

1

1

Денисов Иван



1

1

1

Кормильцева Мария



1

1

1

Платонова Ксения



1

1

1

Чистяков Роман



1

1

1

В конкурсе – игре по математике «Слон» (Россия) победителями стали учащиеся 1-го класса гимназии: Беспалова Арина, Веретенникова Виолетта, Давыдова Татьяна, Виноградов Роман, Пашкин Никита, Тимофеева Антонина. Победителем стал и учащийся 4а класса Веретенников Станислав.

В математическом конкурсе-игре «Кенгуру-2012» Шквиро Сергей (3 класс) занял 1 место в районе, Константинова Анна (3) – 2 место в районе, Тараканова Анна (3) – 3 место в районе. Учащаяся 4б класса Кормильцева Мария заняла 1 место в районе и 3 – в области.

В конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок» Цветкова Екатерина (2 класс) заняла 2 место в районе, Шквиро Сергей (3 класс) – 3 место в районе.

Во всероссийской дистанционной олимпиаде по литературному чтению учащиеся 4б класса Кузнецова Екатерина и Муравьёва Полина заняли 1 место в России.

В Малой олимпиаде школьников по русскому языку учащийся 4а класса Денисов Иван стал призёром, а Богданова Маргарита (4б класс) стала призёром по математике.

Большое количество призовых мест на уровне района учащиеся начальной школы заняли и в творческих конкурсах. (данные см. в Приложении)

Такие хорошие показатели в олимпиадном и конкурсном движении не случайны. Необходимо отметить высокий уровень знаний в начальной школе. Учащиеся имеют 100-процентную успеваемость и высокий уровень качества обучения по предметам:

2 класс (учитель Герасимова Н.М.) - 53,5 %

3 класс (учитель Мулькова Е.Г,) – 78,8 %

4а класс (учитель Рюхина Н.В.) – 68,7 %

4б класс (учитель Лещёва В.В.) – 76 %

Однако в сравнительном анализе следует отметить и отрицательные тенденции. Прежде всего – снижение у учащихся начальной школы интереса к чтению, что, в первую очередь, связано с развитием информационно-коммуникативных технологий. Эту проблему учителя начальных классов решают в тесном взаимодействии с сотрудниками библиотек (как школьной, так и городской), прививая детям интерес и любовь к чтению. Необходимо также отметить, что не все учащиеся начальной школы достаточно ответственно подходят к изучению английского языка, что также является одной из причин снижения качества знаний.

Подводя итоги работы кафедры начального образования за 2011-2012 учебный год, можно констатировать, что работа кафедры способствовала достижению высокого уровня качества образования. Но работу в данном направлении необходимо продолжать как в следующем учебном году, так и в дальнейшем. В следующем учебном году сотрудники кафедры будут продолжать работу по реализации в образовательном процессе гимназии ФГОС НОО (уже в 1,2 и 3 классах гимназии). Продолжится и работа в программе «Компьютер для школьника», и, соответственно, процесс информатизации начального образования. Будет совершенствоваться работа по интеграции основного и дополнительного образования в образовательном процессе начальной школы. И, естественно, будет продолжена работа по совершенствованию профессионального мастерства сотрудников кафедры начального образования. Трое сотрудников кафедры в следующем учебном году будут аттестовываться – Бадирова Ж.Б. и Мулькова Е.Г. на высшую квалификационную категорию и Рюхина Н.В. – на первую категорию. Будет продолжаться сотрудничество с другими предметными кафедрами. Также необходимо продолжить работу с одарёнными детьми по всем направлениям, в том числе и по совершенствованию навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Похожие:

Анализ работы кафедры начального образования за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы кафедры естественных наук 2011-2012 учебный год
В 2011-2012 учебном году научно-методическая работа кафедры была объединена общей темой Деятельностный и компетентностный подходы...
Анализ работы кафедры начального образования за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы кафедры математики за 2011-2012 учебный год
Работа кафедры в 2011-2012 учебном году строилась в соответствии с утверждённым планом работы
Анализ работы кафедры начального образования за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы учителей кафедры русского языка и литературы за 2011-2012 учебный год
В 2011 2012 учебном году учителя кафедры русского языка и литературы работали в соответствии с основными задачами программы развития...
Анализ работы кафедры начального образования за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы кафедры общественных дисциплин за 2011-2012 учебный год
...
Анализ работы кафедры начального образования за 2011-2012 учебный год iconПлан мероприятий по управлению учебным процессом тематика педагогических советов
Анализ работы школы за 2010-2011 учебный год. Определение целей, задач, проблем школы на 2011-2012 учебный год. Утверждение Учебного...
Анализ работы кафедры начального образования за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы кафедры физической культуры за 2011-2012 учебный год
В 2011-2012 учебном году кафедра физической культуры работала в соответствии с приоритетными направлениями программы развития «Стратегия...
Анализ работы кафедры начального образования за 2011-2012 учебный год iconАнализ учебной и методической работы моу «Бугровская средняя общеобразовательная...
Цель: анализ успеваемости обучающихся и деятельности педагогического коллектива по повышению качества образования, анализ методической...
Анализ работы кафедры начального образования за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы кафедры гуманитарно-эстетических дисциплин за 2011 2012 учебный год
В течение 2011-2012 учебного года кафедра работала над темой «Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьника...
Анализ работы кафедры начального образования за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы кафедры естественных дисциплин за 2011-2012 учебный год
...
Анализ работы кафедры начального образования за 2011-2012 учебный год iconАнализ деятельности городского методического объединения учителей...
Цель анализа: подведение итогов работы гмо за 2011-2012 учебный год дать объективную оценку результатов работы методического объединения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница