Городское управление образования
Школа № 46
Программа по информатике
9-11 класс
Составила: учитель математики Федотова Л. В.
Телефон: 25-37-33 (рабочий)
25-34-18 (домашний)
e-mail: Shkola46-61@mail.ru
fedjakv1@rambler.ru факс (8-3012) 25-37-33
Г. Улан-Удэ
2009-2010 учебный год
Пояснительная записка
Главным в курсе ОИВТ является развитие информационной культуры, учащиеся должны уметь получать, накапливать, перерабатывать и передавать информацию. В эти знания входят умения работать с базами данных, искать и пересылать информацию по сети, вести диалог и сверять информацию с реальными данными. Это развивает навыки логического мышления – умений рассуждать, доказывать, ставить вопросы, давать четкие ответы, выдвигать конструктивные решения и обосновывать их. Очень важна роль курса информатики в формировании операционного мышления, столь необходимого молодому человеку, который рассматривается в виде совокупности таких фундаментальных умений и навыков, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, построение информационных моделей.
Во-вторых, курс должен научить школьников практической работе с ЭВМ. И в-третьих, компьютер – просто увлекательная игрушка, и курс информатики легко превратить в увлекательную игру. ^
Основной задачей курса является – формирование творческих, исследовательских качеств. Для этого есть замечательный инструмент – компьютер. Школьник – настоящий исследователь. Он наблюдает объекты и их поведение – информационные процессы, на основе наблюдений выдвигает гипотезу, проверяет ее, а затем превращает в создаваемый алгоритм. Появляется исследовательское направление – творчество. В естественно-математических классах изучают в полном объеме «Деловые применения ЭВМ» и язык программирования Паскаль, а в гуманитарных классах – сокращенный вариант «Деловые применения ЭВМ» и язык программирования Бейсик.
На уроках дети должны узнать:
Какие задачи решают на ЭВМ, какие нет;
Какими средствами снабжают ЭВМ, чтобы облегчить диалог человека с машиной.
Курс предполагает выработку некоторых элементов общей культуры, составляющих теоретическую базу, а также определенных практических навыков.
Теоретическая база.
Знание общих принципов решения задач;
Общее представление об информации и информационных системах;
Принципы работы ЭВМ.
Практическая база.
Работа на ЭВМ;
Работа с готовыми программами; информационными системами, базами данных и другими прикладными программами.
Информатика – это программирование, поэтому одна из главных задач в курсе – изучение языков программирования; изучая язык, можно получить навыки операционного мышления.
^ 9-10 класс
Ключевое понятие курса – информация. Рассматриваются понятия передачи информации, информационных процессов. В результате должно быть сформировано понимание информационной сущности мира, умение видеть и проанализировать процессы;
Ключевое понятие – компьютер. Формируется представление о компьютере как универсальной информационной машине, рассматриваются разнообразные применения ЭВМ, приобретаются навыки общения с ЭВМ.
Деловые применения ЭВМ:
Графические редакторы;
Музыкальный редактор;
Текстовые редакторы;
Электронные таблицы;
Базы данных;
Работа в сети;
Интернет
Презентация
Публикация
11 класс. Изучение языка Паскаль, в гуманитарных классах изучается также язык Паскаль, только до массивов.
Алгоритм, основные свойства алгоритма;
Исполнители алгоритма;
Правила записи программ;
Понятие переменной;
Основные конструкции языка: линейные, циклы, выбор, ветвление, подпрограммы, понятие массива, обработка символьных переменных.
Программное обеспечение:
WINDOWS
Базы данных;
Текстовые редакторы: WORD, WORDPAD, блокнот
Графические редакторы: PAINT, CORELDRAW
Электронные таблицы EXCEL
Базы данных Access
Публикации Publisher
Пакет программ: клавиатурные тренажеры, обучающие программы, игры, сетевые игры
Обучающие программы по математике
Обучающие программы по информатике
Среда программирования Паскаль, Бейсик
Обучающие программы по языкам программирования
Роботландия
Литература: - Кушнеренко;
- Гейне;
- Каймин;
- Есаян;
- Роботландия
- Фигурнов;
- Семакин;
- самоучитель, Левин;
Чернов «Программирование на языках Бейсик, Паскаль»;
Лапчик «Вычисления, алгоритмизация, программирование»;
Фролов «Математика.. физика. Информатика.»;
Книги для учителя:
Касаткин «основы программирования»;
Кушнеренко «Основы информатики»;
Гейне «IBM для УКНЦ»;
Робландия;
Журналы «Информатика и образование».
Методические распечатки: EXSEL, WORD
Шалепаева А.Х. Поурочные планы 8-9 класс
Задачи по информатике
Макарова Учебные пособия 8-9 класс, 10-11 класс
Задачи по программированию
10 класс Информатика (программирование), поурочные планы
Содержание. Тематическое планирование. 9-10 класс.
Цель:
Научить школьника практической работе на ЭВМ. Освоив компьютер, школьники смогут использовать его, как инструмент своей деятельности, у них не вызовут предметные уроки с применением ЭВМ;
Рассматриваем понятие информации, передача, хранение, информационные процессы. Сформировать понимание информационной сущности мира, увидеть и проанализировать информационные процессы;
Сформировать представление о компьютере как об универсальной информационной машине, рассмотреть разнообразные применения ЭВМ, приобрести навыки общения с машиной;
Развивать творчество учащихся;
Освоение технологий, развитие учащихся информационной культуры, выражающееся в умениях получать, накапливать, собирать, перерабатывать и передавать информацию с помощью ЭВМ. В это входят умения наполнять базы данных, базы знаний, работать с системами проектирования, искать и пересылать информацию по сети, вести диалог с ЭВМ, знание различных редакторов, электронных таблиц.
В связи с тем, что в одном классе два часа в неделю, а в другом 1 час в неделю, то в гуманитарном классе вынуждены давать минимум знаний, основной упор делая на практическое применение компьютеров, в основном пользовательский курс.
А программирование в 11 классе также дается самый минимум (до понятия массивов) 9 класс
| Теоретическая часть
| Практическая часть
| 1 ч
8.09-2ч/17.09,15.09/18.09
| 1. Правила техники безопасности; что такое информатика; этапы развития ЭВМ
| 1.Научить правильно включить, выключить машину; клавиатурный тренажер
| 2/1ч22.09-2ч/24.09-2ч
29.09/1.10-2ч
| 2. Информация и знания; информационные процессы
| 2. Клавиатурный тренажер
| 2 ч
|
| Музыкальный редактор
| 2 ч/ 1ч
22.09/24.09
29.09/2.10-2ч
| 3. Измерение информации; единицы измерения информации; скорость информационного обмена; свойства информации.
| 3. Как загрузить WINDOWS
| 7ч / 3ч
6.10-2ч/13.10-1ч
9.10/16.10-1ч
| 4. Числа и системы счисления; позиционные и непозиционные системы счисления; перевод из одной системы счисления в другую; арифметические действия; основы логики
| 4. Калькулятор; арифметические действия в разных системах счисления.
| 1
| Контрольный тест
|
| 2 /1ч
6.10-2ч/13.10-1ч
9.10/16.10-1ч
| 5. Устройство компьютера; память, внешняя память; внутренняя память
| 5. Роботландия: устройство компьютера
| 3/ 2 ч
22.12/25.12/29.10/12.01-2ч
| 6. Программное обеспечение; прикладное ПО; системное ПО; файловая система; файловые структуры;
| 6. Загрузка программ; игры
| 5/1 ч
22.09-2ч/27.09-2ч
25.09/30.09-2ч
| 7. Графическая информация; кодирование графической информации; технические средства компьютерной графики
| 7. Работа с графическим редактором PAINT
| 2
|
| Конкурс рисунков «Человек и ЭВМ»
| 8/5ч
20.10-2ч/23.10-2ч
27.10-2ч/30.10-2ч
| 8. Текстовая информация; гипертекст; кодирование текстов.
| 8. Текстовые файлы и текстовые редакторы; работа в текстовом редакторе WORD, Publisher
| 2/1ч
24.11/27.11
| Контрольный тест
| Самостоятельная работа
| 4/2 ч
8.12/11.12/15.12/18.12-2ч
| 9. Передача информации в компьютерных сетях; как устроена сеть; виды сетей; электронная почта; основы логики (решение задач)
| 9. Работа в локальной сети;
| 2/1 ч – 22.12,29.12/25.12
| Контрольный тест
| Передача сообщений по сети друг другу и учителю
| 4/2 ч
12.01\19.01/15.01/22.01 – 2
| 10. Аппаратное и программное обеспечение сети; Internet
| 10. Работа в Интернете
| 2/1 ч
| Контрольный тест
| Самостоятельная работа,
| 4/2 ч
9.02,16.02-2ч/19.02 26.02
| 12. Информационно-поисковая система
| 12. Работа в базе данных
| 2/1 ч
| Контрольный тест
| Самостоятельная работа
| 4/2ч
2.03/9.03-2ч
5.03/12.03-2ч+4ч
| Создание творческой работы
| 13. Работа с программой POWERPOINT; создание презентации
| 2/1ч+2ч
| 14. Итоговый урок Защита проекта
| Игры
| 10 ч
| Повторение, решение задач с целью подготовки к ЕГЭ
|
|
10 класс
| Теоретическая часть
| Практическая часть
| 1 ч
2.09/3.0.9
| 1. Правила техники безопасности; что такое информатика; этапы развития ЭВМ
| 1.Научить правильно включить, выключить машину; клавиатурный тренажер
|
час
| Тема
| Практическая часть
| 5
4.09/5.09
8.09/9.09
15.09/16.09
22.09/23.09
29.09/30.09
| Работа в текстовом редакторе WORD:
Набор текста, выделение, абзац, интервал, изменение шрифта
Вставка графических объектов, объектов ART
Создание таблиц
Работа со списками
Тест
| Практическая работа в текстовом редакторе
| 10
6.10/7.10
13.10/14.10,20.10/21.10,27.10/28.10
24.11/25.11
1.12/2.12,8.12/9.12, 15.12/16.12
23.12/24.12
29.12/30.12
| Электронные таблицы EXEL:
Среда и принципы работы
Формирование данных
Построение арифметических выражений
Способы построения выражений в электронных таблицах
Система связей в электронных таблицах
Оптимальные приемы работы с электронной таблицей
Встроенные функции
Графическое представление числовых данных
Обобщение по теме
Практическая работа «Решение задач»
Тест
| Практическая работа в электронных таблицах EXEL
| 10 час
11.01/12.01
18.01/19.01
25.01/26.01
1.02\2.02
8.02/9.02
15.02/16.02
24.02/24.02
2.03/3.03
9.03/10.03
16.03/17.03
| Базы данных:
Среда и принципы работы
Программная среда ACCESS
Создание и редактирование базы данных
Наполнение базы данных с использованием формы
Фильтрация данных
Создание простого запроса с помощью Мастера
Создание простого запроса с помощью простого Конструктора
Сложные запросы с использованием логических выражений
Создание отчетов
Обобщение материала
Тест
|
| 4 22.03/23.03
5.04/6.04
| Интернет:
Поиск информации в Интернет
Классификация поисковых систем
Технология поиска информации
Типы поисковых систем и их особенности
Основные понятия и характеристики результатов поиска
Понятие языка запросов
Поиск в сети
| IEXPLORE
| 1
12.04/13.04
| Работа с электронной почтой:
Основы электронной переписки
Интерфейс почтовой программы
Операции с сообщениями
Работа с адресной книгой
|
| 4
19.04/20.04
26.04/27.04
3.05/4.05
11.05/12.05
| Создание WEB-САЙТА:
WEB-конструирование
Основные требования к ресурсам
Инструментальные средства создания web страниц
Зачет по теме «Моя первая страница»
|
| 1
| Итоговый урок, тестирование
|
| 18.05/19.05
| Творческая работа по созданию страницы
|
| 2
| Защита проекта
|
|
^ Учащиеся в 11 классе вполне могут освоить один из языков программирования – Паскаль. Язык Паскаль утвержденный в качестве стандарта в 1979 году, является более совершенным по сравнению с языком Бейсик. Благодаря своей эффективности, простоте и логичности он получил широкое распространение. В настоящее время почти все машины могут работать на этом языке. Этот язык позволяет создавать структурированные программы трудоемких и сложных вычислений. В языке предусмотрено предварительное указание типов данных и обязательная информация о всех элементах программы, таких как метки, константы, переменные, подпрограммы. Все это позволяет быстро обнаружить допущенные ошибки и отредактировать программу. Число различных операторов сведено до минимума. Язык позволяет рационализировать рабочий процесс программирования, постепенно уточняя части программы. ^
Правила записи программ, запуск на исполнение, простейшие приемы редактирования;
Понятие типа данных, правила записи выражений; характеристика допустимых значений и множество операций для целого, вещественного, символьного, логического типов;
Описывать формат оператора присваивания; владеть понятием пустого оператора; описывать порядок выполнения оператора присваивания и происходящие изменения в памяти; составлять протоколы выполнения программы;
Решать простые задачи из курса математики, физики;
Описывать формат условного оператора; записывать простые разветвляющиеся алгоритмы в виде программ; выполнять отрицание сложных логических выражений; владеть приемами отладки программ с ветвлением;
Описывать формат записи оператора выбора, использовать его при решении простейших задач; записывать сложные программы, содержащие выбор, переход;
Описывать синтаксис и семантику циклических конструкций, владеть понятиями параметр цикла, тело цикла иметь четкое представление о характере изменения параметра цикла, возможности выхода из цикла; составлять протоколы выполнения программ с циклами;
Владеть понятием массива; линейные и прямоугольные таблицы; организация хранения массивов в памяти и доступа к ним; владеть основными приемами присвоения значений с клавиатуры, уметь организовывать ввод и вывода данных; знать приемы отладки программ.
ч
| Теоретическая часть
| Практическая часть
| 1 ч
2.09
| Правила техники безопасности
|
| 4 ч
9.09,16.09,23.09,30.09
| 1. Определение и свойства алгоритмов; исполнители алгоритмов; формы записи алгоритмов
2. Основные виды алгоритмов: линейные, ветвление, выбор, циклические.
| Роботландия; Программа «Черный ящик», задачи о перевозе, переливания;
|
| Роботландия; «Черный ящик»
| 2 ч
7.10, 14.10
| 2. Программа. Среда программирования; алфавит языка; правила оформления программ
| Как загрузить среду программирования; исполнение готовых программ на языке самоучитель, глава 1-4
| 2 ч
21.10,28.10
| 3. Стандартные типы данных, выражения
| Самоучитель. Глава 7
| 3 ч
2.12, 9.12, 16.12
| 4. Этапы решения задач. Математическая модель. Составление модели задачи.
5. Вывод и ввод данных
| Решение задач. Основы программирования простых математических задач
|
| Решение задач
| 1 ч
23.12
| 6. Примеры программирования простых задач
| Решение задач
| 1 ч
30.12
| 7. Обобщающий урок. Контрольная работа
| Контрольный тест
| 1 ч 13.01
| 8. Команда ветвления
| Решение задач
| 1 ч20.01
| 9. Оператор выбора; оператор перехода.
| Решение задач
| 3 ч
27.01, 3.02, 10.02
| 10. Примеры программирования вычислительных процессов с ветвлениями
| Решение задач
| 1 ч 17.02
| Контрольная работа
| Тест
| 24.02 – 3 ч
| Графика в Паскале
| Решение задач
| 1 ч
| Контрольная работа
| Решение задач
| 24.02, 7.03, 14.03, 21.03, 7.04, 14.04 – 6 час
| Понятие массива. Примеры программирования задач с использованием массива
| Решение задач
| 1 ч
| Контрольная работа
|
| 2 ч
| Обобщающий урок.
| Контрольный тест
| 6 час
| Повторение :
Информация, кодирование, измерение
Основы логики
Файловая система
Алгоритмизация и программирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|