Игры на уроках истории подготовила: учитель истории и обществознания




Скачать 286.99 Kb.
НазваниеИгры на уроках истории подготовила: учитель истории и обществознания
страница1/3
Дата публикации24.02.2013
Размер286.99 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Информатика > Урок
  1   2   3




МБОУ «Старостуденецкая средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»


Роль игры

на уроках истории

подготовила:

учитель истории и обществознания

II кв.категории Загидуллина Г.М.

Содержание

I Введение стр. 3 -4

Роль игры в процессе обучения

II Основная часть стр. 5 -20

1.1. Что такое дидактическая игра. стр.5 -6

1.2. Методика организации дидактических игр. стр. 6 – 9

2. Игры при изучении нового материала на уроке истории. стр. 9 -11

2.1. Игра при подготовке к изучению нового материала. стр. 11- 15

2.2. Игра и учебная наглядность. стр. 16 -17

2.3 Игра и практическая работа учащихся. стр. 17 -20

III. Заключительная часть стр. 21 -22

IV Примечание стр. 23

V Использованная литература стр.24

I. Введение

Роль игры в процессе обучения

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности усвоения фактов, дат, имен и другие.

Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток, получаемой детьми информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении.

Игра – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Ф. И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые – решают свои коммуникативные проблемы.

Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, противостоит пассивному слушанию или чтению.

В процессе игры интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно не доступен в обычной учебной ситуации.

Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний, в игре проходит огромная воспитательная работа.

В своей работе мной были изучены труды авторов Лернер И.Я « Познаватель-

ные задачи в изучении истории», Дайри Н.Г. «Обучении истории в старших классах

средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения»,

Платонов К.К.,Голубев Г.Р. Психология для определения сущности логического задания, проблемной ситуации и выполнения их ходе урока с использованием элементов игры. Работа Лещинера В.Р., Полторака Д.И. «Нормы и стандарты исторического образования в англоязычных странах» дала мне глубоко понять

«что такое игровое занятие и сама игра». При проведении игры «Живая картина»

я придерживалась советам Ивановой Т.Н., которые она дает своем труде « История

в 7 классе .Сценарии ролевых игр ,тесты»
^ 1.1. Что такое дидактическая игра

Еще в древнем мире игра не пользовалась как одна из форм обучения.

Сам термин дидактические игры, под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф. Фребель и М. Монтессори.

Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях.Поскольку обучение – это «процесс целенаправленной передачи общественно – исторического опыта; организация формирования знаний, умений и навыков».

понимание сущности дидактической игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты):

- деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности, в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер,

- условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающей на не тождественность образа и его объекта.

Как создается игра, какова ее структура? Попытаемся изобразить игровую реальность в виде схемы.


ИГРА


ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ




ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

КОМПОНЕНТ

ДОМИНАНТА

УСЛОВНЫЙ

КОМПОНЕНТ

ИГРОВОЕ

СОСТОЯНИЕ

РОЛЬ

ПРАВИЛО


Игра как таковая, имеет два компонента: деятельностный и условный, которые могут наполниться разным содержанием и делать одну игру совершенно непохожей на другую, но тем не менее эти два компонента просматриваются в каждой игре.

Исходя из вышеуказанной схемы, игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры: обычно образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий – содержанием деятельностного компонента.

^ 1.2. Методика организация игр

Организация игр - не всегда простое занятие. В игре нет полной предсказуемости, в ней же всегда возможны всякие неожиданности.

^ Структура организации игры

1) Выбор игры.

На этом этапе происходит отбор содержания исторического материала для игр на основе изучения учителем программы, тематического плана, учебника, методической литературы. Отобрав игры, соответствующие программному содержанию, учитель должен четко представить себе, какие результаты он хочет получить.

^ 2) Подготовка игры.

а) Предварительная подготовка учащихся к игре. Не все игры содержат этот этап. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны сделать в ходе подготовительной работы. Предварительная подготовка, зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. («Музей», «историческая гостиная...»).

б) Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового направления. (переставить столы, включить музыку, приготовить к использованию ТСО, вывесить схемы, карты, картины); проверить готовность учащихся к игре.

^ 3) Введение в игру.

а) Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать: «А теперь давайте поиграем в... (название игры)» или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или «В связи с этим есть такая игра...» Этого достаточно, чтобы ребята обрадовались и настроились на другой характер работы.

б) Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно. Многое усвоится в самой игре, если кому-то что-то не понятно.

в) Выбор участников игры. Представьте, что учителю нужно выбрать 4-х участников, например для игры «Из уст в уста», а в классе гораздо больше желающих. Если учитель сам выберет игроков, часть активных ребят тут же могут с негодованием «выключиться» из игры, потому что не их выбрали. Чтобы не было обиды, можно выбор игроков обыграть, преследуя образовательные и дисциплинирующие цели. Учитель объявляет: «Для игры нужно 4 участника, но поскольку желающих много, мы поступим так: на доске нарисована головоломка (анаграммы, вопросы). Первые 4 человека, которые быстрее других в тетради напишут решение (ответ) и будут участниками.

Есть много других возможностей выбора участников: например, сначала играют те, у кого фамилия на букву «З» (задание нужно посмотреть чтобы количество совпадало), те у кого день рождения зимой, те, кто сидят на последних партах или учащиеся с 10 по 14-й номер, согласно списку в журнале и т. п.

4) Ход игры.

Несмотря на важность дидактического результата, при проведении игры необходимо понять, что историческое содержание – это скрытая часть «айсберга», которая должна волновать учителя до начала игры. Как только игра началась, главное – это игровое действо. Ведь чем интереснее и занимательнее игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

а) Начало игры. На этой стадии можно уточнить некоторые нюансы, касающиеся правил игры. Они проясняются в игре первых же участников. И тогда учителю нужно остановить игру и кратко объяснить, что нарушено и как нужно правильно участвовать в игре. Но не менее важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это «в руках» организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать, восклицаниями «ускоряем темп!», « Долгая пауза!?...».

б) Развитие игрового действа (кульминация). На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников, и зрителей. Организатору важно следить за выполнением правил и иногда «добавить поленья в горящий костер», то есть подбодрить проигравшего, заметить что-нибудь интересное в его участии, напомнить, что в игре итог может быть совершенно неожиданным; кроме того, можно подзадорить болельщиков или зрителей.

в) Заключительный этап игры. Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение; не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Нужно вовремя поставить точку, чтобы не только не пропало созданное игрой приподнятое настроение, но и не расфокусировалось направленное на изучаемый материал внимание. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания (например: «еще два участника, и мы заканчиваем»). У ребят, таким образом, появляется время, чтобы психологический подготовиться к окончанию игры.

^ 5) Подведение итогов (оценка и поощрение школьников).

Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, и что помогло ему достичь победы). Чтобы избежать этих проблем, необходимо:

а) перед началом подготовки к игре четко объявить критерии (лучше, чтобы школьники записали их в тетрадь), по которым будет производиться оценка результатов;

б) корректно обнародовать результаты. Итоги соревнования иногда имеет смысл объявлять не сразу после его окончания. Их можно будет огласить на следующем уроке или опубликовать в школьной газете. Страсти поутихнуть, да и учитель сумеет учесть все тонкости, чтобы оценить игроков справедливо. Хотя, конечно, нельзя забывать, что школьники очень ждут результатов игры и хотят знать их можно скорее;

в) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;

г) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.

^ 6) Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).

Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса (понимает, что игра удалась или наоборот), все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю, однако, важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры – с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести этот этап – он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.

Конечно, хорошо бы провести обсуждение или анкетирование о прошедшей игре. Но если времени совсем не остается, можно воспользоваться методикой А. Н. Лутошкина, которая называется «Цветопись». Ее цель – оценка учащимися своего эмоционального состояния в ходе какого-либо мероприятия. Данные об эмоциональном состоянии каждый ученик заносит в клеточку – против своей фамилии в списке (который вывешивается, например, на стенде в классе), цветным карандашом (это учащиеся могут сделать на перемене). Каждый цвет обозначает разное настроение: красный – восторженное, радостное, активное настроение; оранжевый – радостное, светлое; желтый – светлое; зеленый – спокойное, ровное; синий – грустное, печальное; фиолетовый – тревожное, тоскливое; черный – состояние крайней неудовлетворенности. Такая цветоматрица поможет учителю «увидеть» настроение коллектива, определить общий и индивидуальный характер эмоциональных состояний школьников.

^ 2. Игры при изучении нового материала на уроке

Исследований по дидактике игр, предназначенных для использования на уроке истории при изучении нового материала практически нет.

Отметим следующие важные в рамках данной проблемы положения, касающиеся этапа изучения нового материала.

1. Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала.

2. Изучение нового состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственно изучения нового материала.

3. Подготовка школьников к изучению нового учебного материала на уроке истории призвана: мобилизовать их внимание и познавательную активность, актуализировать знания, полученные ранее и необходимые для лучшего усвоения новых фактов и явлений, возбудить интерес к тем вопросам, которые им предстоит изучить, поставить перед школьниками определенные учебные задачи.

4. В современной педагогике эффективным средством подготовки школьников к изучению нового учебного материала на уроке является постановка познавательной задачи (И. Я. Лернер), логического задания (Н. Г. Дайри), предваряющих изучение нового материала.

И. Я. Лернер, определяя поисковую познавательную задачу, отмечал обязательность самостоятельного решения и наличие одного «из двух других условий: 1) либо нахождение новых знаний об истории общества известными ученику способами; 2) либо нахождение новых путей поисков знаний» («...речь идет о знаниях и способах, новых для ученика, а не для общества...»)2.

Н. Г. Дайри, поясняя сущность логического задания, писал, что оно «может составлять для учащегося одну из сторон проблемной ситуации, так как разрешение проблемы может оказаться противоречивым, иметь несколько направлений, иметь различную логическую структуру, различную полноту, детализацию и т. д.»3

Таким образом, логические задания могут включать в себя: выделение общих черт и различий исторических явлений, установление основных этапов в развитии явления, оценку изучаемых событий или исторического лица, выражение школьниками своего личного отношения к ним, составление плана по ходу объяснения учителя, доказательство выводов, данных учителем или сформулированных в учебнике и др.

5. Организация изучения нового материала на уроке достигается:

а) посредством устного изложения материала;

б) посредством работы с печатным текстом;

в) в процессе работы с наглядностью;

г) в ходе практической работы учащихся.

Лучше, если при изучении нового материала учащиеся имеют возможность и слышать (устное изложение), и видеть (наглядность), и выполнять при этом какое-либо задание, т.е. привлекать моторику (учебно-познавательную задачу). Задания могут быть даны как перед изучением нового, так и во время его изложения. Материал проходит через все возможные каналы восприятия, это, с одной стороны, тренирует все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную), с другой – является гарантом индивидуального подхода.
  1   2   3

Похожие:

Игры на уроках истории подготовила: учитель истории и обществознания icon«Русские изобретатели и умельцы»
Урок истории Отечества в 8 классе подготовила и провела учитель истории и обществознания Татьяна Михайловна Чербунина
Игры на уроках истории подготовила: учитель истории и обществознания iconУроках истории и обществознания. Целью педагогической деятельности по теме
«Развитие ценностно-мировоззренческой и информационной компетенций учащихся на уроках истории и обществознания через активные методы...
Игры на уроках истории подготовила: учитель истории и обществознания iconИспользование икт на уроках истории и обществознания
Использованию икт, в процессе преподавания истории и обществознания оказали влияние следующие факторы
Игры на уроках истории подготовила: учитель истории и обществознания iconРазработал учитель истории и обществознания
Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимости исторической, моральной и правовой оценки советского режима в школьном курсе...
Игры на уроках истории подготовила: учитель истории и обществознания iconУрок по истории России 8 класс Подготовила и провела учитель истории...
Александра II, выделить основные события войны, определить её место и значимость в мировой истории, истории России, сформулировать...
Игры на уроках истории подготовила: учитель истории и обществознания iconВнеклассное мероприятие для Недели истории (с презентацией). 7 класс....
Цель мероприятия: формирование интереса к истории, воспитание патриотических чувств
Игры на уроках истории подготовила: учитель истории и обществознания iconДоклад Тема: Профильное обучение. Право
Подготовила: Нечаева Л. А., учитель истории и обществознания мобу «Соловьёвская сош», Тындинский район
Игры на уроках истории подготовила: учитель истории и обществознания icon"Организация самостоятельной работы на уроках истории и обществознания...
Формирование ключевых компетентностей у учащихся на уроках истории и обществознания через организацию самостоятельной работы
Игры на уроках истории подготовила: учитель истории и обществознания iconДидактическая игра на уроках истории
Дидактические игры при изучении нового материала на уроке истории
Игры на уроках истории подготовила: учитель истории и обществознания iconВнеклассное мероприятие, посвященное 70-летию создания Уральского...
Цель: гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница