Ассамблеи государств-членов воис пятьдесят четвертая серия заседаний Женева, 22 30 сентября 2014 г




НазваниеАссамблеи государств-членов воис пятьдесят четвертая серия заседаний Женева, 22 30 сентября 2014 г
страница1/3
Дата публикации29.10.2014
Размер0.57 Mb.
ТипРеферат
shkolnie.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3




wipo-r-bw

R

a/54/INF/5

оРИГИНАЛ: АНГЛИЙСКИЙ

ДАТА: 23 ИЮНЯ 2014 Г.


Ассамблеи государств-членов ВОИС

Пятьдесят четвертая серия заседаний

Женева, 22 - 30 сентября 2014 г.


СТРАТЕГИЯ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ВОИС) В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (икт)
^ Информационный документ, подготовленный Секретариатом

1. В настоящем документе содержится Стратегия Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

./.
2. После годичного рассмотрения и обсуждения Совет ВОИС по ИКТ на своей одиннадцатой сессии, состоявшейся 5 ноября 2013 г., одобрил прилагаемую Стратегию в области ИКТ.

3. Стратегия в области ИКТ была распространена среди членов Независимого консультативного комитета ВОИС по надзору (НККН) при закрытии его тридцать первой сессии, состоявшейся в ноябре 2013 г. Впоследствии она была представлена и рассмотрена на тридцать второй сессии НККН, состоявшейся 17-21 марта 2014 г.

4. Десятого декабря 2013 г. Стратегия в области ИКТ была помещена на публичном сайте ВОИС.

[Стратегия ВОИС в области ИКТ следует]




wipo-r-bw



Стратегия ВОИС в области ИКТ
декабрь 2013 г.


Содержание
Резюме
^ I. ВВЕДЕНИЕ
II. СРЕДА ИС
III. РОЛЬ ВОИС В СРЕДЕ ИС
IV. ВОЗНИКАЮЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ИКТ
V. КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИИ ВОИС В ОБЛАСТИ ИКТ
VI. УПРАВЛЕНИЕ ИКТ В ВОИС
^ VII. ИКТ В РАМКАХ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
VIII. ИКТ В РАМКАХ АДМИНИСТРАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В ВОИС
IX. РОЛЬ ГСИ И ДИКТ

РЕЗЮМЕ
В последние десятилетия колоссально выросло значение интеллектуальной собственности для экономики стран, регионов и мира в целом. В то же время информационная технология заняла центральное место в этих экономических системах, поскольку большей частью промышленное производство и коммерческие операции сейчас в значительной мере зависят от инфраструктуры и платформ ИКТ.
Миссия ВОИС в качестве глобального форума для обеспечения услуг, политики, сотрудничества и информации в области интеллектуальной собственности заключается в том, чтобы играть ведущую роль в разработке сбалансированной и эффективной международной системы интеллектуальной собственности, создающей возможности для инновации и творчества на благо всех.
ИКТ стоит также во главе угла осуществления ВОИС своего мандата и обусловливает различные аспекты ее работы. Она превратилась в главное средство оказания ВОИС своих услуг, и она позволяет отличать эти услуги от других путей обеспечения охраны интеллектуальной собственности на глобальном уровне.
В настоящей Стратегии в области ИКТ описывается роль информационной технологии в ВОИС и то, как, согласно ожиданиям, она будет определять подход ВОИС к своей работе и осуществлению своих программ. Стратегия в области ИКТ, в частности, предназначается для обеспечения того, чтобы долгосрочная эволюция решений ВОИС в сфере ИКТ могла удовлетворять следующим требованиям:
(a) предоставлять самые современные услуги разнородному кругу заинтересованных сторон с точки зрения их экономического развития и их географического разброса в мире;
(b) обеспечивать предоставление этих услуг по возможности наиболее экономичным образом;
(c) обеспечивать надлежащую защищенность данных, а также защиту от срывов в торгово-промышленной деятельности;
(d) извлекать выгоду из возможностей для предоставления новых услуг с более высокой добавленной стоимостью;
(e) помогать развивающимся странам в их экономическом развитии путем предоставления им возможностей для эффективного участия в глобальной сетевой системе интеллектуальной собственности;
(f) улучшать управленческий контроль в ВОИС;
(g) создавать крепкую, но гибкую систему управления для ВОИС.

^ I. ВВЕДЕНИЕ
В этой Стратегии в области ИКТ описывается роль информационной технологии в ВОИС и то, как, согласно ожиданиям, она будет определять подход ВОИС к своей работе и осуществлению своих программ. Сроки реализации этой Стратегии в области ИКТ составляют приблизительно пять лет, охватывая промежуток времени до конца двухлетнего периода 2016-2017 гг.
Все области деятельности ВОИС поддерживаются информационной технологией, по крайней мере в некоторой степени. На самом базовом уровне эта поддержка будет состоять из стандартного конторского программного обеспечения (например, обработка текстов), некоторых административных функций (например, управление отпусками), внутренней системы связи (интранет) и возможности подключения к Интернету. В других областях, однако, эта поддержка принимает форму специальных, нередко заказных, компьютерных систем, которые в определенных случаях могут быть большими и сложными, в частности если они предназначаются для взаимодействия с аналогичными национальными или региональными системами, такими как, например, в случае PCT и Мадрида.
Вместо того чтобы детально описывать все системы ВОИС данная Стратегия в области ИКТ будет охватывать только те из них, которые считаются крайне важными со стратегической точки зрения, а именно те, которые используются в следующих областях:
(a) PCT;

(b) Мадрид и Гаага;

(c) глобальная инфраструктура; и

(d) управление и администрация.
Первые три составляют суть важнейшей роли ВОИС в международной системе интеллектуальной собственности, в том числе в отношении развития, в то время как цель четвертой позиции заключается в облегчении управления Организацией путем обеспечения необходимых функций административной поддержки и контроля.
Начальные разделы Стратегии в области ИКТ посвящены тому контексту, в котором ее необходимо рассматривать, а именно среде ИС, роли ВОИС в среде ИС и возникающим тенденциям в сфере технологии. Затем Стратегия переходит к описанию ее ключевых элементов, того, как осуществляется управление ИКТ в ВОИС, и того, как она определяет эволюцию системы PCT, Мадридской и Гаагской систем, глобальной инфраструктуры, а также администрации и управления. Наконец, один раздел посвящен роли Главного сотрудника по информатике и Департамента информационно-коммуникационных технологий.

^ II. СРЕДА ИС1
В основанной на знаниях экономике и движимом инновациями обществе инвестиции в нематериальные активы растут и в ряде стран в настоящее время равняются инвестициям в материальные активы или превосходят их. В последние десятилетия это явление привело к расширению спроса на права интеллектуальной собственности, которые являются главной правовой основой для охраны нематериальных активов. Например, спрос на патенты вырос по всему миру с примерно 800 000 патентных заявок в начале 1980-х годов до 1,8 миллиона к 2009 году, причем самое большое увеличение спроса произошло с середины 1990-х годов. Заявки на товарные знаки отличаются аналогичной тенденцией ввиду возросшего внимания, уделяемого распознаванию бренда и на отечественных, и на мировых рынках. В обозримом будущем эти тенденции, скорее всего, сохранятся.
На уровне компаний интеллектуальная собственность также является самым современным элементом деловой активности. Для крупных компаний мира использование интеллектуальной собственности является непременным стратегическим средством увеличения их доли на отечественных и мировых рынках и получения конкурентного преимущества. Исследования, основанные на рыночной оценке компаний в фондовом индексе Standard & Poor’s 500, указывают на то, что на долю нематериальных активов приходится примерно 80 процентов средней ценности фирмы, в то время как на долю физических и финансовых активов приходится менее 20 процентов балансовой ведомости. Поэтому не должно вызывать никакого удивления то, что ведущие компании-новаторы в мире занимают видное место среди многочисленных и разнообразных пользователей системы ИС.
Как следствие этих экономических и деловых изменений интеллектуальная собственность, которую когда-то рассматривали главным образом как технический вопрос для экспертов-юристов, сейчас приобрела первостепенное значение для правительств, деловых кругов, исследователей, ученых, индивидуальных творцов и гражданского общества. Благодаря этому возросшему значению интеллектуальная собственность также привлекает к себе большее политическое внимание и вызывает больше споров. Это происходит не только на национальном, но и на международном уровне, где эволюция интеллектуальной собственности тесно увязана с международной торговлей, глобализацией и сопутствующим перераспределением экономической мощи.
Одним из связанных с этим явлений является географический сдвиг с точки зрения использования интеллектуальной собственности, отражающий основополагающие тенденции в экономической деятельности, международной торговле и технологическом производстве. Хотя традиционно спрос на права интеллектуальной собственности поступал главным образом из Европы, Японии и США, за последние два десятилетия произошел сдвиг в направлении других хозяйственных систем, что в основном касается Азии и, в частности, Китая и Республики Корея. Доля трансграничных патентных заявок из Европы, Японии и США сократилась с 77 процентов в 1995 г. до 59 процентов в 2009 г. В то же время доля Китая увеличилась более чем на 15 процентов. Аналогичные изменения замечены в сфере заявок на товарные знаки, где Китай, Япония и Республика Корея также фигурируют среди пользующихся наибольшим спросом юрисдикций.
^ III. РОЛЬ ВОИС В СРЕДЕ ИС
ВОИС представляет собой международную организацию с 186 государствами-членами, задача которой заключается в стимулировании инноваций и творчества в интересах экономического, социального и культурного развития всех стран через посредство сбалансированной и эффективной системы интеллектуальной собственности. ВОИС стремится выполнить эту задачу посредством ряда стратегических целей, которые были приняты государствами-членами ВОИС в декабре 2008 г., чтобы переориентировать работу Организации с учетом изменяющейся среды ИС, описанной выше.
Эти цели включают:
(a) глобальные услуги в области ИС: Новаторы и коммерческие предприятия занимаются поиском быстро реагирующих, отлаженных международных систем, позволяющих им охранять их интеллектуальные активы во многих странах. Важная совокупность договоров ВОИС – они охватывают международную охрану изобретений (Договор о патентной кооперации, или «PCT»), товарных знаков (Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к нему, или «Мадрид»), промышленных образцов (Гаагское соглашение о международной регистрации промышленных образцов, или «Гаага») и наименований мест происхождения (Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации, или «Лиссабон») – обеспечивает, чтобы одна международная регистрация или заявка имела действие в любом из соответствующих государств, подписавших тот или иной документ;
(b) глобальная нормативная база ИС: Один из основных видов деятельности ВОИС заключается в содействии сбалансированному развитию международных норм ИС. Этот процесс определяется государствами-членами Организации и предполагает консультации с широким кругом заинтересованных сторон;
(c) глобальная инфраструктура ИС: ВОИС откликается на необходимость в инструментах, услугах, стандартах и платформах, которые могут позволить учреждениям ИС и другим субъектам в сфере ИС работать более результативно, сотрудничать более эффективно и предоставлять высококачественные услуги заинтересованным сторонам и пользователям. Усовершенствованная и усиленная международная инфраструктура ИС позволяет новаторам обмениваться информацией и упрощает обмен данными и знаниями между субъектами в сфере ИС;
(d) развитие: Использование системы ИС для содействия экономическому развитию требует адекватной институциональной инфраструктуры и потенциала людских ресурсов. ВОИС оказывает поддержку развитым странам, наименее развитым странам (НРС) и странам с экономикой переходного периода в создании инфраструктуры и развитии потенциала и в осуществлении национальных стратегий и планов в области ИС, согласующихся с потребностями каждой страны, ее приоритетами в области развития и ее ресурсной базой. Повестка дня ВОИС в области развития содержит конкретные указания, в особенности в рекомендациях 10 и 12, об оказании основанной на ИКТ технической помощи в целях развития.
ВОИС, однако, не является исключительным форумом, на котором предлагаются эти услуги и осуществляется практическая деятельность. Например, деловые круги располагают различными иными вариантами действий для обеспечения международной охраны их прав интеллектуальной собственности. Они включают альтернативные или дополнительные пути подачи заявок (в случае патентов и товарных знаков – так называемый «Парижский путь», т.е. процедура в соответствии с Парижской конвенцией, а в случае патентов - система ускоренного патентного производства). Кроме того, некоторые региональные организации, такие как Европейское патентное ведомство (ЕПВ) в сфере патентов и Ведомство по гармонизации внутреннего рынка (ВГВР) в области товарных знаков, стремятся предложить платформы, схожие с глобальными платформами, предлагаемыми ВОИС. Наконец, в свете трудностей, с которыми сталкиваются многосторонние учреждения государственного сектора в плане быстрого реагирования на темпы изменений в технологии и бизнесе, решения часто вырабатываются самыми деловыми кругами или предоставляются через посредство технологии. Растущая роль корпорации Google в обеспечении глобальной цифровой библиотеки («Google Books») и в распространении (и переводе) всемирных патентных данных служит иллюстрацией этой тенденции.
Информационная технология является средством обеспечения управления ИС и инфраструктуры ИС, равно как и непременным фактором, позволяющим предоставлять услуги ВОИС:

(a) информационно-технологические системы и сети, позволяющие обеспечить надежное получение, рассмотрение, перевод, публикацию и распространение данных в области интеллектуальной собственности, стоят во главе угла глобальных услуг ВОИС в области ИС;

(b) созданная ВОИС глобальная инфраструктура ИС имеет целью обеспечить дополнительные всемирные интероперабельные и интерактивные платформы ИКТ, а также структурированные базы данных, охватывающие широкий диапазон объектов интеллектуальной собственности;
(c) доступ к информации, включая технологию, крайне важен для развития и для предоставления странам возможности реализовать свои политические, экономические и социальные цели. ВОИС осуществляет широкий круг мероприятий для облегчения такого доступа. Общей чертой этих инициатив является их опора на информационную технологию в качестве крайне необходимого средства достижения этих целей.

^ IV. ВОЗНИКАЮЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ИКТ

Поскольку информационная технология составляет ядро самых важных видов деятельности ВОИС, Организация должна постоянно учитывать изменения, сказывающиеся на технологическом ландшафте. Некоторые из самых недавних тенденций, имеющих отношение к функционированию ВОИС, включают следующие:

(a) бизнес-анализ: согласно обследованию, проведенному недавно компанией Forrester2, связанные с бизнес-анализом технологии и методы значительно развились, и сейчас они являются одним из ключевых факторов в деле изменения технологического ландшафта организаций. Бизнес-анализ, когда он внедряется эффективно, создает благоприятные возможности для повышения конкурентоспособности и оперативной эффективности;
(b) социальные сети: социальные сети переопределяют то, как физические лица и организации взаимодействуют друг с другом. Это – нечто гораздо большее, чем просто разговор или диалог. Социальные сети могут также использоваться для проведения углубленных рыночных исследований, стимулирования инноваций в товарной сфере и управления жизненным циклом изделий, регулирования взаимоотношений с клиентами и т.д.;
(c) consumerware (сверхсовременные потребительские товары): в результате усиливающегося проникновения информационной технологии в нашу повседневную жизнь служащие и клиенты переопределяют то, как организации обеспечивают информационные технологии. Растущая популярность мобильных устройств и приложений затрудняет также полное отделение личного использования от профессионального. Департаменты ИКТ в корпорациях уже не могут применять такой простой подход, как «отгораживание» таких устройств и приложений от своих работников. Когда дело доходит до предоставления услуг клиентам, нет никакой другой альтернативы, кроме как брать такие технологии на вооружение;
(d) «облачные вычисления»: всего лишь за несколько лет «облачные вычисления» уже стали реальностью для инфраструктуры, платформ, прикладных технологий и услуг. Поскольку предприятия по-прежнему ожидают быстроты и гибкости, внедрение в практику «облачных вычислений» будет лишь еще больше расти в качестве жизнеспособного и рентабельного дополнения к традиционно внутрифирменным или отдаваемым на сторону услугам ИКТ;
(e) информационная безопасность: модные технологии и методы, включая некоторые из вышеуказанных, создают существенные проблемы для обеспечения информационной безопасности. Старые походы, такие как строительство заборов, рытье рвов и ограничение доступа, сейчас стали полностью неадекватными для обеспечения надежной информационной безопасности в сегодняшнем взаимосвязанном мире, жаждущим инноваций;
(f) большие массивы данных: как было отмечено Национальным научным фондом США, «повсеместно распространенное зондирование и вычисление в различных видах естественной, искусственной и социальной среды генерирует неоднородные данные в беспрецедентных масштабах и беспрецедентной сложности. Сегодня ученые, исследователи-биомедики, инженеры, работники образования, простые граждане и те, кто принимает решения, живут в эпоху наблюдений: данные поступают из самых различных источников, таких как сети датчиков; научные инструменты, такие как медицинское оборудование, телескопы, коллайдеры, спутники, сетевые модели окружающей среды и сканеры; потоки видеоинформации, аудиоданных и «щелчков ключа»; данные о финансовых операциях; электронные сообщения, сетевые журналы, материалы в сервисе «Твиттер» и архивы изображений; пространственные графики и карты; а также научные имитации и модели»3. Проблема заключается в том, как управлять этой информацией так, чтобы извлекать выгоду из ее наличия;
(g) доступ к Интернету: традиционно плохой доступ к Интернету был фактором, сдерживающим предоставление основанных на ИКТ услуг, в особенности в развивающихся странах. Однако в последние годы доступ к Интернету стремительно расширяется и открывает для развивающихся стран возможность «перепрыгнуть» через устаревшие технологии и предоставлять основанные на Интернете услуги в области ИС. Бизнес-сферы ВОИС могут использовать эту тенденцию в своих моделях предоставления услуг.

^ V. КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИИ ВОИС В ОБЛАСТИ ИКТ

Спрос на услуги ВОИС неуклонно растет с точки зрения как объема, так и географического охвата. Хотя такие ожидания создают возможности, они также создают дополнительные проблемы в плане наличия услуг, показателей работы систем и информационной безопасности. Настоящая Стратегия в области ИКТ предназначена стать «дорожной картой», показывающей, как управлять этой эволюцией. Она построена вокруг ряда элементов, некоторые из которых настолько важны для работы и мандата ВОИС, что их реализация является совершенно необходимой, в то время как другие относятся скорее к вопросам стратегического выбора.
^ Обязательные элементы
Обязательными элементами Стратегии ВОИС в области ИКТ являются следующие:
(a) Услуги на современном уровне
ВОИС имеет 186 государств-членов, которые находятся на самых различных уровнях развития. Если взять один конец спектра, то многие пользователи услуг, предлагаемых ВОИС, относятся к числу наиболее развитых в технологическом отношении компаний в мире. Помимо этого, ВОИС поддерживает тесные институциональные и оперативные связи с самыми современными ведомствами интеллектуальной собственности. Каждый из этих субъектов частного и государственного секторов в значительной мере зависит от информационной технологии для обеспечения своей коммерческой деятельности и предоставления качественных услуг своим клиентам. Уровень совершенства предлагаемых ВОИС информационно-технологических решений должен отвечать ожиданиям этих субъектов.
В то же время, однако, предлагаемые ВОИС решения должны быть в достаточной степени гибкими, чтобы предоставлять услуги, которые могут использоваться субъектами и общинами в развивающихся странах, где потенциал ИКТ является порой менее развитым. В этих странах особенно эффективность работы Интернета еще не соответствует ожиданиям отраслей экономики. Поскольку глобальный экономический подъем еще не набрал надлежащих темпов, в ближайшем будущем нельзя ожидать крупных инвестиций в инфраструктуру Интернета.
Кроме того, географическое местоположение пользователей услуг ВОИС все в большей степени распространяется по всему миру. Как было отмечено в предшествующем разделе, одним важным изменением в международном ландшафте интеллектуальной собственности является переход к преобладанию азиатских пользователей.
Услуги в области ИКТ, предлагаемые ВОИС, должны учитывать эти внешние факторы и изменения. Стратегия в области ИКТ имеет целью обеспечить самые современные и гибкие функции, почти круглосуточное наличие систем и инфраструктуру, способную предоставлять услуги эквивалентного высокого качества сообществу пользователей, более однородно распределенному среди основных рынков Организации.
(b) ^ Безопасность ИКТ и системы защиты
Наибольшая часть информации, которая проходит через ВОИС, имеет весьма конфиденциальный и коммерчески ценный характер. Хотя это в первую очередь характерно для патентных заявок, подаваемых по процедуре PCT, Гаагская система имеет равносильные требования в отношении конфиденциальности.
В последние годы отмечается экспоненциальный рост рисков, связанных с информационной безопасностью. Сегодня ВОИС вынуждена не только бороться с традиционными компьютерными вирусами, фишингом и нападениями с целью проникновения в систему (которые отличаются все большей утонченностью), но и защищаться от порой обеспеченных ресурсами крупномасштабных нападений, предназначенных для причинения значительных и публичных сбоев, а также более широко распространенных, но непрекращающихся нападений, предназначенных для того, чтобы тайно получать засекреченную информацию непрерывно на протяжении длительного времени.
Занимаясь этими рисками, стратегия ВОИС в области информационной безопасности, как ожидается, также должна заниматься внутренними мерами контроля, особенно автоматизированного контроля, чтобы совершенствовать обеспечение доступности, целостности и безопасности информации, поскольку информационные системы ВОИС все в большей степени увязываются с ее рабочими процессами.
Парадоксально, но в усилиях по устранению этих рисков для информационной безопасности ВОИС должна оправдывать растущие ожидания со стороны как своих сотрудников, так и своих глобальных клиентов в отношении улучшенной связи и мобильности всегда и повсюду.
(c) ^ Бесперебойное функционирование

Не так давно целью информационных систем был «поддержка» рабочего процесса. Обычно, когда происходили сбои в плане возможностей использования этих систем, работа – или, по крайней мере, ее существенная часть – могла продолжаться, пусть даже, по общему признанию, на значительно более низком уровне эффективности. Сегодня информационные системы стали гораздо более важными для делового процесса. Например, в системе PCT, в Мадридской и Гаагской системах бумажных досье больше не существует, поскольку весь рабочий процесс стал электронным. Если информационные системы, поддерживающие эти направления деятельности, оказываются недоступными, становится просто невозможным выполнять какую-либо работу в этих подразделениях. Такая зависимость от информационной технологии, по-видимому, еще больше усилится в будущем, в частности если системы ИКТ, принадлежащие различным субъектам в рамках глобальной системы ИС, начнут взаимодействовать друг с другом синхронно. В отношении определенных аспектов работы ожидается, что различие между рабочим процессом и соответствующими информационными системами исчезнет. Это изменение уже происходит в некоторых национальных ведомствах интеллектуальной собственности, и хорошим примером в этой связи служит Японское патентное ведомство (ЯПВ), в котором формальная экспертиза свыше 300 000 патентных заявок в год осуществляется в значительной мере автоматизированным образом.

Различные неблагоприятные явления – от стихийных бедствий до антропогенных срывов – могут сказываться на способности ВОИС осуществлять свою деятельность. Следовательно, обеспечение бесперебойного функционирования становится неотложным делом для Организации, и в значительной степени это зависит от способности ее наиважнейших систем ИКТ противостоять таким неблагоприятным явлениям и оправляться после них. Это создает особую проблему для Организации, поскольку быстрый органический рост информационных систем в прошлом такого преимущества, как общеорганизационное архитектурное проектирование систем, и, следовательно, стало трудно отделять основанные на приоритетах системы для создания потенциала бесперебойного функционирования на рентабельной основе.

(d) Эффективность

Отражая возросшее экономическое значение ИС, глобальные услуги ВОИС в области ИС с момента своего появления неуклонно растут, и этот рост в некоторых отношениях является поистине удивительным. Например, с начала функционирования системы PCT в 1978 г. был только один год, когда число поданных заявок уменьшилось (в 2009 г. как следствие глобального спада). В 2011 г. количество поданных заявок выросло в среднем на 10,7%, несмотря на слабые экономические перспективы в двух из самых важных районов подачи (в Северной Америке и Европе). В том же году количество поданных китайских, японских и корейских заявок увеличилось, соответственно, на 33,4%, 21% и 8%. Мадридская и Гаагская системы также зарегистрировали рост на уровне больше 5% в 2011 г. Растущая рабочая нагрузка в ВОИС, однако, не ограничивается лишь системами регистрации. Она также является следствием большего внимания, уделяемого вопросам развития после принятия Повестки дня ВОИС в области развития.

Хотя эта растущая рабочая нагрузка сопровождается более высокими доходами для Организации, главным образом ввиду увеличения пошлин PCT, такой рост поступлений, возможно, не будет успевать за дальнейшим «затратным давлением», если только не будет достигнуто существенное повышение эффективности. Стратегия в области ИКТ признает, что информационная технология является одним из главных средств обеспечения такого повышения эффективности.

(e) ^ Функциональная совместимость
Вся система промышленной собственности (охватывающая патенты, товарные знаки и образцы) может рассматриваться как сеть международных, региональных и национальных ведомств интеллектуальной собственности, взаимодействующих на основе согласованных рамок, причем ВОИС выступает в качестве центрального узла в этой конфигурации. Информационная технология коренным образом преобразует это взаимодействие (включая и то, как действует ВОИС) посредством преобразования данных в цифровые и машиночитаемые форматы, включения таких данных в пригодные для поиска базы данных и обеспечения доступности таких баз данных в глобальных сетях.
Для предоставления более качественных услуг в таких условиях данная Стратегия в области ИКТ подчеркивает важность функциональной совместимости при разработке глобальных стандартов, форматов данных и систем.
^ Элементы, относящиеся к сфере стратегического выбора

Ниже указаны элементы, которые зависят от стратегического выбора Организации.

(a) Федеративная модель управления

За исключением вопросов, связанных с инфраструктурой (аппаратные средства и сеть), централизованное управление традиционно было относительно слабо распространено в Организации, в результате чего инициатива и принятие решений, особенно в сфере разработки приложений, в основном входили в компетенцию различных функциональных департаментов. Эта методика была эффективна и позволила провести полную модернизацию информационных систем в ряде важных областей, прежде всего в PCT и Мадридской системе. Однако под давлением внутренних и внешних факторов сегодня требуется более методичный и скоординированный подход. В свете сложившейся необходимости Стратегией в области ИКТ предлагается использовать федеративную модель управления ИКТ, в рамках которой соответствующие полномочия, как и раньше, будут принадлежать различным функциональным департаментам, которые, в свою очередь, должны действовать в соответствии с общей системой управления ИКТ и руководящими указаниями Совета по ИКТ.

(b) ^ Корпоративная архитектура и система управления данными

В любой организации развитие ИКТ должно определяться характером деятельности данного предприятия с учетом принимаемых общеорганизационных решений. Корпоративная архитектура позволяет Организации определить структуру и принцип функционирования, которые обеспечат наиболее эффективное достижение ее текущих и будущих целей. Корпоративная архитектура дает возможность взглянуть на Организацию с многих точек зрения и ракурсов. Благодаря этому Организация может принимать более взвешенные решения, действовать более гибко и оперативнее реагировать на меняющиеся деловые потребности и конъюнктуру рынка, выявлять и корректировать неэффективные процессы, устранять ненужные процедуры и оптимально использовать ограниченные организационные ресурсы. В рамках федеративной модели управления, когда различным функциональным департаментам, как и раньше, принадлежат определенные полномочия, корпоративная архитектура играет важную роль, обеспечивая единообразие и удобство многоразового использования ресурсов внутри Организации, а также служит основой Стратегии в области ИКТ.
Ожидается, что в среднесрочной перспективе объем данных, с которыми ВОИС придется работать, увеличится более чем в пять раз. Если не пересмотреть систему, практику и технологии управления данными ВОИС, то, по всей видимости, Организация столкнется с серьезными финансовыми и техническими проблемами. Кроме того, с учетом объема имеющихся у Организации данных все чаще звучит предположение о перспективе более эффективной аналитической работы в интересах принятия решений.

(c) ^ Грамотная кадровая политика

Отправной точкой Стратегии в области ИКТ является мысль о том, что нецелесообразно и нерационально удовлетворять предъявляемые к ВОИС растущие требования в области ИКТ преимущественно за счет увеличения штата. Учитывая потребность в гибком и прагматическом подходе к данным вопросам, Стратегия в области ИКТ в значительной степени опирается на практику использования внешних подрядов, но прежде всего в отношении «ресурсных» услуг и при условии строгого контроля, что позволит ей добиться максимальной гибкости с точки зрения использования ресурсов и в то же время не допустить утечки наработанной информации из Организации.

Вместе с тем Организация должна обеспечить наличие нужного именно ей кадрового состава, если она хочет управлять процессом изменения. В Стратегии в области ИКТ рассматривается возможность создания квалификационного перечня для выявления важнейших профессиональных управленческих и технических качеств, востребованных внутри Организации, который будет определять направления долгосрочного кадрового планирования, политику трудоустройства, формирование кадрового резерва и профессиональную подготовку. Кроме того, Стратегия в области ИКТ отводит более важную роль матричному управлению для обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов, таки образом, чтобы были охвачены все традиционные направления деятельности Организации по вертикали.

(d) ^ Внешние бюро
Внешние бюро играют все более заметную роль с точки зрения эффективного предоставления продуктов и услуг ВОИС, в том числе услуг, ориентированных на развитие, государствам-членам и другим заинтересованным сторонам. Они обеспечивают основу для развития ВОИС как подлинно глобальной организации, которая более эффективно и оперативно предоставляет согласованные услуги за счет более тесного сотрудничества с заинтересованными сторонами и бенефициарами. Согласно Стратегии в области ИКТ, для эффективного функционирования внешних бюро они должны быть прочно связаны с административными системами ВОИС в Женеве и друг с другом, что обеспечило бы свободное движение необходимой информации и, соответственно, координацию управления («Глобальное бюро ВОИС»).
(e) ^ Мобильные и виртуальные режимы взаимодействия
Активный расцвет политики ориентации на потребителя в области мобильных технологий начинает влиять на технологическую среду компаний. Организации начинают совершенствовать свои приложения и рабочие процессы, добавляя им мобильности, с целью придать им большую ценность в глазах своих сотрудников, а также клиентов, партнеров и поставщиков услуг. Кроме того, появляются услуги нового поколения на базе мобильных технологий. Предполагается, что эта тенденция будет и дальше набирать обороты. Это не только открывает перед ВОИС дополнительную возможность повысить продуктивность своего штата и обеспечить оптимальную работу онлайн услуг для удовлетворения потребностей своих клиентов, но и повышает эффективность традиционных мер контроля, основанных на строгом разделении индивидуальных и общеорганизационных средств. В результате возникают дополнительные трудности, связанные с хранением конфиденциальной информации.
Сегодня процедуры проведения заседаний и конференций подвергаются изменению. Сравнительно недавно ВОИС начала использовать технологию прямой трансляции важнейших мероприятий через Интернет (Интернет-вещание) и предоставлять записи мероприятий по запросу (система индивидуальной доставки или VoD). Строительство нового конференц-зала открывает перед ВОИС возможность продвинуться еще дальше и удовлетворить ожидания государств-членов, связанные с возможностью удаленного участия.
  1   2   3

Похожие:

Ассамблеи государств-членов воис пятьдесят четвертая серия заседаний Женева, 22 30 сентября 2014 г iconАссамблеи государств-членов воис пятьдесят четвертая серия заседаний...
Настоящий документ касается сессий следующих 20 Ассамблей и других органов государств-членов воис, а также Союзов, административные...
Ассамблеи государств-членов воис пятьдесят четвертая серия заседаний Женева, 22 30 сентября 2014 г iconАссамблеи государств членов воис пятьдесят четвертая серия заседаний...
Проекты повесток дня очередных сессий 2015 Г. Генеральной ассамблеи воис, конференции воис, ассамблеи парижского союза и ассамблеи...
Ассамблеи государств-членов воис пятьдесят четвертая серия заседаний Женева, 22 30 сентября 2014 г iconАссамблеи государств-членов воис пятьдесят четвертая серия заседаний...
В настоящем документе содержится обзор системы подотчетности воис (документ WO/pbc/22/12), который представляется Комитету воис по...
Ассамблеи государств-членов воис пятьдесят четвертая серия заседаний Женева, 22 30 сентября 2014 г iconАссамблеи государств-членов воис пятьдесят вторая серия заседаний Женева, 10-12 декабря 2013 г
Ассамблеи Союза мпк [Международная патентная классификация], тридцать четвертая (15-я внеочередная) сессия
Ассамблеи государств-членов воис пятьдесят четвертая серия заседаний Женева, 22 30 сентября 2014 г iconАссамблеи государств-членов воис пятьдесят первая серия заседаний...
Исполнительного комитета Парижского союза, пятьдесят вторая (49-я очередная) сессия
Ассамблеи государств-членов воис пятьдесят четвертая серия заседаний Женева, 22 30 сентября 2014 г iconАссамблеи государств-членов воис пятьдесят первая серия заседаний...
Исполнительного комитета Парижского союза, пятьдесят вторая (49-я очередная) сессия
Ассамблеи государств-членов воис пятьдесят четвертая серия заседаний Женева, 22 30 сентября 2014 г iconАссамблеи государств-членов воис сорок девятая серия заседаний Женева,...
Исполнительного комитета Бернского союза, пятьдесят шестая (42-я очередная) сессия
Ассамблеи государств-членов воис пятьдесят четвертая серия заседаний Женева, 22 30 сентября 2014 г iconАссамблеи государств-членов воис пятьдесят третья серия заседаний Женева, 8 – 9 мая 2014 г
Настоящий документ касается сессий трех нижеперечисленных Ассамблей воис и Союзов, административные функции которых выполняет воис,...
Ассамблеи государств-членов воис пятьдесят четвертая серия заседаний Женева, 22 30 сентября 2014 г iconАссамблеи государств – членов воис пятьдесят вторая серия заседаний Женева, 10-12 декабря 2013 г
Грулак, касающееся программы 20 предлагаемых программы и бюджета на двухлетний период 2014-2015 гГ
Ассамблеи государств-членов воис пятьдесят четвертая серия заседаний Женева, 22 30 сентября 2014 г iconАссамблеи государств-членов воис пятьдесят первая серия заседаний...
Настоящий документ содержит Генеральный план капитального ремонта (документ wo/pbc/21/18), который был представлен Комитету воис...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница