Скачать 41.5 Kb.
|
Социальная работа: учебное пособие \ Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф.Басова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 364 с. С. 104-107. Профессионально значимые качества личности специалиста по социальной работе Профессионально значимые качества специалиста социальной работе — совокупность требований профессии личности специалиста и его поведенческим проявлениям. Личностные качества социального работника в современной на литературе (Е. И. Холостова, П. Д. Павленок, В. И. Курбатов) принято подразделять на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности; ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность; к третьей — пихолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния. Качества первой группы отражают требования к психическим процессам (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, внимание), психическим состояниям (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), эмоциональным и волевым проявлениям (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность). Эти качества определяют общую пригодность человека к профессиональной деятельности в сфере социальной работы. Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и др. Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности. Существует классификация, предполагающая выделение шести групп профессионально значимых качеств личности специалиста: 1) профессиональная компетентность: высокий уровень образования и культуры, владение профессиональными знаниями и умениями; 2) доброжелательное отношение к людям: доброта, любовь к людям, чуткость, сострадание, желание помочь; 3) организаторско-коммуникативные способности: коммуникабельность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, аттрактивность, харизматичность; 4) нервно-психическая выносливость: работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели; 5) отношение к себе: адекватность представлений о своей личности, умение решать собственные проблемы, уверенность в собственных силах, самокритичность; 6) высокий морально-этический уровень: бескорыстие, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность. Г. П. Медведева, не классифицируя личностно-нравственные качества специалиста по социальной работе, среди них называет: - честность — передача клиенту полной и неискаженной информации о процессе работы с ним и предполагаемых результатах; - совесть — чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии с внутренней системой убеждений и внешними требования профессионального долга; - объективность — стремление принимать решение на основе взвешенной и адекватной информации, избегать предвзятого отношения к клиентам и коллегам и некорректных оценок, сделанных на основе собственного опыта; - справедливость — отсутствие в профессиональной деятельности специалиста поведенческих моделей основанных на отношениях «симпатия — антипатия», равное и адекватное жизненной ситуации клиента распределение ресурсов социальной поддержки; - тактичность — умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не поставить клиента или коллегу в неловкое положение, не задеть самолюбие личности и ее достоинство, не унизить человека; - внимательность и наблюдательность — способность концентрироваться на профессиональной задаче, отстраниться от разного рода личных переживаний в процессе работы с клиентом; - терпимость — уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей; - выдержка и самообладание — контроль за собственным эмоциональным состоянием, вербальными и невербальными проявлениями в процессе работы с клиентом; - доброта — деятельная забота о благе клиента, стремление способствовать разрешению его трудной жизненной ситуации; - любовь к людям — положительный настрой на восприятие клиента, эмоциональная расположенность по отношению к нему; - самокритичность — способность к беспристрастному самоанализу, осознанию недостатков, ошибок в своей работе; - адекватность самооценки — адекватное самоотношение, оптимальное сочетание веры в собственные силы и ощущение границ собственных возможностей; - терпение — способность к длительному восприятию ситуации внутренне содержащей стрессогенные или раздражающие факторы; - коммуникабельность — компетентность в профессиональном общении, владение им как средством оптимизации трудной жизненной ситуации клиента; - оптимизм — преобладающий настрой на положительный результат взаимодействия с клиентом в сочетании с опорой на объективную информацию и оценку складывающейся ситуации; - сила воли — способность произвольно регулировать свои действия, упорно достигать поставленной задачи, преодолевая внутренние и внешние барьеры; - эмпатия — способность к постижению эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека; - стремление к самосовершенствованию — ориентированность специалиста на использование любых возможностей для общекультурного и профессионального роста, повышения уровня своей компетентности; - творческое мышление — креативность, гибкость, мобильность в процессе решения профессиональных задач. |
![]() | Социальная работа: учебное пособие \ Под ред д. п н., проф. Н. Ф.... Социальная работа: учебное пособие \ Под ред д п н., проф. Н. Ф. Басова. – 2-е изд перераб и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация... | ![]() | Социальная работа: учебное пособие \ Под ред д. п н., проф. Н. Ф.... Социальная работа: учебное пособие \ Под ред д п н., проф. Н. Ф. Басова. – 2-е изд перераб и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация... |
![]() | Социальная работа: учебное пособие \ Под ред д. п н., проф. Н. Ф.... Социальная работа: учебное пособие \ Под ред д п н., проф. Н. Ф. Басова. – 2-е изд перераб и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация... | ![]() | Учебное пособие \ Под ред д. ф н., проф. Е. П. Агапова. М.: Издательско-торговая... Теория социальной работы: Учебное пособие \ Под ред д ф н., проф. Е. П. Агапова. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и... |
![]() | Учебное пособие \ Под ред д. ф н., проф. Е. П. Агапова. М.: Издательско-торговая... Теория социальной работы: Учебное пособие \ Под ред д ф н., проф. Е. П. Агапова. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и... | ![]() | Учебное пособие \ Под ред д. ф н., проф. Е. П. Агапова. М.: Издательско-торговая... Теория социальной работы: Учебное пособие \ Под ред д ф н., проф. Е. П. Агапова. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и... |
![]() | Учебное пособие \ Под ред д. ф н., проф. Е. П. Агапова. М.: Издательско-торговая... Теория социальной работы: Учебное пособие \ Под ред д ф н., проф. Е. П. Агапова. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и... | ![]() | Учебное пособие \ Под ред д. ф н., проф. Е. П. Агапова. М.: Издательско-торговая... Теория социальной работы: Учебное пособие \ Под ред д ф н., проф. Е. П. Агапова. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и... |
![]() | Основные труды профессорско-преподавательского состава Ерусланова Р. И., Емельянова Ф. Н., Кондратьева Р. А., Пенсионное обеспечение в России: Учебное пособие / Под общ ред проф. Р. И.... | ![]() | Информационный бюллетень новых поступлений за I квартал 2012 г Гост р 30-2003 : учебное пособие / М. И. Басаков. 7-е изд., перераб и доп. М. Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012.... |