Пояснительная записка. Направленность




Скачать 276.76 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Направленность
страница1/4
Дата публикации24.09.2014
Размер276.76 Kb.
ТипПояснительная записка
shkolnie.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3   4


МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа №2»
Принята «Утверждаю»

на педагогическом совете приказ № 273

протокол № 1 от «30» августа 2013 г..

от «30» августа 2013 г..

Директор школы

_____________Н.В. Ковалева
Дополнительная образовательная программа

« Умелые руки»
 Возраст учащихся 10-12 лет

(срок реализации 1 год)

Автор программы:

учитель технического труда первой квалификационной категории

Бочков Алексей Павлович.

г. Гатчина

2013г.

Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» составлена на основании нормативных правовых документов:
1.Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ; ст. 75, ст. 79, ст.84;

2.Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

3. Сборника нормативно – методических материалов по технологии. – М.: Вентана – Граф, 2002, Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И.


Пояснительная записка.

Направленность. Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладная;

По типу – модифицированная;

По уровню освоения – углубленный уровень.

В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые недостаточно еще используются в системе школьного и дополнительного образования.

^ Новизна программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены основные элементы технологии (резьба, выпиливание, выжигание, точение дерева) начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

^ Актуальность программы как программы дополнительного образования заключается в развитии творческих способностей ребенка, возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение обучаемых к продуктивной творческой деятельности.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта одной из целей, связанных с модернизацией содержания является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

^ Цель программы: сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения учащихся творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

^ Статус дополнительной образовательной программы « Умелые руки».

Наибольшие возможности для развития творческих способностей обучаемых среднего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». По базисному учебному плану в 5-7 классах на изучение курса «Технология» отводится всего 2 часа в неделю, а в 8 классе всего 1 час. Этого явно недостаточно для развития детского творчества по школьной программе. Улучшить ситуацию можно за счет обучения в детском творческом объединении « Волшебный мир дерева ». Занятия объединения позволяют дать учащимся дополнительные сведения по трудовому обучению:
ребята знакомятся с разными видами декоративно - прикладного искусства (резьбой, выпиливанием, точением, выжиганием и другими работами с деревом.) народа, проживающего в этой местности.

Деятельность учащихся направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями: столяр-плотник, краснодеревщик, маляр, станочник деревообрабатывающих станков. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в той или иной профессии. Учащиеся фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов. Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков и умений школьников с использованием машиноведения (токарные станки СТД, сверлильный станок, электролобзик). В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники безопасности. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело.

Работа творческого объединения направлена на трудовое, обучение эстетическое, воспитание школьников. Творческое объединение « Умелые руки » развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Новизна курса состоит в последовательном развитии осмысления учащимися ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании условий для жизненного самоопределения.

Задачи:

Обучающие

  • Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;

  • Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;

  • Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

  • Изучить технологию работы лобзиком;

  • Изучить технологию работы выжигателем;

  • Изучить технологию плетения из лозы;

  • Научить работать различными инструментами, приспособлениями;


Развивающие:

  • Развивать художественно – творческие способности учащихся;

  • Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

  • Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;


Воспитывающие:

  • Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;

  • Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;

  • Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

  • Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.


^ Место дополнительного образования
В соответствии с дополнительной образовательной программой «Умелые руки» изучение декоративно- прикладного творчества предусматривает 35 часов в 5- 6 классе, из расчета 1 учебный час в неделю.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Олимпиады декоративно-прикладного творчества.

  2. Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

  3. Итоговая аттестация.

Формы организации образовательного процесса

– для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач используются формы обучения:

Фронтальная форма

предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма

-предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Групповая форма

-в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.

Словесные: рассказ, беседа, объяснение;

Наглядные: иллюстрации, демонстрации;

Практические: практические занятия;

Репродуктивные: проблемно-поисковые: повторение, конструирование

Эвристический: продумывание будущей работы.

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступи­тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос­тоятельной практической работы без помощи педагога.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов­кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии творческого объединения должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и участие в районных, областных. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных мероприятий. Итогом каждого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.

Характеристика ожидаемых результатов обучения

В результате прохождения данной программы учащиеся

должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

  • иметь понятие о конструировании и моделировании;

  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

Должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию.

Обучающие должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:

  • владение основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;

  • выполнение операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;

  • владение основными элементами графической грамотности;

  • выполнение плоскостной разметки;

  • разработка и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;

  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;

  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

  • применение полученных знаний на практике;

  • соблюдение технических и технологических требований;

  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

  • изготовление изделия в установленные нормы времени;

  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;

  • желание трудиться;

  • познавательная активность и творческий подход;

  • самостоятельность;

  • партнёрские отношения при совместной работе.


 Материально-техническое обеспечение реализации дополнительной образовательной программы «Умелые руки».
Учебно-материальная база мастерских , оборудование, оснащение:

станки, оборудование, столярные верстаки, лобзики, приборы для выжигания, СТД-120, резцы по дереву, ножовки по дереву, керны, киянки, рубанки, ручные инструменты.
^ Дидактический материал:
-технологические таблицы, конструкционные схемы, плакаты по деревообработке, фотографии готовых изделий, раздаточный материал (древесина, фанера, ДВП, ДСП), компьютерные программные средств и др.

Место проведения занятия - столярная мастерская. Имеется паспорт данного помещения, где указаны все данные по столярной мастерской.

Оснащение каждого занятия- каждый обучаемый должен иметь:

Карандаш

Линейка

Ластик

Тетрадь

Ручка

циркуль

Пилки для лобзика,

резцы, акварель или гуашь, туш.

Копирка

Кисти

Стакан для воды


  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка. Направленность iconПояснительная записка Направленность
Направленность. Данная программа имеет естественно-научную и практическую направленность
Пояснительная записка. Направленность iconПояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Лоскутное шитьё» имеет художественно – эстетическую направленность
Пояснительная записка. Направленность iconПояснительная записка. Направленность
Дополнительная образовательная программа «Познай себя» составлена на основании нормативных правовых документов
Пояснительная записка. Направленность iconПояснительная записка
Данная рабочая программа имеет художественно-эстетическую направленность, разработана для муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Пояснительная записка. Направленность iconПрограмма дополнительного образования детей 10 11 лет Срок реализации...
Направленность программы «Дети дорога – жизнь!» по содержанию является социально – педагогической. Функциональное предназначение...
Пояснительная записка. Направленность iconРабочая учебная программа Развитие речи 5 9 классы Пояснительная записка
...
Пояснительная записка. Направленность iconРабочая учебная программа технология (обслуживающий труд) 5 9 классы пояснительная записка
В основу планирования положены: деятельностный подход и прикладная направленность обучения технологии; межпредметное согласование...
Пояснительная записка. Направленность iconПояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку
Из-за разгруженности курса появилась возможность системного повторения основных разделов русского языка в начале года и больше времени...
Пояснительная записка. Направленность iconПояснительная записка Программа имеет научно-техническую направленность....
Изучение дизайна, инженерной инфраструктуры с её теоретической частью – черчением, необходимо в современном процессе приспособления...
Пояснительная записка. Направленность iconПояснительная записка: «Положения о размещении объектов капитального...
«Проекту планировки микрорайона 6 а городского округа Реутов Московской области»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница