Учебно-методический комплекс по дисциплине Курс по выбору 19: использование современных информационных




Скачать 175.46 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Курс по выбору 19: использование современных информационных
Дата публикации20.09.2014
Размер175.46 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
shkolnie.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


Кафедра информатики и информационных технологий обучения

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине Курс по выбору – 19:

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"

для специальности

"Начальное образование "



Форма обучения: заочная

Составитель: Фомченко Ж.А.


 

Армавир – 2013



АННОТАЦИЯ

Данный курс предполагает изучение следующих тем: «Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании», «Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения», «ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся. ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся», «Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе», «Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании».

В результате изучения курса студенты получают знания в области информатизации образования, а также навыки применения информационных технологий в работе учителя, социального педагога, школьного психолога.

Лекции по курсу проводятся с целью дать слушателям знания по изучаемым темам в наиболее общем, системном виде.

Лабораторные занятия предполагают выработку у студентов навыков практического использования ИКТ для удовлетворения нужд системы образования.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.




1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целевая установка и организационно-методические указания. Данный курс предполагает изучение следующих тем: «Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании», «Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения», «ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся. ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся», «Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе», «Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании».

В результате изучения курса студенты получают знания в области информатизации образования, а также навыки применения информационных технологий в работе учителя предметника, классного руководителя, учителя начальных классов, завуча по воспитательной работе, социального педагога, школьного психолога.

Лекции по курсу проводятся с целью дать слушателям знания по изучаемым темам в наиболее общем, системном виде.

В ходе проведения лекций раскрываются основные, концептуальные вопросы, перед студентами ставятся задачи, предполагающие самостоятельное изучение материала как по отдельным направлениям, так и по какой-либо проблеме в целом.

После прослушивания лекций студент должен усвоить предложенный материал на уровне “иметь представление”, а отдельные элементы на уровне “знать”. Более глубокие знания студент получает при изучении рекомендуемой литературы, ознакомлении с электронными источниками информации, при общении с преподавателем на консультациях.

Выработка практических навыков применения ИКТ в образовании происходит на лабораторных работах.

Лабораторные занятия предполагают выработку у студентов навыков практического использования ИКТ для удовлетворения нужд системы образования. Текущий контроль осуществляется при проведении лабораторных работ.

Итоговый контроль предполагает учет выполненных работ в течении семестра. Студенты, отчитавшиеся по всем лабораторным работам, получают зачет “автоматом”.

Учебно-материальная база курса включает нормативные документы высшего профессионального образования, нормативные документы в области информации, информатизации и защиты информации, сборники лекций и другую учебно-методическую литературу, специализированные компьютерные классы и технические средства обучения.

 2. ^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ТЕМА

Лек

Лаб

Ауд

Сам

Всего

1.

Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

 

 

 

 

 

1.1.

Введение. Основные понятия (ИКТ, информатизация образования). Нормативные документы в области информатизации образования. Направления применения компьютерной техники в школе.

1

 

 1

4

5

1.2.

Опыт информатизации современных школ. Программное обеспечение организации деятельности учебного заведения.

1

 

1

4

5

1.3.

Требования к оснащению кабинета информатики, нормативные документы. Технические средства в оснащении кабинета начальных классов. Требования к компьютеризированным рабочим местам учителя и ученика. Организация компьютеризированных предметных кабинетов.

 

4

4

2.

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

 

 

 

 

 

2.1.

Электронные средства учебного назначения. Их классификация. Проблемы обеспечения заведений сферы образования лицензионными программными продуктами. Компьютерное пиратство.

2

 

6

6

2.2.

Требования к электронным средствам учебного назначения (стиль изложения материала, формы обращения, структурирование учебной информации, организация системы навигации, учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм, учет элементов оформления и законов композиции).

 

6

6

3.

Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

 

 

 

 

 

3.1.

Применение компьютерных технологий в практике работы учителя-предметника, классного руководителя, учителя начальных классов, работников администрации учебного заведения и других работников системы образования. Современные инструментальные средства создания электронных средств учебного назначения.

1

4

5

6

11

3.2.

Технологии дистанционного образования. Системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Авторские средства создания программных продуктов учебного назначения. Проектная методика.

6

6

3.3.

Поиск информации в Интернет. Фильтрация информации. Сетевой этикет. Интернет- и игровая зависимость.

 

6

6

4.

Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе.

 

 

 

 4

 4

4.1.

Санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики. Учет санитарно-гигиенических норм при организации использования компьютерной техники в образовательном процессе учебных заведений.

1

 

1

4

5

5.

Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании.

 

 

 

 

 

5.1.

Перспективы применения средств ИКТ в образовании. Перспективы применения открытого программного обеспечения в системе образования.

 

6

6

 

ЗАЧЕТ

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

6

4

8

56

72

  ^ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

3.1. Краткое содержание лекций

 Лекция №1. Разделы №№ 1.1 и 1.2. Информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Содержание. Основные понятия (ИКТ, информатизация образования). Нормативные документы в области информатизации образования. Направления применения компьютерной техники в школе. Опыт информатизации современных школ. Программное обеспечение организации деятельности учебного заведения.

 Лекция №2-3. Раздел № 3.1. ИКТ в деятельности работников системы образования.

Содержание. Основные направления применения компьютерных технологий в практике работы учителя начальных классов. Применение ИКТ в работе классного руководителя, работников администрации учебного заведения и других работников системы образования. Современные инструментальные средства создания электронных средств учебного назначения (электронных учебников, электронных дидактических пособий, тестов, презентаций, текстовых документов, чертежей, формул и т.д.). 

Учет санитарно-гигиенических норм при организации использования компьютерной техники в образовательном процессе учебных заведений. Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании. Перспективы применения открытого программного обеспечения в системе образования.

 3.2. Краткое содержание лабораторных работ

 Лабораторная работа № 1. (Раздел 3.1). Использование возможностей MS Word в работе учителя начальных классов, учителя предметника, социального педагога, классного руководителя, завуча по воспитательной работе.

Цель работы: выполнив предложенные задания, ознакомиться с некоторыми возможностями использования текстового процессора в системе образования.

 Лабораторная работа № 2-3. (Раздел 3.1.). Использование возможностей MS Excel в работе социального педагога и учителя предметника.

Цель работы: выполнив предложенные задания, ознакомиться с некоторыми возможностями использования табличного процессора в системе образования.

 ^ 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  4.1. Рекомендации для самостоятельного изучения разделов курса.

 Тема: Информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Изучить литературу:

[2] – стр. 3-21

[7] – стр. 3-17

Трудоемкость – 4 час.

 Тема: Современный кабинет информатики и компьютеризированный предметный кабинет.

Изучить литературу:

[3] – стр. 5-35

[12] – журнал Информатика и образование, № 7, 2004 г., с. 13-22

Трудоемкость – 2 час.

 Тема: Электронные средства учебного назначения. Компьютерное пиратство.

Изучить литературу:

[2] – стр. 22-43

[3] – стр. 54-61

Трудоемкость – 2 час.

 Тема: Оценка качества электронных средств учебного назначения.

Изучить литературу:

[3] – стр. 62-71

[5] – стр. 32-34

[6] – стр. 3-22

Трудоемкость – 2 час.

 Тема: ИКТ в деятельности работников системы образования.

Изучить литературу:

[2] – стр. 62-93, 105-153

[5] – стр. 6-30

[7] – стр. 145-161

[9] – стр. 3-158

Трудоемкость – 12 час.

 Тема: ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся, в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Изучить литературу:

[2] – стр. 44-55, 133-153

[7] – стр. 18-144

[10] – стр. 4-143

[13] – стр. 199-379

Трудоемкость – 6 час.

 Тема: Интернет и образование.

Изучить литературу:

[2] – стр. 94-104

[7] – стр. 162-242

[11] – стр. 3-238

Трудоемкость – 5 час.

 Тема: Условия эффективного и безопасного использования ИКТ в образовательных целях. Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании.

Изучить литературу:

[2] – стр. 56-61, 154-181

[3] – стр. 62-71

[5] – стр. 33-34

[15] – стр. 6-185

[20], [21]

Трудоемкость – 3 час.

 4.3 Список рекомендуемой литературы в библиотеке АГПА с указанием места хранения.


УДК 518 ББK 22.18 а.з. Ш-30
Шафрин Ю.А.
Информационные технологии в 2-х ч. Часть 2.-Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. -356C.

Рекомендуется для изучения раздела  № 3

УДК 518 ББK 22.18 а.з. Ш-30
Шафрин Ю.А.
Информационные технологии в 2-х ч. Часть 2.-Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. -356C.

Рекомендуется для изучения раздела  № 3

УДК 371.01 ББK 74.202.4 а.з. З-38
Захарова И.Г.
Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - 2-е изд., стер.-Москва: Академия, 2005. -192C.

Рекомендуется для изучения разделов  № 1, 2, 3, 4, 5

УДК 371.01 ББK 74.202.4 а.з. З-38 (Читальный зал)
Захарова И.Г.
Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - 2-е изд., стер.-Москва: Академия, 2005. -192C.

Рекомендуется для изучения разделов  № 1, 2, 3, 4, 5

УДК 371 ББK 74.00 а.з. Н-76
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер.-Москва: Академия, 2005. -272C.

Рекомендуется для изучения разделов  № 1,3

УДК 371 ББK 74.00 а.з. Н-76
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер.-Москва: Академия, 2005. -272C.

Рекомендуется для изучения разделов  № 1,3

УДК 37 ББK 74.200 а.з. Н-76

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер.-Москва: Акалемия, 2005. -272C.

Рекомендуется для изучения разделов  № 1,3

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. П-58
Попов В.Б.
Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Сетевые информационные технологии: учеб. пособие.-Москва: Финансы и статистика, 2005. -224C.

Рекомендуется для изучения раздела  № 3

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. П-58
Попов В.Б.
Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Сетевые информационные технологии: учеб. пособие.-Москва: Финансы и статистика, 2005. -224C.

Рекомендуется для изучения раздела  № 3

УДК 6Ф7 ББK 32.97 а.з. Ч-49
Черников Б.В.
Информационные технологии в вопросах и ответах: учеб. пособие.-Москва: Финансы и статистика, 2005. -320C.

Рекомендуется для изучения раздела  № 3

УДК 378 ББK 74.58 а.з. Б-19
Бакай Елена Петровна
Дидактические средства мониторинга качества знаний студентов вузов (на примере дисциплины "математика и информатика"): автореферат, 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.-Майкоп: , 2006. -23C.

Рекомендуется для изучения раздела  № 3

УДК 373.01 ББK 74.204 а.з. С-50
Смирнова Елена Евгеньевна
Формирование умений творческой деятельности будущих учителей информатики: автореферат, 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (информатика).-Москва: , 2007. -20C.

Рекомендуется для изучения раздела  № 3

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. В-67
Волков В.Б.
Понятийный самоучитель работы в Excel / В.Б. Волков.-Санкт Петербург: Питер, 2006. -223C.

Рекомендуется для изучения раздела  № 3


УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. В-67
Волков В.Б.
Понятийный самоучитель работы в Excel / В.Б. Волков.-Санкт Петербург: Питер, 2006. -223C.

Рекомендуется для изучения раздела  № 3

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. В-67
Волков В.Б.
Понятийный самоучитель работы в Excel / В.Б. Волков.-Санкт Петербург: Питер, 2006. -223C.

Рекомендуется для изучения раздела  № 3

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. В-67
Волков В.Б.
Понятийный самоучитель работы в Excel / В.Б. Волков.-Санкт Петербург: Питер, 2006. -223C.

Рекомендуется для изучения раздела  № 3

 4.4. Список электронных ресурсов, рекомендуемых к самостоятельному изучению

Для изучения материалов раздела №1:

Отраслевой стандарт Министерства образования РФ «Информационные технологии в высшей школе»: Термины и определения. ОСТ ВШ 01.002—95.

http://www.informika.ru/

Для изучения материалов раздела №2:

Осин А. В. Технология и критерии оценки образовательных электронных изданий.

http://www.ito.edu.ru/2001/ito/p.html

Зимина О.В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебника. Академия XXI век.

http://www.academiaxxi.ru/meth_papers/A0_recom_t.htm

Защита авторского права.

http://copyrighter.ru

Для изучения материалов раздела №3:

Мельников А.В., Цытович П.Л. Принципы построения обучающих систем и их классификация // Электронный журнал «Педагогические и информационные технологии». — 2001. — № 4.

http://scholar.urc.ac.ru/ped_journal/numero4/pedag/tsit3.html.ru

Проект отраслевого терминологического стандарта Центра тестирования: Педагогические тесты. Термины и определения.

http://www.ege.ru/dict/dict1.htm

Сайт программы «Обучение для будущего

http://www.iteach.ru/

Материалы по проблемам дистанционного образования на сайте Федерального агентства по образованию.

http://db.informika.ru/do/

Материалы Центра дистанционного образования Института общего среднего образования РАО.

http://www.ioso.iip.net/distant/

Для изучения материалов раздела №4:

Санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики на сайте Федерального агентства по образованию.

http://www.informika.ru/

Для изучения материалов раздела №5:

Митко К.А., Щеголев О.Н., Федоров А. Г. Учебники нового поколения и новые задачи образования в XXI в.

http://www.artinfo.ru/eva/eva2000m/eva-papers/200003/Mitko-R.html

Для подготовки и выполнения лабораторных работ:

Электронные заготовки в электронной библиотеке АГПУ.

\\Server\el-lib\Информатика\ИКТ\

 

^ 5. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

 Студент, выполнивший все лабораторные работы, получает зачет.

 6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 6.1. Литература основная

 1.     Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. – М., Дрофа, 2007. -224 с.

2.     Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.

3.     Интерактивная доска в школе/ авт.-сост. Е.А.Голодов, И.В.Гроцкая. В.Е.Бельченко. – Волгоград: Учитель, 2010. – 86 с.

4.     Intel® «Обучение для будущего»: Учеб. пособие. - М., 2006. - 128 с.

5.     Ларина И.Б. Сборник задач по курсу «ИКТ в образовании»: Для студентов педагогических специальностей. Часть I. – Армавир, РИЦ АГПУ, 2008. – 31 с.

6.     Ларина И.Б., Нелин В.М. Некоторые особенности проектирования интерфейса педагогических программных продуктов. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Информатика». – Армавир, 2005. – 23 с.

7.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.

 6.2. Литература дополнительная

  1. Войтов А.Г. Учебное тестирование для гуманитарных и экономических специальностей: Теория и практика. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 402 с.

  2. Гурская Е.С. Компьютер для школьника. Домашние задания быстро и просто. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.

  3. Днепров А.Г. Защита детей от компьютерных опасностей. – СПб.: Питер. 2008. – 192 с.

  4. Колосков П.В., Тихомиров А.Н., Прокди А.К., Клеандрова И.А. и др. Весь Office 2007. 9 книг в 1. Полное Руководство. – СПб., Наука и техника, 2009. – 608 с.

  5. Нелин В.М., Талочкин Н.А. Гипертекстовая среда HYTE. Методическое пособие. Ч.I. Основы программирования мультимедиа приложений в среде HYTE. – Армавир, 2000.


Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Курс по выбору 19: использование современных информационных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий» разработан в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Курс по выбору 19: использование современных информационных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий» разработан в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Курс по выбору 19: использование современных информационных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « д 2»
«д 2» «Дисциплина по выбору 20» «Использование информационных технологий в проектной деятельности»
Учебно-методический комплекс по дисциплине Курс по выбору 19: использование современных информационных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « д 2»
«д 2» «Дисциплина по выбору 6-2» «Использование информационных технологий в проектной деятельности»
Учебно-методический комплекс по дисциплине Курс по выбору 19: использование современных информационных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «б в. 6»
«б в. 6» «Использование современных информационных технологий в учебном процессе»
Учебно-методический комплекс по дисциплине Курс по выбору 19: использование современных информационных iconУчебно-методический комплекс курс по выбору по дисциплине « дв4»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"
Учебно-методический комплекс по дисциплине Курс по выбору 19: использование современных информационных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине использование современных информационных
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине Курс по выбору 19: использование современных информационных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине использование современных информационных
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине Курс по выбору 19: использование современных информационных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "использование современных...
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Учебно-методический комплекс по дисциплине Курс по выбору 19: использование современных информационных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине использование современных...
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница