
«Основы программирования на Visual Basic»
Категория слушателей: школьники 7 – 10 классов
Срок обучения: 72 часа
Гатчина
2013 Пояснительная записка Скажи мне - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.
(Восточная мудрость)
Дополнительная образовательная программа научно-технической направленности «Основы программирования на Visual Basic» рассчитана на учащихся общеобразовательных учреждений, интересующихся программированием, уверенных пользователей персонального компьютера (ПК).
Время и научно-технический прогресс диктуют потребность определенного круга детей в изучении современного языка программирования. Visual Basic (VB) – один из таких языков, который отвечает большинству требований: он популярен, современен, владение им может быть сразу же использовано выпускником школы на работе или в продолжении обучения.
В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Дополнительные занятия по информатике способствуют расширению знаний по предмету, что мотивирует учащихся к творческому процессу, накапливая собственный интеллектуальный багаж. Развивается интерес ученика к творческой деятельности, к самостоятельному поиску решения практических задач.
Данный курс программирования в среде Visual Basic направлен на обучение школьников новым технологиям визуально-объектного программирования в среде Windows. Творческие способности учащихся используются при создании приложений с современным интерфейсом, обучающих и тестирующих программ и игр. Изучаемые темы и задания адаптированы для учащихся разного возраста, уровня предварительной компьютерной подготовки и индивидуальных творческих интересов.
^ Критерий выбора того или иного языка программирования определяется как задачами, которые поставлены для исполнения, так и степенью подготовленности создателей программных разработок.
VB даёт возможность преподавателю в увлекательной форме научить школьника основам и приёмам программирования, не перегружая ребёнка техническими сложностями в ущерб творчеству.
VB позволяет использовать и расширять простые и понятные алгоритмические конструкции классических языков программирования до технологии объектно-ориентированного программирования в операционной среде Windows.
VB способствует поиску и решению творческих задач в любой предметной области адекватно возрасту ученика.
VB «красной нитью» проходит в программных разработках фирмы Microsoft, которые в силу широкого их распространения находят применение у пользователей в различных сферах их деятельности. VBA (Visual Basic for Applications) позволяет провести нестандартную обработку данных в электронных таблицах Excel, расширить возможности текстового редактора Word, создавать и обрабатывать базы данных Access. К тому же, при создании оригинальных WEB-страниц и организации сервисных возможностей Интернет невозможно обойтись без VB Script.
Методы объектно-ориентированного программирования (ООП) для решения технических задач нередко используются в повседневной жизни, поэтому обучение языкам ООП не вызывает особых трудностей. Более того, практический опыт показывает, что новички в информатике способны воспринимать основные идеи объектно-ориентированного программирования гораздо легче, по сравнению с людьми, осведомленными в информатике, которым мешает их ориентация на структурную парадигму программирования.
Среди главных причин, принесших заслуженную популярность объектно-ориентированному программированию, следует отметить следующие:
почти полное разрешение проблемы кризиса в программном обеспечении, за счет уменьшения времени на разработку программного продукта и высокой технологии программирования;
переход от существующих языков программирования к новым, прогрессивным информационным технологиям и сходство идей объектно-ориентированного программирования с идеями из других областей науки;
VB способствует поиску и решению творческих задач в любой предметной области адекватно возрасту ученика.
Кроме того, в системе дополнительного образования изучение объектно-ориентированного языка опирается на знание основных понятий какого-либо структурного языка программирования. Отличие данной программы от всех существующих в том, что, предполагается обучение детей, не имеющих догматических представлений о программировании.
^ : Продолжительность курса 72 часа. Занятия проводятся раз в неделю в течение учебного года. Каждое занятие состоит из: 5 мин. – организационный момент, 40 минут – занятие, 10-15 минут динамическая пауза, во время которой выполняются упражнения для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления, 45 минут – занятие.
^ : групповая, индивидуальная. Количество детей в группе 7-10 человек.
Цель курса:
Научить школьника основам объектно-ориентированного программирования, реализации алгоритмов и дать ему навыки создания программ с Windows-интерфейсом на популярном языке Visual Basic. Полученные знания разовьют логическое и алгоритмическое мышление школьника, необходимое при изучении других языков программирования в школе и ВУЗе.
Задачи:
Воспитательные:
привить навыки самостоятельной работы;
воспитать трудолюбие и чувство ответственности.
Образовательные:
сформировать представление о понятии алгоритма, его свойствах и возможности автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
изучить основные алгоритмические конструкции, структуры данных, научить применять их для построения алгоритмов решения учебных задач;
изучить язык программирования, сформировать навыки работы в интегрированной среде визуального программирования Visual Basic;
научить использовать и анализировать учебную литературу.
Развивающие:
развить познавательный интерес, речь и внимание,
формировать информационную культуру,
развить компьютерную грамотность,
развить потребность в приобретении знаний.
Можно отметить следующие особенности курса:
Доминирует практическая направленность курса, что отличает его от аналогичного раздела школьного курса ОИИТ.
Курс разбит на уроки, в каждом уроке содержится порция «понятийного» материала (20-30 мин) и ученик обязательно делает проект на компьютере в среде VB, который в последующих уроках может дополняться, развиваться, совершенствоваться.
Курс содержит пошаговый разбор заданий, предлагаемых на уроках, упражнения для самостоятельного выполнения, направления творческой работы. Каждое задание предваряет описание или повторение каких-либо конструкций языка VB. Материал в форме презентаций и др. электронных документов, подготовленных преподавателем, демонстрируется с помощью проектора.
Используются основные и дополнительные управляющие элементы, элементы мультимедиа для создания удобного и красивого интерфейса в обучающих и игровых программах, что способствует развитию интереса у школьников к изучению языка VB.
Освоение VB проводится на примерах создания и дальнейшего практического применения учебных тестирующих и обучающих программ по таким дисциплинам как математика, информатика, физика, астрономия, русский и иностранный языки.
Материал проектов преподносится так, что ученик использует не только репродуктивный метод освоения, но и самостоятельное исследование.
Ученики приобретают дизайнерские навыки при оформлении своих проектов, подчиняя средства языка своей творческой фантазии.
У учащихся возникает практическая потребность в освоении других компьютерных технологий (графические редакторы), разделов информатики (единицы измерения, системы счисления, особенности форматов файлов, кодирования информации, логики и т.д), геометрии, тригонометрии, физики.
Формой контроля обучаемости школьников является демонстрация и собеседование по каждому выполненному проекту на занятиях.
^ подготовка к курсу:
Успешное окончание курсов «Основы работы на ПК» или эквивалентная подготовка. Желательно иметь навыки работы в графических редакторах.
^
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать сущность понятия алгоритма, его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;
понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
знать основные алгоритмические конструкции и структуры данных, уметь использовать их для построения алгоритмов;
знать синтаксис языка Basic и основы программирования в среде Visual Basic;
понимать основы структурного программирования;
уметь применять полученные знания, умения и навыки в проектных работах.
Предполагается, что в результате изучения этого курса учащиеся могут
работать в среде Visual Basic;
конструировать формы приложений, создавать программные коды с базовыми алгоритмическими конструкциями, отлаживать и сохранять проекты;
использовать основные приёмы создания программ;
работать с различными объектами VB;
работать с файлами и графикой в VB;
создавать многооконные приложения с элементами современного пользовательского интерфейса;
использовать возможности программирования в своей учебной деятельности.
^
Для текущего контроля используется подборка задач по каждой теме. Вопрос считается усвоенным, если ученик решил все предложенные зачетные задачи и подготовил проект для демонстрации знаний по представленной теме.
^
№
|
Тема
|
Всего часов
| В том числе
| теория
| практика
| 1
| Среда программирования Visual Basic.
| 2
| 1
| 1
| 2
| Алгоритмы и исполнители. Основные алгоритмические конструкции.
| 8
| 3
| 5
| 3
| Основные понятия объектно-ориентированного программирования. Объект, класс, свойство, метод, событие, процедуры и функции. Типы данных. Функции преобразования типов.
| 6
| 2
| 4
| 4
| Основные объекты управления (компоненты). Свойства, событийные процедуры и методы этих ОУ.
| 8
| 2
| 6
| 5
| Алгоритмы решения математических задач. Арифметические операции. Стандартные математические функции. Решение задач из целочисленной арифметики.
| 12
| 6
| 6
| 6
| Реализация изображений (использование графики). Работа с файлами
| 10
| 2
| 8
| 7
| Создание приложений – игровых, учебно - демонстрационных и тестирующих программ.
| 16
| 4
| 12
| 8
| Использование Visual Basic в компьютерном моделировании при изучении различных тем школьных предметов;
| 10
| 4
| 6
| Итого
| 72
| 24
| 48
| ^
курса «Основы программирования на Visual Basic»
№ урока
| Темы занятий
| Дидактический материал (проект)
| 1
| ^ Visual Basic. История программирования.. Языки программирования. VB –интегрированная среда программирования. Интерфейс.
| Презентация «Программирование в VB» Лабораторная работа №1 «Организация рабочего места программиста»
| 2
| ^ . Основные алгоритмические конструкции: линейный алгоритм. Основные понятия объектно-ориентированного программирования. Объект, класс, свойство, метод, событие. Структура проекта программы в VB. Этапы программирования.
| Презентация «Алгоритмика и программирование» Прог "Мой первый проект", "Кнопки
| 3
| ^ Подпрограммы, процедуры и функции, модули, библиотеки подпрограмм. Синтаксис языка. Арифметические операции, операторы отношений.
| Презентация «Программирование в VB» Презентация «Объекты» Прог Перемещение кнопки
| 4
| ^ Форма и размещения на ней управляющих элементов. Рассмотрение событийных процедур. Расположение формы на экране. Организация диалога в программе. ОУ Форма, свойства BorderStyle, Icon, Picture, Enabled. ОУ Shape и его свойства.
| Прог «Позиционирование и перемещение Формы», «Светофор»
| 5
| ^ TextBox, ListBox., метод AddItem. Кнопки с изображением: свойство Style=Grafical. ОУ Timer и его свойства.
| Прог «Мой блокнот», «Электронные часы»
| 6
| ^ Данные: константы и переменные. Типы данных. Локальные и общие переменные. Функции Date и Time
| Презентация «Типы данных» Прог «Дата», «Секундомер»
| 7
| ^ : линейный алгоритм. Функции преобразования типов данных Val и Str.
| Прог «Мой калькулятор»
| 8
| ^ : ветвления (If-Then-ElseIf-Else-EndIf), м ножественные ветвления, выбор (Select Case-Case-Case Else -End Select). Алгоритмы решения математических задач. Арифметические операции. Стандартные математические функции.
| Презентация «Алгоритмика и программирование» Прог, «Лунное затмение», «Решение уравнения».
| 9
| Простые и сложные условные выражения. Процедуры и функции вызова диалоговых окон: MsgBox и InputBox Строковые функции: Mid, Len. Генератор случайных чисел. Функция RND.
| Презентация «Ввод и вывод данных в VB» Прог «Дата рождения», «Число дней», «Бегущая строка»
| 10
| ^ Простые и сложные условные выражения.
| Прог «Формула Герона»
| 11
| ^ : циклы со счетчиком (For To-Next). Реализация изображений. Графические методы VB: Line, Circle, Point, Pset, Scale. Использование цвета в VB (3 способа: vbconstant, QBColor, RGB).
| Презентации «Графические методы в VB» «Основные алгоритмические конструкции VB» Прог «Сумматор», «Заставка»
| 12
| ^ : циклы с предусловием (Do While-Loop, Do Until-Loop) и постусловием(Do-Loop While, Do-Loop Until). Реализация изображений. Графический метод шкалирования Scale.
| Прог «Елка с шариками»
| 13
| ^ . Массивы данных (Линейные, двумерные). Реализация изображений
| Прог «Елка, зажгись!»
| 14
| ^ . Массивы объектов (управляющих элементов).
| Прог «Елка мигающая», «Массив кнопок»
| 15
| ^ : Option Button и CheckBox. Работа с файлами. Типы файлов. Текстовые файлы в VB (основные функции, ключевые слова). Режим чтения из файла, режимы записи в файл.
| Презентация «Ввод и вывод данных в VB» Прог «Стрелочные часы», «Читаем –пишем в файл»
| 16
| Кодирование информации. ^ . Коды ASCII, функции Asc и Chr.
| Прог «Таблица ASCII», «Шифровка»
| 17
| Объекты управления: ScroolBar. Моделирование в математике: метод Монте Карло.
| Прог «Термометр», «Число ПИ»
| 18
| ^ : метод Монте Карло. (продолжение программы)
| «Число ПИ» (продолжение программы)
| 19
| ^ Программный интерфейс. Ввод / Вывод данных через диалоговые панели InputBox и MsgBox Объекты MSCommon Control Dialog - стандартные диалоги. Создание приложений –тестирующих программ.
| Прог «Приглашение к тестированию», «Тест №1»
| 20
| ^ – учебно - демонстрационных программ. Массивы управляющих элементов.
| Приложение «Русский язык»
| 21
| ^ – учебно - демонстрационных и тестирующих программ. Использование методов MouseDown и MouseMove
| Приложение «Координатная плоскость»
| 22
| Моделирование в физике: Броуновское движение. Исользование графических методов, ф-и RND и методов MouseDown и MouseMove.
| Прог «Броуновское движение»
| 23
| ^ . Использование методов MouseDown, MouseMove, MouseUp, Line и свойства drowstyle. Создание приложений – игровых
| Прог «Узоры», «Черная дыра» Приложение «Поймай кнопку»
| 24
| ^ . Использование графических методов и стандартных манипуляций с кнопками мыши (лкм, пкм, протягивание и т.п).
| Приложение «Мой Paint_1»
| 25
| ^ . Объекты MSCommon Control Dialog. Стандартные диалоги – ShowColor -выбор цвета (палитра), ShowOpen и ShowSave. Динамическая загрузка рисунков LoadPicture.
| Приложение «Мой Paint_2»
| 26
| ^ . Основные объекты управления - добавляем меню - MenuEditor. Добавление форм к проекту. Методы закрытия (выгрузки) формы.
| Приложение «Мой Paint_3»
| 27
| ^ с использованием массива объектов. Добавление форм к проекту. Технология Set Temp = объект.свойство.
| Игра «Блоки» («Memory»)
| 28
| ^ Работа с текстовыми файлами в VB Режим записи (Adopted) в файл. Объекты управления: Option Button и CheckBox.
| Приложение «Тест №2»
| 29
| ^ Методы Drag-and-Drop. Понятия Source -объект и Target -объект.
| Приложение Логические игры «Соответствие» и «Размещение»
| 30
| ^ Использование и стандартные операции с элементами массива данных (поиск мин и макс числа)
| Прог «Поиск min и max», «Графики функций»
| 31
| ^ Алгоритмы сортировки.
| Презентация «Методы сортировок данных» Прог «Сортировка»
| 32
| ^ Операторы \ (целочисленное деление) и mod Позиционное представление числа.
| Прог «Найти сумму цифр введенного числа», «Поиск пропущенных цифр в числе», «Цифровой ребус»
| 33
| ^
| Прог «Перевертыши квадратов», «Счастливые билеты»
| 34
| ^ Графические методы в VB и целочисленная арифметика.
| Прог «Пляшущий человечек» или «Снеговик» или «Смайлик»
| 35
| Cоздание приложения с использованием мастера VB Application Wizart.
| Логическая игра "Jack Pot"
| 36
| Зачет по практическому программированию в среде VB.
|
| ^ Среда программирования Visual Basic
Вводная лекция об истории программирования и языках программирования. VB – интегрированная среда визуального объектно - ориентированного программирования. Назначение и возможности. Интерфейс.
^
Алгоритм и его свойства, формальные исполнители. Основные типы алгоритмических структур: линейный алгоритм, ветвление, выбор, циклы (счетный, с предусловием, с постусловием). Ключевые слова, синтаксис. Арифметические операторы, операторы отношений, логические операции. Простые и сложные условные выражения.
Основные понятия объектно-ориентированного программирования. Объект, класс, свойство, метод, событие, процедуры и функции. Типы данных. Функции преобразования типов.
Структура проекта программы в VB. Этапы программирования. Объект, класс, свойство, метод, событие. Подпрограммы, процедуры и функции, модули, библиотеки подпрограмм. Данные: константы и переменные. Типы данных. Функции преобразования типов данных. Локальные, общие и глобальные переменные. Формальные и фактические параметры процедур и функций. Событийные и общие процедуры.
^
Форма и размещения на ней управляющих элементов, их основные свойства. Расположение формы на экране. Объекты Label, Command и их общие свойства. Объект TextBox, свойство Text. Фокус ввода объектов. Кнопки с изображением: свойство Style=Grafical. Объекты Timer, Panel, PictureBox, Image, Shape, ListBox,.Option Button и CheckBox, ScroolBar, MSCommon Control Dialog и др. и их свойства. Организация диалога в программе: процедуры и функции вызова диалоговых окон: MsgBox и InputBox. Меню в VB
^
Функции преобразования типов Val, Str и д.р. Генератор случайных чисел, функция RND. Стандартные математические функции. Решение простейших примеров. Функции sin(x), cos(x), abs(x), int(x), sqr(x) и др Функции работы со строками: Mid, Len.. Кодирование информации. Коды ASCII, функции Asc, Chr. Приемы решения задач из целочисленной арифметики. Операторы / и mod. Позиционное представление числа. Массивы данных (линейные, двумерные). Использование и стандартные операции, производимые с элементами массива данных (поиск мин и макс числа). Сортировки массивов данных.
^
Свойство графических объектов Shape, PictureBox и Image. Графические методы в VB: Line, Circle, Point, Pset, Scale. Использование цвета, функция RGB. Анимация изображений с использованием графических методов и целочисленной арифметики. Визуализация тригонометрических функции.
Типы файлов в VB. Текстовые файлы (основные функции, ключевые слова). Режим чтения из файла, режимы записи в файл. Процедуры и функции для работы с файлами. Стандартные диалоговые панели для работы с файлами: MSCommon Control Dialog и их свойства.
^
Элементы стандартного интерфейса в приложениях. Добавление форм к проекту. Конструктор меню в приложении. Динамическая загрузка рисунков и объектов в программе. Использование методов DragAndDrop, клавишных кодов в игровых и тестирующих программах. Создание приложения с использованием мастера VB Application Wizart.
^ (математика, физика, биология, языки).
Модель, формы и типы, описание, формализация. Разработка и исследование моделей на компьютере (физические процессы и явления природы) с помощью программ. Программирование формул, приближенные вычисления, вероятностный подход. Графические способы решения уравнений в математике. Использование массивов данных и массивов объектов. Генератор случайных чисел.
^ курса «Основы программирования в среде Visual Basi»
Методические разработки Паньгиной Н.Н., изложенные в журнале «Компьютерные инструменты в образовании» за 2001 год
Угринович Н. Д. «Информатика и информационные технологии.» - Учебник для 10-11 классов, изд. Лаборатория Базовых Знаний. 2002.
Угринович Н. Д. «Информатика и информационные технологии (10-11 класс)» - учебное пособие, изд. Лаборатория Базовых Знаний 2003.
Ананьев А., Федоров А. «Самоучитель Visual Basic 6.0», изд. BHV-СПб 2003
Петрусос Е. «Visual Basic 6.0 – руководство разработчика», 1 и 2 том, изд. BHV-Киев 2000
Семакин И., Шеина Т. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие – М., 2000.
Борковский А.Б. Англо-русский словарь по программированию и информатике. – М., 1990.
Информатика./ Под ред. Н.В. Макаровой. – М., 2003.
Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. – М., 1999.
Орлов С.А. Технологии разработки программного обеспечения. – СПб., 2003.
Сайт Лаборатории Информационных Технологий МИОО http://iit.metodist.ru
Дист. курсы для школьников http://www.specialist.ru/programs/course.asp?idc=331
Электронный учебник http://psbatishev.narod.ru/vb/v000.htm
Справочник по Visual Basic…
Самоучитель по Visual Basic…
Методические разработки проектов, практических работ и заданий (презентации и др. электронные документы) МБОУ ДО «ГЦНО «ЦИТ» г.Гатчины
Материально-техническое обеспечение: компьютерный класс на 10 рабочих мест, мультимедийный проектор.
Программное обеспечение: ОС MS WINDOWS, Microsoft Visual Studio 6.0, Графические редакторы.
Кадровое обеспечение: методист, владеющий компьютерными технологиями и языками программирования. |