Московский энергетический институт (технический университет) российско-германский институт бизнеса




Скачать 123.91 Kb.
НазваниеМосковский энергетический институт (технический университет) российско-германский институт бизнеса
Дата публикации01.04.2014
Размер123.91 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Информатика > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

И ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ (ЦП МЭИ-ФЕСТО)
____________________________________________________________________
_______________________________________


Направление подготовки: 220400 Управление в технических системах

Профиль подготовки: №1 - Управление и информатика в технических системах

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"Системы управления базами данных"


Цикл:

Математический и естественно-научный цикл




^ Часть цикла:

Вариативная, по выбору




дисциплины по учебному плану:

ЦП МЭИ-Фесто; Б2.10.2




^ Часов (всего) по учебному плану:

90




Трудоемкость в зачетных единицах:

3

3 семестр – 3;



Лекции

18 час

3 семестр

Практические занятия







^ Лабораторные работы

18 час

3 семестр

Расчетные задания, рефераты







^ Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

54 час




Экзамены







Курсовые проекты (работы)








Москва – 2010

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний в области управления, хранения и обработки данных, приобретение практических навыков по проектированию эффективных систем хранения и обработки данных, овладение навыками работы с СУБД для создания баз данных и организации процесса обработки информации.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

  • работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
    (ОК-13);

  • учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ПК-3);

  • разрабатывать информационное обеспечение систем с использованием стандартных СУБД (ПК-11);

  • осуществлять сбор и анализ научно-технической информации, обобщать отечественный и зарубежный опыт в области средств автоматизации и управления, проводить анализ патентной литературы (ПК-18);

  • разрабатывать информационное обеспечение систем автоматизации и управления на основе современных технологий программирования
    (ПК-33).

Задачами дисциплины являются

  • познакомить обучающихся с основными свойствами и архитектурой современных баз данных;

  • дать основные теоретические положения, необходимые для построения информационных моделей и разработки информационного обеспечения систем автоматизации и управления;

  • научить применять современные CASE - средства для проектирования баз данных;

  • дать практические навыки работы со стандартными СУБД.


^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной по выбору части Б.2 математического и естественно-научного цикла основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю "Управление и информатика в технических системах» направления 220400 «Управление в технических системах».

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Информатика», «Математика» «Программирование и основы алгоритмизации»

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при изучении дисциплины «Информационные технологии» и выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы

^ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты:

Знать:

  • методы теории дискретной математики при проектировании моделей баз данных (ОК-10);

  • роль современных баз данных в процессе накопления и обработки информации (ОК-13);

  • основные источники научно-технической информации по вопросам разработки и применения баз данных (ПК- 18);

  • основные модели данных, применяемые в промышленных СУБД (ПК-3)

  • современные тенденции развития технологии баз данных (ОК-13, ПК-18).

Уметь:

  • разрабатывать информационное обеспечение систем автоматизации и управления с использованием стандартных СУБД (ПК-11);

  • применять на практике элементы теории реляционных баз данных для проектирования эффективных моделей баз данных (ОК-10);

  • применять современные технологии программирования для разработки приложений с базами данных (ПК-33).

Владеть:

  • навыками применения современных CASE-средств для проектирования моделей баз данных (ОК-12);

  • методологией проектирования реляционных баз данных (ОК-10);

  • навыками владения языком SQL для описания модели данных и обработки данных (ПК-11);

  • языками программирования и программными средами для разработки приложений с базами данных (ПК-33).


^ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы, 180 часов.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Основные понятия баз данных

6

3

2







6

Обзор сфер применения баз данных

2

Проектирование реляционной модели базы данных

30

3

6

10




20

Отчеты по лабораторным работам

3

Основы языка SQL

30

3

6

8




20

Отчеты по лабораторным работам

4

Рынок современных СУБД

10

3

2







6

Обзор современных СУБД

6

Тенденции развития баз данных

12

3

2
















Зачет

2

3

-

--

--

2

Защита лабораторных работ




Экзамен

























Итого:

90

3

18

18




54
































^ 4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции
Тема 1. Введение (2 часа).

Роль и место систем управления базами данных (СУБД) в современных автоматизированных системах. Основные понятия. Свойства базы данных (БД). Средства и методы анализа предметной области.

Функции, структура и архитектура СУБД. Концептуальный, внешний и внутренний уровни представления данных.

^ Тема 2. Реляционная модель данных (2 часа).

Классификация моделей данных. Теоретические основы реляционной модели данных (РМД). Основные элементы РМД: отношение, ключ, связь. Реляционная алгебра. Полная система операций реляционной алгебры. Языки манипулирования, основанные на реляционной алгебре, исчислении отношений.

^ Тема 3. Проектирование БД (4 часа)

Проблемы проектирования. Этапы проектирования БД. Инфологическая модель. ER-модель. Проектирование логической модели БД. Отображение концептуальной модели ПО в логическую модель БД. Функциональные зависимости. Нормальные формы, алгоритмы нормализации. Многозначные зависимости. CASE-средства проектирования БД.

^ Тема 4. Основы языка SQL. (6 часов)

Стандарты языков SQL. Интерактивный, встроенный, динамический SQL. Структура языка SQL. Использование оператора SELECT для поиска данных. Обеспечение параллелизма при реализации SQL-запросов. Понятие транзакций. Уровни изолированности транзакций. Методы и средства защиты данных и обеспечения целостности данных. Основные задачи администрирования БД.
^

Тема 5. Рынок современных СУБД. (2 часа)


Общая характеристика рынка СУБД. Характеристики и особенности современных персональных СУБД. Характеристики и особенности современных серверных СУБД. Сравнительный анализ наиболее популярных серверных СУБД (Oracle, MS SQL Server, DB2, MySQL)
^

Тема 6. Заключение. Тенденции развития технологии БД. (2 часа)


Технология OLAP. Хранилища данных. Многомерные базы данных. Распределенные базы данных, методы и средства распределения. Объектные СУБД.

^ 4.2. Практические занятия

Практические занятия учебным планом не предусмотрены

4.3. Лабораторные работы

Лабораторная работа №1 (2 часа). Разработка концептуальной модели предметной области.

Лабораторная работа №2 (2 часа). Разработка логической реляционной модели БД.

Лабораторная работа №3 (4 часа). Реализация БД средствами СУБД Access.

Лабораторная работа №4 (2 часа). Разработка пользовательского интерфейса для работы с БД.

Лабораторная работа № 5 (2 часа). Т- SQL. Реализация простых запросов к базе данных.

Лабораторная работа №6 (2 часа). Т- SQL. Поиск данных из нескольких таблиц. Реализация сложных запросов.

Лабораторная работа №7 (2 часа). Т- SQL. Выполнение одномерных статистических запросов, использование агрегатных функций.

Лабораторная работа №8 (2 часа). Т- SQL. Разработка статических правил целостности БД.
^ 4.4. Расчетные задания Расчетные задания учебным планом не предусмотрены.
4.5. Курсовые проекты и курсовые работы

Курсовые проекты и курсовые работы учебным планом не предусмотрены.

^ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся с использованием компьютерных презентаций. Презентации лекций содержат графический материал. Разделы лекций, посвященные анализу конкретных технологий, сопровождаются демонстрационными примерами их применения. Конкретные технологии обработки данных средствами СУБД проводятся в виде обсуждений. Вопросы для обсуждения заранее формулируются. Обсуждение вынесенных вопросов может сопровождаться презентациями, подготовленными студентами для иллюстрации своих предложений.

^ Лабораторные работы предполагают использование конкретных программных сред для проектирования и реализации реляционных баз данных.

Самостоятельная работа включает: подготовку к лекционным занятиям и лабораторным работам, подготовку отчетов по лабораторным работам и обзорам по предложенным темам, подготовку к зачету.

^ 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются опросы и оценка заданий, выданных на практических занятиях.

Аттестация по дисциплине – зачет

Оценка за освоение дисциплины, определяется как комплексная оценка. Для её определения рекомендуется использовать балльно-рейтинговый подход, учитывающий работу студента на лекциях-обсуждениях, оценки за защиту лабораторных работ, оценки за обзоры.

В приложение к диплому вносится оценка за 3 семестр.

^ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

  1. Дейт К.Дж. Введение в системы БД. М.: Вильямс, 2001. – 1072 с.

  2. Малыхина М.П. Базы данных: основы, проектирование, использование. СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 512 с.

  3. Маклаков С.В Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2005 - 432 с.

  4. Сидорова Н.П. Лабораторные работы по курсу БД. Часть 1. Проектирование реляционных БД. М.: Моск. энерг. ин-т., 2010.


б) дополнительная литература:

  1. М.Р. Когаловский. Энциклопедия технологий баз данных. – М.: Финансы и статистика, 2005

  2. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных. СПб.: Корона принт, 2004. – 736 с.

  3. Проектирование баз данных, СУБД Microsoft Access. М.: Горячая линия-Телеком 2004. – 240 с

^ 7.2. Электронные образовательные ресурсы

а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Программные продукты: MS Access, MS SQL Server 2005 и выше, CA AllFusion Data Modeler, MS Visual Studio.

Интернет-ресурсы: www. intuit.ru; www.citforum.ru; www.interface.ru; www.sql.ru; www.microsoft.com; www.olap.ru

^ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и демонстрации возможностей используемых программных средств: MS Access, MS SQL Server 2005, CA AllFusion Data Modeler.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 220400 «Управление в технических системах»; профиль:

Управление и информатику в технических системах.
ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

к.т.н., доцент Сидорова Н.П.

"УТВЕРЖДАЮ":

Директор ЦП «МЭИ-ФЕСТО»

д.т.н., профессор Елисеев А.С.


СОГЛАСОВАНО:

Зав. кафедрой Прикладной математики

д.т.н., профессор Еремеев А.П.



Похожие:

Московский энергетический институт (технический университет) российско-германский институт бизнеса iconМосковский энергетический институт (технический университет) российско-германский...

Московский энергетический институт (технический университет) российско-германский институт бизнеса iconМосковский энергетический институт (технический университет) российско-германский...
Воспитательной целью дисциплины является формирование у студентов научного, творческого подхода к освоению технологий, методов и...
Московский энергетический институт (технический университет) российско-германский институт бизнеса iconМосковский энергетический институт (технический университет) российско-германский...
Обучение студентов основам техники управления и методам проектирования, исследования и наладки систем управления электроприводами...
Московский энергетический институт (технический университет) российско-германский институт бизнеса iconМосковский энергетический институт (технический университет) российско-германский...
Целью дисциплины является сформировать систематизированные знания о закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса...
Московский энергетический институт (технический университет) российско-германский институт бизнеса iconМосковский энергетический институт (технический университет) российско-германский...
Целью дисциплины является общая геометрическая и графическая подготовка, формирующая способность правильно воспринимать, перерабатывать...
Московский энергетический институт (технический университет) российско-германский институт бизнеса iconМосковский энергетический институт (технический университет) российско-германский...
«Управление и информатика в технических системах» направления 220400 “Управление в технических системах”. Дисциплина относится к...
Московский энергетический институт (технический университет) российско-германский институт бизнеса iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)

Московский энергетический институт (технический университет) российско-германский институт бизнеса iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)

Московский энергетический институт (технический университет) российско-германский институт бизнеса iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)

Московский энергетический институт (технический университет) российско-германский институт бизнеса iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница