Программа внеурочной деятельности «Я исследователь»




Скачать 177.4 Kb.
НазваниеПрограмма внеурочной деятельности «Я исследователь»
Дата публикации08.03.2014
Размер177.4 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Информатика > Программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДУБРОВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Программа внеурочной деятельности

«Я - исследователь»

Выполнил:

учитель высшей категории

Юсупова М. К.

Дубровное, 2013
Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в среднем звене и старших классах.

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, результативность, творчество и успех
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:

-формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

-обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

-формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

-формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения; решать творческие задачи; работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

-системность организации учебно-воспитательного процесса;

-раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеке, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ . Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.


Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ.
Методы контроля: консультация, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, научно-исследовательская конференция.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Дети научатся:

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;

  • пересказывать подробно и выборочно;

  • выделять главную мысль на основе анализа текста;

  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;

  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части

  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов

Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:

 а) мыследеятельностные: выдвижение идеи, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; 

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; 

в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, взаимодействовать внутри группы; 

г) поисковые: находить информацию, формулирование ключевых слов; 

д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; 

е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. 
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
Литература


  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

  2. Внеурочная деятельность: опыт организации и реализации в образовательных учреждениях Тюменской области.Тюмень:ТОГИРРО, 2011.-88с.

3.Детские энциклопедии «Наш мир от А доЯ»Выпуск №1,2, 2011.Издатель ООО «Ашет коллекция»Россия.

4.Большая детская энциклопедия.Москва ООО «Издательство Астрель», 2008.


Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

2 раза

2 часа

68















^ Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе




теоретические

практические




1.

Введение.

Что можно исследовать? Формулирование темы

3

2

1




2.

Как задавать вопросы? Банк идей

2

1

1




3.

Тема, предмет, объект исследования .


2

1

1




4.

Цели и задачи исследования .

2

1

1




5.

Учимся выдвигать гипотезы.


3

1

2




6.

Организация исследования.


5

2

3




7.

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем

5

2

3




8.

Коллекционирование.


3

1

2




9.

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

3

1

2




10.

Сообщение о своих коллекциях.

1




1




11.

Что такое эксперимент?


2

1

1




12.

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

1




1




13.

Сбор материала для исследования.


4

1

3




14.

Обобщение полученных данных .


4

1

3




15.

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите.

2

1

1




16.

Как подготовить сообщение.


2

1

1




17.

Подготовка к защите.


2

1

1




18.

Проект «Я умею»

3

1

2




19.

Проект «Мое имя»

3

1

2




20.

Проект «Моя родословная»

4

1

3




21.

Проект «Поздравительная открытка»

3

1

2




22.

Прект «Мое село»

5

1

4




23.

Проект «Весенние зарисовки»



3

1

2




24

Подведение итогов работы .


1




1



























































































































































Название проекта


^ Содержание программы


Введение.

Что можно исследовать? Формулирование темы .


Задания для развития исследовательских способностей.

Игра на развитие формулирования темы.


^ Как задавать вопросы? Банк идей.




Игра «Задай вопрос».

Составление «Банка идей».


Тема, предмет, объект исследования .


Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.


^ Цели и задачи исследования .


Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.


^ Учимся выдвигать гипотезы.


Понятие: гипотеза.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания:

“Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”

“Придумай как можно больше гипотез”.


^ Организация исследования.


Метод исследования как путь решения задач исследователя.

Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

^ Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем .


Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа ).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”

“Нарисуй в точности предмет”

“Парные картинки, содержащие различие”

“Найди ошибки художника”.


Коллекционирование.



Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.



^ Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

^ Сообщение о своих коллекциях.

Выступления учащихся о своих коллекциях.

Что такое эксперимент.


Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

.


^ Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.


Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

^ Сбор материала для исследования.


Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).


^ Обобщение полученных данных.


Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания:

“Учимся анализировать”

“Учимся выделять главное”

“Расположи материал в определенной последовательности”.



^ Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите.

Составление плана подготовки к защите проекта.


^ Как подготовить сообщение.


Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму”



^ Подготовка к защите.


Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем:

“Что такое защита”

“Как правильно делать доклад”

“Как отвечать на вопросы”.

^ Проект «Я умею»


Используя доступные средства рассказать окружающим о том, что ты уже умеешь делать, повышение самооценки и учебной мотивации. Заложить основы детского коллектива в процессе групповой работы над проектом. Развитие творческих и художественных способностей.

^ Проект «Мое имя»

Раскрыть многообразие и вариативность имен в русском языке, продолжить знакомство детей друг с другом. Заложить основы детского коллектива.

^ Проект «Моя родословная»

Знакомство детей со своей родословной и историями жизни своих предков, воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них, организация совместной работы с родителями по созданию своей родословной, развитие познавательной активности, мышления, творческого воображения,


^ Проект «Поздравительная открытка»

Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;

формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения.

Развитие речи. Развитие творческих способностей.

^ Проект «Мое село»

Учиться записывать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты. По-возможности делать фотографии, учить серьёзно относиться к любому новому делу и отвечать за качество выполненной работы, показать важность успешности изучения школьных предметов.

Проект «Весенние зарисовки»



Привить детям основы экранной культуры, научить серьёзно относиться к любому новому делу и отвечать за качество выполненной работы. Показать важность успешности изучения школьных предметов. Заложить основы детского коллектива

Подведение итогов работы .


Анализ своей проектной деятельности.





Похожие:

Программа внеурочной деятельности «Я исследователь» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь»
Исследовательская деятельность учащихся, её особенности. Виды исследовательских работ
Программа внеурочной деятельности «Я исследователь» iconОценка достижения результатов внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «юный натуралист» ориентирована на духовно-нравственное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное...
Программа внеурочной деятельности «Я исследователь» iconПрограмма курса внеурочной деятельности «ритмика» по спортивно – оздоровительному направлению
Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов
Программа внеурочной деятельности «Я исследователь» iconРабочие программы по внеурочной деятельности младших школьников
Педагогами школы, на основе Примерных программ внеурочной деятельности, составлены авторские программы по всем направлениям внеурочной...
Программа внеурочной деятельности «Я исследователь» iconПрограмма Курса внеурочной деятельности Направление: Название : «Мир техники»
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной
Программа внеурочной деятельности «Я исследователь» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности кружок «геометрика» Логинова Ирина Викторовна
...
Программа внеурочной деятельности «Я исследователь» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос)
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Программа внеурочной деятельности «Я исследователь» iconПрограмма внеурочной деятельности по физике для обучающихся 7 классов...
Сотниченко Л. Г. Программа внеурочной деятельности по физике для обучающихся 7 классов «От простых физических измерений к познанию...
Программа внеурочной деятельности «Я исследователь» iconПрограмма внеурочной деятельности «мир моих увлечений»
Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия...
Программа внеурочной деятельности «Я исследователь» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса моу сош №1
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница