Труды Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления




Скачать 209.41 Kb.
НазваниеТруды Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления
Дата публикации03.03.2014
Размер209.41 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Информатика > Документы
Труды Третьей Всероссийской научно-практической конференции. НАУЧНОЕ, ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ, РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ.– М.: ИНИОН РАН, 2007, с.133-138.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС МОДЕЛИРОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЭКСПЕРТОВ
Н.В. СЕРОВ
В настоящей работе представлена информационная модель работы эксперта аналитика, удовлетворяющая основным критериям научности и адекватности. Методология разработки основана на концепции, которая связывает исторический опыт человечества, опредмеченный в памятниках мировой культуры, с современной концепцией семантического анализа компонентов интеллекта. Для проведения адекватного анализа информационно-аналитической работы экспертов построенная модель позволяет единым кодом связывать информацию внешней среды с релевантными компонентами интеллекта.
В свое время Б.Г. Ананьев призывал создать новое синтетическое человекознание, основанное на междисциплинарных связях изучения человека; для этого требовалось, во-первых, приведение всех дисциплин к единому модельному представлению о человеке, во-вторых, создание единого междисциплинарного языка; и, в-третьих, усовершенствование существующих психологических методик для осуществления не столько статистических, сколько научно воспроизводимых результатов i.

Строго говоря, для достижения поставленной цели необходимо связать субъективные факторы интеллекта с объективными параметрами среды. Вместе с тем в науке все измеряемые величины формализованы и характеризуются определенными единицами измерения, которые (в отличие от таких статистических единиц психологии как частотность) объективно связаны с внешним миром и имеют надежный критерий достоверности при их конвертации (например, в виде системы размерностей ii). В то же время для построения адекватной информационной модели интеллекта требуется не только точность физических измерений, но и воспроизводимость, и единицы измерения, связанные как с психическим, так и с физическим миром в силу их единства и общности iii.

Эмпирические корреляции в науке признаются только после их объяснения теорией или моделью. Практически же все психологические методики, согласно данным Дж. Кеттела и П. Клайна, основаны на экспертных, т.е. эмпирических оценках, полное согласование которых (при известной системе отбора) считается достоверным. Однако, хорошо известно, что не существует объективного критерия адекватности полученной оценки, т.е. метода, модели, или теории, которые бы давали объективную оценку достоверности этого совокупного мнения экспертов iv. Не зря же в литературе до сих пор оговаривается «искусство психологической диагностики», что, вероятно, не требует комментариев – искусство имеет к науке весьма отдаленное отношение.

Мощный толчок познанию интеллекта дала информатика, которая напрямую поставила перед психологами вопрос о необходимости давать определения в объективных терминах атомарных понятийных единиц. Однако еще А.Н. Колмогоров констатировал v: “мы еще очень далеки от осуществления анализа и описания высших форм человеческой деятельности; к примеру, точное определение таких понятий, как “воля”, “мышление”, “эмоции”, еще не удалось сформулировать”. С тех пор практически ничего не изменилось.

Как отмечает Дж. Гибсон vi, “исследователи потратили много сил, пытаясь определить, как осуществляется восприятие, и не обратили внимания на вопрос о том, что воспринимается, хотя ответ на первый вопрос ясно зависит от ответа на второй”. Это высказывание могло оказаться достаточно надежным основанием для введения светоцветовых величин в качестве формализуемых (измеримых) параметров психики человека. Если считать, что интеллект человека сформировался в земных условиях, характерным свойством которых, согласно У.Р. Эшби, является распределение информации в трехмерном пространстве, а согласно С.И. Вавилову и Дж. Гибсону – зависимость от солнечного света, то должна быть установлена и раскрыта неразрывная связь внутреннего пространства человека с окружающим земным пространством светоцветовой среды. Вместе с тем серьезной проблемой изучения интеллекта является тот факт, что информационные проявления его компонентов не локализованы ни во внешнем пространстве, ни во времени. Впрочем, согласно определению Американского оптического общества, и цвет является функцией непространственных и невременных характеристик света vii. Поскольку “подобное познается подобным”, то это может являться базой для создания реалистического подхода к ‘информации’ (как концепту), а этим – и к анализу экспертной системы.

Среди наиболее существенных функций человека принято выделять три наиболее общие (включающие в себя производные от них): “социальная”, “культурная” и “биологическая” viii. Проведенный нами анализ памятников мировой культуры показал, что обобщения человеческим разумом всегда осуществлялись на трех уровнях представления информации: сознательном (красный цвет светофора – запрещающий), подсознательном (красный – “любовь”) и бессознательном (красный – возбуждающий). В Цвете культуры были представлены цветовые коды, релевантные данным уровням архетипической ix модели интеллекта (АМИ) “атомарного” типа x.

Вообще говоря, задача подразделения интеллекта на «атомарные» компоненты была сформулирована еще Платоном в «Федре». В ХХ веке Фрейд и Юнг детализировали ее введением гипотетических инстанций, которые в конце века нашли свою динамическую локализацию в определенных отделах ЦНС, то есть из разряда метафизических предположений перешли в научную категорию компонентов интеллекта, изучаемых на опыте. В АМИ эти компоненты семантически связаны с подразделением индивидов по гендеру (психологическому полу) и одновременно — с определенными цветами, которые тысячелетиями канонизировались мировой культурой. Множество подобных данных подвергнуто нами сравнительному анализу и (при их репрезентативно архетипическом характере) соотнесено с упомянутыми функциями (с сознанием, подсознанием и бессознанием) интеллекта, соответственно (табл.1).

^

Таблица 1. Историко-методологический базис для построения АМИ


(Конфуци-анство)

Инь – черная,

женственная

Ян – (К+З=серый), мужественный

Инь – белая,

женственная

Платон

Конь черный (бесстыжий)

«Возничий» («Федр» 253d)

Конь белый (совестливый)

Библия

Тело (П.Песн. 1:4; IКор.12:12)

Дух (Лк.24:.37–39)

Душа (Пр.19:2; I Кор.15:44)

Вундт

Черный – напряжение

Серый – нейтрализация

Белый – разрешение

Фрейд

Бессознательное – вытесненное, сексуальность

Пред- и подсознательное –

способное осознаваться

Сознание – социокультурные установки, осознаваемое


Павлов

Первая

(безусловные рефлексы)

(ощущения, инстинкты)

сигнальная система

(условные

(чувства, наглядные образы)

Вторая сигнальная система

рефлексы) Базис речи и

абстрактного мышления

Фрезер

Черная нить магии

(Красная нить религии)

Белая нить науки

Юнг

Коллективное

(архетипическое, филогенез)

бессознательное

(личное, онтогенез)

Сознание - индивидуация 1 при интеграции и адаптации

Пиаже

Ощущения, элементарные сенсомоторные механизмы

Различные виды

восприятия, представления

Опыт социализации,

навык, речь, мышление

Люшер

Черный – агрессивная

динамика

Серый – сдержанность,

стремление к стабилизации

Белый – социальная

обусловленность

Каган

Природа – биологическое, окружающее

Культура – опредмеченное,

распредмеченное

Общество –

социальное наследование

Платонов

Биологически

обусловленные особенности

Особенности психики и творческого познания

Уровень опыта, социально обусловленные качества

Симонов

Подсознание – автоматизмы, инстинкты, безусловные рефлексы

Сверхсознание – творческая, профессиональная интуиция, (детская игра)

Сознание – дискурсивное мышление, социализированные опыт и знание

Серов

(гендерная

доминанта 2)

Черный – инстинкты,

женственное бессознание

( f > m )

Серый – творец, хобби, игра, мужественное подсознание

( m > f )

Белый – социализирующее

сознание и интуиция Матери

( f > m )

План АМИ 3

С-

Ид-

М-

Этимология

планов

S- ( – совместно,

  родство)

Id- (–

идея Платона)

M- ( – мать,

 – знание)

Локализация

Межуточный, спинной мозг

Подкорка, правое полушарие

Кора, левое полушарие мозга

Образ АМИ 4

A – absorption

I – information

M- mirror (reflection)

Примечания к табл. 1:

1. В понятие индивидуация К.Г. Юнг включал процесс психического развития, который начинается с осознания и отделения себя от социальной роли, т.е. от конвенциональной маски, которую ради оптимальной адаптации приходится носить человеку в современном обществе. Поэтому индивидуацию нередко представляют как «самореализацию» [Зеленский В.В. Примечания // Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991, с.287].

2. Математич. знак > представляет доминирующую гендерную функцию АМИ (f – femininus – женственный; m – masculinus – мужественный), которая в 15 % случаев может отличаться от физического пола [Серов Н.В. Цвет культуры…, с.50].

3. Планы АМИ передают качественные аспекты формализуемых функций в моделируемых системах [Серов Н.В. Лечение цветом. Архетип и фигура. – СПб: Речь, 2005, с.204-207].

4. Образ АМИ используется в целях онтологической классификации рода информации при данном (С-, Ид-, М-) плане [Серов Н.В. Стадии обработки информации в атомарной модели интеллекта. // НТИ, Серия 2, 2006, № 1, С. 12-20].
Вместе с тем, для строгой формализации разнородных данных необходимо учитывать как функции, так и их соотношения внутри соответствующих систем. Для этого в хроматизмеxi принято обозначать соотнесенные между собой функциональные характеристики компонентов каждой системы понятием “план” и, согласно представленным выше примерам, проводить их сопоставление. К примеру, в одной строке табл. 1 оказались белое, серое и черное, в другой строке – социальное, культурное и биологическое, в третьей строке – напряжение, разрешение, нейтральность и т.д. Строго говоря, планы АМИ (как критерии информационной соотносимости компонентов друг с другом) позволяют установить семантические связи между этими (разнородными) данными. Благодаря этому компоненты в каждой из представленных систем (строк) занимают собственный столбец относительно друг друга, так что у нас появилась возможность выявления информации о неизвестных функциях одной системы через известную информацию о функциях другой.

Следует подчеркнуть, что в отличие от известного метода аналогий, методика хроматического анализа, во-первых, наделена достаточно строгими критериями подобия (системно-функционального изоморфизма информации), передаваемого хром-планами, которые представляют семантические характеристики, соотнесенные между собой внутри каждой системы практически также, как соотносятся функции классов в порядковых шкалах социо- и/или психологических измерений вне их ранжирования. Во-вторых, метод аналогий не располагает критериями подобия, которые включали бы в себя установление семантических связей одновременно между несколькими соотносимыми признаками. И, наконец, в-третьих, аналогично факторному анализу, хром-анализ оперирует с характерными признаками явлений и, вместе с тем, включает в хром-планы семантически соотнесенное распределение характера внутренней связи между критериально сходными признаками компонентов разнородных систем, благодаря чему, очевидно, и может достигаться высоковероятное знание, не свойственное методу аналогий.

Как сложный объект исследования, интеллект, согласно А.Н. Колмогорову, может быть определен через минимальное число знаков, содержащих такую информацию об объекте, которая достаточна и необходима для его воспроизведения (декодирования). В связи с этим определением рассмотрим вопросы, связанные с пониманием интеллекта как совокупности сознательного, подсознательного и бессознательного аспектов переработки информации и их моделировании с помощью минимального числа знаков, формализующих эту совокупность в кодах цветов, планов и размерностей. Так, психические процессы, зависимые от правого полушария головного мозга и подкорки, принято обозначать как психосенсорные процессы, то есть процессы чувственно-образного познания внешней среды и самого себя. Эти процессы были включены нами в функции Ид-плана (подсознания). Зависимые же от левого полушария и стволовых отделов психические процессы принято соотносить с двигательной (функции С-плана – бессознания), а также с вербализующей и абстрагирующей (функции М-плана – сознания) деятельностью мозга и обозначать как психомоторные.

Анализ огромнейшего числа экспериментальных данных xii. позволил сформулировать два весьма важных для АМИ вывода: 1) Психосенсорная сфера (Ид-план АМИ) обычно является максимально индивидуализированной, поскольку одну и ту же ситуацию два человека воспринимают с существенно различающимися (в опыте) эмоциональными оттенками, которые определяются и сиюминутным состоянием, и прошлым опытом восприятия каждого из них и т. п. 2) Психомоторная сфера (М- и С-планы АМИ) должна быть предельно унифицирована, так как благодаря этой стороне психики люди однозначно понимают и друг друга, и общечеловеческий опыт.



Так как все эти характеристики являются мультифакторными, то в них можно выявить определенные характеристики, связанные с заданными кодами информации. Например, информация на уровне подсознания принимает контекстно-зависимый характер лишь при ее осознании. В реальности же она существует в обобщенном виде только как контекст, то есть на языках более высокого уровня, чем это принято рассматривать в теории формальных грамматик. Уже отсюда несложно вывести своего рода оппозиционный характер архитектуры интеллекта. Так, в согласии с данными табл. 1, можно полагать, что принципы функционирования левого полушария построены на согласованности и логичности, тогда как правого  на дополнительности и оппонентности.

С позиций теории ИСУ взаимоотношения между компонентами интеллекта должны определяться «командным контекстом», который через образ связан с системой обратных связей и, следовательно, с целенаправленным управлением xiii. Однако цели существования бессознания и сознания являются конвергентно взаимоисключающими, которые, тем не менее, могут «согласовываться» на уровне подсознания. Строго говоря, лишь в нормальных условиях xiv может возникать ситуация согласования целей и средств для их достижения в виде оптимального выбора по сенсомоторным автоматизмам С-плана АМИ и вероятностному прогнозированию M-плана АМИ. В экстремальных условиях дефицит информации инициирует аффективно-аварийные алгоритмы подсознания и бессознания, которые принято характеризовать неточностью, обобщенностью, избыточностью и неэкономичностью xv, моделируемым в хроматизме по кодам периферического зрения.

Данное представление интеллекта позволило детально анализировать многие поднятые выше вопросы на основе соответствия функций АМИ определенным цветовым универсалиям xvi и концептам xvii. Во-первых, характеристики всех цветов принято отображать на примере так называемого цветового тела, содержащего цветовой круг с максимально насыщенными ("яркими”) цветами по периметру и средне-серым в центре. Во-вторых, полярное представление эмоций, по Вундту, было промоделировано цветовым телом с возможностью их количественного измерения по соответствующим цветовым параметрам. И, наконец, трехмерное представление интеллекта, по К.Г. Юнгу, в согласии с моделью Г. Айзенка, позволило совместить ось эктра-интроверсии с осью «теплых-холодных» цветов, характеризующей величину вклада бессознания-подсознания, соответственно. Одновременно ось нейротизма оказалась адекватной «пурпурно-зеленой» оси, позволив выявлять величину вклада сознания в интегральную работу интеллекта и т. д. Для удобства эти соответствия изображены на рис.1 и 2 xviii.


^

Рис.1.Цветовой «круг Г. Айзенка»




Рис.2. Гендерная модель АМИ


Рисунок 1 моделирует цветовой круг темпераментов, определяющих характер чувственно-эмоциональных отношений, которые коррелируют с вкладом каждого из компонентов женственного (f) и мужественного (m) интеллекта в соответствующий вид темперамента. Так, например, на рис.2 бессознание (С-план АМИ), моделируемое "теплыми" цветами кожного покрова у всех человеческих рас, проявляет эмоции и аффекты, которые, согласно Г. Айзенку, определяются агрессивностью, возбудимостью и импульсивностью у холериков, или беззаботностью, жизнерадостностью и открытостью у сангвиников. С другой стороны, такие черты как сдержанность, пессимистичность и ригидность меланхоликов, или спокойствие, доброжелательность и надежность флегматиков указывают на их связь с подсознанием (Ид-план АМИ), моделируемым “холодной” областью круга цветов. Сознание (М-план АМИ) образуется из сочетания обеих областей цветового круга и определяется фемининной природой правосознания и/или маскулинным воспитанием самосознания xix. Поскольку вклады этих компонентов в интегральную работу интеллекта могут быть измерены по цвету как предикату онтологически идеального xx, то этим предполагается введение объективных критериев в психологию личности и, в частности, в исследование принципов работы эксперта-аналитика.

Прикладное значение цвета (как элемента автоматического опознания на уровне семантического восприятия и переработки информации внешней средыxxi) позволило развить информационную модель интеллекта как системы, открытой для внешней среды. Это связано с тем, что, с одной стороны, цветовой концепт представляет образно-смысловое (семантическое) пространство интеллекта, а, с другой, может быть достаточно точно измерен как объективная величина колориметрии по его денотату во внешней среде.

Принято считать, что язык цвета как компонент знаковой семиотической системы родился до появления вербального языка. Но если знаковые системы и строятся по принципу языка, это не значит, что они воспроизводят структуру естественных языков. Ибо цветовой язык отличается от вербального большей точностью и подвижностью семантических значений собственных контекстов. Понятие контекста принято использовать и по отношению к культуре в целом, и по отношению к любым ее формам вплоть до цветового метаязыка, поскольку, вообще говоря, метаязыком является любой язык, при помощи которого начинается формализация xxii. Контекст же, как связная целостность, обеспечивающая согласованность своих частей, является носителем целостной функции АМИ, что рассматривается как основа, цементирующая вклад отдельных компонентов зависимостью от заданных факторов (N-E условия, гендер, время и др.).

Итак, нами актуализирована возможность формализации и измерения функций интеллекта, который естественным образом связан с объективными единицами измерения как объективных, так и субъективных функций интеллекта. Таким образом, благодаря представленному подходу можно объективно оценить (измерить) собственно оценивающую систему, то есть интеллект человека, и, в частности, эксперта.

Выводы


  1. Семантический анализ цветовых канонов, тысячелетиями воспроизводимых мировой культурой, позволил согласовать их информационную модель с архетипической моделью интеллекта (АМИ) атомарного типа в формализованном пространстве цветовых универсалий и концептов.

  2. Формализация функций АМИ на базе данных мировой культуры внесла значительный вклад в научное представление механизмов, лежащих в основе аналитического и творческого мышления (т.е. семантического кодирования/декодирования информации), и в пределах 12% погрешности показала положительные результаты для использования в оценке экспертно-аналитической работы.

  3. Результаты использования АМИ позволили разрешить многие вопросы, стоящие перед психологией личности, психологией управления, теорией экспертно-аналитической работы и – благодаря учету полученных закономерностей переработки информации на разных стадиях ее кодирования – решать проблемы, с которыми сталкиваются эти дисциплины.

  4. Информационное представление теории АМИ является новым научным направлением xxiii, на основе которого могут адекватно развиваться экспертно-аналитическое и информационное обеспечение процедур выбора, формирования, реализации и контроля исполнения приоритетных национальных проектов и программ.

i Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969, с.35-41.

ii Серов Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация – цвет - интеллект. – СПб: Речь, 2001, с.153-178.

iii Помимо этого, отсутствие целостного подхода при определении роли цвета в психологии было связано с отсутствием единого представления как о цвете, так и о структуре интеллектуальных функций человека. Об этом говорит прежде всего раздробленность характеристик цвета: психофизических (ощущения, апертуры), психологических (цветовосприятия, образ-концепта), психолингвистических (фокусных цветов, цветообозначений) и других функций интеллекта. Об этом говорит, к примеру, до настоящего времени теоретически не обоснованные выборки цветов в проективных методиках функциональной, дифференциальной, возрастной и других областей психологии [Филимоненко Ю.И. Цветовой тест Люшера. Модификация “попарные сравнения”. – СПб.: СПбГУ, 1993; Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. – СПб: Речь, 2005.-205 с.; Яньшин П.В. Психосемантика цвета. – СПб: Речь, 2006.- 368 с.].

iv Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. – М.: Когито-Центр, ИП РАН, 1997.- 432 с.; Мацумото Д. Психология и культура. – СПб: Прайм-еврознак, 2002.- 416 с.

v Колмогоров А.Н. Автоматы и жизнь. // Сб. Кибернетика ожидаемая и кибернетика неожиданная. – М., Наука, 1968, с.12.

vi Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., Прогресс, 1988.- 464 с.

vii Цит. по: Гуревич М.М. Цвет и его измерение. – М.-Л.: АН СССР, 1950, с.11.

viii Согласно принципам системно-функционального анализа и данным Ч. Спирмена (о наличии постоянных корреляций между отдельными функциями – способностями) [Spearman Ch. Human abilities. – L., 1950], оказалось возможным представить интеллект как объект, подлежащий информационному моделированию [Серов Н.В. Хроматизм мифа. – Л.: В.О., 1990.-352 с.; он же. Информационное моделирование открытых саморазвивающихся систем. // Труды Междунар. Конгресса "Фундаментальные проблемы естествознания и техники". – СПб: РГО, 2006, Ч.I, с.346-367].

ix По данным психолингвистов (С. Ульман, Ю.Д. Апресян, Р.М. Фрумкина и др.) статус цветообозначений сопоставим со статусом терминов родства, что в хроматизме было постулировано как системно-функциональная взаимосвязь родства (продолжения рода) и концептов цвета, которые равнозначно канонизировались всеми традиционными культурами. Многотысячелетняя воспроизводимость гендерной семантики цветовых канонов, по существу, являлась объективацией субъективных проявлений интеллекта. С одной стороны, это показывало, что канонизировались личностно-ценностные архетипические (глубинно значимые, связанные с выживанием вида) гендерные параметры оптимизации выбора брачных партнеров. С другой стороны, эти же каноны воспроизводились традиционными культурами в целях оптимизации репродуктивной функции, важнейшим условием выполнения которой являлось физическое и психическое здоровье будущих детей с последующей возможностью их обучения и социализации.

x Интеллект (лат. intellectus – ощущение, восприятие, понимание). Когнитивистский подход ХХ века (элиминировавший ощущение как метакогнитивную функцию интеллекта) сегодня не выдерживает никакой критики. Так, в частности, М.А. Холодная подчеркивает, что без учета аффективной сферы «интеллект исчезает». Именно это заставляет исследователей включать в интеллект и формирование метакогнитивных механизмов интеллектуальной деятельности, и субсознательный уровень процессов переработки информации и т.п. [Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб: Питер, 2002, cc. 59–82, 127–132, 137–138, 239–247.]. Поэтому, возвращаясь к классическому определению интеллекта, мы выделили триаду его традиционных атрибутов: Сознание – произвольно осознаваемые функции социальной обусловленности и формально-логических операций при рациональном «понимании» (в науке, философии и т. п.). Подсознание – частично осознаваемые функции культурной обусловленности и воображения как образно-логических операций при эстетическом «восприятии» (в искусстве, творчестве и т. п.). Бессознание — принципиально неосознаваемые функции природно-генетического кодирования информации и непроизвольно-биологической обусловленности «ощущений» (цветовые феномены ВНС, аффектов и т. п.) [Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. – СПб: Речь, 2004, с.32].

xi Для прикладной культурологии как единой науки, образующей важнейшее связующее звено между гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами, актуальность междисциплинарного исследования реального ( f – m ) человека в реальном (цветовом) окружении внешней среды общеизвестна. Напомним, что хроматизм (как методологический подход, вытекающий из этой актуальности) ведет свое происхождение от др.греч. понятия «хрома», в котором онтологически выделяется следующая семантика: 1) концепт цвета как онтологически идеальное, психическое; 2) краска (и/или окраска кожного покрова) как денотат, материальное, физическое (и/или физиологическое); 3) вербальное цветообозначение пп.1 и 2 как материальное относительно цвета, но идеальное относительно краски; и 4) эмоции как информационно-энергетическое отношение сем пп.1-3. Как следует из этого понятия, закономерности взаимосвязанных между собой функциональных отношений между разнородными объектами исследования могут быть представлены путем создания их информационных моделей, то есть в нашем случае семантических моделей, которые включают релевантные уровни переработки информации и, в частности, интеллектом эксперта. Строго говоря, в хроматизме изучаются не сами разнородные объекты, а достоверно однородная информация об этих объектах в их функциональных взаимоотношениях друг с другом. Поэтому далее в тексте приставка “хром” означает лишь принадлежность к этому классу понятий [Серов Н.В. Античный хроматизм. – СПб: Лисс, 1995. – 475 с.].

xii Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М.: Медицина, 1988.- 240 с.; Хомская Е.Д. Нейропсихология.– М.: МГУ, 1987.- 288 с.; Симонов П.В. Эмоциональный мозг: Физиология, нейрофизиология, психология эмоций. – М.: Наука, 1981.- 214 с.

xiii Поляков А.О., Серов Н.В. Цветовая компонентная модель интеллекта в задачах контекстно-зависимого управления. // Теоретические основы и прикладные задачи интеллектуальных информационных технологий. СПб: СПИИРАН 1998, с.59-64.

xiv В хроматизме все условия и состояния подразделяются на нормальные (занимающие не менее 75 % времени) и экстремальные (занимающие, соответственно, не более 25 % общего времени). Последние включают конфликтные и кризисные ситуации, остановиться на анализе которых не позволяют рамки настоящей работы.

xv К. Шеннон считал, что «эффективность решения таких задач, как распознавание образов, перевод с одного языка на другой, предполагает создание другого типа вычислительных машин, чем мы имеем сегодня. Мне кажется, - писал он, - что это должны быть вычислительные машины, которые будут выполнять естественные операции с образами, понятиями и смутными аналогиями, а не последовательные операции с десятиразрядными числами».

xvi Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия. // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М.: Русские словари, 1997, с.231-290.

xvii Серов Н.В. Хроматическая интерпретация понятий "архетип" и "гендер". // Московский психотерапевтический журнал, 2004, №2 (41), с.38-62.

xviii Он же. Эстетика цвета: http://psyfactor.org/lib/aestcolor.htm

xix Серов Н.В. О междисциплинарном языке и моделировании интеллекта. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – СПб: СПбГУ, 1997, с. 193 - 201.

xx Он же. Психологическая специфика идеального: http://psyfactor.org/lib/serov.htm

xxi Wittgenstein L. Remarks on colour. – Berkeley: University of California Press, 1977; Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St. Jean de Braye: Dangles, 1980; Riley C.A. Color codes: modern theories... – L.: UPNE, 1995.

xxii Жинкин Н.И. Четыре коммуникативные системы и четыре языка. // Теоретические проблемы прикладной лингвистики. – М.: Наука, 1965, с.72.

xxiii Серов Н.В. Стадии обработки информации… // НТИ, Серия 2., 2006, № 1, С. 12-20.

Похожие:

Труды Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления iconРегламент третьей Всероссийской научно-практической конференции

Труды Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления iconПрограмма всероссийской научно-практической конференции с международным...
Программа всероссийской научно-практической конференции с международным участием
Труды Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления iconВо II всероссийской студенческой научно-практической конференции
Оргкомитет приглашает Вас принять участие в работе конференции по следующим направлениям
Труды Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления iconИнформационное письмо
Вас принять участие во Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием «Молодежь и лингвистическая...
Труды Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления iconПрограмма научно-практической конференции «современные технологии...
Всероссийское научное общество специалистов по клинической электрофизиологии, аритмологии и кардиостимуляции
Труды Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления iconXii всероссийской научно-практической конференции молодых ученых,...
Цель конференции: установление творческих контактов между студентами, аспирантами и молодыми учеными Российской Федерации для обмена...
Труды Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления iconИссык-Кульский государственный университет имени Касыма Тыныстанова...
Цель конференции: определение инновационных подходов модернизации науки и высшего образования через призму стратегии устойчивого...
Труды Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления iconПриложение 1 Заявка на участие в конференции Заявка на участие в...
Место работы (полное наименование организации и официальное сокращенное название)
Труды Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления iconВ сероссийская научно-практическая конференция
Приглашаем Вас принять участие в работе VI всероссийской научно-практической конференции, посвященной анализу современных тенденций...
Труды Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления iconВ сероссийская научно-практическая конференция
Приглашаем Вас принять участие в работе VI всероссийской научно-практической конференции, посвященной анализу современных тенденций...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница