2. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы




Скачать 333.25 Kb.
Название2. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы
страница1/3
Дата публикации01.03.2014
Размер333.25 Kb.
ТипПояснительная записка
shkolnie.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

МОУСОШ №131 город Карталы

Кравченко Н.Г

«_____»______2013


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ

131

Теплякова И.С

«_____»__________2013

Дополнительная образовательная программа

Предмет : «Элективный курс «Мой выбор»

Классы: 9 ( 14-15 лет)

Срок реализации программы: 1 год

Учитель:Руськина Лидия Анатольевна

Г Карталы

2013-2014 учебный год

2.Пояснительная записка.

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Направленность: Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Целесообразность: Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,

  • что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

  • что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

  • что он может (возможности и способности),

  • что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна  система школьной профориентации.

^ Цели программы:

  • Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей;

  • Повысить компетентность старшеклассников в области планирования карьеры;

  • Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.


Задачи программы.

Образовательные задачи:

  1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

  2. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

  3. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

  4. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;

^ Воспитательные задачи:

  1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;

  2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника;

  3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;

  4. Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

Развивающие задачи:

  1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

  2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;

  3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

  4. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя);

  5. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  6. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

^ Особенности программы:

Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, профориентационных, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

По желанию учащихся ими могут быть выполнены реферативные и исследовательские работы по отдельным темам курса.

Особенностью нашей программы является использование в учебно-практических целях электронного пособия «Мой выбор», разработанного с учётом поставленных целей и задач данной программы авторами курса и созданного в программе Miсrosoft Office Power Point 2007. Пособие построено по блочно-модульному принципу в виде отдельных элементов, образующих логическую структуру, что позволяет достаточно легко дифференцировать разделы и темы пособия. В текстах установлены необходимые гипертекстовые связи, отражающие ключевые слова, термины, основные понятия, и т.п. Одной из важнейших особенностей электронного учебного пособия является возможность самостоятельного использования электронной базы профессиограмм, работа над которой еще продолжается (она включает в себя не только психологический анализ профессий, но и видеоматериалы). Использование электронного пособия «Мой выбор» определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания, осознанного выбора профессии. Пособие может использоваться как материал для самостоятельного знакомства обучающихся с данным блоком, для сопровождения занятий учителем, в помощь организации профконсультирования. Использование пособия поможет дать обучающимся представление о способах и средствах профессионального самоопределения, развить интерес, выявить особенности будущей профессиональной деятельности.
^ Особенности организации занятий курса:

Организация занятий по программе “Мой выбор” опирается на использование следующих важных принципов:

  • свободного выражения своего мнения;

  • взаимоуважения;

  • доверительности;

  • обратной связи;

  • безоценочности.

Место проведения занятий: кабинет профориентации и информатики, библиотека.

Оптимальное число учащихся: 10-15 человек, возраст 14-15 лет т.к. при увеличении количества человек в группе уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий.

^ Сроки реализации программы :

Продолжительность курса: 18 академических часов.

режим занятий: 1 час в неделю в течение полугодия.

Организационно-методическое сопровождение курса должен осуществлять специалист, компетентный не только в общепедагогических, но и в информационных, психологических и организационных проблемах профильного обучения.

  • ^ Формы обучения: диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;

  • презентации проектов обучающихся;

  • деловые игры;

  • профориентационные игры;

  • анкетирование;

  • тестирование

  • выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе по темам: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» и др.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того ей присуща практическая направленность, а также принципы доступности и гуманизации.
^ Требования к уровню подготовки учащихся:

По результатам курса старшеклассники должны овладеть:

  • знаниями о значении профессионального самоопределения, о требованиях к составлению личного профессионального плана;

  • правилами выбора профессии;

  • знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;

  • понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

  • понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;

  • значение творческого потенциала человека, карьеры;

  • требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

  • понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;

Обучающиеся должны уметь:

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

  • ставить цели и планировать действия для их достижения;

  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Критерии и показатели усвоения материала:

1) Информационные:

  • сформированность представления о мире профессий;

  • знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;

  • знание основных направлений производств города, особенностей технологий;

  • знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе, республике, стране.

2) Исследовательские:

  • участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

  • изучение путей овладения избранными профессиями.

3) Практические:

  • сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;

  • готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;

  • определение профессиональных планов и намерений учащихся;

  • развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;

  • знание функций и задач городского центра занятости.

^ 3.Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

часы

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Знакомимся с миром профессий

2

Знакомство участников группы, введение в проблему профессионального самоопределения

1. Знакомство

2. Самопрезентация

3. Психологическая суть

профессионального самоопределения

4.Техника «Составление

информационной карты»

5.Техника «Невербальное общение»

6. Рефлексия

2

Мне нравится профессия …

2

Диагностика типа личности. Изучение профессиональных способностей и склонностей

1. Приветствие

2. Тест Д.Голланда

по определению типа личности

3. Дифференциально-диагностический

опросник

4. Рефлексия

3

Межличностное взаимодействие

2

Актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии для учета этих особенностей в совершенствовании профессионального выбора

1. Приветствие.

2. Здравствуй

3. Совместное рисование «Общий дом»

4. Рефлексия

4

Эмоциональное отношение к выбору профессии

2

Осознание собственного эмоционального отношения к выбору профессии и его влияние на выбор профессии. Осознание смысла профессиональной деятельности

1. Приветствие

2. Проективный рисунок

«Мои эмоции и чувства…»

3. «Шестое чувство»

4. Игра «Руанский монастырь»

5. Рефлексия

5

Мои жизненные ценности и профессия

3

Познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии

1. Приветствие

2. «Отдел кадров»

3. Ранжирование «Мои ценности»

4. «Мои цели»

5. Рефлексия

6

Мир новых профессий

2

Ознакомление участников группы с миром новых профессий. Осознание профессионально важных качеств.

1. Приветствие

2. «Профессиограммы»

3. Обсуждение

4. Игра «Профсоюз»

5. Рефлексия

7

Планы на будущее

2

Освоить навыки по планированию своего профессионального пути.

1. Приветствие

2. Проективный рисунок

«Я через 10 лет»

3. Проективный рисунок

«Мой товарищи через 10 лет»

4. Обсуждение

5. Рефлексия

8

Профессиональная зрелость

3

Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии

1. Здравствуйте

2. Проективный рисунок

«Дорога в жизнь»

3. Проективный рисунок

«Эмоциональное отношение к

выбору профессии»

4. Рефлексия

  1   2   3

Похожие:

2. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы iconПояснительная записка обоснование необходимости разработки программы...
Обоснование необходимости разработки программы и внедрения в образовательный процесс
2. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы iconДорожная карта внедрения Программы развития воспитательной компоненты...
Целью образования является национальный воспитательный идеал, отраженный в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
2. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы iconДорожная карта внедрения Программы развития воспитательной компоненты...
Целью образования является национальный воспитательный идеал, отраженный в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
2. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы icon3. экономическое обоснование целесообразности разработки
В этом разделе определяется экономическое обоснование проектирования программы. Для определения экономической целесообразности проектируемой...
2. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы iconПояснительная записка
Пояснительная записка: Данный материал представляет собой разработку общешкольного торжественного мероприятия, посвященного Дню знаний,...
2. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы iconПояснительная записка Проблема внедрения современных педагогических...
«Метод проекта» в преподавании предметов «Русский язык» и «Литература». Программа внедрения педагогической технологии
2. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы icon2012-2013 учебный год пояснительная записка к учебному плану муниципального...
Настоящая пояснительная записка содержит обоснование учебного плана школы №4 на 2012-2013 учебный год в 1-2 классах
2. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы iconПояснительная записка 3 Обоснование выбора системы обучения для реализации...
Особенности содержания математического образования на ступени основного образования 6
2. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы iconРоссийский государственный социальный университет
В связи с [обоснование необходимости разработки сайта], просим Вас дать соответствующей службе распоряжение о создании сайта
2. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы iconРоссийский государственный социальный университет
В связи с [обоснование необходимости разработки сайта], просим Вас дать соответствующей службе распоряжение о создании сайта
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница