Программа по профориентационной работе «Мой выбор»




Скачать 128.17 Kb.
НазваниеПрограмма по профориентационной работе «Мой выбор»
Дата публикации25.02.2014
Размер128.17 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Информатика > Программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ермоловская средняя общеобразовательная школа имени П.Д.Дорогойченко Вешкаймского района Ульяновской области
Утверждаю

«5» ноября 2013 года.

Директор школы: Л.В.Истягина
Программа

по профориентационной работе
«Мой выбор»


2013

  1. Введение


Целевая Программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся» (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования.

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.


  1. ^ Обоснование программы

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Мой выбор».


  1. ^ . Цель и задачи Программы

Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.

Задачи:

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.

  3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

  4. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.


4. Основные направления системы программных мероприятий

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

  2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

  3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

  4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.


Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.


Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность - учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

  1. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.

  2. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.

  3. Методика «Кем быть»

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Профпросвещение

- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы профессий

- сочинения на тему «Пусть меня научат»

- игра «Чей это инструмент?»

- трудовые поручения

- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)

Темы классных часов

- кто работает в нашей школе?(экскурсия)

- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома

- беседа: мое любимое занятие в свободное время

Поисково-зондирующий

5-7 классы

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН


  1. Встречи с интересными людьми (профессионалами)

  2. Экскурсии

  3. Ролевые игры

  4. Конкурсы

  5. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа


Темы классных часов

  1. Предприятия нашего района, региона (походы, экскурсии)

  2. Всякий труд надо уважать

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

- элективные курсы, уроки технологии

- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства

- знакомство с правилами выбора профессии

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией

Учащиеся

10-11 классов

Период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах

Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения

Для юношей актуальна служба в армии

Дискуссии

«Мой выбор»и.т.д.

Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)

^ 5. Механизм реализации Программы

Главным исполнителем Программы является: администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, учителя-предметники, старшая вожатая.
^ 6. Оценка эффективности реализации Программы

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и

навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных

условиях.
^ 7.Этапы реализации программы:

Сроки реализации Программы: 2013 - 2018 годы

Мероприятия

по реализации Программы по профориентации

«Мой выбор»



п/п

Наименование мероприятий

Сроки

проведения

Ответственный

^ Организационные мероприятия

1.

Мониторинг профессионального самоопределения выпускников 9, 11 классов

сентябрь

ЗДВР

2.

Открытие профильного класса

сентябрь 2014 года

администрация

3.

Открытие кружков по интересам

сентябрь

администрация

4.

Заключение договоров о сотрудничестве школы с учреждениями профессионального образования, предприятиями и организациями

сентябрь

Директор школы

5.

Разработка плана профориентационной работы на год

август

Директор школы, ЗДВР

6.

Мониторинг предварительного профессионального самоопределения обучающихся 9,11 классов

декабрь -

январь


Классные руководители

7.

Мониторинг выбора обучающимися профиля обучения в 10 классе

декабрь -

январь


Директор школы

8.

Обновление информации по профориентационной работе на сайте школы

1 раз в квартал

Директор школы

9.

   Обновление банка данных о возможностях трудоустройства и профессионального обучения

1 раз в квартал

ЗДВР, старшая вожатая

10.

   Размещение информации на стенде «Куда пойти учиться? Куда пойти работать?»

1 раз в квартал

ЗДВР

11.

Распространение информационных материалов об учреждениях профессионального образования, образовательных учреждений высшего образования

в течение года

ЗДВР

12

Организация предмета «Профессиональное самоопределение» в 8 классе

в течение года

Директор школы

^ Проведение профориентационных мероприятий с учащимися

13.

Экскурсии в организации, промышленные и сельскохозяйственные предприятия

в течение года ( по договоренности)

Директор школы, ЗДВР, классные руководители

14.

Организация участия учащихся в I съезде выпускников образовательных профессиональных учреждений, образовательных учреждений высшего образования, обучающихся 11 классов  общеобразовательных организаций

сентябрь

администрация

15.

Проведение мероприятий в рамках областной профориентационной акции «Осенний марафон»

октябрь


ЗДВР, классные руководители

16.

Проведение мероприятий в рамках областного месячника профориентационной работы «Профориентационный марафон»

октябрь


ЗДВР, классные руководители

17.

Проведение экскурсий на предприятия, организация встреч с представителями предприятий в рамках Дня школьника

октябрь

ЗДВР, классные руководители

18.

Проведение муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

ноябрь - декабрь

ЗДУВР

19.

Акция «Путешествие в мир профессий» для детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-4 класса: занятия, классные часы, экскурсии на предприятия, на которых работают родители воспитанников, обучающихся

март

классные руководители

20.

«Уроки успеха на предприятиях» (9,11 классы): экскурсии на предприятия, встречи с успешными людьми и ветеранами предприятий

В течение года по договоренности

ЗДВР, классные руководители

21.

Организация участия учащихся в Арт-Профи Слёт «Профессии будущего»

март


администрация

22.

Проведение мероприятий в рамках областного месячника

профориентационной работы и содействия занятости молодёжи «Твой выбор»

март-апрель

(по отдельному графику)

администрация

23.

Слет старшеклассников «Кем быть?»

апрель


администрация

24.

«Есть такая профессия…»: проведение тематических экскурсий на предприятия (5-8,10 классы)

апрель-май

Администрация, классные руководители

25.

Проведение Уроков

профориентации (1 – 11 класс)

По плану классных руководителей

классные руководители

26.

Участие в мероприятиях в рамках работы профориентационного центра по авиационному направлению на базе МКОУ Карсунской СОШ

по графику работы Центра

Администрация, классные руководители

27.

Участие учащихся выпускных классов в «Днях открытых дверей» учреждений профессионального образования

по графику

Дней открытых дверей

Администрация, классные руководители

28.

Организация встреч учащихся выпускных классов со специалистами центра занятости населения

по плану работы ЦЗН

ЗДВР

29.

Участие в конкурсах исследовательских проектов и конференций

в течение года


классные руководители, учителя-предметники

30.

Проведение общешкольного родительского собрания « Роль семьи и школы в выборе учащимися дальнейшего пути»


апрель

администрация

31

Организация и проведение «Жилищных уроков»

По отдельному графику

Администрация, классные руководители

^ Проведение мероприятий с педагогическими работниками

32.

Повышение квалификации учителей - предметников по вопросу предпрофильной подготовки и профильного обучения

по плану-графику курсовой подготовки

администрация

33.

Участие педагогических работников в областных семинарах и научно-практических конференциях по профориентационной работе

по плану

проведения

семинаров и конференций

администрация

34.

Участие в круглом столе для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по теме «Формы и методы профориентационной работы в школе»

ноябрь

2013 года

администрация



Похожие:

Программа по профориентационной работе «Мой выбор» iconПрограмма городской ярмарки «Мой выбор» Цель городской ярмарки «Мой...
Цель городской ярмарки «Мой выбор»: создание условий для профильного и профессионального самоопределения обучающихся 9 классов
Программа по профориентационной работе «Мой выбор» iconПрограмма по профориентации я и мой профессиональный выбор   (2010–2015 годы)
С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить ее в любой период своей жизни. Для...
Программа по профориентационной работе «Мой выбор» iconФормы и методы профориентационной работы
И особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным...
Программа по профориентационной работе «Мой выбор» iconЛитература Красноярского края 0,5/17 Примерная программа для 5-8...
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа по профориентационной работе «Мой выбор» iconПлан Мероприятий по проведению профориентационной работы с обучающимися...
Разработка и утверждение перспективного (годового) плана осуществления профориентационной работы со школьниками, в том числе в формате...
Программа по профориентационной работе «Мой выбор» iconПроблемы профориентационной работы
Сегодня роль профориентации приобретает особую актуальность и значимость. Эти услуги становятся все более востребованы среди населения,...
Программа по профориентационной работе «Мой выбор» iconОтчет по социологическому исследованию удовлетворенности потребителей...
Ст преподаватель кафедры политологии, социологии и связей с общественностью угнту
Программа по профориентационной работе «Мой выбор» iconНоминация: "Мой профессиональный выбор"
Место работы: муниципальное образовательное учреждение Ржавецкая средняя общеобразовательная школа
Программа по профориентационной работе «Мой выбор» iconТворческая работа на тему «Телевизор мой друг, телевизор мой враг»
Телевизор. Вещь, которая есть в каждом доме или квартире. Многие считают его своим другом. А почему бы и нет? Ведь он помогает нам...
Программа по профориентационной работе «Мой выбор» iconПрограмма профориентационной работы
Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа им. А. С. Макшанцева п. Кедровый
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница