Муниципальное общеобразовательное учреждение Ермоловская средняя общеобразовательная школа имени П.Д.Дорогойченко Вешкаймского района Ульяновской области Утверждаю
«5» ноября 2013 года.
Директор школы: Л.В.Истягина Программа
по профориентационной работе «Мой выбор»
2013
Введение
Целевая Программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся» (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования.
Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.
^
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.
Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Мой выбор».
^ ы
Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
Задачи:
Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
4. Основные направления системы программных мероприятий
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этап
| Возрастные особенности
| Формы профориентационной работы
| Пропедевтический
1-4 классы
| Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.
Ведущая деятельность - учебная.
В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.
Недостаточно развита волевая сфера,
мышление носит наглядно-действенный характер
Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.
Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.
| Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.
Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.
Методика «Кем быть»
Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.
Профпросвещение
- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)
- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок
- костюмированные карнавалы профессий
- сочинения на тему «Пусть меня научат»
- игра «Чей это инструмент?»
- трудовые поручения
- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)
Темы классных часов
- кто работает в нашей школе?(экскурсия)
- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)
- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома
- беседа: мое любимое занятие в свободное время
| Поисково-зондирующий
5-7 классы
| Формируется чувство взрослости.
Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.
Формируется нравственная основа общения.
Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.
Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН
| Встречи с интересными людьми (профессионалами)
Экскурсии
Ролевые игры
Конкурсы
Практическая, трудовая, общественно-значимая работа
Темы классных часов
Предприятия нашего района, региона (походы, экскурсии)
Всякий труд надо уважать
| Период развития профессионального самоопределения
8-9 классы
| Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии
Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка
| - элективные курсы, уроки технологии
- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства
- знакомство с правилами выбора профессии
- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией
| Учащиеся
10-11 классов
| Период уточнения социально-профессионального статуса.
Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах
Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения
Для юношей актуальна служба в армии
| Дискуссии
«Мой выбор»и.т.д.
Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)
| ^
Главным исполнителем Программы является: администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, учителя-предметники, старшая вожатая. ^
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и
навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных
условиях. ^
Сроки реализации Программы: 2013 - 2018 годы
Мероприятия
по реализации Программы по профориентации
«Мой выбор»
№
п/п
| Наименование мероприятий
| Сроки
проведения
| Ответственный
| ^
| 1.
| Мониторинг профессионального самоопределения выпускников 9, 11 классов
| сентябрь
| ЗДВР
| 2.
| Открытие профильного класса
| сентябрь 2014 года
| администрация
| 3.
| Открытие кружков по интересам
| сентябрь
| администрация
| 4.
| Заключение договоров о сотрудничестве школы с учреждениями профессионального образования, предприятиями и организациями
| сентябрь
| Директор школы
| 5.
| Разработка плана профориентационной работы на год
| август
| Директор школы, ЗДВР
| 6.
| Мониторинг предварительного профессионального самоопределения обучающихся 9,11 классов
| декабрь -
январь
| Классные руководители
| 7.
| Мониторинг выбора обучающимися профиля обучения в 10 классе
| декабрь -
январь
| Директор школы
| 8.
| Обновление информации по профориентационной работе на сайте школы
| 1 раз в квартал
| Директор школы
| 9.
| Обновление банка данных о возможностях трудоустройства и профессионального обучения
| 1 раз в квартал
| ЗДВР, старшая вожатая
| 10.
| Размещение информации на стенде «Куда пойти учиться? Куда пойти работать?»
| 1 раз в квартал
| ЗДВР
| 11.
| Распространение информационных материалов об учреждениях профессионального образования, образовательных учреждений высшего образования
| в течение года
| ЗДВР
| 12
| Организация предмета «Профессиональное самоопределение» в 8 классе
| в течение года
| Директор школы
| ^
| 13.
| Экскурсии в организации, промышленные и сельскохозяйственные предприятия
| в течение года ( по договоренности)
| Директор школы, ЗДВР, классные руководители
| 14.
| Организация участия учащихся в I съезде выпускников образовательных профессиональных учреждений, образовательных учреждений высшего образования, обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций
| сентябрь
| администрация
| 15.
| Проведение мероприятий в рамках областной профориентационной акции «Осенний марафон»
| октябрь
| ЗДВР, классные руководители
| 16.
| Проведение мероприятий в рамках областного месячника профориентационной работы «Профориентационный марафон»
| октябрь
| ЗДВР, классные руководители
| 17.
| Проведение экскурсий на предприятия, организация встреч с представителями предприятий в рамках Дня школьника
| октябрь
| ЗДВР, классные руководители
| 18.
| Проведение муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
| ноябрь - декабрь
| ЗДУВР
| 19.
| Акция «Путешествие в мир профессий» для детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-4 класса: занятия, классные часы, экскурсии на предприятия, на которых работают родители воспитанников, обучающихся
| март
| классные руководители
| 20.
| «Уроки успеха на предприятиях» (9,11 классы): экскурсии на предприятия, встречи с успешными людьми и ветеранами предприятий
| В течение года по договоренности
| ЗДВР, классные руководители
| 21.
| Организация участия учащихся в Арт-Профи Слёт «Профессии будущего»
| март
| администрация
| 22.
| Проведение мероприятий в рамках областного месячника
профориентационной работы и содействия занятости молодёжи «Твой выбор»
| март-апрель
(по отдельному графику)
| администрация
| 23.
| Слет старшеклассников «Кем быть?»
| апрель
| администрация
| 24.
| «Есть такая профессия…»: проведение тематических экскурсий на предприятия (5-8,10 классы)
| апрель-май
| Администрация, классные руководители
| 25.
| Проведение Уроков
профориентации (1 – 11 класс)
| По плану классных руководителей
| классные руководители
| 26.
| Участие в мероприятиях в рамках работы профориентационного центра по авиационному направлению на базе МКОУ Карсунской СОШ
| по графику работы Центра
| Администрация, классные руководители
| 27.
| Участие учащихся выпускных классов в «Днях открытых дверей» учреждений профессионального образования
| по графику
Дней открытых дверей
| Администрация, классные руководители
| 28.
| Организация встреч учащихся выпускных классов со специалистами центра занятости населения
| по плану работы ЦЗН
| ЗДВР
| 29.
| Участие в конкурсах исследовательских проектов и конференций
| в течение года
| классные руководители, учителя-предметники
| 30.
| Проведение общешкольного родительского собрания « Роль семьи и школы в выборе учащимися дальнейшего пути»
| апрель
| администрация
| 31
| Организация и проведение «Жилищных уроков»
| По отдельному графику
| Администрация, классные руководители
| ^
| 32.
| Повышение квалификации учителей - предметников по вопросу предпрофильной подготовки и профильного обучения
| по плану-графику курсовой подготовки
| администрация
| 33.
| Участие педагогических работников в областных семинарах и научно-практических конференциях по профориентационной работе
| по плану
проведения
семинаров и конференций
| администрация
| 34.
| Участие в круглом столе для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по теме «Формы и методы профориентационной работы в школе»
| ноябрь
2013 года
| администрация
|
|