Организация исследовательской деятельности младших школьников




Скачать 39.54 Kb.
НазваниеОрганизация исследовательской деятельности младших школьников
Дата публикации20.02.2014
Размер39.54 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Информатика > Документы
Организация исследовательской деятельности младших школьников

Развитие познавательной активности у детей в начальных классах особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста?

Да! Для младшего школьника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Содержание и методы обучения младших школьников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Наблюдать и экспериментировать любят все дети, но нужно при этом квалифицированное педагогическое руководство и поддержка со стороны родителей.

Для начала выбираем тему исследовательской работы совместно с учеником , чтобы ему было интересно работать над заданием. Обязательно определяется и ставится перед ребенком цель. Он должен хорошо понимать, чего именно необходимо добиться в результате исследовательской работы.

Подбираем вместе с учеником материал по теме. Если самостоятельный выбор источников входит в задание, необходимо проконтролировать, насколько успешно ребенок с этим справился. Затем уже самостоятельно, но под руководством учителя, ученик должен изучить собранный материал, обобщить и систематизировать.

Работа с источниками и создание собственного текста ведётся поэтапно. Это способствует развитию мышления ученика, целенаправленности и систематичности усилий. Далее ученик должен выделить главное и второстепенное. Затем отыскать подтверждающие основную мысль факты. И на основе этого сделать вывод или резюме.

Учим детей правильному оформлению исследовательских работ. Так ученики будут знакомиться с различными видами творческих и исследовательских работ: рефератом, сочинением, описанием опыта и так далее.

Заключительный этап исследовательской работы – защита. Проводим ее в виде презентации, доклада, конференции. Нестандартные, с привлечением наглядных материалов, творческие уроки-защиты помогут в дальнейшем поддержать интерес у младших школьников к исследовательской работе.

Все исследовательские задания должны выполняться в атмосфере психологического комфорта. Не забываем поощрять учеников даже за незначительные успехи. Юные исследователи не должны бояться допускать ошибки и делать что-то не так. Развитие познавательных интересов младших школьников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, и в том числе игровую. Районная научно-практическая конференция"Открытие"проведенная каждый год даёт возможность открывать новые имена и среди самых маленьких школьников . Учениками моего 2 а класса Хунафиной Лианой и Исламовым Робертом были представлены на районный этап конкурса исследовательские работы на темы "История школьной формы" и "Чье имя носит моя улица".Работы были интересны тем, что ребята смогли не только выделить и пересказывать основные идеи, но и оказались способными к оценочным суждениям. Нашли собственные подтверждения изложенным фактам . Первый опыт начинающих исследователей оценён членами жюри высоко: Хунафина Лиана- на первом , Исламов Роберт- на втором месте по району среди учащихся начальных классов. Понимая важность этой деятельности, я хочу отметить роль родителей при подготовке и защите работ . Младший школьник часто видит проблему и задаёт вопросы там, где для взрослого все кажется очевидным. Задача родителя на данном этапе поддержать и укрепить познавательный интерес ребёнка, показать свою заинтересованность, готовность помочь. Родители- Хунафина Наиля Рафаилевна и Исламова Сирина Фаатовна сформулировали вместе с детьми тему исследования, помогли выдвинуть как можно больше гипотез; помогли поставить цель исследования, скорректировать ее формулировку т.к. дети часто путают мотив (желание) с определенной конкретной целью исследовательской работы. Совместно с ребенком наметили пути решения проблемы.

Сбор, анализ, обобщение информации, собственные выводы является одним из самых сложных для младших школьников этапов. На данном этапе взрослые посодействовали в передвижении до библиотеки, музее, ориентировке в книжном магазине. Родители помогли ребятам набрать работу на компьютере.

При подготовке доклада, выступления на конференции мамы отрепетировали с ребятами их выступление, потренировали их в ответах на возможно поставленные вопросы, учили не волноваться перед выступлением, подготовили презентацию .Присутствовали на защите исследовательской работы, морально поддерживали и поздравили их с удачным выступлением. Я благодарна своим ученикам и родителям за плодотворную работу и поддержку.

Полагаю, что поиск педагогом собственного понимания задач исследовательской работы, будет существенно упрощён в силу необходимости объяснять эти задачи детям. Ведь утверждение Я.А. Коменского "обучая других, обучаешься сам" - не преувеличение.

Каипова Назиля Насырьяновна -учитель начальных классов МАОУ СОШ №2 с. Акъяр

Похожие:

Организация исследовательской деятельности младших школьников iconРегламент: 10 минут Организация исследовательской деятельности младших...
Тема: «Роль исследовательской деятельности педагогов и воспитанников в реализации компетентностного подхода в удо»
Организация исследовательской деятельности младших школьников iconРазвитие творческих способностей, поисковой и исследовательской деятельности...
Пробуждать у младших школьников познавательный интерес к предметам в процессе обучения
Организация исследовательской деятельности младших школьников iconПрограмма курса «Формирование проектно-исследовательской деятельности...
«Формирование проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Хочу все знать» в условиях информационно-технологической...
Организация исследовательской деятельности младших школьников icon«Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников»
Цель нашей работы развитие интеллектуально познавательной сферы каждого ребёнка, независимо от уровня его развития и интеллектуального...
Организация исследовательской деятельности младших школьников iconСтатья «Организация работы школьного научного общества «Эрудит»
Цель ноу: создание условий для выявления и воспитания одаренных детей, организации учебно-исследовательской деятельности младших...
Организация исследовательской деятельности младших школьников iconОрганизация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации фгос ноо
Спитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена...
Организация исследовательской деятельности младших школьников iconСамообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие...
Игровые технологии на уроках как средство формирования и развития учебной деятельности младших школьников.     
Организация исследовательской деятельности младших школьников iconУроках математики и методика проведения, направленная на активизацию...
Ности младших школьников, учителя часто не оправданно увлекаются игрой, забывая при этом, что далеко не всякая игра является эффективной...
Организация исследовательской деятельности младших школьников iconСовременный урок в современной школе
Хотелось бы остановиться на некоторых из них. Ведущее место среди таких методов принадлежит, на мой взгляд, проектно- исследовательской...
Организация исследовательской деятельности младших школьников iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
«Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница