Скачать 0.81 Mb.
|
Министерство образования РФ Московский государственный университет дизайна и технологии Новосибирский технологический институт (филиал) Кафедра: Автоматики и вычислительной техники «Утверждаю:» Зав. кафедрой: _________Подгорный Ю.И. «____»____________2008 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика» для студентов-заочников НОВОСИБИРСК – 2008 Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры Протокол №____ от «____» ________2008г.
Работа выполнена на кафедре Автоматики и вычислительной техники Методические указания. - Н.: Изд. МГУДТ, 2008, с. – , Список литературы названий. Так как ЭВМ внедряются во все области народного хозяйства, то специалистам разного профиля требуется приобретение навыков использования вычислительной техники. Поэтому уже с первых курсов студенты приобщаются к использованию ЭВМ и простейших численных методов. На старших же курсах вычислительные машины применяются при выполнении курсовых и дипломных проектов. Настоящие методические указания предназначены для студентов-заочников специальностей: 2806, 2808, 1707, 2506. Дисциплина «вычислительная техника и программирование» изучаются на 1 или на 1 и 2 курсах (в зависимости от специальности) Отдельные виды занятий, также как установочные лекции по выполнению контрольных и лабораторных работ, могут выноситься в межсессионный период (по расписанию деканата). В течение семестра студенты в соответствии с учебным графиком должны самостоятельно изучить материал по предложенной программе и выполнить одну или две контрольных работы. Первая контрольная работа предусматривает изучение основ программирования на языке Бейсик, вторая – освоение численных методов для решения конкретных задач и составление программ на языке Бейсик. Приобретенные знания оцениваются на 2 и 3 семестрах зачетом или экзаменом. В межсессионный период по расписанию кафедры проводят консультации по изучаемому материалу. Программа составлена на основании «Программы математических дисциплин для инженерно-технических и сельскохозяйственных специальностей высших учебных заведений», утвержденной главным учебно-методическим управлением высшего образования (от 5 июля 1988 г.) При составлении данной работы использовался материал методического указания «программирования и применение ЭВМ, программа, контрольные работы и методические указания» (составители: к.т.н. Аносов В.Н., к.т.н. Кавешников В.М. Новосибирск 1989г.) Учебно-методические материалы Рекомендуемая литература
1. Введение в ЭВМ 2. Основы информатики 3. Алгоритмизация и основы программирования 6. Средство общения с ЭВМ 7. Практикум по программированию 8. Решение прикладных задач М.: Высшая школа, 1987
Помимо указанной литературы могут использоваться книги других авторов или книги, изданные в другие годы. ^ Целью курса является изучение основ программирования численных методов решения задач, формирование у студентов представления о широких возможностях использования вычислительной техники в легкой промышленности. В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать алгоритмический язык, методы численного интегрирования, интерполирование функций, решение систем линейных и нелинейных алгебраических и дифференциальных уравнений, уметь составлять программы на алгоритмическом языке, применять численные методы для решения конкретных задач, работать за пультом терминала ЭВМ. Для качественного освоения данной дисциплины необходимо усвоить следующие разделы высшей математики:
^
Вычислительная техника и научно-технический прогресс. Электронные вычислительные машины, их назначение и использование в научной, инженерной и экономической областях. Предмет и задачи курса. Краткая история развития вычислительной техники. Классификация средств вычислительной техники. Общие сведения об ЭВМ. ^ Логическая структура ЭВМ. Арифметико-логические устройства. Запоминающие устройства. Устройства ввода-вывода информации. Устройства управления. Взаимодействие устройств ЭВМ. Система программного обеспечения ЭВМ. Операционная система. Способы описания схем алгоритмов. Подготовка задач для программирования. ^ Алфавит языка. Программа на БЕЙСИКе. Форма записи и представление чисел. Целочисленные, вещественные и символьные переменные массивы. Стандартные функции и функции пользователя. Выражения. Изменение значений переменных. Печать результатов вычислений. Условные и безусловные переходы. Циклы. Вспомогательные операторы. Организация подпрограмм. Простейшие алгоритмы, сортировка массивов, суммирование членов массивов, вычисление произведения. ^ Постановка задачи. Интерполяционные формулы Ньютона и Лагранжа. Блок-схемы методов. Оценка погрешности интерполяционных формул. О выборе узлов интерполирования. Интерполирования функции двух переменных. ^ Постановка задачи. Формула прямоугольников. Формула трапеций. Формула Симпсона. Их погрешности. Понятие о формулах высокой точности. ^ Отделение корней. Метод половинного деления. Метод хорд. Метод касательных. Комбинированный метод. Метод Гаусса. Метод итераций. Решение систем нелинейных алгебраических уравнений. Метод Ньютона. Метод итераций. Блок-схемы методов. ^ Задачи Коши. Решение дифференциальных уравнений с помощью рядов. Метод Эйлера. Метод Рунге-Кутта. Численное интегрирование дифференциальных уравнений второго порядка. Численное решение систем обыкновенных дифференциальных уравнений. Об оценке погрешности методов. Сравнение различных методов. Решение дифференциальных уравнений. Методические указания по изучению дисциплины.
( 11. Введение, 14, Введение) При изучении дисциплины следует уяснить необходимость все более широкого использования вычислительной техники в различных областях народного хозяйства, ее роль в улучшении качества продукции, увеличении производительности различных приборов и механизмов. Вычислительные машины в зависимости от их вычислительных возможностей разделяют на микро, мини и большие. При выборе вычислительных машин того или иного типа необходимо знать их достоинства и недостатки, области применения, классификационные особенности. Рассматривая историю развития вычислительной техники, обратите внимание на особенности машин различных поколений. Вопросы для самопроверки
[4, Гл.I; 6. Гл.I; 12, Введение: 15.Гл.I] Начиная изучение этой темы, необходимо, прежде всего, ознакомиться с логической структурой ЭВМ. Структура ЭВМ – абстрактная модель, устанавливающая состав, порядок и принцип взаимодействия основных функциональных частей ЭВМ без учета их реализации. Требуется уяснить состав основных устройств вычислительной машины, назначение, характер их взаимодействия между собой, различия структур разных поколений. Любая ЭВМ включает в себя аппаратные средства и программное обеспечение ПО. Систему программного обеспечения составляет совокупность алгоритмов решения задач и алгоритмов автоматического управления процессом их решения. ПО делится на системное и специальное и включает в себя совокупность алгоритмических языков, программных и структурных средств описания алгоритмов, а также операционную систему. При изучении этого раздела нужно четко уяснить состав ПО и его назначение. Процесс подготовки задач для решения на ЭВМ состоит их ряда этапов, среди которых особое внимание следует уделить способам описания схем алгоритмов. Необходимо научиться составлять блок-схемы для различных вычислительных процессов. Вопросы для самопроверки
[1; 2; 4; Гл3; 5; Гл. 4-11; 10; 13] Изучение темы начинается со знакомства с алфавитом языка и структурой программы. В отличие от других языков в БЕЙСИКе нумеруется каждая строка программы. Для возможной корректировки программы строки нумеруются через 5 или 10. Затем нужно обратить внимание на форму записи и представление чисел, переменных и выражений. Для правильной записи выражения необходимо знать приоритет операций. Студент должен помнить, какие стандартные функции могут быть использованы в языке и как представляются функции пользователя. В дальнейшем изучаются основные операторы языка БЕЙСИК. К ним относятся операторы присваивания, ввода и вывода данных, условного и безусловного перехода, операторы цикла. Следует помнить, что циклы можно организовать с помощью операторов условного и безусловного перехода или специальных операторов цикла. Если в процессе решения задачи возникает необходимость многократного выполнения одной и той же последовательности операторов, то данная часть программы может быть оформлена в виде подпрограммы и вызываться в соответствующих местах основной программы. |
![]() | Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине... Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Прикладная механика (тмм и дм и ок)» для студентов направления... | ![]() | Методические указания по выполнению контрольных и курсовых работ... Задания и методические указания по выполнению контрольных и курсовых работ по дисциплине «Теория менеджмента» для студентов специальности... |
![]() | Общие методические указания по выполнению письменных контрольных... Составитель: О. Ю. Баранова. Теплотехника: Задания и методические указания по выполнению контрольных работ для слушателей факультета... | ![]() | Методические указания по выполнению контрольных работ составлены... Методические указания по выполнению контрольных работ рассмотрены и утверждены на заседании кафедры психологии |
![]() | Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Дискретный анализ» Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения по специальностям 080801 «Прикладная информатика... | ![]() | Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информационные системы» Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 080801 «Прикладная информатика (по... |
![]() | Методические указания по выполнению контрольных работ дисциплины «экологическое право» Задания для выполнения контрольных работ составлены на основании учебной программы по дисциплине «Экологическое право» | ![]() | Методические указания к выполнению контрольных заданий и контрольные... Методические указания к выполнению контрольных заданий и контрольные задания по дисциплине «Прикладная механика» (тмм и дм и ок)... |
![]() | Методические указания по выполнению контрольных работ дисциплина... Методические указания по выполнению контрольных работ составлены на основании рабочей программы дисциплины опд. Р. 01 «Психология... | ![]() | Методические указания по выполнению контрольных работ дисциплина... Методические указания по выполнению контрольных работ составлены на основании примерной программы дисциплины дс. 05 «Основы социально-психологического... |