«Место проектных технологий на уроках химии»




Скачать 217.14 Kb.
Название«Место проектных технологий на уроках химии»
Дата публикации26.11.2013
Размер217.14 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Химия > Урок






Новокаховская ООШ №

Стеблина А.Н

«Место проектных технологий на уроках химии».


(Из опыта работы учителя химии, учителя высшей категории, учителя – методиста ООШ№ 1)



Городской семинар учителей химии в ООШ№ 3

г. Новая Каховка

8 ноября, 2012 год

Введение

Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в ХХІ веке, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;

  • самостоятельно критически мыслить; быть способным генерировать новые идеи;

Как отмечал известный футуролог Э.Тоффлер, в современном мире «знание становится все более смертным». Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением. Это не возражение против изучения фактов или данных – вовсе нет. Однако… школа завтрашнего дня должна давать не только информацию. Но и способы работы с ней».

^ Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Метод проектов обладает рядом важных характеристик:

  • концептуальность;

  • системность;

  • воспроизводимость;

  • универсальность ;

концептуальность, то есть опора на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований. По этому параметру метод уходит своими корнями в основные постулаты гуманистической педагогики, ставящей во главу угла необходимость разностороннего, свободного и творческого развития ребенка. Системность - целостная последовательность дидактических приемов и операций. Метод описывает этапы выполнения учебного исследования, роли, которые отводятся в нем ученику и учителю, способы их взаимодействия, критерии оценки работы.

Еще одной важной характеристикой метода проектов, позволяющей рассматривать его как самостоятельную образовательную технологию, является его воспроизводимость. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин в этом смысле несет в себе черты универсальности.
^

Этапы работы над проектами




Этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию. Обсуждают задание.

Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает.


2. Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.


Формирует задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.

3. Исследование

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей.

Наблюдает. Консультирует.




Выполнение проекта.

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.


Советует (по просьбе).

4. Защита проектов.

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.


Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

5. Рефлексия

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо).

^ Структурно-логическая схема организации проектной деятельности обучающихся


Цель: через проектную деятельность развивать самостоятельность и умения работать в группе


^ Социальный заказ:

Развитие способностей к проектированию




Участники: учащиеся, учителя, администрация, руководители ОЭЛ, библиотекарь, классные воспитатели




Условия: свободная самостоятельная работа, общешкольное планирование работы по проектам, компьютерный класс, фонд школьной библиотеки (литература по предмету), другие источники информации (Интернет), семинары для учителей по проблеме и др.




Результат: выпускник с развитыми способностями к проектированию, мотивированный на самостоятельную работу и деятельность в группе







^ Темы проектов по химии

Я формулирую несколько как индивидуальных, так и групповых примерных тем, работа по которым потребует усвоения учащимися

При формулировании тем проектов и презентации их учащимся, я стараюсь учитывать основные аспекты гуманитаризации школьного курса химии: историко-методологический, искусствоведческий, филологический, экологический, прикладной и региональный.

Историко-методологический аспект

Возможные направления раскрытия этого аспекта в проектах:

  • история развития вещества как части природы;

  • история химического производства в целом и история развития производства отдельных химических продуктов;

  • история развития и становления химии как науки;

  • жизнь и деятельность ученых-химиков.

Такие проекты расширяют кругозор учащихся, устанавливают мепредметные связи, показать роль научного предвидения. Учащиеся при выполнении проектов могут «повторить» открытие ученого, проверить некоторые экспериментальные данные, полученные химикам в прошлом.Такой исторический подход к химическому эксперименту позволяет моделировать прошлое, становиться как бы участником процесса открытия.Проекты с историческим содержанием:

  • развивают у учащихся интерес к науке, в частности к химии, ;

  • формируют мировоззрение у учащихся;

  • воспитывают у учащихся отношение к культуре и ее наследию как к общечеловеческим и личностно значимым ценностям.

Искусствоведческий аспект содержания курса химии позволяет раскрыть роль химии в становлении и развитии художественной культуры, в частности живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Работая над проектами такого содержания учащиеся познакомятся с приемами обработки природных материалов, с созданием керамики, стекла, уникальных сплавов, лаков, красок и других искусственных материалов, из которых делают не только бытовые предметы и орудия труда, но и великолепные вещи, украшающие жизнь людей .( Оригами …11 класс..)

Филологический аспект содержания курса касается межпредметных связей учебного материала по химии с русским языком, литературе. Богатейшими возможностями располагает художественная литература для эмоционального и интересного обучения химии. Проекты могут быть основаны на исследовании отрывков и цитат из различных литературных источников, на нахождении неверных описаний химических явлений, ошибок в названиях веществ, неправильных трактовок свойств веществ. А сколько возможностей предоставляет для исследования химика современная реклама! (Урок ОСЗ «Леди и рыцари гармонии..наук химия и литература..», «Робинзонады», перевёртыши, сказки, оды, шоу химия, химия в поэзии, стихохимия…)

^ Экологический аспект

Курс химии дает возможность в проектах экологического содержания:

  • раскрыть особую роль химической науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации;

  • привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды;

  • воспитать у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение.

Работая над такими проектами, школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы. (Экология – возрождение к разуму, н – м пособие « Экологическое воспитание через пересечение наук химия и экология»….

Прикладной аспект содержания химического образования школьников позволяет расширить научно-технический кругозор учащихся, способствовать становлению их мировоззрения, повысить уровень знаний, формировать грамотное поведение в быту, природе, на производстве.

Проекты прикладного характера могут объединяться в блоки:

  • энергетика и химические производства;

  • использование продуктов химической промышленности;

  • химия в быту;

  • химия и пища;

  • химия и организм человека… «Химия – жизнь», Химия в повседневной жизни…», «Химия лечит, кормит, строит, летает…», «Химия и общество» - проекты.

Региональный аспект

В процессе обучения химия следует использовать местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования учащимися.

При выполнении проектов я ориентирую учащихся на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции нашего региона, нашей области, нашего района, нашей школы. «Защита проектов»- «Химия и НТП». ..

Нужно отметить, что один и тот же проект может одновременно учитывать различные аспекты. Так, например, проект «Мой дом – моя крепость» может включать информацию исторического содержания, решать экологические проблемы жилища человека, отвечать на вопросы искусствоведческого плана, иметь прикладной характер.

Организация проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся. В таблице приведены сравнительные особенности «знаниевой» и «способностной» (для простоты и краткости будем называть их так) педагогики.

^ Сравнительные особенности

традиционного и проектного подхода

Параметры сравнения

«Знаниевая педагогика»

«Способностная» педагогика

Цель

Формирование знаний, умений, навыков.

Развитие личности6

Способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем: создавать в ходе проектной деятельности новые продукты – проекты.

Интегральная характеристика

«школа памяти»

«Школа развития»

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Субъект-объектный

Субъект-субъектный

Девиз педагога

«Делай как я»

«Я вместе с тобой», «Не навреди»

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные

Групповые, коллективные

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительные, информационные

Проблемные: проблемного изложения; частично-поисковый, эвристический; исследовательский, рефлексивный

Ведущий принцип

«Продавливание»

«Выращивание»

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником.

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, творческий, проблемный

«Формула обучения»

Знания – репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность – рефлексия – знания

Способы усвоения

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Функции учителя

Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний

Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся

Позиция ученика

Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

Классификация проектов в зависимости от ряда типологических принципов:

  • по количеству участников проект может быть индивидуальным или групповым;

  • по содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные и межпредметные;

  • по продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты;

  • по доминирующему виду проектной деятельности существуют информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные) проекты.


Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы - задачи. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

  2. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность .

  3. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределение ролей).

  4. Использование исследовательских методов, что предполагает:

    • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

    • выдвижение гипотезы их решения;

    • обсуждение методов исследования;

    • оформление конечных результатов;

    • анализ полученных данных;

    • подведение итогов;

    • корректировка;

    • получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.)

Организация проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся.

^ Что в таких случаях требуется от учителя? Это:

  • умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

  • владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

  • переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых, видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого планов. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов, классно-урочной системы, коллективных, фронтальных форм работы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов и не более того;

  • владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;

  • способностью генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;

  • умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

  • владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером;

  • наконец, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

^ От учащихся требуется:

  • знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);

  • владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;

  • владение коммуникативными навыками;

  • умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач;

Как видно из сказанного, требования к участникам проекта достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми «правилами хорошего тона», без чего групповая работа просто невозможна. К ним, думается.. следует отнести прежде всего:

  • доброжелательность при всех обстоятельствах; обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки; взаимопомощь в работе;

  • тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, если она носит характер исследования;

  • полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.


Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

  1. Связь проектов с учебными темами (на уроке).

  2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (во внеурочной деятельности)

В практике своей работы я использую оба подхода.

Проекты в системе уроков химии
^

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии, рекомендованную Министерством образования Украины.


Программа курса химии, позволяет органично использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами»… - 8 класс. «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», «Шеренга великих химиков», «Органические вещества» «Углеводороды», «Спирты и фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры», «Углеводы», «Азотсодержащие соединения», «Биологически активные вещества»… - 9 класс. «Металлы, «Неметаллы» -… 10класс.

«Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства», «Химия в жизни общества»… - 11 класс.

Я использую два вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.

Первый вид – проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, «качеством», а не «количеством».

Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

Пример такого вида урока приведен в приложении организация работы над проектом «Нитраты в продуктах питания» в теме 10класса «Азот и его соединения».

^ Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного (химического) содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Я приучаю учащихся к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь аудитории, публике) свою работу.

Для проектной деятельности на уроках я использую следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, монопредметные, краткосрочные, информационные, исследовательские.

Индивидуальные проекты выбирают как правило учащиеся, хорошо ориентирующиеся в учебном материале, иногда с завышенной самооценкой или школьники, испытывающие затруднения в общении с одноклассниками. Чаще всего дети выбирают групповую форму работы. Индивидуальные проекты в последние годы теряют свою первоначальную значимость и уступают место групповым видам проектной деятельности.

Групповые проекты наиболее удачны на уроках, это объясняется тем, что сплачивают детей, позволяют определить обязанности внутри группы. Поэтому индивидуальная работа в рамках учебных проектов выступает в роли одной из составляющих группового проекта.

Информационные проекты нацелены на сбор, обработку и анализ информации по химической проблеме и направлены на формирование у учащихся умений и навыков поиска информации, ее обобщения. Такие проекты могут выполняться как самостоятельные исследования, исследовательского проекта.

В рамках исследовательского проекта моделируется ситуация реального научного поиска, подчиненного логике и структуре подлинного исследования. Такое исследование проводится как на основе определения проблемной задачи, выдвижения гипотез ее решения, аргументированного выбора поисковых методов, проведение эксперимента, глубокого осмысления полученной информации. Следует отметить, что в реальной практике учебные проекты учащихся носят чаще всего комбинированный характер, сочетая в себе характерные признаки различных типов проектов.

Так, проект «Нитраты в продуктах питания» - информационный, краткосрочный, исследовательский, групповой.
^

Проекты во внеурочной деятельности


Организация проектного обучения во внеурочной деятельности возможна в рамках факультативных курсов, кружков, элективных курсов по выбору, или как в нашей школе – на свободной самостоятельной работе, во внеклассной работе по химии.

Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности, увеличивается время их выполнения, может изменяться возрастной состав участников.

Во внеурочной деятельности мои учащиеся выполняют проекты следующих видов: индивидуальные и групповые, межпредметные, среднесрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролевые. Об индивидуальных, групповых, информационных, исследовательских проектах было сказано выше.

Межпредметные проекты представляют собой более сложное и комплексное исследование с элементами содержательной интеграции различных областей знаний. Такие проекты выполняются учащимися на продвинутом этапе освоения навыков проектной деятельности. Межпредметный проект, как показывает практика, требует четкой координации усилий всех его участников, тщательной структуризации хода исследования, правильного выбора средств достижений целей. Межпредметные проекты не могут обойтись без значительных временных ресурсов и часто выполняются во внеурочное время.

Среднесрочные и долгосрочные проекты выполняются в течении длительного временного промежутка и используются для исследования значимых учебных проблем, часто межпредметного характера.

Творческие проекты создают условия для формирования у учащихся креативных способностей и развития их умений и навыков применения полученных знаний на практике. Одной из особенностей таких проектов является форма представления их результатов. Работа над творческим проектом завершается, например, написанием сценария игровой программы, сценария внеклассного мероприятия (проект «Сценарий научно-практической конференции «Естествознание 19 века» , викторины или рефлексивного круга для младших школьников (проект «Вещества вокруг нас»), съемкой видеофильма (проект «Домашние опыты по химии), оформлением альбома …..

^ Проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы участников:

  • документ, созданный на основе полученных результатов исследования – рекомендации, инструкция, программа действий;

  • справочный материал, дидактический материал;

  • аргументированное объяснение какого-либо химического явления;

  • задачник по химии; мини учебники, справочники, ….

Выполнение практико-ориентированного проекта, как правило, связано с необходимостью создания социально значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться как самим участникам проекта, так и окружающим людям. Например, проект, выполненный учащимися 8 класса, «Энциклопедия сладкоежек», проект «Кое-что о зеркалах»…
^

Формы представления проектов


Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены:

  • видеофильм; химический журнал; защита проектных работ;

  • научно методическое пособие, научная статья;

  • презентация, пресс – бюллетень, творческая работа;

  • альбом; афиша, макет, модель, игра,

  • бортжурнал «путешествий»;рисунки, викторина, заочная экскурсия,

  • компьютерная газета;

  • альманах; интервью,

  • доклад; проект, выставка, планшет, слайды,

  • рекламный проспект; буклет,

  • набор открыток; папок, сценарий,

  • планшет; блокнот, инструкция…
^

Оценивание проектов


Существует множество подходов к оценке: обычная пятибалльная, рейтинговая, десятибалльная и т.д. Я применяю коллективную экспертную оценку проектов, которая включает:

  • самооценку учащихся;

  • оценку педагога;

  • оценку учащихся (одноклассников, членов НОУ)

Такое комплексное оценивание проекта снимает субъективность. Однако, важную роль мы отводим самооценке. Для этого на этапе рефлексии необходимо дать возможность каждому школьнику поразмышлять, что дало выполнение проекта ему лично, что не удалось по собственной вине и в чем именно это заключалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.п.) Обнаружив объективные причины неудач, следует подумать о том, как избежать их в будущем. Важно, что такое размышление учит учащихся адекватно оценивать себя и других. (Таблицы оценивания проектов…)

^ Результативность. Перспектива.

Итак, результаты:

1.Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:

    • уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;

    • увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, для проведения свободной самостоятельной деятельности;

- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята «пригодятся в жизни»);

    • у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.

^ 2.Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.

3.Наука химия – трудная для понимания наука для большинства учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.

^ Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по её результатам .

Так, на вопрос: «Для чего учащиеся участвуют в проектах?» были получены следующие ответы:

      • возможность раскрыть свои способности, подняться в глазах одноклассников на более высокий уровень – 35%;

      • познавательная значимость проектной деятельности, узнать что-то новое, интересное – 33%;

      • пообщаться со сверстниками – 18%;

      • заработать высокие оценки по химии, расположить к себе учителя – 5%;

      • другое – 9%.

На вопрос: «Почему учащиеся выбрали проект по химии?» получены следующие ответы:

    • этот предмет – один из самых трудных, но интересный 47%;

    • заинтересовала тема проекта по химии – 35%;

    • лучше ничего не было – 6%;

    • захотелось преодолеть трудности – 3%;

    • другое – 9%.

4.Имеются положительные результаты и в учебно-воспитательном процессе, что подтверждается результатами административных контрольных работ, контрольных срезов, тестированием учащихся.

5.Учащиеся, занимающиеся в проектной деятельности, принимают участие и занимают призовые места в школьных, областных олимпиадах.

^ 6.Взросло число учащихся, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации.

7. У учащихся, выполняющих проекты, сформированы проектные умения работать в автономном режиме (самостоятельно выявлять проблемы;

самостоятельно ставить цели и задачи исследовательского типа;

конкретизировать тему проекта;

планировать самостоятельную работу;

выбирать рациональные и оптимальные способы достижения цели;

формулировать выводы, оценивать результаты своей деятельности, рефлектировать умения коммуникативного характера (совместность):

организовывать внутригрупповое сотрудничество и деловое общение;

согласовывать план совместных действий; совместно вырабатывать решения;

публично выступать, презентовать результаты совместной работы, дискутировать;

разрешать демократическим путем конфликтные ситуации и т.д.

^ Таким образом, как показывает практика учебно-проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

^ Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в моей работе, есть трудности:

*работа над проектом – объемная, кропотливая, особенно, если это – поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки учащихся. Поэтому я стараюсь избегать больших временных затрат, проекты на уроках проводить нечасто, ни в коем случае не «давить» на учащегося, строить отношения сотрудничества;

*иногда учащиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями, бросают проект. Поэтому возникает необходимость анализировать причины неудач;

совсем недостаточно современной научной литературы в школьном библиотечном фонде, что влечет за собой трудности при подготовке к проектам;

*скудное оснащение лаборатории химии не позволяет проводить на должном уровне экспериментальную часть проектов;

недостаточное владение компьютерной грамотностью; недостаточно используются возможности современных компьютерных технологий в проектной деятельности;

*самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, очень трудно удержаться от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Однако необходимо помнить, что проекты должны выполняться учащимися самостоятельно.

Однако, несмотря на трудности, есть над чем работать в перспективе.

^ Данный опыт может быть успешно использован не только учителями химии, но и учителями других предметов.

Заключение

Проектное обучение является непрямым, в нем ценны, не только результаты, но и еще в большей степени сам процесс.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

*личностно ориентировано;

*использует множество дидактических подходов;

*самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

*приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Именно метод проектов способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Похожие:

«Место проектных технологий на уроках химии» iconИгра "Знатоки химии"
Поэтому дети быстро устают на уроках химии, внимание притупляется и рассеивается, а запоминание ослабевает. Использование игровых...
«Место проектных технологий на уроках химии» iconУрок биологии и химии в 10 классе по теме «Белки»
Расширить и конкретизировать знания о белках, полученных на уроках химии и биологии
«Место проектных технологий на уроках химии» iconУроках английского языка Гладкова Е. С. Развитие устной речи на уроках английского языка
Вохтанцева Н. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
«Место проектных технологий на уроках химии» iconУрок по химии «Пивной алкоголизм. Конец мифам о безвредности»
Приведем пример организации работы с текстом на уроках химии, при изучении темы «Спирты» в 10-м классе (второй урок при изучении...
«Место проектных технологий на уроках химии» iconУроках математики
Аннотация: в данной работе представлен опыт работы по теме «Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики...
«Место проектных технологий на уроках химии» icon«Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках в...
«Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе»
«Место проектных технологий на уроках химии» iconИспользование технологий развития критического мышления на уроках химии
На современном этапе развития общества учитель должен приобретать новые роли и функции в учебном процессе. Идея развития критического...
«Место проектных технологий на уроках химии» iconНа уроках химии в 8-11 классах используются современные технологии:...
Эксперимент – неотъемлемая часть уроков химии. В школе имеется микролаборатория на каждого ученика, которая позволяет провести лабораторные...
«Место проектных технологий на уроках химии» iconЦентр Международного Образования
Роскильдский Университет достиг значительных успехов в обучении студентов с помощью метода проблемно-ориентированного обучения и...
«Место проектных технологий на уроках химии» icon«Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка»
Во главу угла ставится применение современных образовательных технологий. На первое место выходят активные методы обучения, которые...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница