Скачать 263.06 Kb.
|
Разработка урока: «Вернадский Владимир Иванович: жизнь, мысль, бессмертие» Разработала и провела Скотарева Людмила Григорьевна, учитель химии Пояснительная записка. Обоснование темы: По дидактической цели данный урок соответствует изучению нового материала. Он позволяет развивать у учащихся самостоятельность, познавательную активность, творческий интерес к предмету. Учащиеся, в рамках Малой школьной Академии Наук, овладели навыками выполнения, оформления и представления исследования. И, по материалам их исследований, проводится данный урок. Видеозапись о Вернадском Владимире Ивановиче мы продемонстрируем в других классах и на родительском собрании, посвятив ее 150- летию со дня рождения великого ученого. Класс, возраст: Этот урок проводится в 8 классе. Время проведения: 45 минут. ^ Данный урок проводится в рамках Дня Земли. Межпредметные связи: Вернадский Владимир Иванович, являясь разносторонне развитой, творческой личностью работал в области химии, физики, географии, минералогии, экономики, искусстве, поэтому мы используем на уроке материалы, связывающие Вернадского Владимира Ивановича с данными направлениями в его жизни. ^ подготовить выступление по предложенным темам. Тема урока: Вернадский Владимир Иванович: жизнь, мысль, бессмертие. Эпиграф к уроку: «Десятилетиями, целыми столетиями будут изучаться и углубляться его гениальные идеи, а в трудах его - открываться новые страницы, служащие источником новых исканий; многим исследователям придется учиться его острой, упорной и отчеканенной, всегда гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким образцом плодотворно прожитой жизни." ( А. Е. Ферсман). ^ 1. Развивающие: Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, интереса к научной деятельности Вернадского Владимира Ивановича , к химии как науке. 2. Образовательные: Углубление знаний учащихся о жизни и творчестве Вернадского Владимира Ивановича 3. Воспитательные: Интеграция науки и искусства для эстетического и нравственного развития учащихся, воспитания у них гордости за отечественную науку. Оформление: На экране портрет Вернадского Владимира Ивановича , тема урока. На столе у стены выставка книг и сообщений учащихся, и диск с фильмом о Вернадском Владимире Ивановиче и оперой Моцарта "Свадьба Фигаро". За столиками, расставленными полукругом, сидят учитель и учащиеся – исследователи, напротив их одноклассники и гости. ^ Учитель, учащиеся - исследователи и учащиеся, подготовившие и представляющие презентацию исследования. Музыкальное сопровождение: Опера Моцарта "Свадьба Фигаро", Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского. План рока: Этап 1. Актуализация знаний. Этап 2.Представление учащимися собственных исследований. Этап 3.Рефлексия. Описание хода урока: Этап 1. Актуализация знаний. Учитель: Уважаемые ребята, уважаемые гости, сегодня на уроке: «Вернадский Владимир Иванович: жизнь, мысль, бессмертие» (слайд №1)учащиеся 8 класса представят вашему вниманию результаты исследований в фактах, воспоминаниях о великом человеке, принесшим славу нашему Отечеству - Вернадском Владимире Ивановиче. 12 марта 2013 года исполнилось 150 лет со дня рождения русского естествоиспытателя, мыслителя и общественного деятеля XX века. Эпиграфом к уроку мы выбрали слова: «Десятилетиями, целыми столетиями будут изучаться и углубляться его гениальные идеи, а в трудах его -открываться новые страницы, служащие источником новых исканий; многим исследователям придется учиться его острой, упорной и отчеканенной, всегда гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким образцом плодотворно прожитой жизни" (А. Е. Ферсман) (слайд №2).По ходу урока, я представлю вам тех, кто провел эти интересные исследования. Этап 2.Представление собственных исследований. Учитель: Я передаю слово учащимся, подготовившим видеофрагмент о его жизни В. И. Вернадского. Готовясь к уроку, они нашли и записали на диск фильм о. В. И. Вернадском. Учащиеся демонстрируют видеофрагмент фильма о В. И. Вернадском (Приложение№ 10 ). Учитель: О биографии В. И. Вернадского расскажут вам следующие учащиеся. Учащиеся: Изучая статьи о великом ученом, я узнала много нового и интересного о жизни В. И. Вернадского и сейчас познакомлю вас с некоторыми фактами из жизни этого удивительного человека (Приложение №1) (слайд №3,4,5). Учитель: Свою научную деятельность посвятил служению народу. Об этом расскажут вам ваши одноклассники. Учащиеся: Когда мы приступали к исследованию творческой жизни В. И. Вернадского , не предполагали, что у этого ученого были настолько многогранны интересы, поэтому хочу познакомить вас с ними (Приложение №2) (слайд №6,7). Учитель: Для плодотворной работы В. И. Вернадский Выезжал за границу. Вот что узнали об этом учащиеся класса. Учащиеся: Творческая жизнь В. И. Вернадского тесно связана с поездками за границу, вот что нам удалось узнать об этом: (Приложение №3) (слайд №8). Учитель: Как имя В. И. Вернадского связано с Республикой Башкортостан и с городом Кумертау? Исследование в этой области выполнили юные исследователи класса. Им слово. Учащиеся : Мы с вами являемся жителями Республики Башкортостан, города Кумертау, и мы думаем, вас заинтересует материал, найденный нами (Приложение 4) (слайд №9). Учитель: В. И. Вернадский был творческой личностью. Его интересовала не только наук, но и искусство.В свою очередь художниками были написаны его портреты.Это подтвердило исследование учащихся класса. Учащиеся: Думаем, что вам будут интересны материалы нашего исследования: (Приложение №5) (слайд №10,11,12). Учитель: Ваши одноклассники составили на основе воспоминаний родных психологический портрет В. И. Вернадского. Учащиеся: Проанализировав собранный нами материал, мы составили психологический портрет В.И.Вернадского (Приложение №6) (слайд №13). Учитель: «Именем В. И. Вернадского » - такова тема исследования следующих учащихся. Учащиеся: Перед нами на экране портрет В. И. Вернадского, а его именем названы….(Приложение№7)(слайд№14,15). Учитель: Представляем вашему вниманию видеоролик о В.И.Вернадском (Демонстрация видеоролика). Этап3.Рефлексия. Учитель: Сегодня мы еще раз пролистали страницы жизни В. И. Вернадского (слайд №1). «Творчество В. И. Вернадского, давно ставшее достоянием истории, долго еще будет оставаться источником новых научных достижений». Рудольф Константинович Баландин. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. Москва, "Знание", 1979 ".Пусть жизнь гениального ученого будет вам образцом для подражания. Многие из вас уже сегодня представили результаты собственных исследований. Я думаю, что желание исследовать появилось еще у кого-либо из присутствующих. В. И. Вернадский всегда очень высоко оценивал возможности, предоставленные природой каждому из нас, живущих. Нам дарован природой великолепный орган познания - мозг, даны чувства, долгая, очень долгая жизнь, в особенности если мерить ее не годами, не днями, а часами и минутами, - ведь минута для человека может быть насыщена событиями, мыслями, переживаниями. Спасибо всем исследователям и всем, кто внимательно вас выслушал. По ходу урока выступления сопровождала музыка Моцарта , Чайковского, которые очень любил В. И. Вернадский (Приложение №8). Домашнее задание: Подготовьте к следующему уроку ответы на вопросы викторины(Приложение №9). Список использованной литературы:
16 studlab_p5.oktes.ru›?page_id=673 Приложение №1 Биография Вернадского. ![]()
![]() ![]() Отец – Иван Васильевич Вернадский Мать Анна Петровна (урожденная Константинович )
![]() ![]() Н.Е. и В.И.Вернадские в год 25-летия супружеской жизни Дети Вернадского В.И. ![]() Дом на Миллионной улице (ныне улица Халтурина) в в котором родился В.И.Вернадский. ![]() ![]() Володе 4 года В 1873 г. Володя поступил в Харьковскую гимназию Петербурге, ![]() ![]() Вернадский 1886 год В.И.Вернадский, 1905 г.
![]() ![]() 1908г. возглавляет свою радиохимическую лабораторию и КЕПС. Ему удалось организовать экспедицию в Сибирь, на место упавшего Тунгусского метеорита.
![]() ![]() Санкт-Петербургский государственный университет. ![]() ![]() С коллегами по работе
![]() ![]() В.И.Вернадский в президиуме Международного Геологического Конгресса. Москва, 1937 г.Международный геологический конгресс 1937г ![]() ![]() Одна из последних фотографий В.И.Вернадского Медаль лауреата Сталинской премии ![]() Памятник на могиле В.И.Вернадского работы З.М.Вилленского. Мрамор.1953. Новодевичье кладбище, Москва. Приложение №2 Научная деятельность Влади́мира Ива́новича Верна́дского. ![]() ![]() В.И.Вернадский, 1920-е г. : ^ . А.Н.Северцов.Стоят Н. Н. Лузин, М. Н. Розанов и В. И. Вернадский Санаторий узкое (1934 год). Учёные СССР Влади́мир Ива́нович Верна́дский выдающийся русский и советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии. В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. По словам Ферсмана, Владимир Иванович Вернадский -- "крупнейший и своеобразнейший исследователь живой и мертвой природы, творец новых научных течений, реформатор и создатель русской минералогии и мировой геохимии" I6I . ![]() ![]() Кабинет-музей В.И.Вернадского Снимок Земли http://www.audit-it.ru/forum/ Щербина подсчитал: из четырехсот шестнадцати опубликованных трудов Вернадского посвящено сто минералогии, семьдесят биогеохимии, пятьдесят геохимии, сорок три истории наук, тридцать семь организационным вопросам, двадцать девять кристаллографии, двадцать один радиогеологии, четырнадцать почвоведению, остальные -- разным проблемам науки, истории и т. д. Список, однако, не полон. Следовало бы особо выделить труды по биологии, проблемам времени и симметрии (выходящим далеко за пределы наук о Земле), общей геологии, учению о полезных ископаемых... Все? Нет, не все. В некоторых работах он затрагивал философские проблемы познания, реальности бытия, вечности жизни. Наконец, он исследовал историю человечества, причем с особых позиций, с точки зрения геолога, геохимика I8I . ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Крупнейшие работы В.И Вернадского Общей характерной чертой исследований ученого является фундаментальность. Поэтому его труды и идеи не потеряли актуальности и практического значения и в наши дни I5I . Основные труды В.И.Вернадского:
Приложение №3 Поездки за границу. ![]() ![]() Вернадский 1888 год в Мюнхене В.И.Вернадский. Париж, 1923 г. Он читал литературу, преимущественно научную, на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. После первого класса семья Вернадских совершила путешествие за границу, посетив Вену, Прагу, Дрезден, Венецию I8I .
|
![]() | Владимир Даль великий луганчанин! В луганске, на бывшей Английской улице, носящей теперь имя Владимира Даля, стоит небольшой старинный одноэтажный дом. На этом доме... | ![]() | Уважаемый Владимир Иванович! Искренне поздравляем Вас и Ваш коллектив с 10-летием создания Отрадненского Управления образования Самарской области! |
![]() | Министерство образования омской области Струнин Владимир Иванович, д-р физ мат наук, профессор, ректор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского | ![]() | Великий русский учёный, Владимирович Вернадский Великий русский учёный, Владимирович Вернадский: “Пока человечество в питании зависит от остального растительного и животного мира,... |
![]() | Уважаемый Владимир Иванович! Компания «Спутник-Гермес» один из крупнейших туроператоров Поволжья. Основным направлением нашей работы является организация речных... | ![]() | Докладчик Шевцов Владимир Иванович Генеральный директор фгу «рнц «вто» им акад. Г. А. Илизарова», член-корреспондент рамн, д м н., профессор В. И. Шевцов |
![]() | Что такое вероятностная логика? Ответы на эти вопросы вы найдёте... Лобанов Владимир Иванович, вед научн сотрудник фгуп «цнии «Комета», к т н., e-mail: lobanov-v | ![]() | В ролях: Юрий Соломин, Гарри Борд, Владимир Епифанцев, Кит Мале,... |
![]() | Министерство образования и науки российской федерации омский государственный... Струнин Владимир Иванович – ректор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, д-р физ мат наук, профессор | ![]() | Министерство образования и науки российской федерации омский государственный... Струнин Владимир Иванович – ректор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, д-р физ мат наук, профессор |