Урок по теме «Строение и свойства костей»




Скачать 108.37 Kb.
НазваниеУрок по теме «Строение и свойства костей»
Дата публикации18.04.2013
Размер108.37 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Химия > Урок
Урок по теме «Строение и свойства костей».

8 класс

1.Общее представление занятия.

Основные задачи урока:

Образовательные: формирование системы знаний о строении, химическом составе, видах костей в организме человека; формирование умения применять полученные знания для решения проблемных задач.

Развивающие: развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать логическое мышление, творческие и коммуникативные способности, умение работать в группах в заданном темпе. Воспитание и развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда, чувства ответственности за результаты своего труда, рефлексивных качеств.

Части урока.

Цель.

Способ организации деятельности.

Критерий усвоения знаний.

1.Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе.

Приветствие, проверка наличия учащихся.




2.Проверка домашнего задания.

Проверить уровень усвоения изученного материала по строению скелета.

Коллективная работа с элементами конструкторской деятельности по сборке и разборке скелета.

Правильно собранная и деконструированная модель скелета.

3.Актуализация знаний.

Вызвать интерес к новой теме занятия, показать, что существует некая зависимость строения и функции скелета.

Постановка проблемного вопроса, совместный поиск путей, которые помогут ответить на проблемный вопрос, сообщение темы и цели занятия.




4.Изучение нового материала.

А) Нахождение составных частей полного ответа на проблемный вопрос урока в пределах отдельных групп. Показать взаимосвязь темы урока с реальной жизнью человека. Развитие умения работать в группе, выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать творческие способности, коммуникативные качества.

Б) Получение полного ответа на проблемный вопрос урока.

В) Показать возможность использования полученных знаний о строении и свойствах костей в науке и технике.

Выполнение исследовательской работы учащимися по группам.

Индивидуальная работа по составлению общего, полного вывода.

Разгадка вопроса из «черного ящика», работа в группах для

поиска ответа,

обсуждение результатов

работы групп.

Полнота выполнения работы, предоставленный отчет, качество сообщения о полученных результатах, убедительность ответов, участие всех членов группы в исследовании, обсуждении, формулировке вывода.

Количество учащихся, сделавших правильный, полный вывод.

Получение результатов работы: обнаружение уже созданных изобретений, идеи, предположения о возможном применении знаний о строении и свойствах костей.


5.Подведение итогов занятия.

Развитие рефлексивных качеств учащихся, оценка работы на уроке и степени реализации поставленных задач.

Заполнение листов самооценки в баллах от 0,5 до 5.

Высокие баллы по различным вопросам листа самооценки; выведение среднего балла, который является итоговой оценкой.

6. Сообщение домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа с учебником, дополнительными источниками информации.

Активная работа учащихся с хорошими результатами при проверке домашнего задания. Возможна подготовка интересных сообщений по данной теме.

2^ .Тип содержания образования, которое осваивается учащимися деятельностное.

3.Единица осваиваемого содержания.

Содержанием занятия является выявление особенностей строения и химического состава костей. В итоге своей деятельности учащиеся должны ответить на вопрос: « Почему скелет человека легкий, но в то- же время прочный?», выявить взаимосвязь строения костей и химического состава с выполняемой функцией.

4^ .Место осваиваемой дидактической единицы в учебном курсе.

Урок «Строение и свойства костей» является вторым по счету в теме «Опора и движение». На первом уроке учащиеся знакомятся с тем, какие главные части входят в состав опорно-двигательного аппарата, с их функциями, подробно изучают строение скелета человека, его значение. Данный урок имеет связь и с темой «Общий обзор организма человека», где в частности изучались виды тканей в организме человека, и учащиеся освоили основные признаки животных тканей, взаимосвязь их строения и функций. На уроке «Строение и свойства костей» учащиеся, выполняя исследовательскую работу, более глубоко изучают строение костной ткани, взаимосвязь ее с выполняемой функцией, учатся распознавать этот тип ткани среди других образцов соединительной, эпителиальной, мышечной тканей, осуществляя связь с ранее изученным материалом.

5. ^ Предметный материал, на основе которого будет осваиваться выделенная единица содержания.

Для освоения данной единицы содержания на уроке будут использоваться:

- тексты и инструкции для выполнения работы по группам;

-наглядные пособия: модель Эйфелевой башни, рисунок крыла самолета в разрезе, таблицы «Скелет человека», «Типы костей».

-раздаточный материал: наборы костей скелета, рисунки различных костей в конвертах для проверки домашнего задания (если в классе есть интерактивная доска, то можно использовать ее).

-оборудование: набор химических реактивов и посуда для проведения опытов по изучению химического состава костей, грузики и бумага для опыта-испытания прочности костей, микроскоп, микропрепараты различных типов тканей, в том числе различных видов соединительной ткани.

6.^ Задачи и задания, используемые в ходе занятия.

А) На этапе проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания осуществляется по рядам, в ней задействованы все учащиеся. Задание 1 ряду: быстро, не раздумывая, ответить на вопросы из конвертов:

-что входит в состав опорно-двигательного аппарата? Какова его роль?

-какие отделы различают в скелете человека?

-назовите отделы скелета верхних конечностей.

- назовите отделы скелета нижних конечностей.

-что относится к скелету туловища?

-какие кости относятся к поясу верхних конечностей?

-название какой части скелета означает предмет, используемый при стирке и мытье в бане. К какому отделу скелета он принадлежит?

-какие отделы различают в скелете головы? Есть ли в черепе подвижные кости?

-назовите отделы позвоночника.

-какие кости образуют мозговой отдел черепа?

Задание 2 ряду:

Назвать и прикрепить к силуэту скелета кости, рисунки которых находятся в конвертах.

Задание 3 ряду:

Разобрать собранный скелет, сняв с него кости различных отделов. Задание, какие кости надо снять, также дано в конверте для каждого учащегося.

Б) На этапе изучения нового материала.

Перед учащимися ставится проблемная задача: При массе человека 70 кг, масса скелета составляет всего 8-9 кг а, например, бедренная кость выдерживает нагрузку 1600кг, равную массе легкового автомобиля, то есть скелет легок, но несет на себе огромную нагрузку. Чем же объясняется большая прочность костей при такой легкости?

Учащиеся работают по группам с текстами и по инструктивным карточкам, предложенными учителем. В каждой карточке обязательно есть 1-2 дополнительных вопроса, осуществляющих связь изучаемого материала с жизнью.

Инструктивная карточка для группы №1.

« Исследование химического состава костей».

Используя набор химических реактивов, изучите химический состав кости.

  1. Попробуйте согнуть, а затем разогнуть натуральную кость. Согнулась ли она? Смогли ли вы ее растянуть? Какой вывод из этого можно сделать?

  2. Из раздаточного материала возьмите прокаленную кость. Какими свойствами она обладает?

  3. Проделайте опыты: а) опустите костную золу в 5% раствор соляной кислоты, б) опустите кость рыбы в 5% раствор соляной кислоты. Какие изменения будут наблюдаться в пробирках? Какой вывод можно сделать?

  4. Достаньте пинцетом кости из кислоты. Промойте их водой. Можно ли растянуть кости? Какими свойствами они обладают?

  5. Сделайте вывод: чем обуславливаются такие свойства костей, как прочность и пластичность?

  6. Ответьте на вопросы:

-Какие по возрасту люди (молодые или старые) чаще подвержены переломам костей? Почему?

-Можно ли маленьких детей раньше времени заставлять ходить? Почему?

-Будет ли одинакова количество органических и неорганических веществ в различных костях скелета?

7. Оформите результаты работы группы на ватмане.

Инструктивная карточка для группы №2.

«Исследование микроскопического строения костей».

  1. Изучите предложенный вам текст.

  2. Найдите препарат костной ткани человека под микроскопом среди различных разновидностей соединительной и других видов тканей. Обратите внимание на соотношение клеток и межклеточного вещества, форму и размеры клеток.

  3. Зарисуйте, как выглядит костная ткань под микроскопом на листе ватмана, обозначьте характерные элементы строения костной ткани. Составьте схему « костная ткань».

  4. Как вы считаете, какие особенности в строении костной ткани придают скелету прочность и твердость?

  5. Как вы думаете, влияют ли занятия физкультурой и спортом на развитие костной ткани? Поясните свой ответ.

Оформите результаты работы группы на ватмане.

Инструктивная карточка для группы №3

«Особенности строения коротких и плоских костей».

Используя наборы костей скелета, изучите особенности строения коротких костей по плану:

  1. Изучите предложенный вам текст.

  2. Определите, в каких отделах скелета человека имеются короткие и плоские кости. Какую функцию они выполняют?

  3. Рассмотрите спилы коротких и плоских костей (можно использовать лупу). Что интересное вы обнаружили?

  4. Зарисуйте схему строения костей, сделайте пояснения к схеме.

  5. Ответьте на вопрос, какие особенности коротких костей делают скелет легким и прочным?

Инструктивная карточка для группы №4.

«Испытание прочности и легкости костей».

  1. Проделайте опыт: из двух одинаковых листков бумаги скатайте полую трубочку и сплошную палочку. Положите каждую из них горизонтально на две подставки и, подвешивая к середине их грузики, постепенно увеличивая нагрузку, определите, какая из них прогибается при меньшей, а какая - при большей нагрузке?

  2. Сообразите, какую особенность строения костей вы выяснили этим опытом?

  3. Ответьте на вопрос, в каком направлении – продольном или поперечном легче сломать кость? Почему?

  4. Оформите результаты работы группы на листе ватмана.

Инструктивная карточка для группы №5.

«Особенности строения длинных трубчатых костей».

Используя наборы костей скелета человека, изучите особенности трубчатых костей по плану:

1. Изучите предложенный вам текст.

2. Определите, в каких отделах скелета имеются длинные трубчатые кости.

3. Рассмотрите особенности строения длинных костей. Зарисуйте схему их строения, сделайте пояснения к схеме.

4. Сделайте вывод, какие особенности трубчатых костей делают скелет легким, но в то же время прочным?

5. Ответьте на вопрос, какие кости в организме человека могут быть полыми, а какие – нет? Почему?

6. Оформите результаты работы группы на ватмане.

В) На этапе поиска ответа на вопрос, где в науке и технике можно применить знания о строении и свойствах костей, используется вопрос – загадка. В «черном ящике» находится модель очень известного сооружения, которое состоит более чем из 12000 металлических деталей, его строение напоминает строение большой берцовой кости человека, совпадают даже углы между несущими поверхностями. Что находится в «черном ящике?» (модель Эйфелевой башни). После ответа на этот вопрос учащимся предлагается подумать и обсудить в группах, где, в каких изобретениях человек уже применил знания о строении и свойствах костей, и где еще может использовать эти знания.

^ 7.Как обеспечивается на занятии включение учащихся в деятельность? Формы коммуникации и взаимодействия учащихся между собой, учащихся с учителем.

На первом этапе урока осуществляется проверка домашнего задания с элементами конструкторской деятельности, в которой задействованы все учащиеся класса. Одни – устно отвечают на вопросы учителя, другие – участвуют в сборке, третьи – в разборке скелета человека. В это время остальные учащиеся следят за выполнением заданий, исправляют неверные ответы. Роль учителя на этом этапе заключается в координировании работы, контроле полноты и правильности ответов.

На втором этапе урока осуществляется фронтальная работа учителя с классом. Она начинается с постановки проблемного вопроса учителем,….. почему скелет человека легкий, но прочный? Затем учащиеся определяют основные направления предстоящей работы и формулируют вопросы, которые надо рассмотреть, чтобы решить проблему, а именно: какие бывают кости, их виды, состав костей, строение костей.

Следующий этап урока – деление учащихся на разнородные по успеваемости группы (всего 5 групп по 4 человека). Группы получают задания-инструкции для выполнения исследований, необходимый набор лабораторного оборудования, коллекции, микропрепараты, микроскоп. Роль учителя на этом этапе заключается в организации всех этапов деятельности, формировании групп, консультировании по поводу предстоящей работы, распределения заданий по группам.

Четвертый этап посвящен исследовательской работе учащихся в группах (используются методы – наблюдение, эксперимент). Ребята, работая над заданиями, обсуждая результаты, отвечая на вопросы, высказывая различные точки зрения, формулируют вывод, оформляют результаты работы на ватмане, готовят отчет о работе. Деятельность учителя на этом этапе включает контроль за выполнением заданий группами, индивидуальную работу с отдельными учащимися или группами, нуждающимися в консультации, контроль способов общения детей между собой.

Следующий этап посвящен обсуждению полученных результатов. Выступление каждой группы длится 5 минут. Остальные учащиеся слушают, задают вопросы, делают необходимые для себя пометки. Учитель контролирует полноту и правильность выполнения заданий, при необходимости исправляет ошибки, направляет учеников.

Далее следует подвести итог работы. Учитель еще раз напоминает проблемный вопрос урока и просит дать полный ответ на него, теперь уже с учетом рассмотрения вопроса с различных точек зрения. Каждый из учащихся в тетради делает самостоятельный вывод. Несколько человек зачитывают полученные выводы, остальные сравнивают, дополняют, оценивают ответы товарищей. Учитель осуществляет контроль за деятельностью и получением полного ответа на проблемный вопрос.

Следующий этап урока посвящен применению знаний о составе и свойствах костей в жизни человека. Учитель организует фронтальную беседу, задавая вопрос, что такое бионика? загадку из «черного ящика». Учащиеся ищут ответ на загадку, после чего им предлагается обсудить в группах и записать свои мысли о том, где, в каких изобретениях человек уже применил знания о строении и свойствах костей, а где эти знания еще можно использовать. Далее следует обсуждение этого вопроса в группах и вынесение результатов на подведение итогов коллективной работы. Учитель на этом этапе урока выступает в роли координатора деятельности, контролирует способы общения ребят между собой.

Заканчивается урок рефлексивным анализом. Учащиеся работают с листком самооценки, каждому ученику дана возможность оценить, обдумать результаты своей работы на уроке, а учителю - оценить эффективность проведенного урока.

^ 8.Форма завершения занятия.

Рефлексивный анализ. Работа каждого ученика отражается в листах самооценки. Лист имеет две части. По вопросам с 1 по 4 (оценка за проверку домашнего задания, участие в работе группы, умение делать выводы, участие в выдвижении гипотез) выводится средний балл, который и является итоговой оценкой урока. Вопросы с 5 по 9 также позволяют каждому ученику обдумать свою работу и сделать выводы, которые могут пригодиться как ему лично, так и учителю. В целом лист самооценки позволяет увидеть результаты работы учителя и учеников.

Лист самооценки

(в баллах от 0,5 до 5)

Вопрос

Оценка

  1. Оценка за проверку знаний по строению скелета.




  1. Участие в работе группы.




  1. Оценка умения сделать вывод по проблемному вопросу урока.




  1. Участие в выдвижении гипотез использования знаний о составе и свойствах костей.




  1. Удовлетворены ли вы результатом своей деятельности на уроке?




  1. Проявился ли интерес к предмету на данном уроке?




  1. Соответствовал ли уровень подбора материала степени вашей готовности к уроку?




  1. Сформировалось ли у вас понимание полученных на этом уроке знаний?




  1. Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества между вами и другими участниками группы.




Похожие:

Урок по теме «Строение и свойства костей» iconСтроение, свойства костей, типы их соединения
Цель урока: создавая проблемные ситуации на уроке,стимулировать активную познавательную деятельность учеников при изучении темы «Строение,...
Урок по теме «Строение и свойства костей» iconУрока: Опорно-двигательная система. Строение скелета Цели урока:...
Сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о...
Урок по теме «Строение и свойства костей» iconУрока. Образовательные
Урок в 10-ом классе по теме: “ Альдегиды. Номенклатура. Изомерия. Строение. Физические, химические свойства. Способы получения”
Урок по теме «Строение и свойства костей» iconУрок «Образец исследования» (начальный уровень) Тема: «Строение вещества и его свойства»
Аннотация: урок является частью раздела «Соединения химических элементов» (умк габриелян. О. С.). По дидактической цели – обобщающий...
Урок по теме «Строение и свойства костей» iconУрок игра по теме «Строение живых организмов»
После изучения темы «Строение живых организмов» (Н. И. Сонин «Биология. Живой организм».), проведен обобщающий урок в 6 классе. Урок...
Урок по теме «Строение и свойства костей» iconУрока: Образовательные
Конспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора»
Урок по теме «Строение и свойства костей» iconУрок получения новых знаний по теме: «Алюминий»
Актуализация опорных знаний по теме: «Строение атома» (работа учащегося у доски)
Урок по теме «Строение и свойства костей» iconУрок по теме: «Умножение и деление степеней»
Педагогическая цель: •ученик научится различать свойства умножения и деления степеней с натуральным показателем; применять эти свойства...
Урок по теме «Строение и свойства костей» iconКонтрольная работа №1 21. Строение, классы иммуноглобулинов, их специфические...
Строение, классы иммуноглобулинов, их специфические функции в иммунном ответе организма. Реакции антиген – антитело
Урок по теме «Строение и свойства костей» iconУрок в 7 классе по теме: «Свойства параллельных прямых»
Оборудование: интерактивная доска, флипчарт «Свойства параллельных прямых», система голосования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница