Скачать 138.47 Kb.
|
Ярославцева Юлия Владимировна Учитель химии и биологии МАОУ СОШ №6 Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий ( ИКТ) Предмет: химия, урок « Образец исследования» (начальный уровень) Тема: «Строение вещества и его свойства» Продолжительность: 1 урок по 40 минут Класс: 8 Технологии: видеофрагмент, презентация. Аннотация: урок является частью раздела «Соединения химических элементов» (УМК Габриелян.О.С.). По дидактической цели – обобщающий урок, по содержанию элементов исследовательской деятельности - урок «Образец исследования» (начальный уровень), педагогической задачей урока является ознакомление учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формулировать и отбирать гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы. На уроке используются такие методы как проблемный, частично-поисковый, практический. ![]() ![]() Задачи:
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, практический. Форма организации: исследовательская работа в группах с веществами и справочным материалом. Оборудование: Для демонстрации: Модели кристаллических решеток разных типов. Образцы кристаллических и аморфных тел. ТСО. ^ : вещества (вода, поваренная соль, оксид кремния, алюминий); отпечатанные на листах сведения (см. приложение 1) о свойствах веществ: вода, поваренная соль, оксид кремния, алюминий; листы бумаги с заготовленными таблицами. План проведения урока. Определение задач урока, мотивация учащихся. Постановка проблемы. Определение темы и цели исследования. Выдвижение рабочей гипотезы. Повторение изученного материала. Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных, исследование). Формулирование вывода по результатам исследования. Закрепление, проверка знаний. Подведение итогов урока, домашнее задание. Ход урока “Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри” Бердяев Н. , философ УЧИТЕЛЬ. Исследование — один из видов профессиональной деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель вуза и учитель, человек любой профессии, при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач нашего урока — учиться исследовательской деятельности. Другая задача — сделать очередной шаг по дороге химических знаний: выяснить, как влияют химические связи на свойства твердых веществ. УЧИТЕЛЬ. С чего начинается любое исследование? УЧЕНИК. С накопления информации, постановки проблемы. УЧИТЕЛЬ. Жизнь современного человека невозможно представить без линий электропередач, авто- и авиатранспорта, приборостроения, ракетной техники и строительства. И во всех этих областях находят применение металлы. Какие свойства металлов позволяют им быть таким незаменимым? Например, свойства алюминия. УЧЕНИК. Легкость, прочность в сплавах, устойчивость к коррозии, высокая электропроводность и пластичность. УЧИТЕЛЬ. По физическим свойствам веществ можно определить их строение. Просмотр видеофрагмента о кристаллизации свинца. УЧИТЕЛЬ.^ . УЧИТЕЛЬ. Итак, возникает проблема: почему именно металлы обладает такими свойствами, а не другие вещества? Учащиеся высказывают различные предположения. Формулируется проблема, тема, цель и гипотеза исследования. (см. презентацию1) Проблема. Почему именно металлы прочные и проводят электрический ток. Тема исследования. Взаимосвязь: Вид химической связи → тип кристаллической решетки → физические свойства вещества Цель исследования. Выявить взаимосвязь между видом химической связи, типом кристаллической решетки, физическими свойствами вещества. Гипотеза. Различные вещества, обладая различными физическими свойствами, имеют различные химические связи и кристаллические решетки. Подтверждение гипотезы (см.приложение 2 табл. ). УЧИТЕЛЬ. Вам предстоит сегодня исследовать взаимозависимость трех параметров: вида связи, типа кристаллической решетки и физических свойств веществ. Для этого необходимо вспомнить, какие бывают вещества по своей структуре, химическую связь и типы кристаллических решеток. Далее идет работа по заданиям, расположенным на слайде (см. презентацию1)
Затем начинается работа в группах. Учащимся предлагается рассмотреть вещества, информацию о веществах (см. приложение 1), их кристаллические решетки, заполнить таблицу и сделать вывод. Учащиеся выполняют работу, исследуют вещества, заполняют таблицу (см. приложение 2 табл. ) и делают соответствующие выводы. Проверяется правильность заполнения таблицы (см. презентацию1) и делается общий вывод. Вывод. Физические свойства веществ зависят от типа кристаллической решетки, которая, в свою очередь, определяется видом химической связи. Закрепление по заданиям, расположенным на слайде (см. презентацию1) Задание 1) Некое вещество имеет металлическую кристаллическую решетку. Охарактеризуйте предположительно его свойства по плану : а) твердость; б) электропроводимость; в) пластичность или хрупкость; г) металлический блеск; д) температура плавления. 2) Одно вещество имеет ионную кристаллическую решетку, другое — молекулярную. По каким свойствам их можно различить? 3) Простое вещество при обычных условиях находится в твердом состоянии, проводит электрический ток, при ударах молотком изменяет свою форму, в воде не растворяется. Какую кристаллическую решетку имеет данное вещество? Ответ обоснуйте. Выполнение теста (см. приложение 3). УЧИТЕЛЬ. Кристаллы, то есть вещества с кристаллической решёткой, встречаются нам повсюду. Мы ходим по кристаллам, строим из кристаллов, создаем приборы и изделия из кристаллов, широко применяем кристаллы в технике и в науке, едим кристаллы, лечимся кристаллами, находим кристаллы в живых организмах, выходим на просторы космических дорог с помощью приборов из кристаллов… ^ Домашнее задание: вырастить кристалл поваренной соли в домашних условиях. Инструкция :
Подведение итогов урока. Технологическая карта урока
Приложение 3 Тест 1. Вид частиц в ионной решетке: а) ионы б) атомы в) молекулы г) атомы-ионы 2. Характер химической связи в атомной решетке: а) металлическая б) ковалентная в) ионная г) сила межмолекулярного взаимодействия 3. Прочность связи в молекулярной решетке а) очень прочная б) прочная в) слабая г) разной прочности 4. Агрегатного состояния у веществ с ионной решеткой: а) твердые б) газы в) жидкие 5. Вещества без определенной температуры плавления и закономерного расположения частиц называются: а) кристаллические б) аморфные 6. Очень тугоплавкими являются вещества с решеткой: а) металлической б) молекулярной в) атомной г) ионной 7. Пластичностью обладают вещества с: а) металлической б) ионной в) молекулярной г) атомной 8. Алмаз имеет решетку: а) молекулярную б) атомную в) ионную г) металлическую 9. Железо имеет решетку: а) молекулярную б) металлическую в) ионную 10. Вода имеет решетку: а) молекулярную б) атомную в) ионную г) металлическую Таблица Приложение 2
Список литературы
|
![]() | Урок 1-2 Тема урока: Карбоновые кислоты Тема ... | ![]() | Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 02. 00. 01 Настоящая программа охватывает основополагающие разделы неорганической химии, ее теоретические основы (строение вещества, термодинамика... |
![]() | Бензол и его свойства Цель урока: объяснить строение молекулы бензола, рассмотреть структурную и пространственную формулы бензола, выяснить физические... | ![]() | Урок в 9 классе по теме «Химические свойства металлов» Девиз урока: «Для описания свойств вещества достаточно знать его электронную структуру» |
![]() | Программы: Физика: Первоначальные сведения о строении вещества. Урок... Информатика и икт: Информационное моделирование. Урок №8 Тема: Информационные модели | ![]() | Строение, свойства костей, типы их соединения Цель урока: создавая проблемные ситуации на уроке,стимулировать активную познавательную деятельность учеников при изучении темы «Строение,... |
![]() | Урок биологии в 6 классе. Тема «Фотосинтез» Оборудование: комнатные растения, гербарии, таблицы: «Клеточное строение корня», «Клеточное строение листа» | ![]() | Тема 2 строение вещества Температуры кипения, замерзания, криоскопическая и эбуллио-скопическая постоянные чистых растворителей приведены |
![]() | Урок биологии (9 класс) Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза Оборудование: учебник, компьютер, видеофильм «Строение глаза», мультимедийный проектор, зеркало, раздаточный материал | ![]() | Тема: Состояния вещества, разделение смесей; Строение атома; Периодическая... ... |