Модульный урок биологии в 10 классе.
Тема: «Фотосинтез».
Цель урока: изучить механизм и значение процесса фотосинтеза.
Педагогическая технология, используемая при подготовке и проведении урока: модульное обучение
Современные информационно-коммуникативные технологии - использование мультимедийного проектора, медиатеки с достаточным количеством персональных компьютеров с выходом в интернет.
Задачи урока:
образовательные:
расширить и углубить представление о воздушном питании растений,
раскрыть сущность процесса фотосинтеза,
подробно изучить химизм и механизм световой и темновой фаз фотосинтеза,
рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;
развивающие:
развивать умение извлекать информацию из видеофрагмента и анимации, выполнять анализ и сравнение, установление причинно-следственных связей,
формировать навык самостоятельной работы с текстом учебника,
продолжить работу по формированию научного мировоззрения на основании интегративного подхода к изучаемой проблеме;
воспитательные:
способствовать воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом,
осуществлять экологическое воспитание,
продемонстрировать возможность практического применения знаний для сохранения здоровья людей.
Тип урока: комбинированный
Оборудование к уроку:
Мультимедийная установка,
Колонки,
ПК с выходом в интернет (по количеству пар)
Дополнительное оснащение:
мультимедийная презентация.
Структура урока:
1. История открытия
2. Где происходит фотосинтез
3. Хлоропласты
4. Фазы фотосинтеза
5. Значение фотосинтеза
Ход урока:
№ У.Э.
| Содержание
| Деятельность
| УЭ-0
| ^ Познакомиться с историей открытия процесса фотосинтеза; выявить, какие вещества необходимы для протекания процесса фотосинтеза; изучить процесс фотосинтеза и его значение.
| Внимательно прочитайте цель урока
| УЭ-1
| Цель: выявить исходный уровень знаний
Сопоставить понятие и его определение:
Метаболизм
| Совокупность химических реакций в живой клетке, складывающихся из противоположных процессов пластического и энергетического обменов.
| Катаболизм
| Совокупность реакций расщепления органических соединений, сопровождающихся выделением энергии.
| Ассимиляция
| Совокупность реакций, обеспечивающих синтез органических соединений в клетке
| Питание
| Процесс потребления энергии и веществ.
| Гетеротрофы
| Организмы, не способные синтезировать органические соединения из неорганических, использующие в виде пищи (источника энергии) готовые органические соединения из окружающей среды.
| Автотрофы
| Организмы, создающие из неорганических веществ органические, с помощью энергии света или химической энергии минеральных веществ
| Фототрофы
| Источником энергии для синтеза веществ у данных организмов является свет.
|
| Работайте индивидуально
Осуществить самопроверку используя интернет-ресурс ru.wikipedia.org/wiki/
Правильный ответ – 1 балл
| УЭ-2
| Цель: познакомиться с историей открытия процесса фотосинтеза
1. Заполните таблицу:
^
| Открытие
| Ян ван Гельмонт
|
| Д. Пристли.
|
| Ж. Сенебье
|
| К.А.Тимирязев
|
|
Обсудите результаты своей работы.
| Работайте самостоятельно с дополнительной раздаточной литературой (см. приложение 1)
Правильный ответ – 1 балл
Работайте с классом
| УЭ-3
| Цель: изучить строение хлоропласта
В соответствии с указанными цифрами запишите названия компонентов органеллы (см. приложение 2).
7-
8-
9-
10-
11-
12-
Обсудите результаты своей работы.
| Прослушайте рассказ учителя.
Правильный ответ – 5 баллов
Работайте с классом
| Физкультминутка
Наступила весна – листочки распускаются,
Лето – листочки растут,
Осень – листочки опадают,
Зима – деревья засыпают.
| УЭ-4
| Цель: сравнить этапы фотосинтеза
Изучите интернет-ресурс и заполните таблицу.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000487-1000-4ddd-d288-220046bc4321/?from=000001a5-a000-4ddd-5fde-0c0046b1db9c&interface=pupil&class=51&subject=29&rub_guid[]=000001a5-a000-4ddd-5fde-0c0046b1db9c
Сравнение этапов фотосинтеза
| Световая фаза
| Темновая фаза
| Место протекания процессов
|
|
| Условия
|
|
| Необходимые вещества
|
|
| Процессы, происходящие на данном этапе
|
|
| Что образуется?
|
|
| Суммарное уравнение
|
|
Обсудите выполненное задание в классе.
|
Работайте в паре
Правильный ответ- 2 балла
Работайте с классом
| УЭ-5
| Цель: выявить, значение фотосинтеза для жизни растений и животных.
Заполните схему просмотрев видеофрагмент:

 
  
 

 
| Работайте индивидуально
Осуществите проверку задания по листу контроля (см. приложение 3)
Правильный ответ – 1 балл
| УЭ-6
| Цель: закрепить и углубить полученные знания:
Выполните тест, используя интернет-ресурс
http://fcior.edu.ru/card/7601/plastidy-fotosintez-plasticheskiy-obmen-v-kletke.html Оцените свою работу на уроке, выберите дифференцированное домашнее задание:
Все задания выполнены верно - 33 балла. Д/з Решите задачу: Известно, что 50м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек сможет выдохнуть это количество углекислого газа за тот же час?
Допущено 5 ошибок - 28 баллов. Д/з § 24, решите задачу: Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему?
Допущено 10 ошибок – 23 балла. Д/з § 24, вопросы после §, записи в тетради.
| Работайте индивидуально
Правильный ответ – 1 балл Ваша оценка _____. Сдайте тетради на проверку учителю (в индивидуальном порядке)
|
Список использованной литературы и интернет-ресурсов: |