Скачать 76.73 Kb.
|
Николаевская общеобразовательная школа№13 Тема: Виды предложений по цели высказывания. учитель 1 категории Хизниченко Екатерина Григорьевна НИКОЛАЕВ-2012 Тема: Виды предложений по цели высказывания. Цели урока: обучающая: ознакомить уч-ся с видами предложений по цели высказывания; учить распознавать предложения по цели высказывания; интонационно правильно произносить повествовательные и побудительные предложения; использовать побудительные предложения с учётом речевой ситуации; развивающая: развивать умение правильно строить повествовательные, вопросительные, побудительные предложения; использовать эти предложения в своей речи; воспитательная: на материале урока воспитывать бережное, заботливое отношение к природе. Ход урока:
Берешь перо, берешь листок. Фантазий радужных поток Тебе поможет сотворить Прекрасный мир и оживить Ряд строгих правил, строгих слов. Ну что, дружок, уже готов? (Н.Волчкова) Перед вами стихотворение. Какие слова в каждой строке будут главными, ключевыми? (Берешь, фантазий, сотворить, оживить, правил, слов, готов). Вот мы с вами на уроке и будем сегодня фантазировать, творить, оживлять, вспоминать правила и готовыми отвечать на все вопросы.
С какой интонацией будем читать первую строку? (Спокойного перечисления) Остальные? (Воодушевленно, как волшебное заклинание)Последнюю? (С вопросительной интонацией) Как вы думаете , о чем сегодня пойдет речь на уроке? Сегодня на уроке речь у нас пойдет о видах предложений по цели высказывания. Записываем тему урока: Виды предложений по цели высказывания. Вопрос классу: Подумайте, от какого слова образовалось слово “высказывание”? Назовите однокоренные слова. ^ сказать, рассказать, сказ. Учитель: выделим корень -сказ-. Сегодня на уроке нам предстоит узнать, с какой целью мы сказываем, т.е. произносим, говорим предложения. ^ – научиться находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания, а при записи их ставить нужные знаки препинания.
Составление схемы: - повествовательные; - вопросительные; - побудительные. А вот какие предложения содержат какие цели мы с вами разберемся на примерах.
Рядом с нами живут соседи. Знакомы ли вы с ними? Рано утром они весело щебечут под окнами наших домов. Узнали? Конечно, это птицы. Серенькие воробышки, проворные синички в чёрных шапочках, коричневые овсянки. Летом в лесу слышим стук дятла, а зимой прилетят красногрудые красавцы-снегири. Эти птицы живут с нами и зимой, и летом. Сейчас осень, и у птиц много корма. Но наступит зима, засыплет снегом лес и поле. Птицам нечего будет есть. А ведь не так страшен мороз, как голод. Сделайте же для птичек кормушки. Помогите им перезимовать. И они будут весело петь для вас весной и летом! Задание: - У вас на столе лежат листочки с текстом и мы видим его на экране. Послушайте его внимательно, следите за мной. (Чтение текста). - О чём просят нас в тексте? А у вас есть дома кормушки? - Определим тему текста (природа, птицы). - Основная мысль (нужно заботиться о птицах зимой, сделать им кормушки). - Подумайте, какой заголовок подойдёт к этому тексту? (Покормите птиц, Наши соседи, Птицы). Запишите его в тетрадь. 2. Задание : - Прочитайте мне предложение, в котором содержится просьба. - Как называются такие предложения? (Побудительные) Какой знак препинания стоит в конце предложения? (точка). ТАБЛИЦА Задания по группам. 1-я группа записывает это предложение в тетрадь. 2-я группа придумывает свое предложение (просьба о бережном отношении к природе). - Подумайте, как же нужно читать такие предложения? (С побудительной интонацией). Давайте прочитаем предложения. - Чем отличаются такие предложения от всех других? (Содержат просьбу) - Посмотрите внимательно на слова в этом предложении. Какие орфограммы вы здесь видите? Как проверить безударные гласные ? перезимовать. (зимы) - Найдите в тексте предложения в которых содержится сообщение? Как называются такие предложения? Какой знак ставится в конце повествовательных предложений? С какой интонацией они произносятся ? ТАБЛИЦА - Найдите в тексте предложения в которых содержится ворос? Как называются такие предложения? Какой знак ставится в конце вопросительных предложений? С какой интонацией они произносятся ? ТАБЛИЦА 3. Задание: Выпишите: 1-я группа записывает вопросительное предложение. 2-я группа – повествовательное. - Найдите грамматическую основу в выписанном предложении и подчеркните ее. - Прочитаем эти предложения (напоминаю об интонации). 4. Задание: - Вы уже обратили внимание, что в тексте есть восклицательные предложения. Прочитайте их. - Попробуем определить, какое это предложения по цели высказывания? (Повествовательное) - на стр. 279 Теория В (Что нового мы с вами узнали?) 5. Задание: А чтобы вы помнили с какой интонацией нужно произносить слова. Я раздам вам памятку. (чтение учениками памятки) Памятка 1. В повествовательных предложениях голос повышается в начале предложения, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается. Паузы между предложениями длиннее, внутри предложений – короче. !!!!! Паузы не обязательно совпадают со знаками препинания. 2. В вопросительных предложениях голосом выделяем слово, в котором содержится вопрос. 3. В побудительных предложениях в зависимости от ситуации голосом выражаем или дружеский совет, или приказ, или настойчивое требование. !!!!. По нашей интонации можно определить, какой знак ставить в конце предложения.
Рыжий кот ^ (Встать за партой) Отлежал себе живот, (Потянуться) Встал и выгнул спину в мост, (Согнуться) Распушил красивый хвост, (Прогнуться) Мягко лапами пошел, (Изобразить кота) Тихо песенку завел. (Сесть за парту)
Кормушка Галя и Саша жили в сторожке. Зимой дети подвесили к ёлке кормушку и насыпали корм. Однажды около кормушки появилась белочка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Малышка стала есть семечки. Ребята сделали для белочки столик. Они угощали её ягодами, сухими грибочками. Иногда дети зарывали корм в снег. У белки хорошее чутьё. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала съестное. Всю зиму белочка прибегала к кормушке. - ^ . Читает вслух один ученик. Класс “следит глазами” за читаемым текстом. 2. Задание: Устно составьте вопросы к тексту? – Для кого ребята сделали кормушку? – Кто пришёл к ним за угощением? – Как ребята кормили белочку? – В какое время года надо подкармливать зверей и птиц? ^ – Ознакомьтесь с планом, который составлен к данному тексту (на партах у детей лежат карточки с планом). А вот последнего пункта плана у вас нет, давайте подберем.
– Перечитайте текст ещё раз и попробуйте разделить его на смысловые части (абзацы), согласно данному плану. 5.- Задание: Какие предложения по цели высказывание встретились в тексте? (повествовательные). А дополните этот текст побудительными предложениями! (выбираем лучшие). 1. Произнесите это предложение с разными целями высказывания: Зимой дети подвесили к ёлке кормушку и насыпали корм. 2. Подбери синонимы. Корм – _____________________ еда, лакомства для птиц Подвесить – ________________ прикрепить
4. Сухой – ____________________ сочный Появиться – _________________ пропасть 5. Объясните значение слова, дайте определение слова Сторожка – ___________________ .(по словарю СТОРО́ЖКА, сторожки, ·жен. Небольшой домик, помещение для сторожа.)
– Прочитайте текст ещё раз и перескажите его, пользуясь планом и опорными словами. Опорные слова:
Постановка дом. задания: 1 группа – Упр.604 2 группа – Упр. 603; выучить теорию А, В стр.278-279 |
![]() | Слушайте внимательно, чтобы могли потом ответить на вопросы Тема. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Выразительное чтение по ролям | ![]() | Урок русского языка в 9 классе. Тема: Основные виды Выпишите в таблицу, номера предложений с придаточными частями в таком порядке: 1) определительная, 2) изъяснительная, 3) образа действия... |
![]() | Тема: понятие о предложениях двусоставных и односоставных Цель: научить распознавать тип предложений и уместно употреблять все виды односоставных предложений в устной и письменной речи | ![]() | Цели урока: Цели русского языка. Образовательная Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями; виды сложных предложений по способу связи простых в составе сложных;... |
![]() | Тема: Типы речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение. Цели Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал, мультимедийная презентация | ![]() | Приемы развития навыков связного высказывания у младших школьников... Большое значение придается также формированию умения работать с текстом (распространить текст, конструировать и воссоздавать по... |
![]() | Тема: «Сложные предложения с различными видами связи» Предварительная подготовка к уроку: повторить виды сложных предложений, типы подчинения в сложноподчиненных предложениях | ![]() | Тема: «Путешествие по островам настроений!» Развивать речевые умения у детей: составлять описательный рассказ по плану воспитателя, используя разные виды предложений |
![]() | Конспект урока русского языка в 8 классе тема: «виды односоставных предложений» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Отрадного Самарской области | ![]() | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по английскому языку Коммуникативная задача полностью выполнена с учетом цели высказывания и адресата. Тема раскрыта полностью. Участник демонстрирует... |