Скачать 93.05 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Повторение материала изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» Цель:
Задачи:
Тип урока: урок повторения Формы работы учащихся: фронтальная, парная Необходимое техническое оборудование:
^ I. Организационно-подготовительный этап (Слайд 1-приложение 1,(Презентация) II. Этап целеполагания Прочитайте эти стихотворные строчки Я – часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь. (О. Головко) Какая часть речи может так себя охарактеризовать? - Конечно, имя прилагательное. Вы уже изучали эту замечательную часть речи в начальной школе, в пятом классе. Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Дети называют тему «Повторение по теме «Имя прилагательное» (Слайд 2). Итак, тема нашего урока « Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»» - Что мы должны знать и уметь по данной теме? (Ученики говорят об основных знаниях и умениях). (Слайд 3) Знать:
Уметь:
III. Этап повторения пройденного Вступительное слово учителя В речи всегда должно быть место прилагательным: они сделают наш мир ярче и интереснее. Но чтобы это произошло необходимо очень хорошо знать, что же это за часть речи, по каким законам она живёт, как с ней нужно обращаться. А теперь начнём повторение. Но так как мы с вами живём в деловом мире, то у нас будут деловые отношения: все ваши ответы будут оплачиваться. За каждый правильный ответ вы будете получать валютой, которая вводится на нашем уроке. Это умники. В зависимости от ответа вы получите 3, 4 или 5 умников. И тот, у кого в конце урока наберётся их больше всего, получит шапочку магистра и будет объявлен магистром прилагательной науки, а также оценки будут выставляться по количеству заработанных денег. Буду рада вашим хорошим ответам. Начинаем! Теоретический блок. Задание 1. Почему у этой части речи такое странное название? К чему оно прилагается? Кто его вечный спутник? (ответы детей) Следовательно, эта часть речи «прилагается» к существительному, всегда сопутствует ему (или местоимению). Смотрим словарь В. И. Даля: «Прилагательное имя, прилагаемое к существительному для обозначения свойства или качеств его» Задание 2. ^ Имя прилагательное – это …. часть речи, которая отвечает на вопросы ….? ....? Обозначает …. . Имена прилагательные изменяются по … , …, …, могут иметь … и… форму. В предложении бывают…. Практический блок.
Сейчас мы будем записывать стихотворение под диктовку. Но прежде, давайте повторим материал по теме полные и краткие прилагательные (Интерактивная таблица)1 Снежок серебрится, Блестит под луной Искристый и чистый, Слегка голубой. Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух. 2. Выделите окончания прилагательных и объясните их написание. Выпишите выделенные прилагательные, укажите род, число, падеж. Подчеркните все прилагательные, как члены предложения. 3. Ребята, как называется в литературе образное определение, выраженное преимущественно прилагательным, которое служит средством выразительности Эпитет Для чего они нужны в речи? (Делают речь яркой, выразительной) А вот в этом стихотворении нет эпитетов, и как оно поблекло. Добавьте свои прилагательные, чтобы оно вновь засияло! За окном снежинки Пушистые кружатся. Кружева нарядные В ладоши мне садятся. Покрывают землю Сказочным узором, Словно тайну прячут Под ледяным засовом. За окном снежинки …. кружатся. Кружева ….. В ладоши мне садятся. Покрывают землю … узором, Словно тайну прячут Под …. засовом. Чтение стихов Физминутка: Учитель называет словосочетания яркое солнце, узкая тропинка, морозный день, глубокая река, тихий вечер, раннее утро, серебристый иней а ученики должны:
Продолжим упражнения в написании падежных окончаний прилагательных. Я буду читать текст. Записывать его не надо. Ваша задача – записать в тетради через запятую только окончания имен прилагательных. ^ Пришла вьюжная зима. Земля укрыта мягким пушистым снегом. Голодно птицам в зимнем лесу. Дружные ребята мастерят кормушки. Они повесят их в школьном саду. В тетради дети записывают: -ая, -им, -ым, -ем, -ые, -ом. – Обменяйтесь тетрадями. Поставьте друг другу знак "+", если в работе не было ошибок. (Для проверки на доске учитель открывает написанный текст.) ^ Ребята, а вы все повесили кормушки? Покормите птиц зимой! Призывает нас в своём стихотворении Яшин. Действительно, нам зимой трудно, а этим маленьким, беззащитным пичужкам ещё тяжелее. И может быть, именно ваша добрая рука спасёт чью-либо птичью жизнь. Но, оказывается, птицам, как и людям, не всё можно есть. (Приложение 1) Послушайте следующее задание: Назвать как можно больше прилагательных к словам Зима –; Мороз – ; Птицы – ^ А теперь небольшой экзамен в виде теста по теме урока Тест № 1. 1. Что такое имя прилагательное? 1) Слово. 2) Часть речи. 3) Часть предложения. 2. Имена прилагательные отвечают на вопросы... 1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что сделает? 3. Какая часть речи обозначает признак предмета? 1) Имя существительное. 2) Имя прилагательное. 3) Глагол. 4. С какой частью речи связано имя прилагательное? 1) С именем существительным. 2) С глаголом. 3) С местоимением. 5. Как изменяется имя прилагательное? 1) По родам. 2)По лицам 3) По числам. 4) По падежам. 6. Подчеркните имена прилагательные. 1) замечаешь 4) рукоятка 7) сказуемое 2) оранжевый 5) великолепный 8) большинство 3) насекомое 6) подлежащее 9) смолистый 7. Какие окончания у имен прилагательных женского рода? 1)-ой (-ый, -ий) 2) -ая (-яя) 3) -ое (-ее) 8. Если имя прилагательное имеет окончание –ое (-ее), то какого оно рода? 1) Мужского рода. 2) Женского рода. 3) Среднего рода. 9. Подчеркните краткие прилагательные: 1. Плавный. 2. Зелена. 3. Страшный. 4. Тонок. 5. Любимая. 6. Аккуратны 10. Как узнать род имени прилагательного? 1) По роду имени существительного, с которым связано имя прилагательное. 2) По окончанию имени существительного. 3) По окончанию имени прилагательного. ^ 1. - 2, 2 – 2, 3 – 2, 4 – 1, 3, 5 – 1, 3, 4, 6 – 2, 5, 9, 7 - 2 8 - 3 9 – 2, 4, 6 10 – 1,3 Поставь оценку! Без ошибок или одна ошибка – 5! (3 ума) 2-3 ошибки -4! (2 ума) 4-5 ошибок – 3!(1 ум) Более 5 ошибок – 2! ^ Урок подходит к концу. Выполнили мы задачу урока? Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»? Дети отвечают Ребята, вы согласны, что Очень занимательное Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадет оно. Не скажем мы "прекрасное", Не скажем "безобразное", Не скажем маме "милая", "Красивая", "любимая". Не сможем говорить нигде Эти замечательные При-ла-гательные. Чтобы все отличным стало, Разных признаков немало. Будем всюду замечать И к месту в речи их вставлять. – Я рада, что вы показали себя умными, заботливыми, смышлеными ребятами. Спасибо за работу. Почетное звание Магистра прилагательной науки присваивается... Хорошо поработали... ^ «Помоги птицам перезимовать».Обозначить морфологическиепризнаки прилагательных.^Повторить правило на с. 106Приложение 2 Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» Таблица 1 ^
1 |
![]() | Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме «Повторение... Цели: повторение теоретических понятий по теме «Имя существительное» совершенствование орфографических и пунктуационных навыков,... | ![]() | Урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Имя существительное» ... |
![]() | Урока в 6 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя... Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую... | ![]() | Разработка урока русского языка с использованием ит в 5 классе Тема:... Тип урока: повторение изученного в начальных классах, закрепление материала, урок-презентация |
![]() | Урока по русскому языку Тема урока «Имя существительное. Обобщение... Тема урока «Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала в 3 классе» | ![]() | Урока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология» |
![]() | Урока: обобщение изученного материала по теме «Имена прилагательные» Обучающая – закрепить умение отграничивать прилагательное от других частей речи | ![]() | Урока : обобщение и систематизация изученного материала Урок предполагает повторение не только разделов русского языка «Лексика» и «Фразеология», но и повторение орфографии, морфемного... |
![]() | Урока: 1 обучающие: повторить изученный материал по теме «Имя прилагательное» «Имя прилагательное» на основе комплексного анализа текста; закрепить основные речеведческие понятия (тема текста, основная мысль... | ![]() | Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Повторение курса физики 7-го класса» Цели урока: повторение, углубление, обобщение приобретенных знаний по изученному курсу физики |