Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»




Скачать 79.23 Kb.
НазваниеСочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Дата публикации14.11.2013
Размер79.23 Kb.
ТипСочинение
shkolnie.ru > География > Сочинение
Тема: Сочинение – описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Цель и задачи:

  • учить учащихся понимать авторский замысел, передавать словами содержание произведения искусства, составлять простой план с учетом микротем отдельных частей;

  • совершенствовать навыки работы с интеллект – картами;

  • углубить знания о средствах художественной выразительности;

  • учить решать поставленные коммуникативные задачи;

  • совершенствовать связную речь;

  • учить использовать Интернет – ресурсы в обучении;

  • развивать творческие способности, логическое мышление и наблюдательность,

  • воспитывать эстетический вкус, учить видеть прекрасное в природе и искусстве.

Тип урока: развитие речи.

Форма проведения: урок - .

Оборудование: компьютер с доступом к сети Интернет, мультимедийная доска, репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», фонограмма фрагмента симфонии П. И. Чайковского «Времена года»; интеллект – карты «Сочинение - описание».

^ ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока

Урок проводится по плану:

1. Вступительная беседа.

2. Рассмотрение картины.

3. Беседа по содержанию картины.

4. Словарная работа.

5. Подбор заголовка, эпиграфа, составления плана.

6. Устный рассказ по картине.

7. Написание работы.

II. Восприятие и усвоение учащимися учебного материала

  1. Слово учителя.

Широка и необъятна наша Родина, разнообразна ее природа: высокие горы, живописные пейзажи, дремучие леса и зеленые рощи, могучие реки и бескрайние степи.

Обняла природу осень, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать поникшую растительность в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как осенью. Сентябрь роспись леса начинает, сначала покидав позолоту на верхушки деревьев, да кустам оттенки прибавляет, окрашивая осеннюю природу в яркие цвета. Это потом уже октябрь золотом покроет все деревья, прекрасная пора золотой осени, а ноябрь за ними краски уберет и роспись всю сотрет.

Куда бы мы сейчас ни бросили взгляд – везде видим, как осень преображает природу, слышим осенние звуки. Осень – необыкновенное время года.

  1. ^ Беседа с учащимися.

– Ребята, вспомните нашу осеннюю экскурсию. Какие новые краски проявились у природы осенью? А как красоту осени можно сохранить даже зимой?

(Надо собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать…)

– Много было певцов природы: о ней писали и пишут поэты, нашлось ее отражение как музыке, так и в живописи.

Особенно много произведений о красавице-осени написано нашими писателями. Приведите примеры.

( ^ Учащиеся вспоминают изученные произведения про осень.)

– Природу можно изобразить по – разному. Поэты выражают свое отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. И надо уметь понимать этот особый язык. Поэтому сегодня перед нами стоит задача научиться «читать» картину, осмысливать ее содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками.

– Скажите, а как называется рисунок, набросок или картина с изображением природы?

(Пейзаж.)

– Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан.

  1. ^ Просмотр фрагмента видеофильма о жизни и творчестве И. И. Левитана.

http://www.youtube.com/watch?v=NUTx8_s9ADs

http://documentarycinema.5bb.ru/viewtopic.php?id=5152

ІІІ. Первичное знакомство с произведением

  1. Слово учителя.

– Как вы уже знаете, осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является «Золотая осень», хотя она и не столь уж характерна для творчества художника - слишком ярко, смело, мажорно выполнена она.

Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально...

  1. ^ Знакомство с картиной И. И. Левитана «Золотая осень».

– Рассмотрите картину, “войдите в неё”, попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья.


(Звучит фонограмма фрагмента симфонии П. И. Чайковского «Времена года».)

3.Беседа по содержанию картины.

– Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

– Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?

– Ребята, хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему?

– Подумайте, как автор добился того, чтобы вы смогли почувствовать всё это.

(Учитель обращает внимание детей на изобразительные средства, идейный замысел картины.)

– Что изображено на первом плане?

– Как вы думаете, молодые это или старые березки? По каким признакам вы догадались?

– А как вы думаете, почему две березки оказались вдали от своих подруг?

– Кого напоминают вам эти березки? (Двух сестренок или подружек)

ІV. Детальный анализ картины

^ 1. Игра «Юный композитор».

– Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года».

– Ну а теперь, представьте себе, что вы – юные композиторы. Какую музыку вы напишите к этой картине? Какой она будет по характеру (по настроению) ?

^ 2. Работа по содержанию картины.

– Какие предметы на картине привлекли ваше внимание? Подберите к ним прилагательные.

(Река: синяя, тихая, спокойная…)

– А в какой наряд одела осень деревья на картине И.И.Левитана?

( В пышные золотые платья. Роща пылает кострами берез…)

– Какие краски преобладают?

(Березки: белоствольные, тонкие, стройные, русские, золотые, хрупкие, желтые…)

– О чем говорит это многоцветье?

– Можно ли выделить и описать отдельную березку?

(Нельзя увидеть отдельную березку, деревья как бы сливаются друг с другом.)

– Золото листвы художник противопоставляет осеннему небу. Какое оно у Левитана?

(Небо: высокое, яркое, синее, безоблачное, чистое, сияющее, прозрачное, голубое, лазоревое, с розовыми облаками…)

– Когда бывает такое небо?

(В яркий, солнечный день.)

– Можно ли описать воздух? И все-таки попробуйте это сделать.

(Воздух: прозрачный, прохладный, чистый…)

– Какие изобразительные средства помогли автору достичь этого?

– Догадайтесь, ребята, какая вода в речке на картине? Теплая или холодная?

– Что отражается в реке?

(Прозрачная голубизна неба, обрывистые берега, рыжие ветки кустарника.)

– Вы заметили у реки отдельно стоящую березу. Какими словами можно её описать? Одинока ли она?

(Березка скромная, застенчивая, как девочка. Но она не одинока: река и березка – хорошие друзья.)

– Подумайте, как задний план картины помогает художнику воплотить ее замысел?

– Что изображено в глубине картины? Почему автор поместил дома так далеко?

(На заднем плане мы видим домики, т.к. предметы вдали кажутся дальше, меньше. Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть всю красоту, великолепной, увядающей природы.)

– Действительно, удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.

– А еще с помощью чего Левитан передает состояние покоя?

(Нет ветра, спокойная река, не видно птиц…)

– Итак, ребята, мы поработали почти над каждой деталью картины. Но у художника эти подробности “скреплены” в единое целое. Подумайте, что объединяет их?

(Левитан показал великолепие русской природы в ее нынешнем состоянии.)

  1. Вывод – обобщение о замысле художника.

(Учитель помогает учащимся сделать вывод.)

Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

V. Физкультминутка

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон,

И два – наклон.

Зашумел листвою клён.

VІ. Подготовка к сочинению

  1. Слово учителя.

– Действительно, осень – это праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. Но он немного грустный – ведь это красота прощания. Скоро придёт зима. Нам радостно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день и грустно – ведь скоро наступят холода.

Перед нами стоит задача описать картину в своих сочинениях.
VII. Подбор заголовка, эпиграфа (устно), составление плана

План.

1. Осень - золотая пора года.

2. Изменения в природе.

3. Река и ее берега.

4. Какие чувства и мысли вызывают

картины природы?

VIII. Памятка для учащихся «Сочинение - описание»

( Памятка представляет собой интеллект – карту.)

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=463670482-52-72
Игнорирование

типа речи
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=486725149-27-72
Повторение

одних и тех

же слов
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=120617677-29-72
Связность и

красочность в

описании



http://img-fotki.yandex.ru/get/4518/89635038.55d/0_6d2b9_37ad2bf0_xl


http://images12.fotki.com/v155/photos/6/1741316/9705767/1231231-vi.jpg


Черновик 

проверка 

тетрадь
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=244363573-29-72
Собственное

отношение

к предмету

описания




- Конкретизация темы

- Определение

основной мысли

- Подбор материала

- Составление плана
ЧЧЧЧ http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=514095898-48-72 http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=132656292-25-72
IХ. Написание учащимися сочинения – описания

Х. Подведение итогов урока

– Ребята, не забывайте: поэзия и красота – вокруг нас, в привычном течении повседневной жизни, в окружающей нас природе. Нужно только уметь видеть и радоваться сияющему великолепию красок. Левитан писал: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это великое счастье!” И как прекрасно, что мы имеем возможность соприкоснуться с этим великим счастьем, через творения такого мастера, как Исаак Левитан.

XI. Домашнее задание

Отредактировать написанное в классе, написать окончательный вариант сочинения.

Похожие:

Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» iconСочинение по картине И. И. Левитана "Осенний день. Сокольники"
Воспроизвести в памяти восмиклассников основную мысль картины И. И. Левитана "Золотая осень"
Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» iconНапишите Сочинение-миниатюру, по картине Нины Ватолиной. "Вести с Фронта."
Дайте краткое описание картине Н. Н. Ватолиной, включите в сочинение текст письма солдата своим родным. В письме используйте языковые...
Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» iconУрок развития речи: Сочинение по картине И. И. Левитана
Экскурсия – наблюдение за изменениями в природе весной, за наступившим половодьем
Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» iconКонспект урока русского языка. 4 класс. Тема: Роль имени прилагательного в речи
И. Левитана «Золотая осень», И. Шишкина «Рожь», В. Васнецова «Богатыри», Кустодиева «Масленица»
Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» icon13 сентября в школе состоялся кросс «Золотая осень»
«Золотая осень». В соревнованиях приняли участие все классы с 1 по 11. Итоги подводились среди мальчиков и девочек
Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» iconВ гостях у феи красоты. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение, умение видеть в живописи средства выразительности: цвет, форму, линии
Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» iconТема урока: Какой мы видим осень в произведении И. Левитана «Осень. Усадьба»
...
Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» iconТема урока : Сочинение по картине
И. И. Шишкина, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной...
Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение
Дети входят в зал, проходят в музыкальный салон часть зала оборудована как гостиная: на мольбертах репродукции картин И. Левитана...
Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» iconИнтеграция образовательных областей
Словарная работа: моросящий, листопад, слушатели, исполнители, поздняя осень, золотая осень, урожай
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница