«Времена года. Зима»




Скачать 141.37 Kb.
Название«Времена года. Зима»
Дата публикации26.08.2013
Размер141.37 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > География > Документы
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат VIII вида»

Природоведение

Тема: «Времена года. Зима».

Подготовила и провела:

учитель природоведения

Кухленко Валентина Анатольевна

2012-2013учебный год

Предмет: природоведение

Класс: 5 класс

Тема: «Времена года. Зима»

Цель: - продолжить знакомство учащихся с временами года и их отличительными

признаками, обобщить и систематизировать представления детей о

характерных признаках зимы;

- корригировать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей;

- воспитывать мотивацию к учению, бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Средства обучения: учебная, учебно-методическая литература, ИКТ.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, индивидуальные карточки, тесты, предметные картинки.
Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: Коррекция эмоциональной сферы, создание положительного настроя на урок, организация внимания.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Слушают учителя, психологический настрой.

- Долгожданный дан звонок – Начинается урок.
- Я рада видеть вас, ваши улыбки. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

- «Я в школе, на уроке природоведения. Я радуюсь этому. Внимание моё растёт. Я всё замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю!»
- Откройте глаза. Приступаем к работе.






  1. Проверка домашнего задания.

Цель: Установление правильности и осознанности усвоенного материала, определение типичных недостатков.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы детей:

- Времена года.

- Четыре.
- Осень.

- Ноябрь - осенний месяц.

- Третий.
- Сентябрь, октябрь.
- По три.

- Объясняют.

- Работают по карточкам.

- Самопроверка.

- Что мы сейчас изучаем на уроке природоведения? Посмотрите на экран и скажите словосочетанием.

- А сколько всего времён года?

- А какое время года сейчас?

- Почему?

- Какой он по счету осенний месяц?

- А какие еще осенние месяцы вы знаете? Назовите.

- А в каждом времени года по сколько месяцев?
- Сейчас я вам покажу числа, а вы попробуете их расшифровать, т.е. объяснить, что они означают.

Внимание на экран:

365 12 4 3 7 24

366

- А сейчас я предлагаю вам поработать по карточкам. Возьмите в руки карточки, переверните их. На карточках вопросы, на которые вы сейчас должны ответить, читаете задание и выполняете. Только будьте внимательны.

- Внимание на экран. Проверьте сами себя.


Фронтальный опрос
Слайд 2.

Работа с числовой лентой.

Слайд 3.

Работа по карточкам.

Слайд 5

  1. Актуализация знаний.

Цель: Организация познавательной деятельности учащихся. Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе прослушивания в соответствии с целевой установкой.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


- Прослушивание звуков природы.

- Отвечают: метель, ветер, хруст снега и т.д.

- Наш сегодняшний урок отличается от других. Мы с вами приглашены в гости. Прослушайте звуки природы и догадайтесь, к какому времени года мы пойдём.
- Догадались? Правильно, нам пригласила в гости сама Зима.

- Почему вы так решили, что услышали?


Слайд 7.




  1. Сообщение темы и цели урока.

Цель: Сообщение темы, цели урока.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Внимательно слушают.

- Ребята, волшебница – зима не только пригласила нас в гости, но и придумала для вас множество заданий, с которыми вам придется справиться.

- Не боитесь? Тогда за работу!!!





  1. Изучение нового материала.

Цель: Знакомство учащихся с признаками зимы, с изменениями в неживой и живой природы с наступлением этого времени года. Коррекция мыслительных операций на логическое восприятие и умение делать выводы.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


- Называют приметы зимы: холодно, земля покрыта белым снегом, реки скованы льдом, солнце поднимается невысоко, поэтому дни короткие, а ночи длинные, деревья сбросили листву, сильные морозы и т.д.
- Отвечают: о неживой.
- Доказывают.

- Читают шёпотом.


- По очереди читают по одному предложению.

- Отвечают: живая.

- Отвечают: животные, растения.


- Отвечают: сбросили листву, хвойные – зеленые
- Отвечают: сбрасывают листву, травы сохнут, но не все.
- Отвечают: снег защищает.
- По стволу, по плодам, по семенам, по коре.

Работа в парах.

- Читают, отвечают на вопросы.

Рассказы заранее подготовленных детей.


- Отгадывают загадки о медведе, лосе, белке, лисе, еже.


- Отвечают: да, мало корма, холодно, много снега.

Работа по карточкам.

Взаимопроверка.

Самостоятельная проверка.



1. ^ Неживая природа.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру.

По очереди называете приметы зимы. Повторяться нельзя. Надо назвать как можно больше признаков зимы. Картина на экране вам поможет.

- Это всё мы говорили о какой природе зимой?

- Почему?

- А теперь поработаем с учебником. Откройте на странице 38, прочтите самостоятельно, шёпотом только 1-й и 2-ой абзац.
- Внимание на экран.

Давайте еще раз назовём изменения, которые происходят в неживой природе с наступление зимы.
2. ^ Живая природа.

- А кроме неживой природы еще бывает, какая природа?

- Назовите, что относится к живой природе?

- Сейчас мы будем узнавать, как с наступлением зимы меняется их жизнь.

Подумайте и скажите, как зимуют деревья?

- Посмотрите на экран и скажите, как зимуют кустарники и травы?

- Почему они не замерзают?

- А как можно зимой определить породу дерева, если оно без листвы?

Попробуем?
- Зима нам приготовила, собрала в корзинку: кору, плоды, семена от разных деревьев и просит вас угадать эти деревья.

Работаем в парах. Один опускает руку в лукошко, достаёт предмет, показывает соседу, пока я подхожу к каждой парте, у вас есть время тихонечко посовещаться с соседом, а затем вы по очереди говорите какое это дерево и почему вы так решили.

- Задание понятно? Работаем.
Работа с учебником стр. 38 (3-тий абзац) – прочтите о жизни растений зимой в пол голоса (жужжащее чтение).
- А как звери готовятся к зиме?

Об этом нам расскажут ребята, которые готовились дома. А мы внимательно послушаем их рассказы и запомним.

- А чтобы вы узнали о каком животном будет идти речь, перед каждый рассказом я буду загадывать загадки. А вы попробуете их отгадать.
- Трудно ли животным зимой?

- Зима приготовила для вас игру «Рассели животных» или «Как зимуют животные?» Надо расселить животных: белку, медведя, ежа, лося, лису, волка, зайца по своим домикам.

Их три. В первый домик вы должны поселить животных, которые делают запасы. Во второй - впадают в спячку. В третий – ищут корм.

У вас на партах карточки с домиками и листочки с названиями животных. Ваша задача правильно определить домик для животного. Читает название животного, и заселяете в свой домик, где он должен быть зимой.
- Проверьте друг у друга.

Внимание на экран, а теперь еще раз сверьтесь с экраном.




Игра «Приметы зимы».

Две команды – первый и второй ряд.
Слайд 8
Слайд 8+

Работа с учебником.

Слайд 11

Слайд 8+


Слайд 14

Слайд 13


Игра «Определи дерево».

(Кора берёзы, жёлуди, плоды рябины, семена клёна, плоды яблоньки – дички, шишка еловая и сосновая).

Слайд 16

Слайд 17

Слайды: 18, 19, 20, 21, 22.

Слайд 23


Слайд 24


6. Физминутка.

Цель: Снятие утомляемости, эмоциональной скованности и тревожности.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ребята повторяют движения:

Руки вверх и вниз.
Руки на пояс, в стороны.
Руки на пояс, поворот вокруг себя.

Дети показывают на нос.
Прыжки на месте.

Дети кружатся.

Имитируют движения руками.




- Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,

Снег кружится,
Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.






7. Изучение нового материала.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечания


- Отвечают: по-разному.

- Называют.

- Отвечают: сороки, галки, вороны, воробьи, голуби и т.д.

- Отвечают: почками, семенами, насекомыми в коре деревьев, ягодами рябины и т.д.

- Отвечают: кормушки, подкармливает.
- Отвечают.

Читают, внимательно следят.
- Отвечают.

Птицы.

- А как зимуют птицы?

Я сейчас прочту вам стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу, а вы постарайтесь запомнить их названия и перечислить их после прослушивания.
Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей,

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.
Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках

От зари и до зари

Разговор ведут чечётки,

Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко, разогнав лесную тишь.
- Назовите птиц, о которых шла речь в стихотворении?
- Какие еще птицы зимуют в наших краях?
- Чем они питаются зимой?


- Что делает человек, чтобы помочь птицам зимой?
- А как вы можете помочь птицам?
Работа с учебником стр. 39 (чит. по цепочке).
- О чем прочитали?




Слайд 25


Стихотворение

Слайд 25+

Слайд 26 и слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30





  1. Закрепление изученного материала.

Цель: Закрепление знаний и умений, необходимых для работы учащихся по новому материалу, развитие умения применять знания в жизни.



Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работа по карточкам.


Выполнение тестовых заданий по карточкам с последующей взаимопроверкой.






  1. Итог урока.

Цель: Подведение итогов выполненной работы.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


Отвечают, дополняя друг друга.

- Итак, наш урок подошел к концу.

- У кого в гостях мы были?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?







  1. Рефлексия.

Цель: Осуществление учащимися рефлексии, контроля и оценки процессов и результатов деятельности.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся анализируют свою работу.

Поднимите жетон зелёного цвета, если вам всё на уроке понравилось, и было понятно.
Жёлтого цвета – если понравилось, но в чём–то вы затруднялись.
Красного – если не понравилось, было скучно, непонятно.

Жетоны, зелёного, желтого и красного цвета.


10. Оценивание.

Цель: Оценивание деятельности учащихся.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Слушают, выставляют оценки.

Сегодня на уроке активно работали, делали правильные выводы, помогали товарищам такие-то учащиеся. Они ставят оценку 5.
Активно работали, но иногда ошибались, ставят оценку 4.
Работали, но не всегда проявляли инициативу, ставят оценку 3.



Фамилии детей:


11. Дача домашнего задания.

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.
1 группа: страница 38 – 40, вопросы, рисунок «Время года- зима».
2 группа: страница 40 – 41, поговорки и загадки о зиме, рисунок «Время года- зима».


Задание дается, дозировано, по группам обучения.

Похожие:

«Времена года. Зима» iconПроекта: «Времена года. Зима»
На кружке «Что? Где? Когда?» нам задали вопрос: Что такое зима? Мы очень долго обсуждали этот вопрос и решили выполнить проект по...
«Времена года. Зима» iconТема: зима в жизни животных
Оборудование: иллюстрации (животные, жилища домашних животных, зимующие птицы, животные пресных водоемов), рисунки детей, видеоклип...
«Времена года. Зима» iconКонспект квн по области «Познание» на тему «Времена года»
Материал: Эмблемы для команд; дидактическая игра «Времена года» (из цикла развивающих игр); 2 картинки, где художник перепутал времена...
«Времена года. Зима» iconУрока по немецкому языку по теме: «Город во все времена года. Зима»
«ромашка» для оценки своей деятельности, кроссворд по теме., аудиозапись песни «Winterlied», магнитофон
«Времена года. Зима» iconКонспект урока по окружающему миру в 1 классе. Тема: «Времена года. Зима покой природы»
Ребята, проверьте, все ли готовы к уроку окружающего мира. Давайте пожелаем друг другу удачи. Прозвенел звонок для нас
«Времена года. Зима» iconТема: Времена года
Цель: закрепить понятия «времена года», «месяц», «неделя», «час», «минута»; закрепить знания названий месяцев года
«Времена года. Зима» iconТема семестра
Ф. Тютчева «Чародейкою зимою» и «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди, дать понятие» пейзаж», «музыкальный пейзаж», работать...
«Времена года. Зима» iconКонспект интегрированного занятия на тему : «К нам пришла весна»
«весне». Учить сравнивать времена года,отмечать характерные признаки,развивать цветовое восприятие: зима-белая,весна-зеленая. Развивать...
«Времена года. Зима» iconКонспект итогового развлечения в рамках городского проекта «Путешествие...
Цель: Обобщить знания детей о музыке из цикла «Времена года» композитора П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки...
«Времена года. Зима» iconН кому: общая овинка! Встречайте новый каталог продукции ciel parfum...
Перефразируя цитату из известной песни, ciel провозглашает: «Зима идет! Зиме дорогу!». Ведь именно зимой начинаются такие приятные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница