Конспект открытого урока в 8 классе по теме «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны»




Скачать 94.96 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока в 8 классе по теме «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны»
Дата публикации24.08.2013
Размер94.96 Kb.
ТипКонспект
shkolnie.ru > География > Конспект
Конспект открытого урока в 8 классе по теме

«Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны».
Цель: сформировать у учащихся представления об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах.
Задачи:

  1. Сформировать понятия: атмосферный фронт, циклон, антициклон; уметь определять по свойствам фронты, особенности проявления деятельности циклонов и антициклонов.

  2. Уметь с помощью характеристик и карты давать характеристику погоды на территории России.

  3. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на поисковом и исследовательском уровнях.

^ Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, работа с картами и учебником, составление опорного конспекта.

Оборудование: физическая и климатическая карты России, школьные атласы, 2 карандаша или ручки красного и синего цветов, таблицы, схема «Движение воздушных масс и циклонов и антициклонов на территории России».
План урока.

  1. Организационный этап. Проверка домашнего задания.

  2. Основная часть:

а) воздушные массы;

б) атмосферные фронты;

в) циклоны и антициклоны.

3. Заключительная часть. Закрепление материала. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.
Ход урока.


  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка готовности к уроку. Фиксация отсутствующих на уроке.

Проверка домашнего задания по теме «Климатообразующие факторы» 4 человека работают самостоятельно по индивидуальной карточке, остальные учащиеся участвуют во фронтальном опросе (5-6 мин.):

Учитель: - На какие группы делятся климатообразующие факторы?

Ученик: - Климатообразующие факторы делятся на космические, планетарные и географические.

Учитель: - Расскажите про космические факторы.

Ученик: - К космическим факторам мы относим космическое пространство и Солнце, а именно его солнечную радиацию.

Учитель: - Что мы относим к планетарным факторам?

Ученик: - К планетарным факторам мы относим воздушные массы, которые в совокупности составляют её атмосферную циркуляцию.

Учитель: - Расскажите о географических факторах.

Ученик: - Географические факторы – это подстилающая поверхность: рельеф, почвы, снежный покров, растительность, расположение относительно близости океана и течений.

Учитель: - Что такое солнечная радиация?

Ученик: - Солнечная радиация – излучение Солнцем тепла и света, измеряется количеством тепла и выражается в килокалориях на один квадратный сантиметр земной поверхности.

Учитель: - Назовите основные виды солнечной радиации и дайте их определения?

Ученик: - Прямая солнечная радиация – это та часть солнечной радиации, которая доходит до земной поверхности в виде прямых лучей.

- Рассеянная солнечная радиация – это радиация, которая была поглощена воздухом, отражена облаками и попала на поверхность Земли в виде тепловых лучей.

- Отраженная солнечная радиация – это радиация, которая была отражена земной поверхностью.

- Поглощенная солнечная радиация – это радиация, которая была поглощена земной поверхностью.

Учитель: - Какие закономерности распределения солнечной радиации наблюдаются на территории России?

Ученик: - Распределение солнечной радиации будет завесить от угла падения солнечных лучей и географической широты, чем ближе к экватору, тем угол больше, значит и солнечной радиации тоже. Чем дальше от экватора и ближе к полярным кругам угол становиться меньше, а значит и солнечной радиации меньше.

Учитель:- Молодцы, все показали свои знания, которые получили на прошлом уроке.

После фронтального опроса подводит итог проверки домашнего задания, забирает карточки у тех детей, которые работали самостоятельно, анализирует выполнение практической работы прошлого урока, выставляет оценки учащимся (до 2-3 минут).


  1. ^ Водная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель:- Сегодня наша тема урока «Атмосферная циркуляция. Циклоны и антициклоны» (учащиеся записывают тему в тетрадь, + по ходу всего урока учащиеся вносят записи в свою тетрадь, выполняя план - конспект).

Сегодня мы должны познакомиться со второй группой климатообразующих факторов – планетарной, увидеть их роль в формировании климата, изменения погоды, как происходит эта смена и чем она вызвана. Но для того чтобы ответить на множество вопросов, давайте вспомним те знания, которые мы получили ранее, т. е. в 6 и 7 классах.

Что такое воздушные массы? Какими свойствами обладают воздушные массы?

Ученик: - Воздушные массы – обширная часть воздуха тропосферы, имеющая однородные свойства, полученные от территории, над которой они сформировались.

- Воздушные массы могут быть теплыми и холодными, влажными и сухими.

(Если у учащихся возникают проблемы с формулировкой определения, то используем наводящие вопросы).

Учитель: - Ребята, скажите, а над какой территорией формируются воздушные массы?

Ученик: - Воздушные массы формируются над сушей и океанами или морями.

Учитель: - Правильно. Если формируются над сушей или континентами, то тогда мы их называем континентальными. Если формируются над морями или океанами, то – морские воздушные массы.

Учитель: - Какие типы воздушных масс вы знаете?

Ученик: - Арктические, умеренные, тропические, экваториальные.

Учитель: - Правильно. Но все ли виды воздушных масс будут формироваться над территорией нашей страны?

Ученик: - Нет. Только арктические и умеренные воздушные массы, и на юге страны тропические (выполняют запись на доске и в тетради).

Учитель: - Давайте сейчас рассмотрим, как происходит формирование и распределение воздушных масс на территории нашей страны. Карты климатические открываем и смотрим на настенную карту. Параллельно будем работать с тетрадью.

Наша страна лежит в арктическом, субарктическом и умеренном климатических поясах. (Учитель рассказывает и показывает, как происходит перемещение ВМ по территории России, дает краткую характеристику).

В процессе этой работы учащиеся должны усвоить, что над поверхностью нашей страны господствуют такие явления, как:

  • Западный перенос ВМ с Атлантического океана;

  • Арктический воздух, который приходит в умеренные широты из Арктики;

  • Со Средиземного и Черного морей на Восточно-Европейскую равнину приходит морской тропический воздух;

  • На побережье Тихого океана дуют зимние и летние муссоны, т. е. континентальный умеренный и морской умеренный воздух.




  1. ^ Получение новых знаний.

Учитель: Как мы убедились в процессе водной беседы, воздушные массы обладают способностью перемещать и трансформироваться. Теперь мы должны рассмотреть роль циркуляции воздушных масс в формировании климата, но прежде вспомним, что называется атмосферной циркуляцией.

^ Атмосферная циркуляция – это перемещение воздушных масс различного происхождения. Выполняя схему, мы с вами увидели, как происходит это перемещение по нашей территории. Но что же является основной причиной перемещения ВМ. Атмосферная циркуляция возникает вследствие различий физических свойств суши и океанов, т. е. неодинаковое нагревание и охлаждение их и соприкасающегося с ними воздуха. Атмосферная циркуляция возникает под влиянием центров высокого и низкого давления. У вас на столе есть карта « Движение воздушных масс и циклонов и антициклонов на территории России», рассмотрим под влиянием каких максимумов и минимумов, находится наша страна (работа идет по карте). Вне территории России расположены Азорский и Арктический максимумы и Алеутский и Исландский минимумы. В пределах России в зимнее время основное климатообразующие воздействие оказывает Сибирский максимум. Его центр располагается в районах Забайкалья, Республики Тува и Северной Монголии. Здесь вдали от океанов, земная поверхность сильно выхолаживается и охлаждает нижние слои воздуха. Поэтому среднеянварские температуры на северо-востоке Сибири в межгорных котловинах опускаются ниже - 40º С, а в районе Оймякона до – 48 … - 50º С.

- Что такое трансформация?

Ученик: Трансформация – это способность воздушных масс изменять свои физические свойства, продвигаясь над поверхностью суши из одних областей в другие.
Учитель: Правильно. Ребята мы знаем, что движение ВМ происходит из областей с высоким АД в области низкого давления. При этом между разнородными ВМ образуются границы, которые называются атмосферными фронтами. Что такое атмосферный фронт?

^ Атмосферный фронт – циркуляция воздушных масс и образование границ между ними (проговорить 3 раза, записать в словарь, спросить сильных и слабых детей по 2 человека).

По размерам АФ в ширину может быть несколько десятков километров и длиной на несколько сотен километров.

Встречается и такое понятие как «стационарный фронт» - если tº и АД между ВМ отличаются незначительно, но течения воздуха медленны, вялы, а АФ устойчивы.

Рассмотрим АФ на основе принципа раздвоения на противоположности. Вам не нужно запоминать признаки обоих фронтов. Достаточно того, что вы усвоите признаки одного, например холодного фронта, у теплого они будут противоположны. Давайте проверим этот принцип вместе, используя наглядный материал (работа с таблицами, рисунками, идет совместная работа, параллельно выполняя действия в тетради).
Атмосферные фронты

Холодный

Теплый

1. Образуется при вторжении холодного воздуха в область занятую теплым.

1. Образуется при вторжении теплым воздуха в область занятую холодным.

2. Приносит похолодание.

2. Приносит потепление.

3. Проникает клином, опускаясь к поверхности Земли.

3. Проникает клином, поднимаясь над поверхностью Земли.

4. Наступление ХФ сопровождается резкой сменой погоды. Стеной надвигаются клубящиеся темные тучи с ливнями, грозой, градом. Зимой начинается снегопад.

4. Погода изменяется постепенно, т. к. поднятие теплого воздуха происходит медленно. Высоко в небе появляется пелена перистых, затем перисто – слоистых, кучевых и слоисто – дождевых облаков. Начинается дождь, иногда с грозой.


После схемой показать, как происходит образование того или иного фронта.

Учитель: Ребята, какой можно сделать вывод со сменой АФ.

Ученик: Смена и приход АФ приводит к смене погоды.

Учитель: Теперь найдите на карте АФ и ответьте на вопросы:

  1. Как называются главные АФ на территории России?

  2. Где они проходят и как меняется по сезонам года их положение?

Ученики: 1) Главные АФ на территории России называются арктический и умеренный.

2) Арктический фронт располагается между АВМ и УВМ. Умеренный между УВМ и ТВМ. Зимой они смещаются к югу.
Учитель: Мы продолжаем нашу тему и последний наш блок, это «Циклоны и антициклоны». Где образуются циклоны и антициклоны?

Ученик: Циклоны и антициклоны образуются в зоне атмосферного давления.

Учитель: Что же такое циклоны и антициклоны?

^ Циклоны и антициклоны – это мощные атмосферные вихри, переносящие ВМ.

Составим схему сравнения циклонов и антициклонов (выполняется в тетради). Диаметр более 1500 – 3000 км., протяженность их по вертикали колеблется от 2-4 до 15 – 20 км. В центре циклона атмосферное давление наименьшее, поэтому воздушные течения вблизи поверхности Земли направлены от периферии к центру. Под воздействием силы Кориолиса происходит отклонение ветра, и он дует против часовой стрелке в южном полушарии. В развивающимся циклоне наблюдается восходящее движение воздуха, вследствие чего он охлаждается, содержащийся в нем пар конденсируется, образуется мощная облачность, и выпадают осадки. На территории России циклоны приходят с северной части Атлантического и Тихого океанов, т. е. из центров низкого давления ( Исландский и Алеутский минимумы).

В антициклоне атмосферное давление последовательно возрастает от периферии к центру. Поэтому ветры здесь направлены от центра к периферии. В северном полушарии они дуют по часовой стрелке, а в южном – против часовой стрелки. В развивающемся антициклоне осуществляется нисходящее движение, вследствие которого воздух нагревается и удаляется от состояния насыщения водяным паром, и облака, как правило, рассеиваются. При прохождении антициклонов облачность обычно невелика, устанавливается сухая и ясная погода. Сибирский антициклон образуется над территорией России зимой, его центр располагается в северной Монголии. Западный отрог этого антициклона проходит через Западную Сибирь по 50º с.ш. и южную часть Русской равнины. Северо-восточный отрог распространяется от Байкала до Чукотки.

Циклоны и антициклоны возникают, развиваются, затухают и исчезают. Их «жизнь» продолжается от нескольких дней до одной, реже двух недель.

  1. Закрепление материала.

Вопросы и задания:

  1. Что такое ВМ? Назовите ВМ над территорией России и их свойства. Перечислите основные пути движения ВМ над страной.

  2. Что такое атмосферный фронт? С какими видами АФ мы познакомились на уроке? Дайте характеристики ТАФ и ХАФ.

  3. Что такое циклон? Назовите главные признаки, характеризующие циклональное состояние погоды летом и зимой; объясните, почему циклональная погода характеризуется влажностью и осадками, ветреностью и неустойчивостью. Почему летом циклоны приносят понижение температуры воздуха, а зимой – повышение?

  4. Что такое антициклон? Назовите главные признаки, характеризующие антициклональное состояние погоды летом и зимой. Объясните, почему антициклональная погода обычно характеризуется ясностью и отсутствием осадков, устойчивостью погоды и безветренностью, низкими температурами зимой и высокими – летом.




  1. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: параграф № 9, выучить ключевые слова с записью в словарик и повторить конспект в тетради. Выставление оценок за урок.

Опорный конспект темы «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны»

Похожие:

Конспект открытого урока в 8 классе по теме «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны» iconАтмосферные фронты. Циклоны и антициклоны
Цель урока: формирование знаний об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их взаимодействии на погоду и климат России
Конспект открытого урока в 8 классе по теме «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны» iconКонспект открытого урока по математике в 9 классе специальной (коррекционной)...
Конспект открытого урока по математике в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Конспект открытого урока в 8 классе по теме «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны» iconПлан-конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме...
Оборудование урока: интерактивная доска; флипчарты, маркеры, бумага, учебники, доска и мел
Конспект открытого урока в 8 классе по теме «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны» iconКонспект открытого урока по теме «День Святого Валентина. История, традиции, символы праздника»
Конспект открытого урока по теме «День Святого Валентина. История, традиции, символы праздника», проводившийся в 6 «А» классе
Конспект открытого урока в 8 классе по теме «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны» iconПлан-конспект урока повторение материала изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»
Вы уже изучали эту замечательную часть речи в начальной школе, в пятом классе. Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Дети называют...
Конспект открытого урока в 8 классе по теме «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны» iconКонспект открытого интегрированного урока по математике и информатике...
Применяемые технологии обучения: информационная технология, здоровьесберегающая технология
Конспект открытого урока в 8 классе по теме «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны» iconПлан-конспект открытого урока-конференции по географии в 8 классе...
Удовлетворить и развить познавательные способности учащихся, опираясь на уже имеющиеся у них знания о Байкале
Конспект открытого урока в 8 классе по теме «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи»
Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе
Конспект открытого урока в 8 классе по теме «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны» iconКонспект  открытого  урока по  теме  «подвижные  игры» 
Цель урока: развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста
Конспект открытого урока в 8 классе по теме «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны» iconКонспект открытого урока по английскому языку «Спорт и здоровый образ жизни»
Конспект открытого урока по английскому языку «Спорт и здоровый образ жизни» в 7Б классе, проводимый по учебнику Биболетовой М. З.,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница