Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков




Скачать 176.45 Kb.
НазваниеРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Дата публикации23.03.2013
Размер176.45 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > География > Документы



Проект по контролю СПИД в Центральной Азии

Региональный обучающий курс по Снижению вреда,

связанного с потреблением наркотиков


Снижение вреда


(философия, стратегии, принципы)

Образовательный модуль

по обучению тренеров



Бишкек-2007
Авторский коллектив:
Редактор

Т.Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков, психиатр, канд.мед.наук
Члены Региональной рабочей группы по разработке образовательных модулей:



Л. Новиченок




независимый эксперт, психолог



М. Хидиров




директор ОО «РАН», психиатр-нарколог, канд.мед.наук



М. Бурханов




директор ОФ «Родители против наркотиков», психиатр-нарколог



Т. Бейшеналиев




зам.начальника управления реформирования МЮ КР, юрист



Выражение признательности

РРГ по разработке образовательных модулей выражает признательность за предоставленные материалы:


  1. CEEHRN

  2. AFEW

  3. UNAIDS

  4. UNODC

  5. WHO

  6. USAID-AOSI

Аббревиатура


АР




Аутрич-работа

ИПН




Инъекционные потребители наркотиков

МПОШ




Мобильный пункт обмена шприцев

МЮ КР




Министерство юстиции Кыргызской Республики

ННО




Неправительственная некоммерческая организация

СПОШ




Стационарный пункт обмена шприцев

ОО




Общественное объединение

ОФ




Общественный Фонд

ППОШ




Полевой пункт обмена шприцев

AFEW







CEEHRN







UNAIDS







UNODC







WHO








Оглавление


Введение в модуль







Программа тренинга







Учебный план







Использованная и рекомендуемая литература







^ Введение в модуль
Настоящий модуль разработан в рамках Проекта по Контролю СПИД в Центральной Азии (Central Asian AIDS Project или CAAP), финансируемого Всемирным Банком и Департаментом международного развития Великобритании.

Модуль является результатом деятельности Региональной Группы экспертов в области Снижения Вреда и предназначен для использования тренерами Регионального Образовательного Курса по Снижению Вреда, созданного в г.Бишкек.

При разработке модуля были использованы материалы партнерских организаций, источники, доступные из Интернета, а также других источников.
^ Актуальность разработки модуля
Первые программы Снижения вреда (СВ) в странах Центральной Азии были внедрены в конце 90-х годов прошлого столетия и в настоящее время являются важной частью работы среди инъекционных потребителей наркотиков в отношении профилактики ВИЧ/СПИДа.

Однако, к сожалению, в регионе отсутствует налаженная система подготовки квалифицированных специалистов для работы в профилактических программах по ВИЧ/СПИДу среди потребителей наркотиков. Существующая практика подготовки и повышения квалификации кадров для программ СВ ограничивается «внутренним» обучением в рамках реализуемых проектов по СВ или обучением в рамках международных проектов по СВ. В обоих случаях образовательные программы по СВ не интегрированы в существующие национальные системы постдипломной и непрерывной подготовки специалистов и не прошли согласования или утверждения в Министерствах образования и здравоохранения Центральноазиатских стран, что ограничивает их возможности и доступность для широкого круга работников, занятых в этой сфере.
^ Цель модуля
Целью настоящего модуля является содействие повышению квалификации тренеров, работающих в сфере подготовки специалистов для программ Снижения вреда, связанного с потреблением наркотиков.
^ Задачи модуля
В задачи модуля входят:

  1. предоставление всесторонней информации тренерам и слушателям РОКСВ по теории и практике снижения вреда;

  2. информирование тренеров и слушателей РОКСВ о современных подходах к решению проблем распространения ВИЧ/СПИДа среди ИПН;

  3. систематизация знаний и навыков тренеров и слушателей РОКСВ по теории и практике Снижения вреда;

  4. выработка у тренеров и слушателей РОКСВ необходимых навыков для обучения специалистов программ Снижения вреда в своих странах.


^ Структура модуля
Модуль содержит базовую информацию по теории и практике Снижения Вреда, которая в дальнейшем может быть расширена и дополнена в соответствии с потребностями РОКСВ.

Модуль содержит в виде приложений следующие, необходимые для проведения тренингов по СВ, материалы:

  1. программу тренинга по настоящему модулю;

  2. учебный план тренинга с использованием модуля;

  3. лекционный материал по тематике модуля;

  4. задания к сессиям по тематике модуля;

  5. ppt-слайды по тематике модуля и тренинга;

  6. список использованной и рекомендованной для использования литературы;

  7. вопросники по до- и посттренинговому тестированию.


Все материалы модуля содержатся в CD диске, который предназначен для раздачи участникам РОКСВ в качестве раздаточного материала.
^ Рекомендации по использованию модуля

Каждый модуль рассчитан на один или половину учебного дня в качестве материала для самостоятельной тренинговой сессии или тренингов ой сессии в составе многодневного тренинга с использованием всего комплекта модулей или их части.
Формы занятий и материалы модуля

  • Лекции

  • Презентации

  • Мозговой штурм

  • Дискуссии

  • Работа в малых группах

  • Общая групповая работа

  • Работа в парах

  • Работа в тройках

  • Общая работа в круге обсуждения

  • Ролевые игры

  • Упражнения

  • Игры-разминки


Оборудование и материалы

  • Компьютер с Power Point слайдами

  • Оверхед, мультимедийный проектор

  • Флип-чарт, плакатные листы и маркеры

  • Экран для демонстрации слайдов

  • Видеомагнитофон и телевизор

  • Переносные электрические кабели

  • CD диски

  • Принтер

  • Столы и стулья (в случае необходимости сдвигающиеся)

  • Набор канцелярских товаров (белая бумага, ручки, маркеры, ножницы, клей, скотч)

  • Фотоаппарат

  • Раздаточный материал для участников тренинга:

      • материалы сессий

      • учебные задания

      • оценочные формы

      • CD диски с материалами тренинга

      • упражнения

      • учебные примеры

Программа тренинга: Снижение вреда. История. Философия


Время

Тема

Форма занятия

Продолжительность

Дневная сессия

Модуль 5. Снижение вреда. История. Философия

14.00-14.20

Занятие 1. Тема: Определения, цели, задачи Снижения Вреда

Лекция

20 мин.

14.20-14.40

Занятие 2. Тема: Почему Снижение вреда? (аргументы «за» и «против»)

Работа в малых группах с презентацией

20 мин.

14.40-15.00

Занятие 3. Тема: История и география Снижения вреда

Лекция

20 мин.

15.00-15.15

Занятие 4. Тема: Факторы уязвимости целевых групп Снижения вреда.

Групповая дискуссия

15 мин.

15.15-15.30

Кофе-брейк

15 мин.

15.35-15.50

Занятие 5. Тема: Философия Снижения Вреда (концепция, стратегии, принципы),

Лекция

15 мин.

15.50-16.00

Занятие 6. Тема: Инструменты программ Снижения вреда. Формы работы

Мозговой штурм

10 мин.

16.00-16.15

Занятие 7. Тема: Этические аспекты программ Снижения вреда

Лекция

15 мин.

16.15-16.30

Занятие 8. Тема: Место программ СВ в системе общественного здравоохранения

Групповая дискуссия

15 мин.

16.30-16.45

Занятие 9. Тема: Гендерные аспекты СВ

Групповая дискуссия

15 мин

16.45-17.00

Занятие 10. Тема: Эффективность программ СВ, общие принципы мониторинга и оценки программ СВ

Лекция

15 мин.

17.00-17.10

Подведение итогов дня




10 мин.


Учебный план
Занятие 1. Тема: Определения, цели, задачи Снижения Вреда
Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- предоставление участникам основной информации о Снижении вреда и некоторых дискуссионных аспектах терминологии СВ
Основные положения темы:

  1. Определения СВ

  2. Цели и задачи программ СВ

  3. Целевые группы СВ


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 5-1

  2. текстовой материал для лекции 5-1

  3. рекомендуемая литература


Занятие 2. Тема: Почему Снижение вреда? (аргументы «за» и «против»)
Метод- работа в малых группах с презентацией

Время- 20 мин.
Цель занятия- выявление уровня осведомленности участников тренинга о стратегии СВ и совместное обсуждение аргументов «за» и «против» нее.
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 5-2


Занятие 3. Тема: История и география Снижения вреда
Метод- лекция

Время: 20 мин.
Цель занятия- информирование участников об истоках возникновения и истории развития СВ в мире и Центральной Азии
Основные положения темы:

  1. История возникновения СВ в Европе

  2. Внедрение программ СВ в странах ЦА


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 5-3

  2. текстовой материал для лекции 5-3

  3. рекомендуемая литература


Занятие 4. Тема: Факторы уязвимости целевых групп Снижения вреда
Метод- групповая дискуссия

Время- 15 мин.
Цель занятия- стимулирование участников на выработку перечня основных факторов уязвимости представителей целевых групп СВ
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 5-4


Занятие 5. Тема: Философия Снижения Вреда (концепция, стратегии, принципы)
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- представить слушателям основные теоретические и концептуальные основы движения «Снижения вреда»
Основные положения темы:

  1. «Иерархия риска» - обращение к лицам, употребляющим наркотики

  2. «Теория Зинберга» - факторы потребления наркотиков

  3. Позиция ВОЗ по СВ

  4. Принципы «Снижения вреда»


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 5-5

  2. текстовой материал для лекции 5-5

  3. рекомендуемая литература


Занятие 6. Тема: Инструменты программ Снижения вреда. Формы работы
Метод- мозговой штурм

Время- 10 мин.
Цель занятия- практическая систематизация представлений участников об инструментах программ СВ
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 5-6


Занятие 7. Тема: Этические аспекты программ Снижения вреда
Метод- Лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- показать некоторые этические аспекты программ СВ на которых часто строится критика концепции СВ
Основные положения темы:

  1. Острота этического вопроса. Моралистические прагматические подходы к оценке парадигмы СВ. СВ как объект оценочных реакций.

  2. Изменение моральных оценок в связи с эпидемией ВИЧ/СПИДа

  3. «Этичность» работы с наркопотребителями, допускающей продолжающееся употребление наркотиков?

  4. «Этичность» участия врачей в программах «Снижение вреда»?

  5. Этико-психологические аспекты обучения “безопасным” методам употребления наркотиков и информирования об этих методах.

  6. Допустимость участия активных наркопотребителей в программах «Снижение вреда» в качестве исполнителей этих программ?

  7. Этические проблемы проведения социологических исследований в рамках программ «Снижение вреда».


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 5-7

  2. текстовой материал для лекции 5-7

  3. рекомендуемая литература


Занятие 8. Тема: Место программ СВ в системе общественного здравоохранения
Метод- групповая дискуссия

Время- 15 мин.
Цель занятия- практическое обсуждение места программ СВ в системе охраны здоровья
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 5-8


Занятие 9. Тема: Гендерные аспекты СВ
Метод- групповая дискуссия

Время- 15 мин
Цель занятия- практическое обсуждение проблем, связанных с половыми различиями участников программ СВ
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 5-9


Занятие 10. Тема: Эффективность программ СВ, общие принципы мониторинга и оценки программ СВ
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- предоставление участникам информации об исследованиях эффективности программ СВ
Основные положения темы:

  1. Показатели эффективности программ СВ

  2. Некоторые результаты исследований эффективности программ СВ

  3. Принципы мониторинга программ СВ

  4. Индикаторы оценки качества программ СВ


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 5-10

  2. текстовой материал для лекции 5-10

  3. рекомендуемая литература


Подведение итогов дня (10 мин.)


Использованная и рекомендуемая литература

  1. Стандарты услуг по программам Снижения вреда в Кыргызской Республике//CARHAP//2007 (неопубликованное)

  2. Свидетельства эффективности снижения вреда//Подготовлено Международной программой развития проектов снижения вреда Института «Открытое общество», 2004 год. http://www.afew.org/russian/hr_evidence.php

  3. Елшанский С.П. Некоторые этические и психологические проблемы реализации программ “«Снижение вреда»” среди потребителей наркотиков//www.narcom.ru

  4. СПИД: образы эпидемии. ВОЗ, Женева, 1994.

  5. I UNODCCP (2002) Global illicit Drug Trends 2002. New York: United Nations Office for Drug Control and Crime Prevention.

  6. II WHO (2002) Prevention of psychoactive substance use: a selected review of what works in the area of prevention. Geneva: World Health Organization.

  7. III Gibson DR, Flynn NM and Perales D (2001) Effectiveness of syringe exchange programs in reducing HIV risk behavior and HIV seroconversion among injecting drug users. AIDS 15(11), 1329-1341.

  8. IV WHO Report on the global HIV/AIDS epidemic June 1998. http://www.who.int/emc-hiv/global_report/rep_html/report5.html

  9. V Coyle SL, Needle RH, Normand J (1999) Outreach-based HIV prevention for injecting drug users: a review of published outcome data. Public Health, 113 (Supplement I), 19-30.

  10. VI Farrell M, Ward J, Mattick RP, Hall W, Stimson G, Des Jarlais D, Gossop M and Strang J (1994) Methadone maintenance treatment for opiate dependence: A review. British Medical Journal, 309, 997-1001.

  11. VII Mattick RP, Kimber J, Breen C, and Davoli M (2003) Buprenorphine maintenance versus placebo or methadone maintenance for opioid dependence (Cochrane Review). In: The Cochrane Library, Issue 1. Oxford: Update Software.

  12. VIII Nadelmann EA, Coffin P, Halingby L and Greenshields A (1999) Safer Injection Rooms. New York: Open Society Institute.

  13. IX Mattick RP, Kimber J, Kaldor J, MacDonald M, Weatherburn D and Lapsley H (2001) Six-month process evaluation report on the Medically Supervised Injecting Centre (MSIC). Sydney: National Drug and Alcohol Research Centre.

  14. X MacCoun RJ (1993) Drugs and the law: A psychological analysis of drug prohibition. Psychological Bulletin 113, 87-512.

  15. XI Single EW (1989) The impact of marijuana decriminalization: An update. Journal of Public Health Policy, 456-466.

  16. XII Single E, Christie P and Ali R (2000) The impact of cannabis decriminalization in Australia and the United States. Journal of Public Health Policy 21, 157-186.

  17. XIII Donnelly N, Hall W and Christie P (1999) The effects of the CEN scheme on levels and patterns of cannabis use in South Australia: evidence from National Drug Strategy Household Surveys 1985-95. Commonwealth Department of Health and Family Services, Canberra.

  18. XIV Donnelly N, Hall W and Christie P (2000) The effects of the CEN scheme on levels and patterns of cannabis use in South Australia: evidence from National Drug Strategy Household Surveys 1985-1995. Drug and Alcohol Review 19, 265-269.

  19. XV MacCoun R and Reuter P (1997) Interpreting Dutch cannabis policy: Reasoning by analogy in the legalization debate. Science 278, 47-52.

  20. XVI Lenton S, Hummeniuk R, Heale P and Christie P (2000) Infringement versus conviction: The social impact of a minor cannabis offence in SA and WA. Drug and Alcohol Review 19, 257-264.

  21. XVII Gold M, Gafni A, Nelligan P, and Millson P (1997) Needle exchange programs: an economic evaluation of a local experience. Canadian Medical Association Journal 157(3), 255-262.

  22. XVIII Laufer FN (2001) Cost-effectiveness of syringe exchange as an HIV prevention strategy. Journal of Acquired Immune Deficiency Syndromes 28(3), 273-278.

  23. XIX Ward P and Sutton M (1998) The effectiveness of methadone maintenance treatment: cost effectiveness. In (eds.) Ward J, Mattick RP and Hall W, Methadone Maintenance Treatment and other Opioid Replacement Therapies. Amsterdam: Harwood.

  24. XX Watters JK, Estilo MJ, Clark GL et al (1994) Syringe and needle exchange as HIV/AIDS prevention for injection drug users. JAMA 271:115-120.

  25. XXI Paone D, Des Jarlais DC, Gangloff R, Milliken J, and Friedman SR (1995) Syringe Exchange: HIV prevention, key findins, and future directions. International Journal of the Addictions 30, 1647-1683.

  26. XXII Wolk J, Wodak A, Guinan J, Macaskill P, and Simpson JM (1990) The effect of a needle and syringe exchange on a methadone maintenance unit. British Journal of Addictions 85, 1445-1450.

  27. XXIII Brooner R, Kidorf M, King V, Beilenson P, Svikis D and Vlahov D (1998) Drug Abuse Treatment Success Among Needle Exchange Participants. Public Health Reports 112 (Supplement 1): 129-139.

  28. XXIV Oliver KJ, Friedman SR, Maynard H, Magnuson L, and Des Jarlais DC (1992) Impact of a needle exchange program on potentially infectious syringes in public places. Journal of Acquired Immune Deficiency Syndromes 5: 380.

  29. XXV Macalino GE, et al (1998) Community based programs for safe disposal of used needles and syringes. Journal of Acquired Immune Deficiency Syndromes and Human Retrovirology 18(Supplement 1): S111-S119.



Похожие:

Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница