Скачать 82.31 Kb.
|
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной речевой группе детей с ТНР по теме: «Весенняя сказка». (игра – путешествие) Выполнено : учителем - логопедом Ивановой Людмилой Михайловной. ГБДОУ детский сад №73 г. Санкт - Петербург Использование технологий: - личностно- ориентированное взаимодействие педагога с детьми; - здоровье - сберегающие - игровые - ТРИЗ - ИКТ Цель : расширение и совершенствование словаря по теме: »Весна»; представлений о сезонных изменениях в природе. Коррекционно – образовательные цели: - расширять и уточнять представления детей о весне, месяцах сезона. - приобщать к народным праздникам и традициям. Коррекционно – развивающие цели: - уточнять, расширять и активизировать словарь по теме: «Весна». - совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных единственного и множественного чисел ; прилагательных разного рода; глаголов разной формы); совершенствовать навыки словообразования и словотворчества - совершенствовать навыки звуко – слогового анализа - развивать: фонематический анализ и синтез; оптико – пространственные представления; связную речь. - развивать : слуховую и зрительную внимание и память, логическое мышление. - формировать понятие причинно – следственных связей закономерностей явления природы. Коррекционно – воспитательные цели: - формировать навыки сотрудничества, взаимодействия. доброжелательного отношения, самостоятельности, ответственности. Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей. - воспитание любви, интереса и бережного отношения к природе, народным традициям и играм. Поощрять проявления фантазий и воображения. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физкультура», «Здоровье», «Безопасность» Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная. Предварительная работа: Прослушивание музыкальных произведений: А. Вивальди «Времена года Весна»; П. И. Чайковский «Времена года» («Жаворонок»); наблюдений в природе, чтение стихотворений, рассказов; рассматривание иллюстраций; дидактические игры: «Когда это бывает?», «Четвёртый лишний», «В гости к весне», диалог А. Лойко «Зима и весна». Необходимые материалы:
Ход занятия: 1.Организационный момент. Логопед и дети приветствуют друг друга встают в круг. Я твой друг и ты мой друг, Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся, Когда улыбочку дарил - я тебя развеселил?! 2. Основная часть. *(Дети проходят и садятся на стулья, которые расставлены полукругом. Звучит фонограмма »Жаворонок» П. И. Чайковского) - Я хочу вас пригласить послушать музыку. Кто узнал, что за произведение? А может кто – то вспомнит автора? Понравилась ли музыка в произведении? Что или кого вы представляете? Чьи трели вы услышали? Правильно – это жаворонок! Это какая птица? Перелётная , которая появляется (возвращается) весной. - (Появляется слайд – шоу перелётные птицы, начиная с изображения жаворонка) Логопед проводит игру «Один – много» -В лесу появиться скоро много…….. - На ветки сидит один….., а на другой сидит много……. ^ Аист – аисты – аистов; ласточка – ласточки – ласточек Грач – грачи – грачей; лебедь – лебеди – лебедей………… *(включение небольшого отрывка из произведения «Жаворонок») -А какое у вас настроение от услышанной музыки? -а у меня настроение немного мечтательное, сказочное ……Я представляю: солнечный денёк, травку, когда растает снег и появятся цветы разные, разные…Давайте, чтобы такая весна к нам пришла мы ей подарим венок. Он будет необычный …»венок – настроения» Подойдите и выберите для венка весны, такие цветочки, которые похожи на ваше настроение…..(дети и логопед составляют «венок – настроения»)……..Как называются цветы, которые первыми весной? (первоцветы) Какие первоцветы вы знаете? (подснежник, ландыш, одуванчик, фиалка, нарциссы……) - Где растут эти цветы? (лесу, поле, саду) если мы встретили в лесу, значит это лесные первоцветы….полевые….садовые. Подбор описательных прилагательных. - Букет нарциссов какой? ( ароматный, красивый, свежий, необычный, хрупкий, тонкий, нарядный. – Полянка, где растут одуванчики она какая? ( жёлтая, яркая, одуванчиковая…..) –Нам повезло и мы повстречались в лесу с ландышем – это растение какое? (душистое, редкое, маленькое, охраняемое) Подбор слов – действий. -А что можно делать с цветами?- (Смотреть, собирать , рвать, срезать, нюхать, плести, восхищаться, охранять….) *-Давайте подойдём к окну и посмотрим к нам какая весна пришла ? Каким нас деньком побаловала? Подбор описательных прилагательных. ( Солнечный, морозный, дождливый, пасмурный, прохладный, весенний, яркий, светлый…) -Какие месяцы у весны? Какой сейчас по счёту месяц? После весны какое время года наступит? А до весны какое время года было? *Логопед проводит игру «Хлопни, если услышишь весеннее слово….» - Сейчас мы отдохнём и поиграем в игру, если слово подходит к весне, то надо хлопнуть и подпрыгнуть . Слушайте внимательно! ^ *- А сейчас задание усложняется. Я загадаю загадки, а подсказки есть в картинках – все они про приметы весны. А, что такое приметы? ( Это изменения в природе , жизни людей, по которым мы догадываемся, что наступила весна).Отгаданное слово надо разделить на слоги и объяснить. 1.В дверь, в окно стучать не будет А взойдёт и всех разбудит? 2.Ой, беда! Ой, беда! Тает снег, кругом вода Не обуешь валенки. На снегу ……….. 3.Жил я посреди двора, где играет детвора, Но от солнечных лучей. Превратился я в ручей? 4. Снег в лесу. Сугробов много, но слышна синицы трель С крыши прямо на дорогу звонко капает ………… 5.Морковка бела. Всю зиму росла Солнышко пригрело. Всю морковку съело? 6. На реке и треск и гром- Это значит ледолом На реке лёд идёт – Это значит………… Ребёнок, который отгадал загадку, вешает соответствующую картинку на магнитную доску. Делит слово на слоги, объясняя количество слогов. *Дети проходят на стульчики. Логопед проводит игру «Повтори правильно» _ Слушаем внимательно! Повторять надо только правильный ответ.( возможен ответ хором) ^ Порхают птички или лисички? Тает снежинка или слезинка? Журчат ручьи или грачи? Прилетают насекомые или птицы? Трещит лёд или ледоход? *Звучит русская народная мелодия .Появляется Весна . - Я, Весна – красна! Бужу землю ото сна! Набухайте на веточках почки! Распускайтесь неслышно цветочки! Снег быстрей в ручьи превращайся, Травка – муравка скорей поднимайся! Весна восхищается «венком – настроения», хвалит ребят, рассказывает о своём наряде(сарафане, рубахе с вышивкой, кокошнике с лентами) - Я хочу с вами сыграть хоровод и спеть струю народную песню, которой наши предки зазывали к себе весну, радость, урожай! Весна, дети и логопед участвуют в динамической паузе( речь с движением) ^ (Дети встают в круг, взявшись за руки) Приди весна с радость, С радостью, с радостью (Идут в противоположную сторону по кругу) С великой милостью: ^ (Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох) С корнем глубоким (Приседают, опускают руки выдох) С хлебами обильными (Взявшись за руки бегут по кругу. *Весна обращается с просьбой к детям, они подходят к столам, выбирают любую карточку и отгадывают слово. - Мне письмо прислали, а Леший с Бабой – ягой его заколдовали, там палочки , кружочки - ничего не понятно! Весна достаёт конверт со схемами и ребусами. Схемы: лужа, весна, жук, ёж, почка. ( на этих карточках с обратной стороны для проверки картинка). Ребусы : весна, гроза, почка, радуга, ветер, дождь, нарцисс, трава…….. Логопед напоминает, о том. что карточку рассматриваем не торопясь, внимательно. Если попался ребус, то отгадываем слева направо. Подсказывает, исправляет при затруднении. Дети объясняют Весне свои слова. *Весна благодарит детей за помощь и (удивлённо) заглядывает в конверт..- А я думала там письмо. Логопед предлагает детям порадовать Весну и придумать со словами предложения. Дети. логопед садятся за столы. Весне предлагают послушать и отдохнуть на пенёчке. Логопед, используя проволочку и бусины,с детьми составляет предложения «путём нанизывания слов». В первом предложении даётся вариант подбора слов, а затем дети выполняют самостоятельно. Трава (какая?) зелёная, изумрудная, свежая, новая, короткая..(что с ней произошло?) появилась , подросла, вышла, показалась…(где мы могли её увидеть?) в лесу, у дома, во дворе ,на клумбе……. *Весна очень довольная, хочет отблагодарить ребят, а корзинка с сюрпризами осталась на другом берегу ручейка. Солнце стало припекать, ручьи разлились и ей никак не добраться. Логопед предлагает вспомнить, что у них есть «звуковые камушки», Можно наступая на них добраться до гостинцев, но только если придумаешь слова. Весна придумывает слова (шуметь, журчать) Определив первые звуки , детям даётся задание придумать слова в начале и середине слова . (Можно провести игру «Измени звук». Дети меняют звук [Ж] на [Ш] и наоборот: нашивка - ……мажет -……..,тушить - …..шить)Ребята и Весна переходят через ручьи и находят корзинку. 3.Заключение . Подведение итогов. - Что интересного сегодня было с вами? Что вы делали? Какие испытания мы с вами прошли? Что необычного вам запомнилось? А что не понравилось? - Наше сказочное путешествие завершилось..Вы мне очень помогли , выручали меня.. Я хочу вам сказать ,спасибо ,девчонки и мальчишки, вы добрые и отзывчивые…Мы добрались до корзинки там у меня «жаворонки»- булочки, которые пекли на Руси с приходом весны. Угощайтесь . |
![]() | Конспект нод по развитию речи в подготовительной группе Цели: Закреплять: умение детей устно составлять объявления, состоящие из рассказов разных типов | ![]() | Конспект нод в подготовительной группе (4 год обучения) по теме «Одежда» Цель нод: закрепление усвоенных знаний и активизация устной речи по теме «Осенняя одежда» |
![]() | Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013 14 учебного года Конспект нод по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей... | ![]() | Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: "Мы дружные ребята" |
![]() | Конспект итогового логопедического интегрированного занятия по развитию... Закрепление, расширение, активизация представлений детей по теме «Морской транспорт, обитатели морей, океанов» | ![]() | Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну умных игр» Вопросы, рассказы детей, игра путешествие, дидактические игры, пальчиковые упражнения, чтение стихотворения, прослушивание песни... |
![]() | Конспект нод в подготовительной группе " Путешествие в прошлое утюга" Цель: познакомить детей с историей утюга, вызвать интерес к предметам прошлого; побудить детей понимать назначение и функции утюга,... | ![]() | Конспект Непосредственно – образовательной деятельности по развитию... Расширять и уточнять знания детей о правилах поведения в лесу, о жизни живой и неживой природы |
![]() | Конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации... Способствовать познавательному развитию детей: познакомить с жилищем русских людей в старину | ![]() | Конспект нод в старшей группе: Игра-путешествие Образовательные – уточнять и закреплять знания детей о транспорте; умение классифицировать виды транспорта (наземный, водный, воздушный);... |