Методическая разработка конспекта интегрированного урока Тема: «Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века»




Скачать 320.97 Kb.
НазваниеМетодическая разработка конспекта интегрированного урока Тема: «Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века»
страница1/3
Дата публикации15.07.2013
Размер320.97 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > География > Урок
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Владимира

«Средняя общеобразовательная школа №19»


Методическая разработка конспекта интегрированного урока

Тема: «Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века»

Конспект урока разработали

Лебедева Елена Геннадиевна –

учитель истории и обществознания,

Гришина Наталья Евгеньевна –

учитель географии


Владимир

2013

Урок в 8 классе «Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века»
Учитель: Лебедева Е.Г., учитель истории и обществознания МБОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №19»; Гришина Н.Е., учитель географии МБОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №19»

УМК: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010;

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIXвек: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011

^ Тема урока:«Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока:способствовать формированию представлений о географическом, историческом и этнографическом состоянии России второй половины XIX века через изучение деятельности Русского географического общества

Задачи:

  • предметные: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории своей страны и человечества в целом;

  • метапредметные: развивать умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели; содействовать развитию умения работать с информацией, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы; развивать умения взаимодействовать с людьми, работать в группах, представлять себя, вести дискуссию; совершенствовать рефлексивные умения учащихся;

  • личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; содействовать пониманию культурного многообразия мира, воспитанию уважения к культуре своего и других народов, толерантности

^ Формы и методы обучения: индивидуальная и групповая работа с источниками

Основные понятия и термины: Русское географическое общество

Основные личности: Шампольон, Дюмон-Дервиль, Лаплас, Ливингстон, Дарвин, Шеклтон, К.М. Бэр, П.И. Кеппен, Ф.П. Литке, Великий князь Константин Николаевич, П.П. Семенов, Н.М.,Пржевальский, П.А. Чихачев, Н.М. Миклухо-Маклай, Н.Д.Черский

Оборудование: компьютер с выходом в интернет, проектор, видеоролики, презентация-сопровождение, анимированные карты


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Ресурсы

I. Мотивация

(5 мин.)

Слова учителя истории: «Здравствуйте. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы его проведем вместе с учителем географии. Ребята, попытайтесь определить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке, посмотрев видеоролик».

Учащиеся смотрят ролик и формулируют тему урока

Познавательные,

коммуникативные

Видеоролик «Выступление на церемонии открытия штаб-квартиры Русского географического общества в Москве»


II.Осмысление учебных задач

(10 мин.)

Рассказ учителя об истории возникновения обществ в Европе (приложение №3).

Какова была цель создания Русского географического общества?

Сколько отделений было создано? (приложение №4)

Работают с приложением №4, отвечают на вопросы

Регулятивные, познавательные

Устав Императорского русского географического общества

и фото ученых-создателей обществ показывать, приложения №3,4; презентация-сопровождение, ролик «История Русского географического общества» http://www.rgo.ru/2011/08/russkoe-geograficheskoe-obshhestvo-165-let-istorii/

III.Открытие нового знания

(20 мин.)

Учитель географии: «Одной из наиболее ярких сторон работы Русского географического общества всегда была экспедиционная деятельность. Мировое признание Обществу принесли крупнейшие географические открытия, сделанные его членами уже в середине — конце XIX века. С этими открытиями нам предстоит сегодня познакомиться. Ребята, чтобы наша работа была эффективной, предлагаю разделиться на группы (на данном уроке группы формируют учителя, в каждой группе есть и «сильные» и «слабые» ученики). Предлагаю правила работы в группе (см. Приложение №1). Капитана в каждой группе учащиеся выбирают самостоятельно. Каждая группа получает задания. Выполняя задания, все ответы каждая группа чётко фиксирует в оценочном листе».

Учитель подводит итоги деятельности групп, предлагает просмотреть видеоролик

Работают в группах

1 группа –Деятельность П.П. Семёнова-Тян-Шанского

2 группа – Деятельность Н.М. Пржевальского

3 группа – Деятельность П.А. Чихачёва

4 группа – Деятельность Н.Н. Миклухо – Маклая

5 группа – Деятельность И.Д. Черского.

Результаты работы фиксируют в оценочном листе (см.Приложение №2)

Учёный

Область исследования

Результат

Историческое и географическое значение













Каждая группа докладывает о результатах своей работы.

Регулятивные, коммуникативные, познавательные

Тексты о деятельности учёных (см. Приложение №5)

IV. Рефлексия

(5 мин.)

Учитель проводит рефлексию

Учащиеся выполняют рефлексию

^ Что знал?

Что узнал нового?

О чем думал по-другому?



регулятивные



^ Домашнее задание: Учитель предлагает ученикам сделать сообщения или презентации о деятельности других членах Русского географического общества
Приложение №1.

Правила работы в группе

  1. Капитаном (координатором) выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

  2. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную силу.

  3. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  4. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.

  5. Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

  6. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

  7. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора).

  8. Выступать от имени группы почётно. Это делает подготовленный всей группой ее полномочный представитель.


^ Приложение №2 «Оценочный лист»
Группа ______________________________________________________________________________________________

Состав группы:___________________________________________________________________________________

Выполнение задания:


Учёный

Область исследования

Результаты

Историческое и географическое значение














Приложение №3

Исторический обзор географических обществ мира

Прообразом современных географических обществ можно считать образованное в Венеции в 1688 году «Космографическое общество», позже переименованное в «Общество воздухоплавателей».

В 1731 году в Нюрнберге было создано географическое общество, преследовавшее коммерческие цели и занимавшееся главным образом изучением Африканского континента. Позже появились несколько других аналогичных обществ.

Идея образования географического общества, не ограничивавшегося коммерческими целями, была впервые озвучена в 1775 году французским ученым Жаном-Николя Боше.

19 июля 1821 года, учёные, разделявшие идею о необходимости создания географического общества, провели подготовительное заседание, а 15 декабря 1821 года в здании мэрии Парижа состоялось учреждение первого в истории научного географического общества.

Ввиду особого статуса французского географического общества его президент на международных собраниях географических обществ мира всегда выступает первым.

В создании ^ Французского географического общества приняли участие 217 самых выдающихся учёных той эпохи, среди которых были Шампольон, Дюмон-Дюрвиль, Лаплас, и другие. Членами общества были Жан Шарко, Анатоль Франс, князь Монако Альберт и Жюль Верн.

Образование французского географического общества было обусловлено не только научными предпосылками. Оно было создано в эпоху, когда в Европе нарастал особый интерес в отношении других частей мира, и связано это было в первую очередь с расширением колониальной экспансии европейских государств.

http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/04/champollion-.jpg

Шампольон

http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/04/dumont_durville.jpg

Дюмон-Дюрвиль

http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/04/laplace.jpg

Лаплас

Французская модель легла в основу создания других географических обществ Европы и мира.

В 1828 году было основано географическое общество в Берлине. Его основателями стали одни из самых выдающихся географов своего времени, Карл Риттер и Александр фон Гумбольдт, считающиеся основоположниками современной научной географии.

Следующим после Берлинского общества стало географическое общество Лондона. Оно было образовано сэром Джоном Бэрроу, сэром Джоном Франклином и Фрэнсисом Бофортом в 1830 году. Покровителем общества был король Вильгельм IV.

В Географическое общество Лондона вошли: Клуб Роли, Африканская и Палестинская ассоциации.

Общество активно способствовало и всячески поддерживало многих известных исследователей и путешественников, таких как Чарльз Дарвин, Давид Ливингстон, Генри Мортон Стэнли, Роберт Фалкон Скотт, Эрнест Генри Шеклтон, сэр Эдмунд Хиллари.

http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/04/livingston.jpg

Ливингстон

http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/04/darwin.jpg

Дарвин

http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/05/shackleton2.jpg

Шеклтон

Российское стало четвёртым в Европе.

В 1843 году в Санкт-Петербурге под руководством выдающегося статистика и этнографа Петра Ивановича Кёппена стал регулярно собираться кружок, на котором обсуждались вопросы статистического и географического описания территории России. Вскоре к участникам собраний присоединились известный натуралист и путешественник Карл Максимович Бэр и адмирал Федор Петрович Литке. Этот научный кружок стал предшественником Русского Географического общества.

http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/04/ber.jpg

Бэр

http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/04/keppen2.jpg

Кеппен

http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/04/litke1.jpg

Литке

19 августа 1845 года воспоследовало Высочайшее Его Императорского Величества соизволение на учреждение Русского географического общества.

^ Общество учреждалось при Министерстве внутренних дел, что подчеркивало его государственный статус.


http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/08/img414_resize1.jpg

К этому времени Россия уже имела немалый опыт географических исследований. Были организованы экспедиции для изучения Сибири, Закаспийского края, отдалённых восточных и северных окраин страны.

Мировую славу России и её науке принесли кругосветные плавания в начале XIX века, во время одного из которых, под началом    Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.К. Лазарева в 1820—1821 гг.,  обнаружен новый материк, первый участок Антарктической суши.

За первые десятилетия XIX века было снаряжено немало экспедиций и на территории самой России, среди них замечательная по своим научным результатам экспедиция А.Ф. Миддендорфа (1843—1844 гг.) в Восточную Сибирь.

Развитие капиталистических отношений на обширных территориях Европейской России стимулировало интерес к собиранию детальных сведений о природных ресурсах, о состоянии населения, промыслов, земледелия, торговли и т. д. Некоторые шаги в этом направлении предпринимали правительственные учреждения.

И всё же для такой огромной страны, как Россия, всего этого было недостаточно, что прекрасно понимали не только учёные, но и другие прогрессивные, либерально настроенные интеллигенты, осознававшие необходимость реформ и видевшие, что без серьёзного всестороннего знания своей страны (для чего была необходима специальная организация, координирующая такую работу) вряд ли можно добиться хозяйственного прогресса.

Первым председателем общества стал Великий князь Константин (1821— 1892), второй сын Николая I. Его воспитателем был в своё время Ф.П. Литке. Константин Николаевич был одним из образованнейших людей той эпохи, поэтому принимал активное     участие в проведении крестьянской реформы.

После его смерти Великого князя Константина Николаевича общество возглавил Великий князь Николай Михайлович, а, начиная с 1917 года, председатели (позднее — президенты) стали избираться.

Первым фактическим руководителем РГО был его вице-председатель Ф.П. Литке — с 1845 по 1850 год. Затем, его на 7 лет сменил сенатор М.Н. Муравьев, а с 1857 по 1873 год Обществом снова управлял Ф.П. Литке. После смерти знаменитого адмирала общество возглавил П.П. Семёнов, получивший впоследствии к своей фамилии прибавление Тян-Шанский и руководивший обществом в течение 41 года — до своей кончины в 1914 году.

Уже в первые десятилетия деятельности общество объединило передовых и образованных людей России, которым были близки острые социально-экономические проблемы эпохи. Русское географическое общество заняло видное место в научной и общественной жизни страны

Приложение №4
http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/08/216.jpg
http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/04/all-site.png
  1   2   3

Похожие:

Методическая разработка конспекта интегрированного урока Тема: «Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века» iconМетодическая разработка урока истории Тема
Формирование чувства уважения и гордости к истории России путем акцентирования внимания на событиях 1812 года
Методическая разработка конспекта интегрированного урока Тема: «Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века» iconМетодическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты»
Задачи урока: познакомить учащихся с нуклеиновыми кислотами, продолжать развивать компетенции
Методическая разработка конспекта интегрированного урока Тема: «Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века» iconТема урока: «сколь много должны в них екатерине мы»
Методическая разработка урока истории и культуры санкт петербурга для 8 класса
Методическая разработка конспекта интегрированного урока Тема: «Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века» iconМетодическая разработка конспекта урока по географии 8 класс по учебнику...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13»
Методическая разработка конспекта интегрированного урока Тема: «Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века» iconУрок истории и литературы в 8 классе «Русская культура первой половины XIX века»
Оборудование: учебник Данилова А. А., Косулиной Л. Г. "История России. XIX век", компьютерная презентация; компьютер, мультимедиапроектор,...
Методическая разработка конспекта интегрированного урока Тема: «Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века» iconМетодическая разработка урока по теме: Географическое положение. Очертания берегов
Цель урока: сформировать у учащихся представление о физико – географическом положении Северной Америки
Методическая разработка конспекта интегрированного урока Тема: «Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века» iconБуржуазные реформы 60-70-х годов XIX века в России
Цель урока: познакомить учеников с содержанием реформ второй половины века в России; доказать, что она в это время вышла на капиталистический...
Методическая разработка конспекта интегрированного урока Тема: «Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века» iconМетодическая разработка урока истории в 8 классе по специальной (коррекционной)...
Методическая разработка урока истории в 8 классе по специальной (коррекционной) программе VIII вида
Методическая разработка конспекта интегрированного урока Тема: «Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература»
Данная методическая разработка составлена для проведения урока по дисциплине «Литература» (тема «Литературные течения поэзии русского...
Методическая разработка конспекта интегрированного урока Тема: «Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века» iconМетодическая разработка открытого урока по истории: «Образование...
Данный урок по истории является открытым и входит в блок: «Раннее средневековье. V – X вв». Урок имеет целью расширение и закрепление...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница