Скачать 112.81 Kb.
|
Открытый урок в 4 классе по окружающему миру. Тема: «Моря Северного Ледовитого океана». Проведён учителем начальных классов Конюховой Л.А. Интеграция: окружающий мир, чтение и математика Цели урока: - сформировать у учащихся представление о морях Северного Ледовитого океана, познакомить с их местонахождением; - развивать познавательную активность и самостоятельность детей через разные формы работы на уроке; - развивать умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, дискутировать, развивать речь; умение работать с новой информацией; - воспитывать интерес к природе нашей Родины, к памятникам природы, культуры и истории нашего края. - Закрепить математические навыки: сравнение многозначных чисел, перевод одних величин в другие. Оборудование: физическая карта России, контурные карты, картины, фотографии, слайды (презентация). ^ I. Организационный момент. - Добрый день. Дорогие друзья! Новой встрече рада я! Сегодня нас ждут не зря Наши знания! ^ - Какой новый раздел мы стали изучать на прошлом уроке? (Природа и человек) -Какую тему изучали на прошлом уроке и что узнали? (мы узнали, какие равнины и горы есть на территории России, учились показывать их местоположение на карте.) -С какой картой мы работали на прошлом уроке? (С физической картой России) а) равнины: -Прикрепите карточку с изображением типа равнины на физ. карту и назовите её месторасположение. (Ответы детей по каждой равнине с показом на карте - Восточно-Европейская равнина - Западно-Сибирская равнина - Среднесибирское плоскогорье) Примерные ответы детей: 1. Восточно-Европейская равнина – это холмистая равнина, одна из крупнейших равнин земного шара. Занимает большую часть восточной Европы и значительную часть Западной Европы. На С-З ограничена Скандинавскими горами, на Ю-З Карпатами (горная система в Европе), на Ю-Кавказом, на В–Уралом. Большая часть территории расположена в лесной зоне. Москва находится на этой равнине. 2. Западно-Сибирская равнина располагается между Уралом на западе и Средне-Сибирским плоскогорьем на востоке. Это плоская равнина. Она самая плоская и самая низкая из огромных равнин Земли. Поэтому здесь много озёр и болот. Наибольшую площадь занимает тайга. Протекают Обь с Иртышом. Здесь находятся богатые месторождения нефти и газа. 3. Среднесибирское плоскогорье располагается в Восточной Сибири. Большая часть территории покрыта тайгой. Тайга - хвойный лес. Именно в Восточной Сибири преобладают лиственница и сосна. Здесь добывают каменный уголь, железную руду, золото, алмазы, природный газ и уран. -Как называется территория, которая располагается ещё восточнее восточной Сибири? (Дальний Восток) б) горы - Прикрепите карточку, где показаны контуры гор, на физ. карту и кратко расскажите о горах России. (Ответы детей - Уральские горы - Саяны с Алтаем - Кавказ - вулканы Камчатки) Примерные ответы детей 4. Уральские горы Это горная система на границе Европы и Азии. Эти горы простираются от берегов Карского моря на юг более 2000 км. 1000 лет назад их называли Каменным поясом. Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинная. В пределах уральских гор находятся разнообразные заповедники: Печорский, Башкирский, Ильменский. Самая высокая гора – Народная (1895м) 5. Кавказские горы располагаются между Чёрным, Азовским и Каспийским морями. Высшая точка – Гора Эльбрус (5642м), Дыхтау (5203м) и Казбек (5033м). Высоко в горах - ледники. Ниже склоны покрыты лиственными лесами (бук, дуб) и хвойными лесами. Черноморское побережье Кавказа- важнейший курортный район. (в 2014г в Сочи в районе Красной поляны будут проходить Олимпийские игры) 6. Алтай и Саяны расположены на Ю-В Сибири. Саяны делятся на Западный Саян и Восточный Саян. В горной системе Алтай самая высокая гора – это Белуха(4506м). В С-В части располагается Алтайский заповедник. (включён в список Всемирного природного наследия) Прикрепить эмблему Всемирного наследия. 7. Вулканы Камчатки С севера на юг по всему полуострову проходят горы. Здесь всего 160 вулканов. Из них действующих 28. Самый известный - это вулкан Ключевая Сопка (4750м), он извергается каждые 6-7 лет, извержения могут продолжаться по нескольку месяцев. Вулканы Камчатки тоже включены в список Всемирного природного наследия. Прикрепить эмблему Всемирного наследия в) Математика Если на Камчатке 160 вулканов, а действующих только 28, сколько потухших вулканов? (160-28=132) ^
Кругом вода, а с питьём беда. -Вы догадались, о чём говорится? (Так говорят о море) (слайд 2) Чтобы о морях знать, Надо карту уметь читать, Быть внимательным, уметь наблюдать И, конечно, рассуждать. - Вы убедились в том, что наша страна велика и в ней много мест, с которыми интересно познакомиться. Итак, мы отправляемся в путешествие на автомобиле, который умеет и по суше передвигаться и по воде плавать. -Как называется такой автомобиль? (амфибия) Прикрепить авто на доску в г. Мурманск. Он будет перемещаться по морям, о которых пойдёт речь. -Вы готовы к путешествию по водным просторам страны?
- Как называются самые большие водоемы? (оканы) (слайд 3) -Для начала давайте вспомним, какие океаны вы знаете? -Какой самый маленький и холодный? (Северный Ледовитый) (слайд 4) -Океан, опровергающий своё название и самый глубокий? (Тихий) (слайд 5) -Океан, названный второй по величине? (Атлантический) (слайд 6) -Океан, разделяющий Африку и Австралию? (Индийский) (слайд 7) -Сегодня нам предстоит выяснить: какие моря к какому океану относятся?
-Что такое море? (часть океана, которая вдаётся в сушу) -Какой океан омывает Евразию на востоке? Западе? Севере? (покажите на карте) Тема урока: «Моря Северного Ледовитого океана». (слайд 9) Этот океан и острова на нём называют ещё Арктикой. Арктос (греч.) – страна белых медведей. -Прочитайте моря относящиеся к Северному Ледовитому океану?
Море волнуется раз, ^ Море волнуется три, Морская фигура замри!
Белое (слайд 11) Названо так за светлые летние ночи. Глубоко врезано в сушу. Одно из самых маленьких морей. Зима – длительная и холодная, пасмурная, с обильными снегопадами; лето – прохладное, большую часть пасмурное. Развито рыболовство, промысел морского зверя и добыча водорослей. Имеет важное транспортное значение. Баренцево (слайд 12) Названо по имени капитана Виллема Баренца (ок 1550-1597) (голл. мореплаватель.) Похоронен на Новой Земле. Здесь мягкая зима, непродолжительное и холодное лето, непостоянная погода. Широко развито рыболовство. В Мурманске расположен единственный незамерзающий порт нашей страны. Поскольку здесь проходит важная магистраль, связывающая Россию с другими странами, море считается экологически грязным. Карское (слайд 13) Много островов. Самый крупный – Новая Земля. Здесь частый шторм, ураганный ветер. В любое время года может выпасть снег. Лаптевых (слайд 14) Названо в честь офицеров русской экспедиции двоюродных братьев Дмитрия Яковлевича и Харитона Прокофьевича, которые обследовали эти земли. Располагается на северном побережье России – между полуостровом Таймыр, о-вом Северная Земля и Новосибирскими о-вами. Почти весь год покрыто мощными льдами. Здесь обитают моржи, морской заяц, нерпа. Впадает река Лена. Восточно-Сибирское (слайд 15) Находится между Новосибирскими о-вами и о-вом Врангеля, большую часть года покрыто льдом. Море мелководное. Средняя глубина 45м. Зимой ясная морозная погода, а летом (слайд 12) пасмурная, часто дожди, изредка даже мокрый снег. Впадает Индигирка, Колыма. Чукотское (слайд 16) Названо по имени народа чукчей. Живущих на его берегах. Проливом Лонга соединяется с Восточно-Сибирским морем. Это море получает малое количество солнечного тепла. Большую часть года покрыто льдом. Море мелководное (50м). Здесь находится крупный о-в Врангеля. Развито рыболовство, промысел морских тюленей и нерпы. Слушая стихотворение подберите нужные слова для характеристики морей С-Л океана.
Есть у моря свои законы, Есть у моря свои повадки… Море может быть то зелёным С белым гребнем на резкой складке, То без гребня, свинцово-сизым, С мелкой рябью волны гусиной, То задумчивым, светло-синим, Просто светлым и просто синим, Чуть колышимым лёгким бризом. Море может быть в час заката То лиловым, то красноватым, То молчащим, то говорливым, С гордой гривой в час прилива. Море может быть голубое, И порою в дневном дозоре Глянешь за борт – и под тобою То ли небо, а то ли море. Но бывает оно и чёрным, Чёрным, мечущимся, покатым, Неумолчным и непокорным, Поднимающимся, горбатым. -Что можете сказать о этих морях? (моря С-Л.ок. - холодные, покрываются льдом……)
-А теперь попробуйте отгадать, о каком месте на карте я сейчас прочитаю стихотворение С. Смирнова. Не на Дальнем, а дальше – на Дальнем Востоке Утро мира свои обретает истоки, Над Чукоткой, в полярном тумане пролива. Флаг Российский горит на скале горделиво. Над Аляской, на полуострове серого цвета, Флаг чужой, полосатый – Америка это. -Речь идёт о Берингове проливе. (слайд 18) Итак, мы его проплываем и попадаем…. (в Тихий океан) (слайд 16)
Найти, показать моря данного океана. (слайд 19) 1-в моря Тихого океана, 2-в моря Атлантического океана. ^ (слайд 20) Берингово море (слайд 21) Охотское (слайд 22) Японское (слайд 23) Моря Атлантического океана. (слайд 24) Балтийское море (слайд 25) Чёрное (слайд 26) Азовское (слайд 27)
А теперь я предлагаю вам поработать в группах с контурной картой. (слайд 28) 1 группа отмечает моря Сев-Лед. океана 2 группа – моря Тих. океана 3 группа – моря Атл. океана По окончании работы – один человек с группы даст хар-ку морям своей группы и покажет на физической карте. -Что можете сказать об этих морях? (слайд 29, 30, 31) (на морях Тих.ок. - дуют ветры и стоят туманы, добывают много рыбы) (моря А.ок. - глубоко вдались в сушу, тёплые, места отдыха. О Балтике не скажешь, что тёплое, но в нём купаются в летние месяцы) (моря С-Л.ок. - холодные, покрываются льдом……) -Сколько морей омывает территорию России?(^ -Что вы можете сказать о воде в морях? (да, вода в морях соленая, непригодная для питья)
Проверка: (слайд 32)
Математика. -Как вы думаете, какое море самое большое и какое самое маленькое? Посмотрите на доску. На карточках написаны площади морей России. Расставьте их в порядке убывания. (дети по одному расставляют, читая многозначные числа, я переворачиваю карточки и читаем океаны от самого большого до самого маленького)
Доклад (слайд 33-34)
Работа в рабочих тетрадях – стр. 22 - 24
Колышется даль голубая, Не видно нигде берегов… Мы с детства о море мечтаем О дальних огнях маяков. Летят белокрылые чайки – Привет от родимой земли И ночью, и днём В просторе морском Стальные идут корабли.
Прочитать материал по учебнику, подготовить рассказ об одном море Тихого или Атлантического океана, отметить в контурной карте все моря. |
![]() | Урок по математике и окружающему миру во 2 классе Воспитывать самостоятельность, внимательность, бережное отношение к окружающему миру | ![]() | Природной зоны На островах Северного Ледовитого океана и на севере п-ва Таймыр. (71ºс ш. 81º45’ с ш.) |
![]() | Теория происхождения славян Европы и Азии от лазурной Адриатики до берегов Тихого океана и от знойных степей и пустынь Казахстана и Средней Азии до хмурых вод... | ![]() | Урок окружающего мира во 2 классе Образовательная система «Школа 2100» Презентация «Моря и океаны» (Power Point), карта полушарий, 4 конверта с заданиями, плакаты из комплекта «Наглядные материалы по... |
![]() | Восточная Сибирь Огромная территория Восточной Сибири, занимающая четвёртую часть площади России, простирается от берегов Северного Ледовитого океана... | ![]() | Урок по окружающему миру в 1 классе Тема урока : «Где живут белые медведи?» Ребята, у нас в гостях Умка (белый медведь). Какой у него огромный мешок! Давайте посмотрим, что он нам принёс |
![]() | Урока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему: «Мои... Конспект открытого урока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему | ![]() | Методическая разработка самоанализа урока по окружающему миру в 1... Мною был проведен урок окружающего мира в 1 классе, по учебно-методическому комплекту «Школа России» |
![]() | Конспект урока по окружающему миру Тема «Превращения и круговорот воды в природе» Конспект урока по окружающему миру. Составила: Драчева Наталья Александровна, учитель начальных классов | ![]() | Урок по окружающему миру в 1 классе Тема урока: «Домашние любимцы и комнатные растения» Учитель проводит игру «Назовите, что лишнее».( слайд №1- игра «Что лишнее?» для определения темы урока) |