Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков




Скачать 127.27 Kb.
НазваниеРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Дата публикации04.07.2013
Размер127.27 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > География > Документы


Проект по контролю СПИД в Центральной Азии

Региональный обучающий курс по Снижению вреда,

связанного с потреблением наркотиков


Информационно-образовательная работа

в программах Снижения вреда

Образовательный модуль

по обучению тренеров



Бишкек-2007
Авторский коллектив:
Редактор

Т.Асанов, консультант СААР по поддержке Регионального обучающего курса по профилактике ВИЧ/СПИД в рамках программ «Снижение вреда», связанного с инъекционным потреблением наркотиков, психиатр, канд.мед.наук
Члены Региональной рабочей группы по разработке образовательных модулей:



Л. Новиченок




независимый эксперт, психолог



М. Хидиров




директор ОО «РАН», психиатр-нарколог, канд.мед.наук



М. Бурханов




директор ОФ «Родители против наркотиков», психиатр-нарколог



Т. Бейшеналиев




зам.начальника управления реформирования МЮ КР, юрист



Выражение признательности

РРГ по разработке образовательных модулей выражает признательность за предоставленные материалы:


  1. AFEW

  2. CEEHRN

  3. UNAIDS

  4. UNODC

  5. WHO

  6. USAID-AOSI


Аббревиатура


АР




Аутрич-работа

ИПН




Инъекционные потребители наркотиков

ИОМ




Информационно-образовательные материалы

ИОР




Информационно-образовательная работа

МПОШ




Мобильный пункт обмена шприцев

МЮ КР




Министерство юстиции Кыргызской Республики

ННО




Неправительственная некоммерческая организация

СПОШ




Стационарный пункт обмена шприцев

ОО




Общественное объединение

ОФ




Общественный Фонд

ППОШ




Полевой пункт обмена шприцев

AFEW







CEEHRN







UNAIDS







UNODC







WHO







AOSI







Оглавление

Введение в модуль







Программа тренинга







Учебный план







Использованная и рекомендуемая литература








^ Введение в модуль
Настоящий модуль разработан в рамках Проекта по Контролю СПИД в Центральной Азии (Central Asian AIDS Project или CAAP), финансируемого Всемирным Банком и Департаментом международного развития Великобритании.

Модуль является результатом деятельности Региональной Группы экспертов в области Снижения Вреда и предназначен для использования тренерами Регионального Образовательного Курса по Снижению Вреда, созданного в г.Бишкек.

При разработке модуля были использованы материалы партнерских организаций, источники, доступные из Интернета, а также других источников.
^ Актуальность разработки модуля
Первые программы Снижения вреда (СВ) в странах Центральной Азии были внедрены в конце 90-х годов прошлого столетия и в настоящее время являются важной частью работы среди инъекционных потребителей наркотиков в отношении профилактики ВИЧ/СПИДа.

Однако, к сожалению, в регионе отсутствует налаженная система подготовки квалифицированных специалистов для работы в профилактических программах по ВИЧ/СПИДу среди потребителей наркотиков. Существующая практика подготовки и повышения квалификации кадров для программ СВ ограничивается «внутренним» обучением в рамках реализуемых проектов по СВ или обучением в рамках международных проектов по СВ. В обоих случаях образовательные программы по СВ не интегрированы в существующие национальные системы постдипломной и непрерывной подготовки специалистов и не прошли согласования или утверждения в Министерствах образования и здравоохранения Центральноазиатских стран, что ограничивает их возможности и доступность для широкого круга работников, занятых в этой сфере.
^ Цель модуля
Целью настоящего модуля является содействие повышению квалификации тренеров, работающих в сфере подготовки специалистов для программ Снижения вреда, связанного с потреблением наркотиков.
^ Задачи модуля
В задачи модуля входят:

  1. предоставление всесторонней информации тренерам и слушателям РОКСВ по теории и практике снижения вреда;

  2. информирование тренеров и слушателей РОКСВ о современных подходах к решению проблем распространения ВИЧ/СПИДа среди ИПН;

  3. систематизация знаний и навыков тренеров и слушателей РОКСВ по теории и практике Снижения вреда;

  4. выработка у тренеров и слушателей РОКСВ необходимых навыков для обучения специалистов программ Снижения вреда в своих странах.


^ Структура модуля
Модуль содержит базовую информацию по теории и практике Снижения Вреда, которая в дальнейшем может быть расширена и дополнена в соответствии с потребностями РОКСВ.

Модуль содержит в виде приложений следующие, необходимые для проведения тренингов по СВ, материалы:

  1. программу тренинга по настоящему модулю;

  2. учебный план тренинга с использованием модуля;

  3. лекционный материал по тематике модуля;

  4. задания к сессиям по тематике модуля;

  5. ppt-слайды по тематике модуля и тренинга;

  6. список использованной и рекомендованной для использования литературы;

  7. вопросники по до- и посттренинговому тестированию.


Все материалы модуля содержатся в CD диске, который предназначен для раздачи участникам РОКСВ в качестве раздаточного материала.
^ Рекомендации по использованию модуля

Каждый модуль рассчитан на один или половину учебного дня в качестве материала для самостоятельной тренинговой сессии или тренингов ой сессии в составе многодневного тренинга с использованием всего комплекта модулей или их части.
Формы занятий и материалы модуля

  • Лекции

  • Презентации

  • Мозговой штурм

  • Дискуссии

  • Работа в малых группах

  • Ролевые игры


Оборудование и материалы

  • Компьютер с Power Point слайдами

  • Оверхед, мультимедийный проектор

  • Флип-чарт, плакатные листы и маркеры

  • Экран для демонстрации слайдов

  • Видеомагнитофон и телевизор

  • CD диски

  • Принтер

  • Раздаточный материал для участников тренинга:

    • материалы сессий

    • учебные задания

    • оценочные формы

    • CD диски с материалами тренинга

    • упражнения

    • учебные примеры


Программа тренинга: Информационно-образовательная работа в программах Снижения вреда


Время

Содержание сессий

Форма

занятия

Продолжительность

Дневная сессия

Модуль 9. Информационно-образовательная работа в программах Снижения вреда

14.00-14.15

Занятие 1. Тема: Определение, цели, задачи, принципы информационно-образовательной работы

Лекция

15 мин.

14.15-14.20

Занятие 2. Тема: Формы информационно- образовательных материалов

Мозговой штурм

5 мин.

14.20-14.35

Занятие 3. Тема: Формы информационно-образовательной работы

Лекция

15 мин.

14.35-14.50

Занятие 4. Тема: «Важные темы»

Мозговой штурм Дискуссия

15 мин.

14.50-15.05

Занятие 5. Тема: Методы информационно-образовательной работы

Лекция

15 мин.

15.05-15.15

Занятие 6. Темы для обучения «равный-равному»

Мозговой штурм

10 мин.

15.15-15.30

Кофе-брейк

15 мин.

15.30-15.45

Занятие 7. Тема: Обучение «равный-равному»

Лекция

15 мин.

15.45-15.55

Занятие 8. Тема: Требования к ИОМ для ИПН

Мозговой штурм

10 мин.

15.55-16.25

Занятие 9. Тема: Разработка информационно- образовательных материалов ИОМ

Работа в малых группах

30 мин.

16.25-16.40

Занятие 10. Тема: Алгоритм создания ИОМ

Лекция

15 мин.

16.40-16.55

Занятие 11. Тема: Мониторинг и оценка ИОР

Лекция

15 мин.

16.55-17.00

Подведение итогов дня

5 мин.

Учебный план
Тема: Цели, задачи, формы и методы информационно-образовательной работы
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- предоставление информации об основах информационно- образовательной работы для ИПН
Основные положения темы

  1. Цели ИОР

  2. Задачи ИОР

  3. Формы и методы информационно-образовательной работы с ИПН


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 9-1

  2. текстовой материал для лекции 9-1

  3. рекомендуемая литература


Занятие 2. Тема: Формы информационно-образовательных материалов
Метод- мозговой штурм

Время- 5 мин.
Цель занятия- предоставление участникам возможности самостоятельно определить формы ИОР
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 9-2


Занятие 3. Тема: Формы информационно-образовательной работы
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- предоставление участникам информации о формах ИОР
Основные положения темы

  1. Формы ИОР с ИПН:

    1. обучение,

    2. консультирование,

    3. информационно-образовательные материалы (ИОМ)


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 9-3

  2. текстовой материал для лекции 9-3

  3. рекомендуемая литература


Занятие 4. Тема: «Важные темы»
Метод- мозговой штурм, групповая дискуссия

Время- 15 мин.
Цель занятия- совместное с участниками определение круга тем, которые важны при работе с ИПН, для последующего обсуждения.
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 9-4


Занятие 5. Тема: Методы информационно-образовательной работы
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- предоставление теоретической информации о методах ИОР с ИПН
Основные положения темы

  1. Методы информационно-образовательной работы:

    1. Индивидуальное и групповое обучение

    2. Обучение методом «равный-равному»

    3. Консультирование специалистов

    4. Разработка и распространение ИОМ

    5. Акции/мероприятия

    6. Дискуссии

    7. Пропаганда и наглядная агитация (граффити, реклама в общественных местах)

    8. Информирование через СМИ (статьи и репортажи в газетах, журналах, передачи на радио и ТВ)

    9. Печатные материалы: буклеты, листовки, плакаты, бюллетени, брошюры, книги, открытки, стикеры, футболки и т.п.


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 9-5

  2. текстовой материал для лекции 9-5

  3. рекомендуемая литература


Занятие 6. Тема: Темы для обучения «равный-равному»
Метод- мозговой штурм

Время- 10 мин.
Цель занятия- совместное с участниками определение круга тематики для обучения ИПН
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 9-6


Занятие 7. Тема: Обучение «равный-равному»
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- информирование участников об основах обучения безопасным формам поведения в отношении ВИЧ-инфицирования
Основные положения темы

  1. Определение метода обучения «равный-равному»

  2. Менее опасное употребление наркотиков

  3. Здоровье и инъекционное употребление наркотиков

  4. Техника инъекций и дезинфекция

  5. Помощь при пост-инъекционных осложнениях и передозировке


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 9-7

  2. текстовой материал для лекции 9-7

  3. рекомендуемая литература


Занятие 8. Тема: Требования к ИОМ для ИПН
Метод- мозговой штурм

Время- 10 мин.
Цель занятия- совместная выработка критериев эффективности ИОМ
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 9-8


Занятие 9. Тема: Разработка информационно- образовательных материалов (ИОМ)
Метод- работа в малых группах

Время- 25 мин.
Цель занятия- выработка практических навыков разработки ИОМ
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 9-9


Занятие 10. Тема: Алгоритм создания ИОМ
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- информирование участников о последовательности и элементах разработки ИОМ для ИПН
Основные положения темы

  1. Алгоритм разработки ИОМ состоит из последовательного выполнения следующих 11-ти этапов:

    1. Оценка ситуации

    2. Определение темы и цели ИОМ

    3. Разработка ключевого сообщения

    4. Определение точек входа

    5. Определение формата

    6. Разработка плана распространения ИОМ

    7. Создание черновика ИОМ

    8. тестирование черновика ИОМ

    9. Изготовление ИОМ

    10. Распространение ИОМ

    11. Мониторинг и оценка эффективности ИОМ


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 9-10

  2. текстовой материал для лекции 9-10

  3. рекомендуемая литература


Занятие 11. Тема: Мониторинг и оценка ИОР
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- информирование участников о правилах проведения мониторинга и оценки ИОР
Основные положения темы

  1. Индикаторы мониторинга ИОР

  2. Критерии эффективности ИОР

  3. Организация МиО ИОР


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 9-11

  2. текстовой материал для лекции 9-11

  3. рекомендуемая литература


Подведение итогов дня (10 мин.)

 

Использованная и рекомендуемая литература

  1. Дейв Берроуз. «Организация и менеджмент программ обмена игл и шприцев». Руководство для стран Центральной и Восточной Европы и Новых Независимых Государств бывшего Советского Союза. Перевод с англ. Аня Саранг – IHRD, 2000.

  2. Пособие по созданию информационных материалов для программ «Снижения вреда». - Москва, «Врачи без границ», 2002.

  3. Методическое пособие для тренеров-добровольцев, работающих по программе «Равный обучает равного». – Казань, «Новый век», 2002.

  4. Построение сет добровольцев: вторичный обмен шприцев, обучение равных равными- Казань. 2001.

  5. Поддержка равных равными как метод профилактики СПИДа в сообществах потребителей внутривенных наркотиков. – Ухрет, европейская комиссия, 19994.

  6. Искусство психологического консультирования. – Москва, «Класс», 1999.

  7. Как помочь себе и другим в решении жизненных проблем. – Москва, Духовное возрождение, 2002.

  8. Руководство по созданию информационных материалов. – Москва, БСИ, 2004.

  9. Медиа - текст в системе культуры. - Санкт-Петербург, Издательство Михайлова, 2002.

  10. Как оформить выходные сведения издания. – Москва, Экономист, 2003.2.

  11. Программа Равного образования. – Томск, «Сибирь-СПИД-Помощь», 2000.



Похожие:

Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница