Урок по биологии в 7 классе «Эти удивительные земноводные»




Скачать 181.27 Kb.
НазваниеУрок по биологии в 7 классе «Эти удивительные земноводные»
Дата публикации03.07.2013
Размер181.27 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > География > Урок
Урок по биологии в 7 классе «Эти удивительные земноводные».

Авторы: Галянина Марина Николаевна- учитель биологии МКОУ СОШ с.Крутояр

Екатериновского района Саратовской обл.

Галянин Михаил Владимирович-учитель географии и информатики МКОУ СОШ с.Крутояр Екатериновского района
Образовательные задачи: закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии; вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений; развитие коммуникативных навыков; осуществление межпредметных связей.

Развивающие задачи: развитие памяти, внимания; развитие образного мышления; развитие творческого воображения; развитие восприятия; повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи: воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

развитие творческих способностей учащихся; самореализация личности подростка в коллективе.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийная установка, презентация, заготовки для аппликации.

Ход урока


У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить.

У природы живые ноты:

Песня поля и музыка моря.
Ручейками звенит природа,
Соловьями встречает зори.
Окружая леса заботой,
Помогая хлебам колоситься
Мы в чудесных стихах природы
Открываем свои страницы.

Учитель: Вряд ли кто объяснит толком, за что мы любим одних, не жалуем и боимся других, равнодушны к третьим. Характер и облик наших давних соседей по общежитию на Земле мы давно уже знаем. В пословицах, поговорках, эпитетах (когда наглядно хотим представить кого-нибудь из людей) мы часто вспоминаем животных: красивая как лебедушка; хитрая как лиса; глухой как тетерев; задиристый как петух и др.

Образы-параллели мы получили в наследство от тех времен, когда все люди близко соприкасались с природой. Теперь человек все больше и больше отдаляется от природы, но к животному миру у него сохраняются определенные симпатии и антипатии. Оказывается, что 97% опрошенных людей своими любимцами считают млекопитающих и только 3% отдают предпочтение другим животным .

Давайте послушаем голоса тех , кого люди не жалуют своей любовью и определим кто это.

(Звукозапись)

Запишите тему урока «Эти удивительные земноводные»

Саламандра, тритон - эмоций не много, лягушка - еще ничего, но жаба: Слово-то, какое! Кто презрительно улыбнется, кто содрогнется, будто ему в жаркий полдень вылили за шиворот стакан холодной воды. Чаще всего эмоции отрицательные, разница только в том, кто и как демонстрирует свое невежество. Именно невежество.

Попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных, интереснейших созданий, по новому, с уважением: поверьте, они этого заслуживают. Слайд №3

Сегодня на уроке мы должны познакомиться с многообразием земноводных, вы узнаете насколько богат мир этих животных, а также выясним роль земноводных в природе и жизни человека. Но прежде всего вспомним немного , что мы о них знаем.

- Какой класс позвоночных животных мы изучаем? (Класс земноводные)

- К какому типу он относится? (К типу хордовые)

Учитель: Эти животные особенные. Особенность этих животных заключена уже в самом названии класса.

- В чем же эта особенность? (Обитатели наземной и водной среды)

Второе название этих животных “амфибии”. Это название было предложено шведским ученным К.Линнеем в 18 веке; в переводе с греческого языка означает “две жизни”. Эти животные получили такое название, потому что часть своей жизни они проводят в воде, а часть – на суше.

- А какими признаками обладают эти животные?

Давайте выполним задание: из предложенного списка признаков выберите признаки, характерные для класса земноводные. Работа по слайду №4

1. Постоянная температура тела.

2. Температура тела зависит от температуры окружающей среды.

3. Обитают в воде.

4. Обитают на суше и в воде.

5. Имеют 2 круга кровообращения.

6. Дыхание жаберное.

7. Один круг кровообращения.

8. Сердце 2-х камерное.

9. Дыхание легочное и кожное.

10. Сердце 3-х камерное.

11. Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками.

12. Кожа влажная, покрыта слизью.

13. Развитие происходит без превращения.

14. Развитие с метаморфозом.

Теперь давайте проверим, правильно ли вы выбрали признаки земноводных.

Прокомментировать видеоролик

(Видеоролик о размножении лягушек)

Учитель: Класс земноводные насчитывает около 2400 видов животных. Они объединены в 3 отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.Слайд №6

3. Вызов.

- А теперь давайте попытаемся ответить на вопросы: Слайд №5

1. Кто такие червяги? Где они обитают?

2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?

3. Что такое батрахология?

4. Кто такие жерлянки? Почему хищники не трогают жерлянок?

5. Что такое паротиды?

6. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?

7. Как отличить тритонов от ящериц?

8. Какой образ жизни ведут тритоны?

9. Зачем тритонам большой кожистый гребень вдоль спины и хвоста?

10. Почему тритоны часто голодают?

Учитель: Сейчас мы с вами не можем ответить на все эти вопросы. Как вы думаете почему? Правильно, нам не хватает информации.

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратимся к тексту параграфа и дополнительным текстам, которые лежат у вас на столах. Текст 1

«Отряд Безногие земноводные»
Самые примитивные и загадочные амфибии — отряд безногих земноводных, или червяг — больше всего по своему внешнему виду напоминают червей, но внутреннее их строение и история развития, несомненно, указывают на родство с амфибиями. Этот отряд объединяет около 200 видов животных. Живут они в тропических лесах Америки, Африки и Азии.

Поверхность их удлиненного червеобразного тела разделена кольцевыми перехватами, число которых достигает 400. Они имеют голую кожу, которая богата железами. Ног и хвоста у них нет и ведут они, практически все, подземный образ жизни, прокладывая ходы во влажной тропической почве. В связи с этим они ничего не слышат и не видят. Но, как приспособление к подземной жизни, у них сильно развито обоняние и осязание. На голове червяг есть маленькое щупальце, помещающееся в специальной кожной ямке. Внутри ямки открывается проток глазной железы, которую раньше ошибочно считали ядовитой. Червяги постоянно высовывают щупальце из ямки, как ящерицы язык, — это их орган осязания и обоняния. Некоторые поселяются в термитниках и муравейниках и кормятся обитателями этих построек.

Очевидно, в связи с подземным существованием у червяг развилось и внутреннее оплодотворение.

Развитие червяг происходит точно так же, как и других земноводных, но очень быстро. Большинство червяг откладывает яйца во влажную землю. Из крупных, богатых желтком яиц вылупляются хорошо развитые личинки, которые постепенно теряют жабры и переходят к легочному дыханию. У некоторых червяг рождаются живые детеныши, а у большинства почти весь цикл развития совершается еще в яйцевой оболочке, так что пребывание личинки в воде продолжается очень недолго, после чего животное выходит на сушу, и вскоре здесь же превращается во взрослую особь и переходит к жизни на земле. Многие червяги оберегают кладки яиц, иногда и личинок, обвиваясь вокруг них. Обильные выделения кожных желез взрослых предохраняют яйца и личинок от высыхания. Большинство взрослых червяг не способно жить в воде и, попав в нее, тонет. Водные виды живородящи: их эмбрионы развиваются из 5-8 крупных яиц.

Кольчатая червяга достигает в длину около 40 см, а настоящая червяга — 70 см, но значительно тоньше. Оба вида живут в тропической части Южной Америки. Вследствие своего сходства со змеями червяги пользуются у туземцев плохой репутацией, и их считают страшно ядовитыми. Интересно, что некоторые червяги «насиживают» свои яйца. Мать обвивается кольцами вокруг отложенных яиц и остается в таком положении в течение нескольких дней. Впрочем, при этом главную роль играет не согревание, а лишь увлажнение яиц, которые всасывают слизистые выделения тела матери и сильно разбухают.

Слепые червяги отличаются от настоящих червяг тем, что имеют щупальца около губ и ноздрей. Из них наиболее известна цейлонская червяга до 38 см длиной.

Текст 2

«Отряд Бесхвостые»
Отряд Бесхвостые наиболее многочисленный, к нему относится более 2000 видов, среди которых известны лягушки, жабы, квакши, жерлянки.

Семейство настоящие лягушки включает около 400 видов.

Часть видов обитает в сырых местах и с водой связаны только в период размножения (в фауне России к ним относятся бурые лягушки: (остромордая и травяная), другие ведут преимущественно водный образ жизни (озерная, прудовая). Питаются главным образом летающими насекомыми; крупные особи хватают и мелких позвоночных - молодь рыб, небольших лягушек и головастиков.

Древние бесхвостые земноводные жерлянки похожи на небольших жаб, но отличаются от них отсутствием барабанных перепонок и треугольными зрачками глаз. Язык жерлянок несвободно выбрасывающийся, а дискообразный, прикрепленный всей своей поверхностью к нижней части ротовой полости. В пресных водах нашей страны водятся краснобрюхая, желтобрюхая и дальневосточная жерлянки. Тело жерлянки обычно окрашено в тон дна водоема, в котором она обитает. Сверху кожа жерлянок светло-серая, буроватая или черная, а на животе оранжевая, красная или желтая. Такой яркой окраской животное предупреждает врагов, что оно ядовито, в пищу не годится и трогать его нельзя. В случае опасности жерлянка переворачивается на спину и начинает выгибаться, устрашая преследователя.

Довольно надежное средство защиты у жерлянок — кожные ядовитые железы. Их яд распространяет едкий запах, вызывающий слезотечение, а при попадании на царапины — жжение и боль. В слизи, выделяемой кожными железами, содержится ядовитый секрет фринолецин, вызывающий при попадании на слизистую рта острое жжение, обычно жерлянок не трогают.

Какой-либо хищник, раз попробовав на вкус жерлянку, больше не решится ее трогать. Однако такая ядовитая защита не абсолютно ограждает жерлянку от опасностей, и она иногда становится добычей ужа, малой выпи, цапли, кваквы и некоторых других животных. Икрометание у жерлянок происходит в течение почти всего лета. Самки откладывают от 80 до 200 икринок (иногда до 300). Но, если икра выметывается в пересыхающий водоем, головастики жерлянок гибнут. Зимуют жерлянки на суше в норах полевок, песчаных ямах и других укрытиях.

Жерлянки любят мелкие водоемы: ямы, канавы, пруды, маленькие озера. Кормятся они насекомыми, слизнями, червями.

Семейство жабы распространено по всему свету, кроме приполярных областей и объединяет около 650 видов. Около 50 видов австралийских жаб населяют разнообразные, в том числе и пустынные районы Австралии. У нас в России обычны 2 вида. Достигающая длины 20 см серая жаба живет в лесных и степных районах, и боле мелкая зеленая жаба - встречается в широколиственных лесах и степях, проникает в горы на высоту 4,5 км и даже в пустыни, где живут преимущественно в норах грызунов.

У всех жаб за глазами на спинной стороне имеются крупные околоушные ядовитые железы - паротиды, а по всей спине - много мелких железок. Секрет этих желез, раздражая слизистую оболочку, вынуждает хищника, схватившего жабу, ее выплюнуть.

Свыше 400 видов древесных лягушек, встречающихся в теплых районах всех континентов, объединяет семейство квакш. Квакши - стройные, легкие создания с громким голосом. Поющую квакшу найти непросто, потому что сидит она на дереве. У всех видов квакш концы пальцев расширены в диски - своеобразные присоски, облегчающие передвижение по ветвям и листьям деревьев. У многих видов в той или иной степени выражена забота о потомстве.

Квакша охотится ночью, размножаться спускается в воду, а иногда ходит туда купаться. Зимуют квакши на суше, но могут зарываться в ил.

Текст 3

^ Тритоны и саламандры — «Хвостатые земноводные»
Некоторые ребята не различают тритонов и ящериц. А разница между этими животными большая: у тритонов кожа гладкая, слизистая, хвостовой плавник плоский, на передних ногах, как и у остальных земноводных, четыре, а на задних (в большинстве случаев) пять пальцев. У ящериц кожа сухая. Образ жизни тритонов (земноводный) и ящериц (наземный) тоже различен.

Частыми обитателями водоемов со стоячей водой являются обыкновенный и гребенчатый тритоны. Окраска самцов обыкновенного тритона в брачный период становится ярче и от затылка до хвоста вырастает украшенный оранжевой каймой и голубой линией гребень. Обыкновенный тритон обитает в балках, прудах, ямах, канавах, озерах лесной зоны. Гребенчатый тритон встречается намного реже. Как указывает его название, он отличается зубчатым, и у основания хвоста прерывистым гребнем.

Размножаются тритоны, подобно лягушкам, в воде. Самка обыкновенного тритона завертывает по одному яйцу в листья, склеивая их слизистой жидкостью так, что икринка оказывается спрятанной между складками листа. Гребенчатый тритон тоже откладывает отдельно каждую икринку, заключенную в шарообразную слизистую массу.

Тритоны, особенно гребенчатые, относятся к числу наиболее, полезных земноводных, поскольку они уничтожают большое количество личинок комаров, в том числе и малярийных. Кроме того, гребенчатый тритон питается водными клопами и низшими ракообразными.

Враги обыкновенного тритона — хищные рыбы, ужи, цапли, крачки, аисты. У гребенчатого тритона врагов меньше в связи с тем, что выделения его кожных желез едкие и жгучие.

В предгорных районах Карпат встречается пятнистая; или огненная, саламандра. Общая длина тела саламандры обычно 20—25 сантиметров (иногда до 28 сантиметров). Окраска блестяще - черная с ярко - желтыми пятнами неправильной формы. Яркая окраска предостерегает всех: «Не тронь меня, это для тебя опасно!»

Днем саламандра скрывается от прямых солнечных лучей в кучах листьев, в лесной подстилке, гнилых пнях, в норах. Она предпочитает прохладную и особенно дождливую погоду. В такую погоду оставляет убежища и днем, за что в Карпатах ее прозвали «дождевой ящерицей». Кормится пятнистая саламандра кивсяками, насекомыми, мокрицами, слизнями. Зимует в трухлявых пнях, под кучами листьев, в небольших пещерах и других укрытиях.


Текст 4

«Лягушкины рекорды»
Земноводные — животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых или птиц! Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из их рекордов.

Из бесхвостых земноводных самая крупная — лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см, а с вытянутыми ногами — более полуметра. В апреле 1989 года житель Сиэтла, штат Вашингтон, Энди Кофман поймал лягушку, которая весила 3,66 кг, Лягушка живет лишь на ограниченной территории шириной около 100км — в Камерунских горных реках с водопадами.

Самая большая жаба из известных науке — жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и в Австралии. Масса экземпляра среднего размера составляет 450 г В 1991 году, согласно приведенным измерениям, вес самца этого вида по кличке Принц, принадлежащего Хакену Форсберну, Швеция, составляла 2, 65 кг, а длина от кончика морды до анального отверстия в вытянутом состоянии — 53,9 см. Имеет наиболее ороговевшую кожу и соответственно наиболее совершенно развитое легкое среди всех земноводных. Яд этой жабы сильнодействующий.

Самая маленькая лягушка и одновременно самая маленькая амфибия — кубинский карлик, обитающий на Кубе; длина достигшей полного развития особи от кончика морды до анального отверстия составляет 0,85—1,2 см.

Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5-1,6 м в длину, — саламандра исполинская живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии. Мясо саламандр издавна считалось в этих странах деликатесом. Малоподвижное животное легко становилось добычей человека, поэтому в наше время оно почти полностью истреблено.

Филломедуза Сауваш, жительница полупустынь Южной Америки, особые железы которой вырабатывают воск, делая кожу водонепроницаемой, теперь вызывает интерес к себе не только этим. Из ее кожи выделено необыкновенное вещество. Оно действует в одиннадцать раз сильнее, чем прославленное обезболивающее лекарство морфин.

Самые ядовитые среди земноводных — южноамериканские лягушки-древолазы. Это также самые ядовитые в мире наземные позвоночные; их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Индейцы обмазывают им стрелы. Малейшая ранка от такой стрелы может быть смертельной.

Самые северные земноводные — сибирский углозуб, а также остромордая и сибирская лягушки. Ареалы этих видов заходят за Северный Полярный круг, а сибирский углозуб даже встречается в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до —45 С°, способен вмерзать в лед и «оживать» после оттаивания. Такими способностями не обладает ни одно другое позвоночное животное.

Есть такие земноводные, которые обходятся без легких в своей жизни. Это безлегочные саламандры, обитающие в Америке и Италии, и безлегочные тритоны. Уссурийский тритон живет в горных лесах Сихотэ-Алиня и гор Корей. Все безлегочные саламандры и тритоны дышат кожей и ротовой полостью. Тело их имеет вытянутую форму: чём больше отношение поверхности к объему, тем больше относительная дыхательная поверхность. По этой же причине живут они в прохладных условиях: при повышении температуры растворимость газов, в том числе кислорода, снижается.

Ярко - розовые, жёлтые с чёрным, ядовито-зелёные, тёмно-бордовые с металлически - синими пятнами - лягушки древолазы из лесов Центральной и Южной Америки восхищают своими фантастическими расцветками. Эти лягушки, не таясь, сидят средь бела дня на земле или на деревьях, защищенные своим великолепием. Броский цвет - ясное предупреждение: смотри, но не трогай. Ярко окрашенная кожа некоторых из этих квакушек содержит самый сильный в царстве животных яд - гомобатрахотоксин: достаточно 0,00001 г, чтобы убить человека.

Местные индейцы веками смазывают лягушачьей слизью стрелы и иглы для духовых трубок. Яд настолько концентрирован, что одного золотистого древолаза хватает на 40 отравленных наконечников. Обезьян, оленей и других небольших животных меткий выстрел парализует за несколько секунду. Однако у слизи древолазов обнаружены и иные ценные свойства. Она содержит, например, болеутоляющее вещество, которое сильнее морфия. Лягушки не страдают от бактериальных инфекций: считается, что их нежная кожа содержит мощнейшие антибиотики.
^ 4. Изучение нового материала (осмысление).

Каждая группа работает с определенным текстом параграфа и дополнительными текстами.

1 группа: Отряд Хвостатые

2 группа: Отряд Безногие

3 группа: Отряд Бесхвостые

4 группа: “Лягушкины рекорды”

^ Алгоритм действий учащихся в группах:

1. Каждый учащийся в группе читает текст параграфа.

2. Все вместе учащиеся группы составляют опорный конспект в виде кластера, таблицы, схемы, рисунка, записи отдельных ключевых слов фиксируют главные понятия. Учащиеся работают 15-20 минут.

Этот конспект выполняют на листе ватмана (1 ученик), все остальные – у себя в рабочих тетрадях.

3. Группа выбирает 1 ученика “эксперта” или “специалиста”, который будет выступать со своей презентацией у доски.

Выходят от каждой группы “специалисты”, вывешивают на доске свои презентационные листы; идет рассказ учащихся новой темы.

Все остальные учащиеся во время презентации делают в своих тетрадях эти опорные конспекты.

По окончании презентаций у всех учащихся в тетрадях должно быть 4 опорных конспекта:

1 конспект “свой”, а 3 - остальных групп.

После окончания презентации каждой группы класс просматривает слайды презентации.

1 группа “Отряд Безногие” Слайд № 8, 9, 10.

2 группа “Отряд Бесхвостые” Слайд №11, 12, 13

3 группа “Отряд Хвостатые” Слайд № 14, 15, 16.

4 группа “Лягушкины рекорды” Слайд № 17, 18, 19, 20, 21, 22.23,24

Учитель: А теперь давайте выясним роль земноводных в природе и жизни человека. Выскажите свои точки зрения по этому вопросу. Предполагаемые ответы учащихся.

1. Земноводные служат пищей для многих животных и человека.

2. Слизь кожных выделений земноводных содержит ядовитые вещества; их используют охотники и медики.

3. Лягушек используют домохозяйки для хранения молока, чтобы оно не прокисло в теплом помещении.

4. Земноводные служат объектом для науки, классическими подопытными животными.

5. Многих представителей земноводных содержат в аквариумах и террариумах – для красоты.

Слайд № 25.

Учитель: Среди добычи земноводных немало насекомых, вредителей садов, огородов, парков. Поедают они и различных переносчиков и промежуточных хозяев паразитов: комаров, москитов, оводов, слепней и их личинок, а также моллюсков. Земноводные гораздо больше, чем птицы, поедают насекомых с неприятным запахом и вкусом, а также обладающих покровительственной окраской. Поэтому эти животные подлежат охране. В настоящее время численность земноводных сокращается. Более 260 видов этих животных занесены в Международную Красную книгу, 9 видов – в Красную книгу России Слайд №26

Учитель: 

Стадия рефлексии

Учитель: А теперь снова попытаемся ответить на вопросы, которые задавались вам вначале урока.

Идет работа по вопросам. Учащиеся теперь легко отвечают на эти вопросы. Для закрепления нового материала учащимся предлагается составить синквейн по теме “Земноводные”. Работа в группах, каждая группа составляет свой синквейн.

Правила составления синквейна. Слайд № 28

1. Название темы: имя существительное.

2. Описание: 2 прилагательных.

3. Действие: 3 глагола.

4. Чувство: фраза из 4 слов; предложение.

5. Синоним: 1 слово, которое повторяет суть темы.

Идет обсуждение синквейнов каждой группы, выбираются наиболее удачные.

Затем учащиеся сравнивают свои составленные синквейны с синквейном составленным учителем.

1. Земноводные.

2. Голые, влажные.

3. Прыгают, квакают, плавают.

4. Земноводные – первые наземные животные.

5. Амфибии.

Лягушкам поставлено много памятников, более двадцати. Слайд №29

За что лягушке оказана такая честь? А может быть, это просто случайность? Нет! Обыкновенная, известная всем лягушка «увековечена» вполне заслуженно. Это маленькое животное помогло сделать человеку много очень важных открытий. Издавна естествоиспытатели и медики проводят свои бесчисленные опыты на лягушках. Она очень живуча и ее легко добыть.

В конце XVIII века знаменитые ученые Гальвани и Вольта обнаружили электричество у животных. А помогли им сделать это важное открытие опыты с лягушками. Лапка лягушки была долгие годы единственным электроизмерительным прибором физиков.

Великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов, изучая работу мозга, многие опыты проводил на лягушках. Когда царское правительство задумало судить ученого за его открытия, то вместо адвоката он решил взять с собой в суд лягушку, чтобы на глазах судей проделать свои опыты.

Первый памятник лягушкам был сооружен в Парижском университете, в Сорбонне, в XIX веке. Поставлен он (как предполагают) по настоянию знаменитого французского естествоиспытателя Клода Бернара. Так отблагодарил ученый своих подопытных животных. Ведь им он был обязан рядом важнейших открытий.Слайд№30

Второй памятник воздвигнут совсем недавно в Токио студентами-медиками (слайд №31). Вот перед вами памятник лягушке в Бостоне (слайд 32), в Калининграде, есть скульптура Царевны-Лягушки до поцелуя (слайд 33

При въезде в городок штата Коннектикут (США) стоит интересная и немного детская скульптура, изображающая лягушку на катушке с нитками (слайд 34). С этим довольно оригинальным произведением связана одна очень красивая, но жуткая история…
Учащийся. Виллимантик с незапамятных времен слывет Городом Ниток - не первое столетие он славится своей текстильной промышленностью. Для того чтобы подчеркнуть этот факт горожане с радостью и не без гордости установили на мосту монумент - Катушку Ниток.
Так долгие годы памятник стоял на своем месте. Лягушка на катушке появилась позже. И вот как это случилось…
Однажды темной ночью 1754 года горожане были разбужены леденящим душу криком. Встревоженные люди выбежали на улицы с ружьями и палками, чтобы защитить свой город. Простояв в кромешной темноте на холодном ветру с час, они так ничего и не увидели. Наутро их удивлению не было конца - вся площадь и окрестности города были усыпаны телами мертвых лягушек. Никто так и не понял, что случилось с бедными животными, возможно, они пали в битве за город? Во славу лягушек горожане установили новый памятник, который назвали «Файт» (fight), что переводится как «битва».

Какое изобретение придумал человек, позаимствовав у земноводных некоторые особенности их строения? Ответ: ласты.

^ Учащийся. Из истории изобретения ласт. О ластах, изобретенных Леонардо в 1488 году, в цивилизованных странах забыли аж до 20 века. Между тем аборигены островов Тихого океана во время охоты с острогой на рыб продолжали использовать плавники, сплетенные из листьев пальмы. Первым из европейцев занялся изготовлением ласт (изобретатель назвал их «лопастями») француз Луи де Корлье. Он бился над изобретением с 1927 по 1933 год. Лопасти Корлье позволили ныряльщику увеличить силу отталкивания под водой на 50%. На этом ласты были вновь забыты, хотя автор изобретения успел их запатентовать. В 1938 году американец Оуэн Черчилль, олимпийский чемпион по парусному спорту, отдыхая на Таити, обратил внимание на чудо-ноги местных ныряльщиков. За бесценок он купил у аборигенов несколько образцов, увез их в Америку и занялся усовершенствованием этих «лягушачьих лап». На доработку потребовался год. Купив у Корлье согласие на изготовление ласт, он начинает их массовый выпуск. Для закрепления нового материала выполним следующие задания.

^ Игра “Третий лишний”. Слайд №35

Задание: Из каждой группы животных исключите по 2 лишних животных.

1 задание:

Серая жаба

Квакша

Шпорцевая лягушка

Саламандра черная

Червяга

Лишние слова: червяга, черная саламандра.

2 задание:

Тритон

Жерлянка

Саламандра

Амбистома

Чесночница

Лишние слова: жерлянка, чесночница.

.

Учитель: Надо решить кроссворд, вписав в клетки названия земноводных, оканчивающиеся на букву «а». Продолжительность конкурса – 3 минуты. (слайд №36 , ответы: жаба, квакша, лягушка, червяга, саламандра).

^ Жюри оценивает первый конкурс и выставляет оценки.
Найдите лягушек, спрятавшихся в листве (слайд №37, ответ: их три).

Учитель: Друзья! Вот и подошёл к концу наш урок. Надеюсь, время для вас пролетело незаметно, вам было интересно и вы узнали ещё много нового о земноводных (слайд 38).

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф, конспекты, найти материал о многообразии земноводных и подготовить презентации.




Похожие:

Урок по биологии в 7 классе «Эти удивительные земноводные» iconУрок по биологии в 6 классе по теме: Проведён учителем биологии
Урок в 6 классе «Корень. Корневые системы. Типы корневых систем растений в окрестностях школы»
Урок по биологии в 7 классе «Эти удивительные земноводные» iconУрок во втором классе с использованием икт на тему: «Симметрические формы. Удивительные бабочки»
Тип урока: интегрированный урок по предметам: я и Украина, литературное чтение, математика, рисование
Урок по биологии в 7 классе «Эти удивительные земноводные» iconКонспект урока по биологии 9 класс
Название работы: Урок биологии в 9 классе по теме «Дарвинизм и его основные положения»
Урок по биологии в 7 классе «Эти удивительные земноводные» iconУрок биологии в 6-м классе по теме: "Шляпочные грибы"
Сафонова Наталья Фёдоровна, учитель биологии гбоу сош с. Бузаевка, муниципального района Кинельский Самарской области
Урок по биологии в 7 классе «Эти удивительные земноводные» iconУрок биологии и химии в 10 классе по теме «Белки»
Расширить и конкретизировать знания о белках, полученных на уроках химии и биологии
Урок по биологии в 7 классе «Эти удивительные земноводные» iconУрок-конференция Тема урока: «Систематика животных»
Интегрированный урок биологии в 7-м классе с углублённым изучением иностранных языков
Урок по биологии в 7 классе «Эти удивительные земноводные» iconУрок обобщения знаний по биологии в 8 классе с применением элементов...
Учитель биологии мобу артакульская сош мр караидельский район Республики Башкортостан Трясцына Елена Михайловна
Урок по биологии в 7 классе «Эти удивительные земноводные» iconУрок по биологии и химии в 10 классе по теме: «Белки- высокомолекулярные соединения»
Интегрированный урок по биологии и химии в 10 классе по теме: «Белки- высокомолекулярные соединения»
Урок по биологии в 7 классе «Эти удивительные земноводные» iconУрок биологии в 10 классе (автор Жданова Оксана Александровна, учитель...
Н. И. Вавилова; продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, прививать коммуникативные...
Урок по биологии в 7 классе «Эти удивительные земноводные» iconПроект урока
Урок проводился в 7 классе, на изучение биологии в этом классе по учебному плану отводится 2 часа. Проект рассчитан на 1 час учебных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница