Урока по экономической и социальной географии мира по теме «Австралия»




Скачать 66.08 Kb.
НазваниеУрока по экономической и социальной географии мира по теме «Австралия»
Дата публикации24.06.2013
Размер66.08 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > География > Урок
Я, Мешкова Наталья Степановна, преподаватель географии I категории Профессионального лицея № 24 г. Клинцы, хочу поделиться своей методической разработкой урока по экономической и социальной географии мира по теме «Австралия»

Тема урока: «Австралия»

Цель: подвести уч-ся к осмыслению экономико - географического положения страны; особенностей размещения населения и хозяйства; развивать кругозор учащихся, логическое мышление; пробуждать интерес к изучаемой стране.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: политическая карта мира, экономическая карта Австралии, атласы, контурные карты, презентация, рисунки и таблицы учебника, статистический материал.

^ Ход урока

I Изучение нового материала

а) Чтение стихотворения Г.Усова

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там расцветают в октябре сады,

Там протекают реки без воды

(они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры.

Там кролики страшней, чем наводненье…

- О какой стране идет речь в стихотворении?

(Австралия)
Сообщение цели урока: «Вот об этой самой удивительной стране и пойдёт сегодня разговор», сегодня на уроке мне будут помогать ребята - этнографы и экскурсоводы.

План урока.

1.Общие сведения

а) ЭГП.

б) Природные условия и ресурсы.

в) Население.

2. Хозяйство.

3.Внутренние различия.
1. а) ЭГП.

1) Это уникальная страна, единственная в мире, которая занимает целый континент

2) Это самый маленький материк-страна S вместе с Тасманией составляет 7.7 млн. кл2 это немногим меньше территории США без Аляски.

3) На территории расположены только две крупные реки – Муррей и Дарлинг

4) Самый удалённый материк. Удалённость от развитых стран, крупных рынков сырья и сбыта, но морские пути связывают с ними

5) Самый малонаселённый материк (18 мил. человек)

(Работа с визитной карточкой)

Площадь


Население


Столица


Форма правления

Форма Территориального устройства


7,7 млн. км2

18,6 млн.чел.

Канберра

гос-во в составе Содружества

Федеративное государство


Какова же история открытия материка?

(Работа с текстом учебника, стр. 230)

6) По государственному строю современная Австралия - суверенное государство. Но поскольку она входит в состав содружества, возглавляемого Великобританией, официально главой его считается английская королева, которую представляет генерал-губернатор.

7) Это федеративное государство

Состоит из 6 штатов:

Новый Южный Уэльс

Виктория

Квинсленд

Южная Австралия

Западная Австралия

Тасмания




+2 территории

а) Северная

б) Австралийская столичная территория





=образуют Австралийский Союз


Запись в тетрадь понятие «Доминион»

(стр.уч.230)

Доминион - фактически самоуправляющееся государство в составе бывшей Британской империи, признающее своим главой английского короля (королеву)

8) Наличие только морских границ

(территория страны расположена на Австралийском материке, о. Тасмании и др. островах)

9) Страны соседи: (работа с атласом)

Новая Зеландия, Индонезия, Папуа – Новая Гвинея, и др. островные государства

10)Незначительная изрезанность береговой линии (исключение составляет северное побережье, которое изобилует бухтами, полуостровами, островами)

Эта часть омывается водами теплых морей Арафурского и Тиморского.

11) Западные части континента имеют удобные естественные гавани. (устье реки Суон)

Южная часть омывается водами Большого Австралийского залива.

Северо-восток Австралии омывается водами Кораллового моря. (по названию крупного кораллового образования – Большой Барьерный риф.)

Юго-восточное побережье Австралии омывается водами глубокого и бурного Тасманова моря.
2. Природные условия и ресурсы.

Австралия - самый сухой материк Земли.

Работа с картой «Климатические пояса»

Большая часть лежит в тропическом поясе.

Осадков выпадает 250-500 мм в год на значительной территории, а в центральной части – менее 250 мм в год.

Почти половину материка занимает зона тропических пустынь.

Очень мало рек, озер, и то пересыхают (Резерв «чтение об истории озера Эйр».)
^ Работа с картой «Минимальные ресурсы» стр. 12

Вынести на контурную карту основные полезные ископаемые Австралии.
Вывод: по запасам угля (116 млрд.т.) занимает 4-е место в мире. Ресурсы нефти обнаружены на шельфе пролива Басса (=300 млн.т.), здесь же запасы прир. газа, 3-е место Австралия после КНР и Бразилии занимает по запасам железной руды.
3. Население

Составляет всего 18 млн. чел., что примерно в 2р.больше населения Москвы. Коренных жителей материка (аборигенов) всего 250 тыс.(1,5%)
Вывод: всё население – это потомки переселенцев из Европы, современные иммигранты.

Ср. плотность более 2 чел. на 1 кв.км

Рассмотреть рис. 16 на стр. 68 – неравномерность размещения.
91% населения сосредоточены на 10% суши юго-вост. Побережья

65% площади занято 1% населения.

Работа с рис. 18 стр. 69

Австралия – высокоурбанизированная страна мира, Доля городского населения составляет 85%.
Рассказ об аборигенах. (Чтение отрывка из Хрестоматии по экон. геогр. стр. 169-170)

^ Сообщение этнографа:

«В Австралии живут и люди с темной кожей – это коренные жители континента. Откуда они пришли сюда и как давно живут здесь, никому неведомо. Они не знали, как возделывать землю, добывать металл, разводить животных, изготовлять домашнюю утварь. Сколько аборигенов сейчас? никто точно не знает. Одни говорят – 50 тыс. другие – 80 тыс. узнать нельзя. Да и как узнаешь, если в конституции этой страны до последнего времени было записано: «..при исчислении населения государства, штата или отдельной части аборигены не учитываются.» По сей день аборигены лишены человеческих прав. Их положение ужасно. Как им жить и даже какими они должны быть, решают другие люди. Им платят меньше, чем белым, за равную работу, не дают возможности получить образования, их подвергают дискриминации, лишают земли.
«Об истории создания Канберры» (доп.материал)
12 марта 1913 состоялась закладка мемориального камня, символизирующего, начало строительства. В тот же день австралийской столице было присвоено название «Канберра», что в переводе с языка аборигенов означает «место встречи». С 1927года Канберра стала местопребыванием правительства.

Это своеобразный город. Численность его 250тыс.человек. Это тщательно спланированный город – сад, в парках которого посажены деревья, кустарники из разный районов мира. Это крупнейший научный, и культурный центр страны. Здесь находятся Австралийская академия наук, Академия гуманитарных наук, Австралийский национальный университет, Институт изучения аборигенов, Национальная библиотека.
3. Хозяйство представлено
1) Горнодобывающая промышленность

(Австралия относится к числу великих горнодобывающих держав мира.)

Входит в первую тройку стран по добыче угля, железной руды бокситов, урана, золота, алмазов.
Чтение доп. материала №31 стр. 236
2)Сельскохозяйственное производство

- Австралия занимает первое место в мире по поголовью овец (130 млн. или по 7 голов на каждого жителя страны), производству и экспорту шерсти. Она занимает значительное место в мировом производстве и торговле пшеницей, мясом, сахаром, фруктами, вином.

Овец – мериносов содержат на крупных и очень крупных фермах – овцеводческих станциях («шипстейшнз»)
Чтение доп. мат-ла №32 стр.236
4. Внутренние различия. (самостоятельное изучение уч-ся материала стр.231) ^ Вопросы для беседы:

- Назовите главный экономический район Австралии? (Юго-Восточный)

- Перечислите особенности Юго-Восточного района?

(раньше других колонизован, концентрирует 70% всего населения, основная часть промышленного и с/х производства, перевозок грузов, пассажиров)

- Назовите крупнейшие города Юго-Восточного района: Сидней (административный центр штата Новый Южный Уэльс, Мельбурн – центр штата Виктория)

Канберра – построена для выполнения столичных функций

- Охарактеризуйте северо-восточное южное и юго-западное побережье. (более освоены); внутренние и северные районы либо слабо заселены, либо вовсе безлюдны.
^ II. Закрепление изученного

Вопросы для беседы:
- С каким материком – страной вы познакомились?

- Что представляет собой Австралия по государственному строю? (федеративное государство в составе Содружества, возглавляемого Великобританией)

-Что собою представляет население Австралии? (потомки переселенцев, современные иммигранты)

- Какими двумя группами отраслей представлено хозяйство Австралии?

(горнодобывающая пр-ть, с/х производство)
III. Итоги урока.

IV. Домашнее задание стр. 230-231. Учебник В. П. Максаковского География 10-11 класс

Похожие:

Урока по экономической и социальной географии мира по теме «Австралия» iconТематические тесты по географии для 10 класса Воронеж
Тесты предназначены для проверки знаний учащихся по соответствующим темам экономической и социальной географии мира. Адресованы учителям...
Урока по экономической и социальной географии мира по теме «Австралия» iconПлан – конспект урока географии
Показать, что география население – одна из главных ветвей экономической и социальной географии
Урока по экономической и социальной географии мира по теме «Австралия» iconОрганизация проектной деятельности учащихся на уроках социальной...
Курс социальной и экономической географии имеет благоприятные возможности для организации проектной деятельности учащихся. Это заключительный...
Урока по экономической и социальной географии мира по теме «Австралия» iconУрока географии по теме «Транспорт мира»
Формирование восприятия и осознания темы урока, мотивации к учебно-познавательной деятельности
Урока по экономической и социальной географии мира по теме «Австралия» iconУрок географии по теме «Численность и воспроизводство населения мира» (10 класс)
Цель урока: познакомить с понятиями «численность населения» и «естественный прирост», сформировать знания о современной численности...
Урока по экономической и социальной географии мира по теме «Австралия» iconУрока по теме «Австралия и Океания»
Оборудование урока: компьютер, мультимедийное оборудование, физическая карта Австралии, комплект учебных пособий линии «Сферы» издательства...
Урока по экономической и социальной географии мира по теме «Австралия» iconСценарий открытого урока географии по теме «Водяной пар. Облака.»
Так называлась тема нашего прошлого урока. Давайте проверим ваши знания по теме «Ветер»
Урока по экономической и социальной географии мира по теме «Австралия» iconПрактическая работа по экономической географии на тему основные этапы...
Также выделить главные факторы, повлиявшие на изменение политической карты мира. Рекомендуется использовать социально-экономическую...
Урока по экономической и социальной географии мира по теме «Австралия» iconТест по экономической и социальной географии Казахстана за I полугодие (9класс). I
Экономическая и социальная география Казахстана как самостоятельная наука появилась
Урока по экономической и социальной географии мира по теме «Австралия» iconТерриториальная организация сельской местности Центральной России
Работа выполнена на кафедре экономической и социальной географии России географического факультета
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница