Рекомендации для родителей Белово 2010 Составитель Вардосанидзе Алеся Сергеевна




Скачать 234.18 Kb.
НазваниеРекомендации для родителей Белово 2010 Составитель Вардосанидзе Алеся Сергеевна
Дата публикации16.06.2013
Размер234.18 Kb.
ТипРеферат
shkolnie.ru > География > Реферат
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 70 «Золотой ключик» города Белово комбинированного вида»


Войди в природу другом

Рекомендации для родителей

Белово 2010

Составитель Вардосанидзе Алеся Сергеевна

Рекомендации, представленные в брошюре, помогут родителям познакомить ребенка с природой и воспитании в малыше бережного и нравственного отношения к окружающему его миру.

Содержание будет полезным для родителей и воспитателей по организации работы с родителями.


Введение

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это к тому же и огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство с миром природы позволяет развить мыслительные операции: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их строение), сравнение (дети находят сходство и различая разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети находят механизмы приспособления растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков). Кроме того, воспитывая в детях бережное отношение к природе, мы развиваем в них истинные человеческие чувства: доброту, искренность, уважение и сострадание к людям, уверенность в себе, любовь и тягу к прекрасному.


^ Ваш ребенок познает мир

У людей, живущих в современном об­ществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружаю­щей среды. Мы уже привыкли к разгово­рам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физиче­ски страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы. Погруженные в повседнев­ные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконеч­но сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Давайте подумаем вместе, как родители, самые близкие ребенку люди, могут при­общить его к живой и неживой природе. Какие средства и методы нужно выбирать, чтобы помочь дошколь­нику разобраться в таком таинственном, загадочном и в то же время очень привлекательном мире.

Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явле­ниями: на прогулке наблюдают за птица­ми и насекомыми, падающими снежинка­ми; дома слушают стихи и рассказы, смотрят телепередачи о животном и рас­тительном мире Земли; ухаживают за растениями на приусадебном участке. Объекты природы привлекают детей, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником пер­вых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Такое общение с окружаю­щим, с одной стороны, обогащает чувст­венный опыт ребенка, с другой — будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он далеко не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых.

Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать взрослыми той отправной точки, с которой будет осуществляться все дальнейшее воспитание и образование ребенка. Развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности (сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания и т. д.).

Хочу подчеркнуть, что в процессе общения детей к миру природы взрослому нельзя ограничиваться работой по организации познания явлений и объектов окружающего. Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Так, в движениях, танцах, интонациях ребенок отображает свое отношение к таким явлениям природы как листопад, метель; имитирует повадки различных животных. Только в сочетании этих двух сфер — познание действительности и выражение отношения к ней — возможно развитие экологической культуры ребенка, т. е. умения присваивать и использовать исторически накопленные знания и практический опыт для осознанного отношения к миру живой и неживой природы.

Детей целесообразно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения. То есть природой тех мест, где живут: с растениями и животными, живущими в парке, лесу, дома, во дворе; сезонными явлениями (дождь, снег, гроза); со свойствами воды, песка и т. д.. Ребенку важно ощутить на себе непосредственное воздействие объектов или явлений: посмотреть, понюхать, послушать, попробовать на вкус, поэкспериментировать.

При этом взрослому не следует перегружать детей информацией, так как это может привести к хаотичности знаний. Развитию детского познания природы способствует не совокупность знаний о ее объектах, а представлений об основных закономерностях природы. Например, это сменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе от меняющихся условий неживой природы. Для того, чтобы научить ребенка выделять простейшие связи, мы развиваем у детей представления об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (учим разли­чать день и ночь, состояние погоды — солнечно или пасмурно, холодно, жарко, сыро; осадки — снег, дождь; выделять свойства воды, песка), а также знакомим с объектами живой природы (комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными).

При ознакомлении с теми или иными объектами и явлениями природы взрослому, прежде всего, нужно опираться на чувственный опыт ребенка и использовать наглядность. Например, гуляя с ребенком, Вы обращаете его внимание на состояние погоды («Посмотри, какая сегодня теплая погода, ярко светит солнышко, ему раду­ются птички, бабочки, цветочки... И нам с тобой весело гулять»). Если пошел дождь, можно предложить ребенку под­ставить свои ладошки, и таким образом он почувствует, холодный дождь (осенью) или теплый (летом).

Особенность детей заключается в том, что они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектам и явлени­ям природы, которые вызывают у них поло­жительные эмоции. Положительный эмо­циональный настрой во многом зависит от организации работы с детьми (наблю­дения, чтение книг, игры, простейшие опыты, беседы и т. п.). Привлечь внима­ние ребенка к тем или иным средствам и способам познания окружающего может любой сказочный персонаж, например старичок-лесовичок. Вам не составит большо­го труда сделать его из крупной еловой шишки (туловище), грецкого ореха (голо­ва), тонких изогнутых веточек деревьев (руки и ноги), кусочков пластилина для скрепления частей и обозначения глаз, носа, рта. Этот персонаж будет приходить в гости к ребенку и приглашать его на прогулку в парк или лес. Приносить разно­образный природный материал (плоды, се­мена, камушки, ветки деревьев, ракушки, перья птиц, засушенные листья и цветы), из которого получаются чудесные поделки. Если вы, уважаемые родители, ненадолго «вернетесь» в свое детство, то, несомнен­но, вспомните, как делали бусы из ягод рябины, причудливых человечков из желу­дей и шиповника, забавных зверюшек из початков кукурузы, орехов и семян деревьев, кукол из пучков соломы. А какую радость и гордость за свои достижения вы испытывали, когда дарили мамам и папам сделанные своими руками игрушки!

Изготовление поделок не только сближа­ет малыша с природой, но и дает радость созидания, творчества. Дети рассматривают материал, ощупывают, исследуют его. Таким образом, развивается восприятие ре­бенка: он начинает различать форму, цвет и другие свойства предметов, например, грецкие орехи круглые, светло-коричне­вые, твердые, с шершавой поверхностью; кукурузный початок овальный, желтый, с блестящими зернами и т. д. Работа с при­родным материалом развивает внимание и мышление ребенка: он рассматривает сде­ланный вами образец поделки или рисунок игрушки, анализирует, из каких частей она состоит и из чего ее можно сделать, проду­мывает, какой дополнительный материал (пластилин, спички, нитки, проволока) потребуется. Не забудьте вместе с лесовичком искренне похвалить ребенка, полюбо­ваться пусть и сделанной с вашей помо­щью игрушкой. Это вызовет у него жела­ние выполнять новые, более сложные по­делки, поможет преодолеть трудности, будет способствовать развитию таких ка­честв, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Знакомясь с рас­тениями парка, леса, сквера, дети учатся отличать деревья от травянистых растений (у деревьев толстые и прочные стволы, у трав — тонкие и гибкие стебли, они легко гнутся и ломаются). Обратите внимание на разнообразную форму листьев, на окраску и запах цветов. Прочтите ребенку неболь­шие стихотворения, загадайте простые за­гадки о тех деревьях и цветах, которые встретились вам на прогулке.

^ Е. Серова

ОДУВАНЧИК

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик;

Подрастет — нарядится

В беленькое платьице.

Пышное, воздушное,

Ветерку послушное.

КОЛОКОЛЬЧИК

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики — цветы

Очень вежливы... А ты?

^ М. Авдеева

Ромашка, ромашка,

Душистый цветок.

Желтая середка,

Белый лепесток.

С. Есенин

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Не огонь, а жжется. (Крапива.)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

На полянке девчонки в белых рубашон­ках, в зеленых полушалках. (Береза.)

Иногда старичок-лесовичок будет при­сылать ребенку посылки с книгами. Дет­ская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный ин­терес к природе. В сказках, стихах, коротких рассказах Б. Житкова, А. Барто, С. Маршака, О. Высотской, Л. Толстого, Е. Чарушина эмоционально, живо описа­ны сценки из жизни знакомых детям животных (собака, кошка, воробей, рыба), а также наиболее яркие явления неживой природы (дождь, снег, гроза). В сочетании с непосредственным наблюдением при­родоведческая книга поможет ребенку внимательнее присмотреться к окружаю­щей природе, научит правильно воспри­нимать ее. Так, наблюдая за животными, дети в основном выделяют у них один — два отличительных признака (у зайца — длинные уши, у ежа — иголки, у кошки — мягкую шерсть и пушистый хвост). Взрослый может помочь ребенку увидеть и узнать гораздо больше о внеш­нем виде, повадках животных, их значе­нии для человека, а также подскажет, чем отличаются дикие и домашние животные. Для ребенка это первый шаг не только к расширению кругозора, но и к развитию логического мышления, умению класси­фицировать объекты, опираясь на сущест­венный признак. Для взрослого, очевидно, какие животные дикие, какие — домаш­ние. Маленький человечек еще не владеет этой сложной операцией, не знает, на что ему опереться: на внешний вид, на повадки, на цвет. Да и о самих этих животных он имеет очень смутное пред­ставление. Как же помочь ему?

Одним из наиболее привычных способов является чтение детской литературы. Она показывает малышу, как выглядят эти жи­вотные, какие у них привычки, поведение, чем они помогают человеку. Особенно хо­роши и красочны книжки «На нашем дворе» Е. Чарушина, «Зайчишка-Пушишка» П. Космикиеса, «Васька», «Петушок с семьей», «Уточки» К. Ушинского и др.

Но нельзя ограничиваться лишь чтени­ем и обсуждением литературы, ведь дети очень активно познают мир и сами хотят потрогать разнообразные объекты, поиг­рать с ними. Тогда их представления и обобщения будут иметь осознанный и устойчивый характер. Предлагаем следую­щую игру-занятие.

Выберите из игрушек собаку, кошку, корову, курицу, обращая внимание на то, чтобы они не были стилизованы (одеты, неестественно раскрашены), а походили на настоящих. Закройте их платком и предложите ребенку узнать, кто под ним спрятался, отгадывая загадки.

Мохнатенький, усатенький, молоко пьет, песни поет.

Мягкие лапки, а в лапках — цап-царап-ки. (Кот.)

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает. (Курица.)

Гладишь — ласкается,

Дразнишь — кусается. (Собака.)

Если ребенок справился, вынимайте из-под платка то животное, которое он отгадал.

Обсудите с ребенком, кто же прятался от него, где живут эти животные, как они связаны с человеком, вспомните, кого из них он видел на даче или в деревне, как они себя вели. Такая беседа подведет ребенка к тому, что животные, о которых говорили, имеют общие черты — живут рядом с человеком и помогают ему; на­зовите их одним обобщающим словом — домашние животные. Предложите малышу поселить их вместе в одном домике и придумать для этого домика значок.

Знакомство с дикими животными может проходить по той же схеме: чтение литера­туры, беседа, отгадывание загадок и обоб­щение с помощью значка.

Произведений детской литературы о диких животных очень много, но мы бы рекомендовали вам самые простые книжки с хорошими иллюстрациями и небольшим текстом, например «Пересмешники» М. Сладкова, «Бобровый пруд», «Еж», «Что за зверь» Е. Чарушина и др.

Загадки для детей должны быть простыми, описывающими внешний вид и некоторые повадки животного, хорошо известного ребенку. Например.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц.)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь.)

Не портной,

А всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

Рыжая плутовка,

Орудует в курятнике ловко. (Лиса.)

Условное обозначение диких животных должно опираться на особенности их проживания (в лесу, вдали от человека) и отличие от домашних (человек о них почти не заботится).

Условное обозначение может иметь сле­дующий вид:



Если вы хотите понять, научился ли ребенок разделять животных на диких и домашних, можно предложить ему такую игру.

Поставьте на пол игрушки или картин­ки с изображениями диких и домашних животных. В разных углах комнаты поло­жите по зеленому коврику-полянке или листу зеленой бархатной бумаги, на кото­рые поместите значки с условными обо­значениями леса и дома. Попросите ма­лыша расселить животных на две полян­ки. Особое внимание обращайте на то, помогают ли ему условные значки, ис­пользует ли он их. Если ребенок сделал все правильно или в одном — двух случаях ошибся, но исправился, когда Вы обрати­ли его внимание на значки-подсказки, можно говорить о том, что наиболее простая логическая операция по разделе­нию понятий им выполнена.

Свои впечатления от услышанного дети отражают в играх, представляя себя то веселыми белочками, то пугливыми зай­чиками, то ласковыми котятами. Взрос­лый может разнообразить игры детей, предлагая вместе с ним попрыгать, как зайчик, или пошагать, как медведь, пожужжать как пчела, или помычать, как корова. Такие игры еще больше сблизят Вас и Вашего малыша.

Экспериментирование, так же как и игра, являются наиболее естественными путями познания в дошкольном возрасте. Мы часто видим, как дети бросают в воду предметы, рвут бумагу или разбирают игрушки. Очевидно, их задача при этом — не сломать или намусорить, а понять свойства различных материалов, дерева, воды, песка, металлов, разобраться в строении объектов, принципах их работы. Обычно такая деятельность спонтанна и возникает в том случае, если предмет привлек внимание ребенка. Хорошо, если взрослый организует экспериментирова­ние таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к тем или иным логическим выводам, научить его задавать содержа­тельные вопросы, развить познавательную активность.

Наиболее привлекательными для детей являются опыты с водой. Принесите миску (или кувшин), наполненную водой, разложите разнообразные предметы: гвоз­дик, палочку, деревянный брусок, монет­ку и т. д., предложите ребенку игру «Кто умеет плавать?» Не забывайте задавать наводящие вопросы, которые помогут ребенку сделать вывод о том, что размер предмета не имеет значения для его плавучести; важно, из чего он сделан — из дерева, металла, пластмассы и т. д. Ваша задача — помочь обобщить представ­ления, полученные опытным путем, сфор­мулировать их.

Экспериментировать с объектами живой природы сложнее. Растения и животные хрупки и чувствительны, требуют к себе теплого и заботливого отношения. Как же можно сделать так, чтобы ребенок через свой опыт почувствовал и понял свойства и потребности живого организма?

Предложите понаблюдать за растениями на улице во время дождя, в комнате и на приусадебном участке во время полива. Обсудите, что нужно цветам, деревьям, травам, куда уходит вода из земли. Возможно, ребенок догадается, что ее пьют растения. Но, скорее всего, ему еще трудно устанавливать такие сложные при­чинно-следственные связи. Для того чтобы они стали для него очевидны, проведем простой опыт.

Попросите малыша регулярно поливать цветы на окне. Наверняка он забудет это делать. В течение нескольких дней лис­точки поникнут. Обратите внимание на это, спросите, как он думает, что же произошло. Если он не догадается, расскажите ему о том, что все живое пьет воду — люди, животные и растения. Предложите показать, каким стал цветок без воды (грустным и печальным). Ребенок может опустить руки, плечи и голову, сделать грустное лицо.

Полейте растение вместе и понаблюдай­те за тем, как в течение дня оно будет распрямляться. Поиграйте в цветок, пусть ребенок покажет, как он восстанавливает­ся: потянет руки вверх, встанет на носоч­ки, улыбнется.

Для того чтобы закрепить представления детей о потребности растений в воде, можно нарисовать значок-памятку. На нем может быть изображена капелька.

Поставьте значок на подоконник и обращайте на него внимание всякий раз, когда ребенок забудет полить цветы.

При знакомстве ребенка с особенностями сезонов также нужно опираться на их чувственный опыт (холодной, ветреной зимой дети и взрос­лые надевают меховые шапки и теплые пальто; дождливой осенью берут с собой зонтики, надевают резиновые сапоги, чтобы не промокнуть и не простудиться; летом можно ходить в легких платьях и купаться в речке, вода в ней теплая, ласковая и т. д.).

Таким образом, знакомя ребенка с природой, мы обогащаем его личный опыт, предоставляя его вниманию новые впечатления в процессе организо­ванной предметно-чувственной и игровой деятельности.

Ребенок приобретает определенный багаж знаний о неруко­творном мире. У него развиваются позна­вательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах ве­щей, активно действовать с ними. Он начинает задавать Вам все больше и больше вопросов: «Почему осенью улета­ют птички?», «Где зимой живут жучки и бабочки?», «Деревья зимой умирают?», «Почему снег в комнате тает?» Внимание ребенка становится более устойчивым, он может довольно долго наблюдать за растениями и животными, беседовать с Вами как в процессе непосредственного восприятия объекта или явления, так и после увиденного, слушать не только короткие стихи и потешки, но и более длинные рассказы и сказки, сосредоточиваться при рассматривании пейзажных картин, слайдов и т. д. Поэто­му если Вы хотите и в дальнейшем развивать у них способность к творческому познанию природы, приучать бережно, от­носиться к ее объектам, нужны специаль­ные развивающие занятия. На таких заня­тиях будут упорядочиваться разрозненные представления и впечатления ребенка, он научится анализировать, выделять сущест­венное. Постепенно, от занятия к заня­тию, Ваш ребенок будет осознавать наибо­лее важные закономерности природы (как мы уже говорили, это сменяемость времен года и изменение жизни растений и животных от сезона к сезону). Например, осенью становит­ся холоднее, погода пасмурная, часто идут дожди, затихает активная жизнь растений, исчезают насекомые, которые могут жить только в траве или на деревьях, перелет­ные птицы улетают из-за отсутствия корма.

Усложняется и содержание знаний, предлагаемых детям. Мы не просто знако­мим их с теми или иными явлениями природы, а развиваем обобщенные пред­ставления об определенной, цикличной сменяемости времен года. Ребенок пере­ходит от непосредственного чувственного восприятия к умению видеть связи и закономерности в природе. Он способен не только наблюдать, но и вспомнить, что было раньше, сравнить произошедшие перемены, проанализировать их.

Ниже мы приводим примерное содержа­ние знаний о временах года. Объем материала, который Вы будете давать своему ребенку, может варьироваться в зависимости от уровня его развития и заинтересованнос­ти. Хотим лишь подчеркнуть, что знаком­ство с природой лучше осуществлять в соответствии с данным временем года (зимой говорить с ребенком о зимних явлениях живой и неживой природы, весной — о весенних и т. д.).

Осень. Наступает после лета.

Погода. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Прохладно. На небе появляются серые тучи, которые мешают солнцу ярко светить. Идут длинные, холодные дожди, после них на земле остаются долго не высыхающие лужи.

Растении. Листья на деревьях желтеют и опадают (листопад). Желтеет и вянет тра­ва. Люди собирают урожай: на огороде — овощи, в саду — фрукты. На деревьях (клен, липа, ясень) созревают семена. В лесу много грибов.

Животные. Насекомые спрятались. Пе­релетные птицы (грачи, скворцы, утки, журавли, ласточки) улетают на юг. Звери приобретают более теплый, пушистый мех, у зайца и белки меняется окраска шерсти, чтобы их не было видно хищни­кам. Белки, мыши делают запасы на зиму; некоторые животные (медведь, еж) засы­пают.

Зима. Наступает после осени.

Погода. Ночи очень длинные, дни со­всем короткие. Морозы. Небо затянуто серыми тучами, из-за которых очень редко проглядывает солнце, оно не греет. Из туч идет снег. Частые ветры, метели наметают сугробы. Вода в реках, прудах замерзает.

Растения. Лиственные деревья стоят без листьев, на хвойных — круглый год зеленые иголки.

Животные. Птицы (синицы, вороны, дятлы, снегири) слетаются к человеческо­му жилью, кормятся хлебными крошками, зернышками, семенами деревьев.

Весна. Наступает после зимы.

^ Погода. День равен ночи. Солнце начи­нает светить ярче. Теплеет. Тает снег, бегут ручьи. Первые грозы.

Растения. На деревьях набухают почки, распускаются листья. Появляются зеленая травка и первоцветы (медуница, подснеж­ник, мать-и-мачеха). Люди сеют рожь, пшеницу, семена овощей.

Животные. Появляются насекомые. Пробуждаются медведь и еж. Возвращают­ся перелетные птицы, вьют гнезда. У белки, зайца — короткий, легкий мех, меняется окраска шерсти.

Лето. Наступает после весны.

Погода. День длиннее ночи. Солнце светит ярко. Жарко. Дожди редкие, теп­лые. Грозы. Град. Радуга.

Растения. На деревьях зеленые листья. Много ягод, цветов (полевых, садовых). Люди заготавливают сено, собирают уро­жай. В лесу много грибов (съедобных и несъедобных).

Животные. У животных появляются де­теныши. Птенцы вырастают, учатся ле­тать. Много насекомых.

Как же познакомить ребенка со времена­ми года и их отличительными особенно­стями? Говоря о занятиях с детьми, мы не имеем в виду рассказы-объяснения урочно­го типа. Долгие рассуждения взрослого утомляют малыша, он становится не­внимательным, постоянно отвлекается. Развивающее занятие — это своеобразный «сплав» беседы, игры и художественно-вы­разительных средств. Здесь ребенок явля­ется не пассивным слушателем, а актив­ным участником, умеющим не только слушать, но и задать вопрос, дополнить Вас.

Природоведческие беседы развивают мышление и речь дошкольника. Чтобы беседа проходила успешно, Вам необходи­мо заранее подготовиться к ней, проду­мать вопросы к ребенку. Содержание беседы должно быть интересным и до­ступным малышу. Привлечь его внимание к беседе можно загадкой или стихотворе­нием на соответствующую тему, введя элементы игры. Например, в гости к ребенку приходит знакомый Лесовичок и приносит корзинку с дарами осени. Для того чтобы узнать, что лежит в корзинке, нужно отгадать загадки.

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь.)

Синий мундир,

желтая подкладка,

в середине сладко. (Слива.)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь.)

Маленек,

Удаленек,

сквозь землю прошел,

красну шапочку нашел. (Гриб.)

В процессе совместного с Вами отгады­вания загадок, Лесовичок достает «отгад­ку», подарки Осени рассматриваются: внешний вид, где растут, как используют­ся в пищу. Достаточно, если в корзинке окажутся 3—4 вида овощей, фруктов, грибов, семян. Чтобы ребенок мог созна­тельно отгадывать загадки, ему необходи­мы предварительные знания о тех явлени­ях или объектах, о которых идет речь. Поэтому, прежде чем загадывать загадки про дары осени, сходите с ребенком в магазин или на рынок, купите овощи, фрукты, грибы; во дворе соберите плоды и семена деревьев. Дома рассмотрите их с ребенком, пусть он потрогает, понюхает их, попробует на вкус. А через один, два дня можно загадывать про них загадки. Итак, постепенно, от занятия к занятию, ребенок будет узнавать все новые и новые сведения о характерных приметах сезонов, и обозначать их соответствующи­ми значками. Помните, что они вводятся только после того, как ребенок так или иначе «проживет» обозначаемую ситуа­цию: пронаблюдает, услышит стихотворе­ние или рассказ, поэкспериментирует, увидит на картинке и т. п. На одном занятии можно вводить по 2—3 знака. В каждом сезоне их не должно быть много (приблизительно по 10), ведь мы обозна­чаем только характерные, типичные при­меты времен года (их мы указали выше). А дальше задайте вопрос: «А что бывает после осени?» Так Вы вместе с ребенком выясните, что после осени опять насту­пает зима, после зимы — опять весна и т. п.; все времена года идут друг за другом как бы по кругу. Теперь можно показывать «волшебный круг». Рассмотри­те его вместе с малышом, пусть он по­думает, где какое время года живет и по­чему осенью в природе много желтой краски - желтые листья и трава, зимой все покрыто – белым снегом и т. п.

Цветовые обозначения времен года будут запоминаться ребенком постепенно. Поможет ему в этом игра «Когда это бывает?» Вы даете ребенку четыре кар­точки, окрашенные в соответствующие цвета, говорите, что это маленькие друзья каждого времени года. Далее объясняете правила игры: вы пока­зываете картинку с изображением какой-либо приметы сезона, ребенок находит карточку того цвета, когда это бывает. Материалом для игры могут служить картинки лото, календарики, наборы от­крыток, иллюстрации, вырезанные из ста­рых журналов, рекламных плакатов. До­статочно подобрать по 2—3 картинки на каждый сезон, например, для лета — это «Цветущий луг», «Радуга», «Купающиеся дети»; для осени — «Золотая осень», «Отлет птиц», «Люди, собирающие гри­бы»; для зимы — «Снеговик», «Зимний лес», «Дети на коньках»; для весны — «Ледоход на реке», «Цветущая вишня», «Птицы на гнездах». Эту игру нужно проводить несколько раз, обновляя иллю­страции. Такой календарь природы будет висеть в комнате ребенка постоянно, в течение года он полностью заполнится значками, и ребенок, опираясь на него, без труда сможет рассказывать о характерных при­метах сезонов и о том, как зависит жизнь растений и животных от того или иного времени года. Переходя к новому времени года, вначале лучше поговорить об изме­нениях в неживой природе, затем — в живой, у растений и животных.

Не забывайте про наблюдения, чтение произведений детской литературы, диа­фильмы, игры с участием лесовичка. Как дети, так и взрослые очень любят игры типа лото. Вы можете изготовить их сами. Например, на листе бумаги по краям нарисуйте квадраты-рамочки, а в середи­не — круг.

У вас получилась универсальная карточ­ка для игры со знаками. Водящий (взрос­лый) помещает в круг какой-либо знак, например, насекомые, а ребенок выбирает из множества картинок те, на которых изображены насекомые, и рас­кладывает их в «окошки» по краям. Также можно поиграть со знаками «Грибы» (съедобные и несъедобные), «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» (съедобные и несъе­добные). Можно помещать в центр цвето­вые карточки (тогда по краям будут приметы данного сезона). Ведущим может быть и малыш. Количество «окошек» варьируется в зависимости от объема знаний, имеющихся у Вашего ребенка.

Вспомните, как в детстве Вы играли в «ручеек», «Я садовником родился...» В эти игры можно играть всей семьей, а также приглашать друзей вашего ребенка.

Не забывайте также об эмоциональном проживании ребенком полученных пред­ставлений. Приведем пример занятия, на котором малыш знакомится с сезонными изменениями в природе зимой. Такое занятие можно провести во второй поло­вине дня. Пока ребенок спит, преобразите комнату: накиньте на диван, шкаф, стол белые простыни (это будут сугробы); в середине комнаты положите на пол орг­стекло или прозрачную бумагу, под них — вырезанные из бумаги рыбки и водоросли (получился замерзший пруд); освободите немного места для того, чтобы малыш мог потанцевать (подготовьте заранее запись вальса и елочную мишуру). Когда ребенок проснется, пригласите его от имени лесовичка в зимнюю сказку. Вспомните, как вы наблюдали метель на прогулке. Вклю­чите мелодию вальса, дайте малышу елоч­ную мишуру и покружитесь вместе с ним, изображая метель. Обратите его внимание на сугробы, которые намела метель. Затем подойдите с ребенком к замерзшему «пру­ду». Лесовичок объясняет, что вода до дна не промерзает, там благополучно зимуют рыбы, водоросли. Он обещает ребенку покататься на настоящем пруду, когда они выйдут гулять.

Так от занятия к занятию, вы познакомите ребенка со всеми характерными приметами времен года, научите видеть наиболее очевидные связи и отношения между явлениями живой и неживой природы между явлениями живой и неживой при­роды, выделять причины и следствия наблюдаемых ситуаций, бережно отно­ситься к природе. Постепенно малыш начнет понимать, что в природе нет ничего лишнего — и надоедливые кома­ры, и скользкие дождевые черви, и гниющие пни тоже приносят пользу; все взаимосвязано друг с другом.

Знакомство с сезонными изменениями в природе открывает широкие возможности для детского экспериментирования. Как много интересного происходит с водой и воздухом осенью, зимой, весной, летом: идет дождь, холодает, замерзают лужи, тают сосульки. Ребенку хочется понять, что же это за необычные и так сильно меняющиеся объекты, что с ними проис­ходит.

Поздней осенью и зимой особенно интересно наблюдать за различными со­стояниями воды.

Начать лучше всего с чтения детской литературы, описывающей, как может выглядеть вода — в реках, озерах, морях, на катке, в чайнике и т. д. Обсудите их с ребенком, вспомните, какую воду и где вы видели на даче, у моря, дома, понаблюдайте за замерзанием воды, ее таянием, сосульками, лужами.

С наступлением холодов проведите про­стой опыт. Приготовьте вместе несколько мисочек с сильно окрашенной водой и поставьте их на ночь, на улицу. Утром, обнаружив, что вода превратилась в лед, спросите у ребенка, кто подменил ваши мисочки. Очень важно, чтобы он сам пришел к выводу, что холод заморозил воду. Выясните, навсегда ли она такой останется, понаблюдайте за ее таянием. Вспомните, бывают ли такие явления в природе (тают сосульки, снег, лед), поче­му это происходит. Подведите ребенка к выводу, что при похолодании вода замер­зает, при потеплении — тает.

Интересно провести еще один фокус с водой. Вскипятите чайник и рассмотрите пар, выходящий из него. Поинтересуй­тесь, что случилось с водой, залитой в чайник, откуда появился пар. Если ребе­нок не сможет ответить, поднесите к носику чайника тарелку или блюдце так, чтобы на нем конденсировались капли. Откуда они появились, ведь из чайника выходит пар?

Рассуждая вместе с ребенком, можно прийти к выводу, что пар — это и есть вода, только очень сильно нагретая. Когда она остывает на тарелке, то снова превра­щается из пара в воду.

В заключение необходимо обобщить представления детей о свойствах воды, ее способности изменяться в зависимости от температуры: если мороз — она замерзает; если теплеет — тает; при сильном нагре­вании превращается в пар.

Другим интересным объектом экспери­ментирования может стать воздух. Обсу­дите с ребенком его свойства (он повсю­ду, вокруг людей и внутри их; он не­видим, легкий, но сильный — это ветер, буря). Воздух — невидимка, но его можно найти, если подуть на флюгер, елочный дождик. В природе он наметает сугробы, наклоняет до земли даже крепкие, толс­тые стволы деревьев. Иногда он ласковый, тихий, слегка поигрывает листочками на деревьях.

Ознакомление детей с природой — довольно сложная тема. С одной стороны, это связано с тем, что она не укладывает­ся в строгие рамки формальной логики. Освоение и понимание ее законов требу­ют не только рациональных подходов и знаний. Необходим чувственный опыт детей, да и самих взрослых. С другой стороны, ваша работа будет осложняться тем, что ребенок может видеть, как взрослые нарушают элементарные нормы и правила поведения по отношению к природным объектам: ломают ветки дере­вьев, оставляют мусор в местах отдыха, включают громкую музыку. В таких слу­чаях, если ребенок обратил на это внима­ние, можно не стесняясь говорить ему о том, что взрослые поступают неправиль­но. Человеку нужно разумно и осторожно пользоваться богатствами природы, и тогда она щедро вознаградит его. Мы уверены, что ваши усилия по воспитанию экологической культуры ребенка не прой­дут бесследно.

Список литературы
1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию [Текст] / О. А. Воронкевич // Дошкольное педагогика. -2006. - №3. - С. 23-27.

2. Виноградова, Н. Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н. Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.

3. Денисенкова, Н.С. , Маврина И. В.Ваш ребенок познает мир [Текст] / Н. С. Денисенкова, И. В. Маврина // Дошкольное воспитание. -2000. - № 2. - С. 91-100.

  1. Николаева, С. Н. Ознакомим дошкольников с неживой природой [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11.-С. 31-36.

5. Николаева, С. Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 6. - С. 34-38.

6. Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей [Текст] / Л. В. Кузнецова // Дошкольная педагогика. -2009. - № 6. - С. 54 -57.

7. Казаручик, Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников [Текст] / Г. Н. Казаручик // Дошкольное педагогика. -2009. - №1. - С.33-37.

Похожие:

Рекомендации для родителей Белово 2010 Составитель Вардосанидзе Алеся Сергеевна iconРекомендации для родителей учащихся начальной школы
Из «Книги для родителей гимназии №56 Санкт-Петербурга» (автор составитель С. В. Шелагина, заслуженный учитель рф, учитель начальных...
Рекомендации для родителей Белово 2010 Составитель Вардосанидзе Алеся Сергеевна iconМетодические рекомендации для родителей и педагогов образовательных учреждений
Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения
Рекомендации для родителей Белово 2010 Составитель Вардосанидзе Алеся Сергеевна iconМетодические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений и родителей
Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения «Ресурсного центра»
Рекомендации для родителей Белово 2010 Составитель Вардосанидзе Алеся Сергеевна iconГеографическое положение Кемеровской области. Город Белово – центр Кузбасса. Цели и задачи
Познакомить с географическим положением и другими особенностями Кемеровской области, историей города Белово, с символикой города...
Рекомендации для родителей Белово 2010 Составитель Вардосанидзе Алеся Сергеевна iconКонсультация для родителей
Рекомендации для родителей по выбору блюд для детей на предприятиях быстрого питания
Рекомендации для родителей Белово 2010 Составитель Вардосанидзе Алеся Сергеевна iconВ тиши лесов, на берегу прекрасного озера чудесного уголка Беларуси...
Брестской области, лес и берег озера естественные места отдыха и прогулок делают отдых в санатории незабываемым. Уже долгое время...
Рекомендации для родителей Белово 2010 Составитель Вардосанидзе Алеся Сергеевна iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному...
З. А. Томанова, зав методическим центром факультета естествознания и математики, к б н
Рекомендации для родителей Белово 2010 Составитель Вардосанидзе Алеся Сергеевна iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения Олимпиад по экономике, требования к структуре и содержанию олимпиадных...
Рекомендации для родителей Белово 2010 Составитель Вардосанидзе Алеся Сергеевна iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному...
М. А. Шаталов, зав кафедрой теории и методики естественно-математического образования лоиро
Рекомендации для родителей Белово 2010 Составитель Вардосанидзе Алеся Сергеевна iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному...
А. Н. Любарский, доцент кафедры теории и методики естественно-математического образования лоиро
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница