План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе
Подготовила воспитатель Высоцкая Галина Владимировна
Тема: «Хочу все знать!»
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация».
Задачи:
Сформировать умение составлять слова из букв и слогов;
Познакомить детей с различными сферами человеческой деятельности, их значимости в жизни людей;
Закрепить знания детей о переходе веществ из жидкого состояния в парообразное;
Сформировать интерес к разнообразным зданиям, закрепить умение передавать конструктивные особенности и детали в постройке;
Сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
Познакомить с составом числа 17; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, умение понимать отношения между числами;
Развивать способность отражать в определенной взаимосвязи предметы, композиционно правильно располагать аппликацию;
Закрепить умение составлять рассказы из личного опыта; развили умения отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания;
Закрепить умение детей передавать в рисунке впечатления, полученные на прогулках, экскурсиях, в беседах; научить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники рисования;
Познакомить детей с произведением С. Иванова «Каким бывает снег».
Сформировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения;
Закрепить умение сосредотачивать внимание на наблюдаемом объекте (снеге), выделять его характерные свойства (белый, холодный, тает, падает), отражать это в речи, понимать простейшие взаимосвязи между наблюдаемыми объектами и явлениями;
Расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано; воспитать бережное отношение к окружающей природе; расширять знания детей о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить окружающей среде;
Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; воспитали желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.
Методы и приемы:
Практические
Наглядные
Словесные
Материалы и оборудование: письмо, кроссворд, глобус электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», картина Мисовой И. «Алые паруса», иллюстрации с изображением водного транспорта, конструктор «Строитель», рассказ С.Иванова «Каким бывает снег», чашка со снегом, чашка для воды из под крана, вата (для имитации полёта снежинок), лист ватмана для творческого задания в технике «гроттаж», заострённые деревянные палочки, мяч, выставка репродукций, иллюстраций, фотографий с изображением зимних пейзажей, репродукция картины «Зимняя сказка» (Александрова Д. А.) ,белая гуашь, восковые мелки, жёсткие кисти, тонированные листы бумаги формата А4; банки с водой, салфетки, магнитофон, диск с записью «Времена года. Декабрь». П. И. Чайковского, тетради на каждого ребенка «Математика для детей 6-7 лет», простые карандаши, лист тонированной синим бумаги, прямоугольники красного и коричневого цвета 10 х 10, клей ПВА, кисти для клея, салфетки, клеенки, подставки для кисти, ножницы.
^ изготовление плаката «Вода нужна планете»
Формы образовательных областей
Детская деятельность
| Формы и методы организации совместной деятельности
| Двигательная
| Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, НОД ( образовательная деятельность) в спортзале.
| Игровая
| Игровые ситуации, игры с правилами ( дидактические, подвижные), творческие игры (сюжетные, конструктивные) игры
| Продуктивная
| Изготовление плакатов, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества
| Познавательно-исследовательская
| Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование,
моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры
| Коммуникативная
| Беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, вопросы.
| Музыкально-художественная
| Слушание, исполнение, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале.
| Чтение художественной литературы
| Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание.
| Трудовая
| Поручения ( в том числе подгрупповая), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд
В соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22.
| Логика образовательной деятельности
№
| Деятельность педагога
| Деятельность воспитанников
| Ожидаемые результаты
| 1
| Обратить внимание детей, на письмо, лежащее в уголке природы. (В письме кроссворд)
Отгадав кроссворд, вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня.
Прочитайте слово, которое получилось в красном горизонтальном столбике.
| Дети рассматривают кроссворд, разгадывают его. Записывают нужные ответы.
Читают слова.
| Сформировали умение составлять слова из букв и слогов.
| 2
| Воспитатель вносит иллюстрации с изображениями воды на планете, водоочистительной фильтровальной станции.
Беседа с детьми о том, как вода попадает в наши квартиры.
| Дети отвечают на вопросы воспитателя.
| Познакомили детей с различными сферами человеческой деятельности, их значимости в жизни людей.
| 3
| Воспитатель предлагает построить водоочистительную станцию из конструктора.
| Дети строят станцию из конструктора «Строитель».
| Сформирован интерес к разнообразным зданиям.
Закреплено умение передавать конструктивные особенности и детали в постройке.
| 4
| Беседа с детьми «Как река пополняет свои запасы?» Воспитатель вносит электрочайник, чистое стекло. Предлагает провести опыт «Как испаряется вода» (см. Н.А.Рыжова)
| Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Дети наблюдают за испарением воды.
| Закрепили знания детей о переходе веществ из жидкого состояния в парообразное.
| 5
| Воспитатель предлагает выполнить подвижную игру «Мы - капельки» (см. Н.А.Рыжова стр. 22-23)
| Дети выполняют движения, сочетая их со словами.
| Сформирована потребность в двигательной активности.
| 6
| Воспитатель вносит схему «Круговорот воды в природе»
Беседа: «Путешествие Капельки» Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега
| Дети рассматривают схему. Слушают рассказ воспитателя, отвечают на вопросы.
| Сформировали умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
| 7
| Воспитатель вносит счетные палочки, иллюстрации и предлагает посчитать, сколько капель воды падает из тучи на землю.
Игровое упражнение «Какие примеры решал снеговик?», «Нарисуй правильно»,
| Дети выполняют задания, считают.
| Познакомили с составом числа 17. Развили мелкую моторику рук.
| 8
| Воспитатель предлагает написать число «17», выполнить игровое упражнение «Помоги животным написать цифры»
| Дети выполняют задания, считают, пишут цифры.
| Закрепили умение ориентироваться на листе бумаги, умение понимать отношения между числами
| 9
| Воспитатель побуждает выполнить разминку под музыку
«Дружно встали»
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
| Дети выполняют ритмичные движения под музыку.
Руки в стороны.
Ладонь приставить к глазам.
Поворот вправо.
Поворот влево.
Поворот вправо.
Поворот влево.
| Закрепили умение согласовывать слова с движениями.
| 10
| Воспитатель предлагает решить логическую задачу «Найди недостающий кораблик»
| Дети выполняют задания
| Закрепили умение решать логические задачи.
| 11
| Воспитатель вносит в группу картину Мисовой И. «Алые паруса», иллюстрации с изображением водного транспорта.
Загадывает загадки о корабле, лодке, яхте, катамаране, подводной лодке (см. «Сборник загадок»)
| Дети рассматривают картину, иллюстрации, слушают воспитателя, отгадывают загадки.
| Познакомили детей с иллюстрациями известных художников.
Закрепили умение детей точно характеризовать объект, ситуацию.
| 12
| Дидактическая игра «Едет, плавает, летает»
| Дети называют поочередно воздушный, водный, наземный транспорт.
| Активизировали словарный запас детей.
| 13
| Воспитатель предлагает
детям проговорить
чистоговорку: «Корабли»
| Дети проговаривают чистоговорку «Корабли»
Тpидцaть тpи коpaбля лaвиpовaли, лaвиpовaли, лавировали, дa не вылaвиpовaли
| Развили умение четко произносить слова и словосочетания.
| 14
| Воспитатель вносит игрушку парусник.
Д/и «Назови части предмета»
| Дети рассматривают игрушку, слушают воспитателя, играют в д/игру.
| Активизировали словарный запас детей.
| 15
| Воспитатель предлагает выполнить аппликацию «Алые паруса» (см. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» стр. 582-583)
| Дети выполняют аппликацию.
| Развили способность отражать в определенной взаимосвязи предметы, композиционно правильно располагать аппликацию.
| 16
| Прослушивание аудиозаписи «Шум моря»
| Дети слушают аудиозапись «Шум моря»
|
| 17
| Воспитатель вносит в группу прозрачный стакан со снегом. Предлагает провести опыт: «Где быстрее растает снег?» (на батарее или на столе)
| Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Дети наблюдают за испарением воды, делают выводы.
| Закрепили знания детей о переходе веществ из твердого состояния в жидкое.
Закрепили умение определять свойства снега.
| 18
| Воспитатель предлагает послушать произведение П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь»
Поиграть в подвижную игру «Два мороза»
| Дети слушают музыку, играют в подвижную игру.
| Закрепили умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры
| 19
| Воспитатель предлагает вспомнить слова, родственные словам снег, снежок, снежинка, зима.
| Дети подбирают однокоренные слова.
| Активизировали и расширили словарный запас детей.
| 20
| Воспитатель предлагает составить рассказ из личного опыта «Как мы играли зимой на участке».
Вспомнить, как выглядит участок детского сада зимой. Рассказать как он выглядит, какая погода была в тот день, о котором вы будете рассказывать, в какие игры вы играете на участке.
| Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, составляют рассказы из личного опыта.
| Закрепили умение составлять рассказы из личного опыта. Развили умения отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания.
| 21
| Побуждать детей в подборе прилагательных
(см. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» стр. 145-146)
| Дети подбирают прилагательные.
| Активизировали и расширили словарный запас детей.
| 22
| Дидактическая игра «Слова - родственники»
| Дети подбирают однокоренные слова.
| Побудили детей интересоваться смыслом слов.
Обогатили словарный запас детей.
| 23
| Воспитатель побуждает выполнить разминку под музыку
«Дружно встали»
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
| Дети выполняют ритмичные движения под музыку.
Руки в стороны.
Ладонь приставить к глазам.
Поворот вправо.
Поворот влево.
Поворот вправо.
Поворот влево.
| Закрепили умение согласовывать слова с движениями.
| 24
| Загадать детям загадку о зиме Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром.
| Дети отгадывают загадку.
|
| 25
| Прочитать детям стихотворение И. З. Сурикова «Белый снег, пушистый»
| Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы
|
| 26
| Пригласит детей отправиться на прогулку в зимний лес.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь»
| Дети закрывают глаза, и считают.
– Раз, два, три…. и мы в лесу!
|
| 27
| Предложить детям рассмотреть выставку произведений известных художников иллюстрации художников на тему зимы, фотографии.
Обратить внимание на красоту зимней природы, на деревья, которые вы видите.
-Какие они по высоте? Какого цвета у них кора? Заметили ли вы, ребята, среди сугробов небольшие кустики?
| Дети рассматривают выставку.
|
| 28
| Прочитать детям стихотворение Тютчева «Чародейкою зимою»
| Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
|
| 29
| Предложить детям пройти дальше по тропинке, перейти по запорошенному льду через ручей.
-Поднимите голову, посмотрите, какие высокие сосны вокруг нас! Кого они напоминают?. Остановимся около этих лесных красавиц-елочек. Как вы думаете, какое у них настроение?
| Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
| Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов.
| 30
| Физминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся,
И на землю красиво ложатся.
Как красивы они!
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой
- Ну что ж, нам пора прощаться с лесом.
Лес волшебный, до свидания!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
| -Ходьба на месте
-Разводят руки в стороны
-Руки отводят в указанную сторону и смотрят.
-Отводят руки и прослеживают взглядом
-Движение (фонарики) и смотрят вверх
Разводят руки в стороны
-Шаги на месте.
| Закрепили умение согласовывать слова с движениями
| 31
| Воспитатель предлагает закрыть глаза и возвратится обратно. Раз, два, три….
Раздеваемся, отряхиваем снег, греем руки.
- А что бы она нам запомнилась надолго, я предлагаю вам стать художниками пейзажистами и нарисовать зимний сказочный лес.
| Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
|
| 32
| Воспитатель побуждает выразить свои впечатления о зимнем пейзаже в рисунке (см. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада» стр.83-84).
| Дети рисуют зимний пейзаж.
| Закрепили умение детей изображать предметы по памяти.
Закрепили умение детей передавать в рисунке впечатления, полученные на прогулках, экскурсиях, в беседах.
научили рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники рисования.
|
| Предложить детям поиграть в игру «Данетки», где они должны будете предложить решить проблему, приводя поочерёдно аргументы «за» и «против».
| Дети отвечают на вопросы воспитателя аргументируя свои ответы
|
| 33
| Воспитатель читает рассказ С. Иванова «Каким бывает снег»
(см. О. С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой» стр.188-189)
| Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
| Познакомили детей с произведением С. Иванова «Каким бывает снег».
| 34
| Спросить у детей:
-Какими словами писатель называет первый снег? Каков он? С чем сравнивает писатель снег?
- Расскажите, какой чаще бывает погода в начале зимы. Как описывает такой день писатель?
- На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. (муз.сопровождение)
Прочитать стихотворения С.Маршака «Декабрь»
| Дети отвечают на вопросы воспитателя, слушают стихотворение.
| Сформировали эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов.
Помогли почувствовать красоту и выразительность языка произведения.
| 35
| Какой становится погода в январе? Какими словами называет снег в январе писатель?
- Январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины. (муз. сопровождение)
- Прочитать стихотворение С.Маршака «Январь»
| Дети отвечают на вопросы воспитателя, слушают стихотворение.
| 36
| - Вспомните, что говорится о февральском снеге. Какой он? Что с ним происходит?
- Как вы поняли, почему февральский снег самый злой? Как называет его писатель?
- Февраль называли «лютый», так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. (муз. сопровождение)
- Послушаем стихотворение о феврале С. Маршак «Февраль»
| Дети отвечают на вопросы воспитателя, слушают стихотворение.
| 37
| - Как описывается последний снег в рассказе? Какой он? С чем его можно сравнить?
- Давайте прослушаем стихотворение С. Маршака «Апрель»
| Дети отвечают на вопросы воспитателя.
| 38
| Воспитатель вносит в группу картину «Зима».
Беседа с детьми о творчестве художника
| Дети рассматривают картину. Слушают рассказ воспитателя, отвечают на вопросы.
| Закрепили умение сосредотачивать внимание на наблюдаемом объекте (снеге), выделять его характерные свойства (белый, холодный, тает, падает), отражать это в речи, понимать простейшие взаимосвязи между наблюдаемыми объектами и явлениями.
| 39
| Воспитатель побуждает выполнить разминку под музыку
«Дружно встали»
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
| Дети выполняют ритмичные движения под музыку.
Руки в стороны.
Ладонь приставить к глазам.
Поворот вправо.
Поворот влево.
Поворот вправо.
Поворот влево.
| Закрепили умение согласовывать слова с движениями.
| 40
| Воспитатель побуждает вспомнить детей, в каком состоянии может путешествовать капелька (пар, жидкость, снег)
| Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
| Закрепили умение определять свойства воды.
| 41
| Беседа: «Вода на нашей планете»
Обратить внимание детей на то, что без воды жизнь на планете погибнет.
| Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
| Расширили представления о том, что в природе все взаимосвязано.
Воспитали бережное отношение к окружающей природе.
Расширили знания детей о месте человека в природе, о том, как нужно жить чтобы не вредить окружающей среде.
| 42
| Воспитатель подводит детей к выводу, что воду нужно беречь.
Составить вместе правила для сохранения воды на планете.
| Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, составляют правила.
| Сформировали навыки культурного поведения в природе
| 43
| Подвижная игра «Удочка»
| Дети слушают музыку, играют в подвижную игру.
| Закрепили умение справедливо оценивать результаты игры.
| 44
| Воспитатель побуждает детей изготовить плакат «Вода нужна планете»
| Дети изготовляют плакат
| Закрепили навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Воспитали желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.
| |