Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков




Скачать 153.01 Kb.
НазваниеРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Дата публикации03.06.2013
Размер153.01 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > География > Документы




Проект по контролю СПИД в Центральной Азии

Региональный обучающий курс по Снижению вреда,

связанного с потреблением наркотиков


Экспресс-оценка ситуации,

связанной с потреблением наркотиков

Образовательный модуль

по обучению тренеров



Бишкек-2007
Авторский коллектив:
Редактор

Т.Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков, психиатр, канд.мед.наук
Члены Региональной рабочей группы по разработке образовательных модулей:



Л. Новиченок




независимый эксперт, психолог



М. Хидиров




директор ОО «РАН», психиатр-нарколог, канд.мед.наук



М. Бурханов




директор ОФ «Родители против наркотиков», психиатр-нарколог



Т. Бейшеналиев




зам.начальника управления реформирования МЮ КР, юрист



Выражение признательности

РРГ по разработке образовательных модулей выражает признательность за предоставленные материалы:


  1. AFEW

  2. CEEHRN

  3. UNAIDS

  4. UNODC

  5. WHO


Аббревиатура











ИПН




Инъекционные потребители наркотиков

МПОШ




Мобильный пункт обмена шприцев

МЮ КР




Министерство юстиции Кыргызской Республики

ННО




Неправительственная некоммерческая организация

СПОШ




Стационарный пункт обмена шприцев

ОО




Общественное объединение

ОФ




Общественный Фонд

AFEW




СПИД Фонд Восток-Запад

CEEHRN




Восточноевропейская сеть Снижения вреда

UNAIDS




Агентство по развитию США

UNODC




Управление ООН по наркотикам и преступности

WHO




Всемирная Организация Здравоохранения

ВИЧ




Вирус иммунодефицита человека

ВГС




Вирусный гепатит С

МЭО




Метод экспресс оценки

ЭОС




Экспресс-оценка ситуации

СПИД




Синдром приобретенного иммунодефицита

ПИН




потребители инъекционных наркотиков

ТОТ







ПВВН




потребление внутривенных наркотиков

Оглавление


Введение в модуль







Программа тренинга







Учебный план







Использованная и рекомендуемая литература









^ Введение в модуль
Настоящий модуль разработан в рамках Проекта по Контролю СПИД в Центральной Азии (Central Asian AIDS Project или CAAP), финансируемого Всемирным Банком и Департаментом международного развития Великобритании.

Модуль является результатом деятельности Региональной Группы экспертов в области Снижения Вреда и предназначен для использования тренерами Регионального Образовательного Курса по Снижению Вреда, созданного в г.Бишкек.

При разработке модуля были использованы материалы партнерских организаций, источники, доступные из Интернета, а также других источников.
^ Актуальность разработки модуля
Первые программы Снижения вреда (СВ) в странах Центральной Азии были внедрены в конце 90-х годов прошлого столетия и в настоящее время являются важной частью работы среди инъекционных потребителей наркотиков в отношении профилактики ВИЧ/СПИДа.

Однако, к сожалению, в регионе отсутствует налаженная система подготовки квалифицированных специалистов для работы в профилактических программах по ВИЧ/СПИДу среди потребителей наркотиков. Существующая практика подготовки и повышения квалификации кадров для программ СВ ограничивается «внутренним» обучением в рамках реализуемых проектов по СВ или обучением в рамках международных проектов по СВ. В обоих случаях образовательные программы по СВ не интегрированы в существующие национальные системы постдипломной и непрерывной подготовки специалистов и не прошли согласования или утверждения в Министерствах образования и здравоохранения Центральноазиатских стран, что ограничивает их возможности и доступность для широкого круга работников, занятых в этой сфере.
^ Цель модуля
Целью настоящего модуля является содействие повышению квалификации тренеров, работающих в сфере подготовки специалистов для программ Снижения вреда, связанного с потреблением наркотиков.
^ Задачи модуля
В задачи модуля входят:

  1. предоставление всесторонней информации тренерам и слушателям РОКСВ по теории и практике снижения вреда;

  2. информирование тренеров и слушателей РОКСВ о современных подходах к решению проблем распространения ВИЧ/СПИДа среди ИПН;

  3. систематизация знаний и навыков тренеров и слушателей РОКСВ по теории и практике Снижения вреда;

  4. выработка у тренеров и слушателей РОКСВ необходимых навыков для обучения специалистов программ Снижения вреда в своих странах.


^ Структура модуля
Модуль содержит базовую информацию по теории и практике Снижения Вреда, которая в дальнейшем может быть расширена и дополнена в соответствии с потребностями РОКСВ.

Модуль содержит в виде приложений следующие, необходимые для проведения тренингов по СВ, материалы:

  1. программу тренинга по настоящему модулю;

  2. учебный план тренинга с использованием модуля;

  3. лекционный материал по тематике модуля;

  4. задания к сессиям по тематике модуля;

  5. ppt-слайды по тематике модуля и тренинга;

  6. список использованной и рекомендованной для использования литературы;

  7. вопросники по до- и посттренинговому тестированию.


Все материалы модуля содержатся в CD диске, который предназначен для раздачи участникам РОКСВ в качестве раздаточного материала.
^ Рекомендации по использованию модуля

Каждый модуль рассчитан на один или половину учебного дня в качестве материала для самостоятельной тренинговой сессии или тренингов ой сессии в составе многодневного тренинга с использованием всего комплекта модулей или их части.
Формы занятий и материалы модуля

  • Лекции

  • Презентации

  • Мозговой штурм

  • Дискуссии

  • Работа в малых группах

  • Общая групповая работа

  • Работа в парах

  • Работа в тройках

  • Общая работа в круге обсуждения

  • Ролевые игры

  • Упражнения

  • Игры-разминки


Оборудование и материалы

  • Компьютер с Power Point слайдами

  • Оверхед, мультимедийный проектор

  • Флип-чарт, плакатные листы и маркеры

  • Экран для демонстрации слайдов

  • Видеомагнитофон и телевизор

  • Переносные электрические кабели

  • CD диски

  • Принтер

  • Столы и стулья (в случае необходимости сдвигающиеся)

  • Набор канцелярских товаров (белая бумага, ручки, маркеры, ножницы, клей, скотч)

  • Фотоаппарат

  • Раздаточный материал для участников тренинга:

      • материалы сессий

      • учебные задания

      • оценочные формы

      • CD диски с материалами тренинга

      • упражнения

      • учебные примеры



Программа тренинга: Экспресс-оценка ситуации, связанной с наркотиками


Время

Тематика

Форма занятия

Продолжительность

Утренняя сессия

Модуль 6. Экспресс-оценка ситуации, связанной с наркотиками

9.00-9.10

Занятие 1. Тема: Известно ли участникам понятие ЭОС?

Мозговой штурм

10 мин.

9.10– 9.30

Занятие 2. Тема: Основы метода экспресс – оценки ситуации

Лекция


20 мин.

9.30-9.45

Занятие 3. Тема: Практика экспресс – оценки ситуации

Работа в мини-группах

15 мин.

9.45-10.05

Занятие 4. Тема: Изучение имеющейся информации

Лекция

20 мин.

10.05-10.20

Занятие 5. Тема: Практика изучения имеющейся информации

Работа в мини-группах

15 мин.

10.20-10.35

Занятие 6. Тема: Процедуры выборки

Лекция

15 мин.

10.35-10.50

Занятие 7. Тема: Практическое занятие по процедуре выборки

Работа в мини-группах

15 мин.

10.50-11.05

Занятие 8. Тема: Опросы

Лекция

15 мин.

11.05-11.20

Занятие 9. Тема: Практическое занятие по опросам

Работа в мини-группах

15 мин.

11.20-11.35

Кофе – брейк

15 мин.

11.35-11.50

Занятие 10. Тема: Фокус-группы

Лекция

15 мин.

11.50-12.00

Занятие 11. Тема: Составление фокус-группы

Мозговой штурм

10 мин.

12.00-12.15

Занятие 12. Тема: Наблюдение

Лекция

15 мин.

12.15-12.30

Занятие 13. Тема: Интервью и анкетирование

Лекция

15 мин.

12.30-12.45

Занятие 14. Тема: Проведение интервью и анкетирования

Работа в парах

15 мин.

12.45-13.00

Занятие 15. Тема: Технология оценки

Лекция

15 мин.

13.00-14.00

Обед

60 мин.


Учебный план
Занятие 1. Тема: Известно ли участникам понятие ЭОС?
Метод- мозговой штурм

Время- 10 мин.
Цель занятия- выявление осведомленности участников о методе экпресс-оценки ситуации, связанной с наркотиками и ВИЧ
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. Задание 6-1


Занятие 2. Тема: Основы метода экспресс – оценки ситуации
Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- обучение участников основам метода экспресс оценки (МЭО) и технологии проведения экспресс – оценки ситуации (ЭОС).
Основные положения темы

  1. Программы воздействия

  2. Необходимость проведения ЭО внутривенного потребления наркотиков и его влияния на здоровье

  3. Связь МЭО разработкой программ воздействия

  4. Определения МЭО и ЭОС

  5. Обзор основных принципов, лежащих в основе метода быстрой оценки

  6. Характерные особенности МЭО и ЭОС


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 6-2

  2. текстовой материал для лекции 6-2

  3. рекомендуемая литература


Занятие 3. Тема: Практика экспресс – оценки ситуации
Метод- работа в мини-группах

Время- 15 мин.
Цель занятия- укрепление теоретической информации по ЭОС через практическое использование полученной информации
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. Задание 6-3


Занятие 4. Тема: Изучение имеющейся информации
Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- обучение участников использованию имеющейся или существующей информации
Основные положения темы:

  1. Основные методы проведения ЭОС

  2. Что подразумевается под термином «существующая информация?»

  3. Общие рекомендации по интерпретации существующей информации


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 6-4

  2. текстовой материал для лекции 6-4

  3. рекомендуемая литература


Занятие 5. Тема: Практика изучения имеющейся информации
Метод- работа в мини-группах

Время- 15 мин.
Цель занятия- обучение навыкам использования существующей информации, сбору подобной информации
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. Задание 6-5


Занятие 6. Тема: Процедуры выборки
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- ознакомить участников с процедурами выборки как основного инструмента методического модуля, которые могут быть использованы при изучении ключевых направлений изысканий.
Основные положения темы:

  1. Сущность процедур выборки

  2. Процедуры выборки

  3. Обеспечение доступа


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 6-6

  2. текстовой материал для лекции 6-6

  3. рекомендуемая литература


Занятие 7. Тема: Практическое занятие по процедуре выборки
Метод- работа в мини-группах

Время- 15 мин.
Цель занятия- практическое закрепление полученной информации по процедурам выборки через работу в мини-группах
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. Задание 6-7


Занятие 8. Тема: Опросы
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- ознакомление участников с процедурами сбора данных и получения необходимой информации при помощи опроса
Основные положения темы:

  1. Сущность понятия опроса

  2. Общие рекомендации по проведению опроса

  3. Объекты и механизмы проведения опроса

  4. Организация и проведение опроса

  5. Качество опроса

  6. Некоторые рекомендации интервьюерам

  7. 10 правил проведения опроса


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 6-8

  2. текстовой материал для лекции 6-8

  3. рекомендуемая литература


Занятие 9. Тема: Практическое занятие по опросам
Метод- работа в мини-группах

Время- 15 мин.
Цель занятия- практическое обучение участников в процессе работы в группах процедурам проведения опроса
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. Задание 6-9



Занятие 10. Тема: Фокус-группы
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- ознакомление участников с процедурами создания фокус-групп как основного инструмента методического модуля, которые могут быть использованы при изучении ключевых направлений изысканий
Основные положения темы:

  1. Определения фокус – групп

  2. Особенности фокус групп и их роль на различных этапах ЭОС

  3. Преимущества и недостатки фокус-групп

  4. Какие участники могут включаться в фокусные группы?

  5. Вопросы организации фокусных групп

  6. Процесс подготовки к проведению фокусной группы

  7. Обработка данных, полученных в ходе проведения фокусных групп

  8. Десять правил проведения фокус группы


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 6-10

  2. текстовой материал для лекции 6-10

  3. рекомендуемая литература


Занятие 11. Тема: Составление фокус-группы
Метод- мозговой штурм

Время- 10 мин.
Цель занятия- -научить участников технике получения информации с помощью фокус-групп
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. Задание 6-11


Занятие 12. Тема: Наблюдение
Метод- лекция

Время-15 мин.
Цель занятия- ознакомление участников с процедурами проведения метода наблюдения
Основные положения темы:

  1. Общие рекомендации по проведению наблюдения

  2. Техника подготовки проведения наблюдения

  3. Особенности метода наблюдение и роль во время проведения ЭОС

  4. Частные рекомендации по проведению наблюдений

  5. Пример наблюдения


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 6-12

  2. текстовой материал для лекции 6-12

  3. рекомендуемая литература


Занятие 13. Тема: Интервью и анкетирование
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- ознакомление участников с процедурами проведения интервью и анкетирования
Основные положения темы:

  1. Требования к условиям проведения интервью и анкетирования

  2. Особенности проведения интервью

  3. Основные навыки, необходимые для опрашивающих

  4. Обучение навыкам проведения интервью

  5. Понимание соответствующих вопросов, относящихся к исследованию и наркотикам для проведения интервью

  6. Роль коммуникабельности и контактности

  7. Примеры словесных и несловесных признаков и реакций интервьюера

  8. Способность развивать ответы с целью уточнения возникающих вопросов и тем интервью

  9. Вознаграждение за интервью


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 6-13

  2. текстовой материал для лекции 6-13

  3. рекомендуемая литература


Занятие 14. Тема: Проведение интервью и анкетирования
Метод- работа в парах

Время- 15 мин.
Цель занятия- обучение навыкам сбора данных и получения необходимой информации при помощи метода интервьюирования и анкетирования
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. Задание 6-14


Занятие 15. Тема: Технология оценки
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- ознакомление участников с процедурами проведения технологии оценки
Основные положения темы:

  1. Технологии оценки

  2. Почему не могут быть использованы обычные методы вычислений

  3. Применение информации, извлекаемой из информационных систем и агентств

  4. Эпидемиологическое исследование

  5. Технологии коэффициентов


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 6-15

  2. текстовой материал для лекции 6-15

  3. рекомендуемая литература



Использованная и рекомендуемая литература

  1. Всемирная Организация Здравоохранения – Программа по проблемам потребления наркотиков Руководство по методам экспресс оценки (МЭО) внутривенного потребления наркотиков / под ред. ГВ. Стимсона, К. Фитча и Т. Роудса. 1997 г.

  2. Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, Целевые исследования по оценке: качественный подход к сбору данных (издание Организации Объединенных Наций), Нью-Йорк, 2004 год.

  3. Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, Оценка распространенности – косвенные методы оценки масштабов проблемы наркотиков (издание Организации Объединенных Наций), Нью-Йорк, 2004 год.

  4. Мониторинг и оценка. Методические рекомендации// Альянс. Киев, 2004



Похожие:

Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница