Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков




Скачать 130.22 Kb.
НазваниеРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Дата публикации02.06.2013
Размер130.22 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > География > Документы



Проект по контролю СПИД в Центральной Азии

Региональный обучающий курс по Снижению вреда,

связанного с потреблением наркотиков


Наркотики, наркопотребление, наркополитика

Образовательный модуль

по обучению тренеров



Бишкек-2007
Авторский коллектив:
Редактор

Т.Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков, психиатр, канд.мед.наук
Члены Региональной рабочей группы по разработке образовательных модулей:



Л. Новиченок




независимый эксперт, психолог



М. Хидиров




директор ОО «РАН», психиатр-нарколог, канд.мед.наук



М. Бурханов




директор ОФ «Родители против наркотиков», психиатр-нарколог



Т. Бейшеналиев




зам.начальника управления реформирования МЮ КР, юрист



Выражение признательности

РРГ по разработке образовательных модулей выражает признательность за предоставленные материалы:


  1. CEEHRN

  2. AFEW

  3. UNAIDS

  4. UNODC

  5. WHO

  6. USAID-AOSI

Аббревиатура


АР




Аутрич-работа

ИПН




Инъекционные потребители наркотиков

МПОШ




Мобильный пункт обмена шприцев

МЮ КР




Министерство юстиции Кыргызской Республики

ННО




Неправительственная некоммерческая организация

СПОШ




Стационарный пункт обмена шприцев

ОО




Общественное объединение

ОФ




Общественный Фонд

ППОШ




Полевой пункт обмена шприцев

AFEW







CEEHRN







UNAIDS







UNODC







WHO








Оглавление


Введение в модуль







Программа тренинга







Учебный план







Использованная и рекомендуемая литература







^ Введение в модуль
Настоящий модуль разработан в рамках Проекта по Контролю СПИД в Центральной Азии (Central Asian AIDS Project или CAAP), финансируемого Всемирным Банком и Департаментом международного развития Великобритании.

Модуль является результатом деятельности Региональной Группы экспертов в области Снижения Вреда и предназначен для использования тренерами Регионального Образовательного Курса по Снижению Вреда, созданного в г.Бишкек.

При разработке модуля были использованы материалы партнерских организаций, источники, доступные из Интернета, а также других источников.
^ Актуальность разработки модуля
Первые программы Снижения вреда (СВ) в странах Центральной Азии были внедрены в конце 90-х годов прошлого столетия и в настоящее время являются важной частью работы среди инъекционных потребителей наркотиков в отношении профилактики ВИЧ/СПИДа.

Однако, к сожалению, в регионе отсутствует налаженная система подготовки квалифицированных специалистов для работы в профилактических программах по ВИЧ/СПИДу среди потребителей наркотиков. Существующая практика подготовки и повышения квалификации кадров для программ СВ ограничивается «внутренним» обучением в рамках реализуемых проектов по СВ или обучением в рамках международных проектов по СВ. В обоих случаях образовательные программы по СВ не интегрированы в существующие национальные системы постдипломной и непрерывной подготовки специалистов и не прошли согласования или утверждения в Министерствах образования и здравоохранения Центральноазиатских стран, что ограничивает их возможности и доступность для широкого круга работников, занятых в этой сфере.
^ Цель модуля
Целью настоящего модуля является содействие повышению квалификации тренеров, работающих в сфере подготовки специалистов для программ Снижения вреда, связанного с потреблением наркотиков.
^ Задачи модуля
В задачи модуля входят:

  1. предоставление всесторонней информации тренерам и слушателям РОКСВ по теории и практике снижения вреда;

  2. информирование тренеров и слушателей РОКСВ о современных подходах к решению проблем распространения ВИЧ/СПИДа среди ИПН;

  3. систематизация знаний и навыков тренеров и слушателей РОКСВ по теории и практике Снижения вреда;

  4. выработка у тренеров и слушателей РОКСВ необходимых навыков для обучения специалистов программ Снижения вреда в своих странах.


^ Структура модуля
Модуль содержит базовую информацию по теории и практике Снижения Вреда, которая в дальнейшем может быть расширена и дополнена в соответствии с потребностями РОКСВ.

Модуль содержит в виде приложений следующие, необходимые для проведения тренингов по СВ, материалы:

  1. программу тренинга по настоящему модулю;

  2. учебный план тренинга с использованием модуля;

  3. лекционный материал по тематике модуля;

  4. задания к сессиям по тематике модуля;

  5. ppt-слайды по тематике модуля и тренинга;

  6. список использованной и рекомендованной для использования литературы;

  7. вопросники по до- и посттренинговому тестированию.


Все материалы модуля содержатся в CD диске, который предназначен для раздачи участникам РОКСВ в качестве раздаточного материала.
^ Рекомендации по использованию модуля

Каждый модуль рассчитан на один или половину учебного дня в качестве материала для самостоятельной тренинговой сессии или тренингов ой сессии в составе многодневного тренинга с использованием всего комплекта модулей или их части.
Формы занятий и материалы модуля

  • Лекции

  • Презентации

  • Мозговой штурм

  • Дискуссии

  • Работа в малых группах

  • Общая групповая работа

  • Работа в парах

  • Работа в тройках

  • Общая работа в круге обсуждения

  • Ролевые игры

  • Упражнения

  • Игры-разминки


Оборудование и материалы

  • Компьютер с Power Point слайдами

  • Оверхед, мультимедийный проектор

  • Флип-чарт, плакатные листы и маркеры

  • Экран для демонстрации слайдов

  • Видеомагнитофон и телевизор

  • Переносные электрические кабели

  • CD диски

  • Принтер

  • Столы и стулья (в случае необходимости сдвигающиеся)

  • Набор канцелярских товаров (белая бумага, ручки, маркеры, ножницы, клей, скотч)

  • Фотоаппарат

  • Раздаточный материал для участников тренинга:

      • материалы сессий

      • учебные задания

      • оценочные формы

      • CD диски с материалами тренинга

      • упражнения

      • учебные примеры


Программа тренинга по модулю: Наркотики. Наркопотребление. Наркополитика.


Время

Тема

Форма

занятия

Продолжительность

Утренняя сессия

Модуль 4. Наркотики. Наркопотребление. Наркополитика

9.00-9.10

Разминка

Игра-разминка

10 мин.

9.10-9.30

Занятие 1. Тема: Психоактивные и наркотические вещества, виды наркотических веществ

Работа в малых группах

20 мин.

9.30-9.50

Занятие 2. Тема: Наркотики (определение, классификация)

Лекция

20 мин.

9.50-10.10

Занятие 3. Тема: Наркопотребление и проблемы, связанные с ними

Работа в малых группах

20 мин.

10.10-10.30

Занятие 4. Тема: Эпидемиологическая ситуация по наркотикам в мире и ЦАР

Лекция

20 мин.

10.30-10.50

Занятие 5. Тема: Доступность наркотиков и уровень потребления наркотиков в сообществах

Групповая дискуссия

20 мин.

10.50-11.00

Занятие 6. Тема: Связь между наркопотреблением и инфекционными заболеваниями

Мозговой штурм

10 мин.

11.00-11.15

Кофе-брейк

15 мин.

11.15-11.35

Занятие 7. Тема: Зависимость от наркотиков, механизмы формирования зависимости

Лекция

20 мин

11.35-11.50

Занятие 8. Тема: Помощь потребителям наркотиков, виды услуг

Групповая дискуссия

15 мин.

11.50-12.10

Занятие 9. Тема: Наркополитика

Лекция

20 мин

12.10-12.25

Занятие 10. Тема: Тенденции наркополитики в странах ЦАР и мире

Групповая дискуссия

15 мин.

12.25-12.40

Занятие 11. Тема: Гендерные аспекты проблем, связанных с наркотиками

Групповая дискуссия

15 мин.

12.40-13.00

Занятие 12. Тема: Мониторинг проблем, связанных с наркотиками. Индикаторы по эпидемиологии наркотиков и преступности, связанной с наркотиками

Лекция

20 мин.

13.00-14.00

Обед

60 мин.


Учебный план
Разминка
Метод- игра-разминка

Время- 10 мин.
Цель занятия- создание положительного эмоционального настроя перед рабочим днем
Материалы

  1. упражнение 4-01


^ Занятие 1. Тема: Психоактивные и наркотические вещества, виды наркотических веществ
Метод- работа в малых группах

Время- 20 мин.
Цель занятия- совместное уточнение видов известных психоактивных и наркотических веществ, выявление уровня осведомленности участников о подобного рода веществах
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 4-1


Занятие 2. Тема: Наркотики (определение, классификация)
Метод- лекция

Время- 20 мин
Цель занятия- предоставление знаний об основных понятиях, имеющих отношение к наркотическим веществам
Основные положения темы:

  1. Определения наркотических веществ

  2. Юридический критерий определения наркотических веществ

  3. Медицинский критерий определения наркотических веществ

  4. Классификация наркотических веществ


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 4-2

  2. текстовой материал для лекции 4-2

  3. рекомендуемая литература


Занятие 3. Тема: Наркопотребление и проблемы, связанные с ними
Метод- работа в малых группах

Время- 20 мин.
Цель занятия- повышение осведомленности участников о проблемах, связанных с наркотиками путем совместного уточнения и обсуждения проблем, связанных с ними
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 4-3


Занятие 4. Тема: Эпидемиологическая ситуация по наркотикам в мире и ЦАР
Метод- лекция

Время- 20 мин
Цель занятия- предоставление информации о ситуации, связанной с распространением наркотиков, наркопотребления и проблем, связанных с наркотиками и другими психоактивными веществами
Основные положения темы:

  1. Распространенность потребления наркотиков в мире и ЦАР

  2. Инфекционные заболевания, связанные с наркотиками

  3. Смертность, связанная с наркотиками в мире и ЦАР

  4. Преступность, связанная с наркотиками в мире и ЦАР


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 4-4

  2. текстовой материал для лекции 4-4

  3. рекомендуемая литература


Занятие 5. Тема: Доступность наркотиков и уровень потребления наркотиков в сообществах
Метод- групповая дискуссия

Время- 20 мин.
Цель занятия- совместное обсуждение ситуации, связанной с потреблением наркотиков на примере каждой страны ЦАР
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 4-5


Занятие 6. Тема: Связь между наркопотреблением и инфекционными заболеваниями

Метод- мозговой штурм

Время- 10 мин.
Цель занятия- совместное выявление точек соприкосновения между потреблением наркотических веществ и распространением инфекционных заболеваний
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 4-6


Занятие 7. Тема: Зависимость от наркотиков, механизмы формирования зависимости
Метод- лекция

Время- 20 мин
Цель занятия- повышение уровня осведомленности участников тренинга о механизмах действия наркотических веществ и формирования зависимости
Основные положения темы:

  1. Механизм действия наркотических веществ на организм

  2. Причины употребления наркотиков

  3. Зависимость от наркотических веществ, определение

  4. Критерии диагностики зависимости


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 4-7

  2. текстовой материал для лекции 4-7

  3. рекомендуемая литература


Занятие 8. Тема: Помощь потребителям наркотиков, виды услуг
Метод- групповая дискуссия

Время- 15 мин.
Цель занятия- совместное уточнение спектра услуг, предлагаемых потребителям наркотиков в странах, которые представляют участники тренинга
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 4-8


Занятие 9. Тема: Наркополитика
Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- повышение уровня осведомленности участников тренинга о природе и механизмах формирования наркополитики, целях, задачах, результатах
Основные положения темы:

  1. Истоки наркополитики

  2. Виды наркополитики

  3. Наркополитика и антинаркотическое законодательство разных стран



Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 4-9

  2. текстовой материал для лекции 4-9

  3. рекомендуемая литература


Занятие 10. Тема: Тенденции наркополитики в странах ЦАР и мире
Метод- групповая дискуссия

Время- 15 мин.
Цель занятия- совместное обсуждение тенденций политики по наркотикам в странах бывшего СССР
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 4-10


Занятие 11. Тема: Гендерные аспекты проблем, связанных с наркотиками
Метод- групповая дискуссия

Время- 15 мин.
Цель занятия- стимулирование участников на поиск и формулирование особенностей наркополитики с учетом гендерного аспекта проблем, связанных с наркотиками
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 4-11


Занятие 12. Тема: Мониторинг проблем, связанных с наркотиками. Индикаторы по эпидемиологии наркотиков и преступности, связанной с наркотиками
Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- повышение уровня осведомленности участников тренинга о современных подходах к мониторингу проблем, связанных с наркотиками и критериях оценки наркоситуации
Основные положения темы:

  1. Основные понятия

  2. Индикаторы оценки

    1. Эпидемиологические индикаторы

    2. Индикаторы преступности, связанной с наркотиками

  3. Организация мониторинга

  4. Информационные системы по наркотикам


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 4-12

  2. текстовой материал для лекции 4-12

  3. рекомендуемая литература

 

Использованная и рекомендуемая литература

  1. «Правовое регулирование в сфере оказания наркологической помощи, профилактики ВИЧ\СПИД, противодействия незаконному обороту наркотиков: международный опыт» М, 2002




Похожие:

Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница