Летний научно – практический лагерь «Юный исследователь»




Скачать 141.04 Kb.
НазваниеЛетний научно – практический лагерь «Юный исследователь»
Дата публикации01.06.2013
Размер141.04 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > География > Документы
Приложение 4

Летний научно – практический лагерь «Юный исследователь»
Геологическая лаборатория.
Руководитель лаборатории:

Федорова Нина Николаевна-

учитель географии

Работа над исследовательским проектом

«Окрестности посёлка Хребтового – геологический музей под открытым небом ».
Цель: - создать условия для развития умения учащихся учиться на

собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе

разработки проекта;

- нацелить учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту

собственных путей её решения, выдвижение гипотез;

- расширить кругозор, любознательность, познавательные

потребности и профессиональную ориентацию.

Задачи: - собрать материал об особенностях геологического строения

окрестностей п. Хребтового в ходе исследовательской экскурсии;

- провести камеральную обработку вещественного материала;

- подготовить презентацию подпроектов в группах с

использованием ИКТ;

- получить заряд бодрости и физиологическую разрядку после

напряженного учебного года.

Ожидаемые результаты: работа над проектом позволяет предложить

учащимся интересный вид учебной деятельности,

позволяющий имитировать в учебном процессе

деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной

жизни. Работа групп над подпроектами даст практический

результат - это обобщение собранного материала для кабинета

географии. Дальнейший выход со своей работой на НПК.

Планируемые темы исследовательских работ:

  1. Траппы – гигантские ступени.

  2. Вода – великий ваятель земной поверхности.

  3. Кристаллы в природе.

  4. Камень в искусстве.

  5. Камень и археология.

  6. Осадочные породы в окрестностях посёлка Хребтовый.

  7. Геологическая коллекция кабинета географии МКОУ ХСОШ

(здесь каждый камень историю знает)

  1. Обнажение «Писаный камень» – азбука юного геолога.


День первый. Экскурсия «Хребтовый – Чадобец». Работа в группах по

выбранной теме.

День второй. Камеральная обработка вещественного материала по

результатам экскурсии.

День третий. Работа над презентацией своего исследования.


Исследовательская геолого – географическая экскурсия по маршруту Хребтовый – Чадобец.

Цели экскурсии:

Образовательная: выяснение особенностей геологического строения и рельефа окрестностей п. Хребтовый.

Воспитательная: стимулировать интерес к проблеме охраны природы ,

развивать интерес к предмету и профессии геолога.

Развивающая: формировать навыки исследовательской работы, развивать познавательные умения (наблюдательность, делать выводы , учить сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, доказывать.
Задачи:

  1. выяснить взаимосвязь основных форм залегания горных пород нашей местности с рельефом

  2. провести исследования обнажений по ходу маршрута;

  3. отобрать образцы горных пород для петрографических исследований и пополнения геологической коллекции кабинета географии;

  4. изучить использование горных пород человеком.


Оборудование: компас, полевые дневники, простой карандаш на каждого, мешочки геологические под образцы, сантиметровая лента, геологический молоток , лупа карманная, лопата сапёрная, водный термометр, стеклянный стакан, баночки с крышкой(для взятия проб воды) , фотоаппарат, кинокамера, аптечка.

Описание маршрута. Протяжённость 30км. доставка экскурсантов туда и обратно автобусом. Маршрут проходит вдоль р. Ангары с остановками в наиболее интересных местах, где есть выходы горных пород на поверхность.

1 остановка – обнажение у подножья г. Толстая, родник Чернила.

2 остановка - скальное обнажение у берега р. Ангара. Скала «Поп».

3 остановка – археологические раскопки на берегу р. Чадобец.

^

Форма организации. Групповая


  1. группа топографов;

  2. группа геоморфологов;

  3. группа петрографов.


Задание№1 группе топографов. Проведите глазомерную съёмку исследуемого

участка полярным способом.


  1. Установите планшет так, чтобы северный конец стрелки компаса и северный конец проведённой линии С-Ю показывали одно направление;

  2. Воткните булавку и провизируйте на нужный объект, проведите линию визирования;

  3. Следуйте от точки стояния до предмета, на который визировали, попутно измеряя расстояние до него;

  4. Измеренное расстояние отложите в масштабе по линии визирования и изобразите на плане условным знаком тот предмет, на который визировали;

  5. Условными топографическими знаками изобразите на плане также те местные предметы, которые были справа и слева от линии визирования.



Задание №2 группе геоморфологов. Опишите рельеф изучаемой местности


  1. Какой общий вид имеет поверхность (холмистая, равнинная, пересечённая).

  2. Как часто на пути следования встречались овраги, речные долины. Можно ли местность считать слабо расчленённой.

  3. Определите общий характер речной долины р.Ангары и р. Чадобец (врезанная долина с крутыми берегами, со спрямлённым руслом или меандрированным).

  4. Установите наличие и особенности надпойменных террас (высота над уровнем реки, ширина и распространение, геологическое строение на разных участках).

  5. Выясните симетричность или несиметричность поперечного профиля долины; общий характер профиля склонов(выпуклые, вогнутые, расчленённые и т.д.0.

  6. Выявите наличие у подошвы склонов продуктов деятельности поверхностных вод – делювия, а также выходов подземных вод.

  7. Установите связь между профилем склона и составом горных пород.


Задание №3 группе петрографов. Изучите и опишите обнажение.
Документация обнажений ведётся в полевой книжке. Можно использовать блокнот карманного формата, содержащий 50 листов, разграфлённых в клеточку. Страницы пронумерованы. На титульном листе указывают номер школы, фамилию, имя, отчество школьника, ведущего
Документация обнажений ведётся в полевой книжке. Можно использовать блокнот карманного формата, содержащий 50 листов, разграфлённых в клеточку. Страницы пронумерованы. На титульном листе указывают номер школы, фамилию, имя, отчество школьника, ведущего полевую книжку, дату начала и окончания экскурсии.

Левая сторона разворота книжки служит только для зарисовки, правая – для описания. На правой стороне книжки (см. рис.) отчерчивают поля примерно ¼ ширины страницы, которые служат для внесения в книжку дополнительных данных, полученных в результате камеральной обработки материалов.

Полевая книжка основной документ геолога, в том числе и начинающего. Вести его надо аккуратно, простым карандашом.

  1. На левой стороне полевого дневника поставьте номер исследуемого обнажения и зарисуйте его схему. Укажите адрес обнажения – его возможно точная привязка.

  2. Подробно осмотрите каждую часть обнажения. Сфотографируйте обнажение целиком. В качестве масштаба поставьте геологический молоток или метровую палку.

  3. В правой части дневника укажите: характер местности, на которой изучается обнажение, размеры (высоту, длину) и характер обнажения( обрыв, осыпь и т. п.).

  4. Описание пластов проводите от нижних к верхним: замерьте мощность каждого пласта; укажите характер границы между пластами; определите породу каждого пласта и обозначьте их отдельной буквой. Определив породу, укажите её цвет, излом, строение , минералогический состав.

  5. Возьмите образец каждого пласта, пронумеруйте его и составьте этикетку. Образец должен иметь размер 6 х 9см, толщину до 3см. Все образцы обнажения сложите в номерованный мешочек и этот номер отметьте в дневнике (образец без этикетки – лишний балласт в вашем рюкзаке).

  6. Если встретятся окаменелости, запишите слой, из которого выбита окаменелость или отпечатки растений, запишите в каких пластах они найдены; отберите хорошо сохранившиеся образцы, этикируйте их. Позже определите вид растения и животного.

  7. При зарисовке составьте геологическую колонку.

Все образцы геологических обнажений приведите в порядок и сдайте в кабинет географии.

Задание гидрогеологам. Исследуйте и опишите родники Чернила, Солёный и другие.


^ Методика исследования качества родниковой воды.

Органолептические показатели воды.
1. Цвет (окраска)

Диагностика цвета – один из показателей состояния водоёма. Для определения цветности воды нужны стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд набирают воду и на белом фоне бумаги определяют цвет воды (голубой, зелёный, серый, жёлтый, коричневый) – показатель определённого вида загрязнения.

2. Прозрачность.

Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количество взвешенных частиц ила, глины, песка, микроорганизмов, содержания химических соединений. Для определения прозрачности воды используют прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который наливают воду, подкладывают под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна шрифт, высота букв которого 2 мм, а толщина линий букв – 0,5 мм, и сливают воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт. Измеряют высоту столба оставшейся воды линейкой и выражают степень прозрачности в сантиметрах. При прозрачности воды менее 3 см водопотребление ограничивается. Уменьшение прозрачности природных вод свидетельствует об их загрязнении.

3. Запах.

Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в неё естественным путём и со сточными водами. Запах воды водоёмов, обнаруживаемый непосредственно в воде или (водоёмов хозяйственно – питьевого назначения) после её хлорирования не должен превышать двух баллов. Определение основано на органолептическом исследовании характера и интенсивности запахов воды при 20 и 60ºС. Характер, и интенсивность запаха определяют по предлагаемой методике.

^ Характер и род запаха воды естественного происхождения.


Характер запаха

Примерный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Гнилостный

Фекальный, сточной воды

Древесный

Мокрой щепы, древесной коры

Землистый

Прелый, свежевспаханной земли, глинистый

Плесневый

Затхлый, застойный

Рыбный

Рыбы, рыбьего жира

Сероводородный

Тухлых яиц

Травянистый

Скошенной травы, сено

Неопределённый

Не подходящий под предыдущие определения



^

Интенсивность запаха воды

Интенсивность запаха воды





Балл

Интенсивность запаха

Качественная характеристика

0

-

Отсутствие ощутимого запаха

1

Очень слабая

Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем

2

Слабая

Запах, не привлекающей внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание

3

Заметная

Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде с неодобрением

4

Отчетливая

Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья

5

Очень сильная

Запах настолько сильный, что вода становится непригодной для питья


Запах воды следует определять в помещении, в котором воздух не имеет постороннего запаха. Желательно, чтобы характер и интенсивность запаха отмечали несколько исследователей.
^ Результаты исследований родников.




Название родника

Цвет

Прозрачность

Запах

1













2













3













4















Остановка 3. Познавательная. Знакомство с археологическими раскопками стоянки древнего человека 7-8тыс. лет. Так как проводить раскопки без лицензии нельзя, то провести фотографирование раскопов и выслушать сообщение учителя. Подумать, какие камни использовал древний человек , с какими целями.

День второй. Камеральная обработка результатов экскурсии. Работа с вещественным материалом.

Цель: научить определять собранные образцы горных пород, описать свойства воды, вычертить топографическую карту на чистовик.

Форма работы: групповая. Каждая группа делает отчёт о проделанной работе.

Задачи: оформить образцы для школьной коллекции;

Составить геологическую колонку обнажения;

Провести анализ проб воды
Практическая работа по определению горных пород.

Теоретические знания, необходимые для выполнения работы: понятие о горной породе; генетические типы горных пород; классификация горных пород; свойства горных пород, текстура, структура, твёрдость, минералогический состав.


Работа 1.

Определение свойств горных пород

Оборудование: коллекция пород взятых во время экскурсии, лупы, 10% раствор НСl., компас, свечи и спички, вазочки с водой

Ход работы:

1. Взять в коробке образец № и определить его структуру, твёрдость.

2. В коллекции найти образцы, имеющие зернистое строение, порфировое, полотное, землистое, волокнистое.

  1. Среди образцов коллекции найти образцы: лёгкие, средние , тяжёлые по удельному весу.

  2. Используя схему определения горных пород, охарактеризовать признаки долерита, доломита, известняка, песчанника, конгломерата и брекчии.
^

Работа №2

Определение горных пород .

Оборудование: то же, что и для работы 1, плюс таблица – определитель минералов и горных пород.

По таблице определите те горные породы, что взяли во время экскурсии.


По результатам наблюдений заполните таблицу:

образца

Генетический тип образования

Структура

Текстура

Минералогический состав

Название горной породы

Где применяется





























День третий. Проектирование своей исследовательской работы. Подготовка презентаций.

Цель: способствовать формированию презентационной компитенции учащихся и умению составлять постерную защиту.

Задачи: подготовить постер своей исследовательской работы или презентацию в программе Point Pover.




Фамилия, имя

Тема исследовательской работы

1







2







3







4







Похожие:

Летний научно – практический лагерь «Юный исследователь» iconПоложение о III региональной конференции «Юный исследователь». Цель конференции
Цель конференции: способствовать развитию интеллектуально и творчески одарённых учащихся и формированию навыков научно-исследовательской...
Летний научно – практический лагерь «Юный исследователь» icon-
Настоящее положение определяет цель и задачи областного конкурса научно исследовательской и проектной деятельности обучающихся «Юный...
Летний научно – практический лагерь «Юный исследователь» iconДетский Оздоровительный Лагерь Маяк Приглашает на летний отдых (2013)...
Лагерь приглашает на лето Творческие коллективы и Спортивные организации (Клубы, Секции, Группы, Школы)
Летний научно – практический лагерь «Юный исследователь» iconПоложение о проведении IV региональной научно-исследовательской конференции...
Сроки и программа проведения, условия участия, состав жюри и рабочей группы Конференции определяется настоящим Положением и Порядком...
Летний научно – практический лагерь «Юный исследователь» iconПоложение о проведении V региональной научно-исследовательской конференции...
Сроки и программа проведения, условия участия, состав жюри и рабочей группы Конференции определяется настоящим Положением и Порядком...
Летний научно – практический лагерь «Юный исследователь» iconС 1996 года ежегодно проводится в Беларуси Республиканским общественным...
Белорусская Ассоциация клубов юнеско. Данный летний лагерь до сих пор не имеет аналогов в странах СНГ по гармоничному синтезу неформального...
Летний научно – практический лагерь «Юный исследователь» icon-
Списки участников конференции «Юный Исследователь -2011», прошедших на очный этап
Летний научно – практический лагерь «Юный исследователь» icon-
Списки участников конференции «Юный Исследователь -2011», прошедших на очный этап
Летний научно – практический лагерь «Юный исследователь» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь»
Исследовательская деятельность учащихся, её особенности. Виды исследовательских работ
Летний научно – практический лагерь «Юный исследователь» iconГу «республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии»...
«Современные аспекты оказания специализированной травматолого-ортопедической помощи», посвященная 80-летию гу «Республиканский научно-практический...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница