Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков




Скачать 156.1 Kb.
НазваниеРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Дата публикации19.05.2013
Размер156.1 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > География > Документы



Проект по контролю СПИД в Центральной Азии

Региональный обучающий курс по Снижению вреда,

связанного с потреблением наркотиков

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

И ПОДДЕРЖКА

Образовательный модуль

по обучению тренеров



Бишкек-2007

Авторский коллектив:
Редактор

Т.Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков, психиатр, канд.мед.наук
Члены Региональной рабочей группы по разработке образовательных модулей:



Л. Новиченок




независимый эксперт, психолог



М. Хидиров




директор ОО «РАН», психиатр-нарколог, канд.мед.наук



М. Бурханов




директор ОФ «Родители против наркотиков», психиатр-нарколог



Т. Бейшеналиев




зам.начальника управления реформирования МЮ КР, юрист



Выражение признательности

РРГ по разработке образовательных модулей выражает признательность за предоставленные материалы:


  1. AFEW

  2. CEEHRN

  3. UNAIDS

  4. UNODC

  5. WHO

  6. USAID-AOSI



Аббревиатура


АР




Аутрич-работа

ИПН




Инъекционные потребители наркотиков

МПОШ




Мобильный пункт обмена шприцев

МЮ КР




Министерство юстиции Кыргызской Республики

ННО




Неправительственная некоммерческая организация

СПОШ




Стационарный пункт обмена шприцев

ОО




Общественное объединение

ОФ




Общественный Фонд

ППОШ




Полевой пункт обмена шприцев

AFEW







CEEHRN







UNAIDS







UNODC







WHO








Оглавление


Введение в модуль







Программа тренинга







Учебный план







Список литературы









^ Введение в модуль
Настоящий модуль разработан в рамках Проекта по Контролю СПИД в Центральной Азии (Central Asian AIDS Project или CAAP), финансируемого Всемирным Банком и Департаментом международного развития Великобритании.

Модуль является результатом деятельности Региональной Группы экспертов в области Снижения Вреда и предназначен для использования тренерами Регионального Образовательного Курса по Снижению Вреда, созданного в г.Бишкек.

При разработке модуля были использованы материалы партнерских организаций, источники, доступные из Интернета, а также других источников.
^ Актуальность разработки модуля
Первые программы Снижения вреда (СВ) в странах Центральной Азии были внедрены в конце 90-х годов прошлого столетия и в настоящее время являются важной частью работы среди инъекционных потребителей наркотиков в отношении профилактики ВИЧ/СПИДа.

Однако, к сожалению, в регионе отсутствует налаженная система подготовки квалифицированных специалистов для работы в профилактических программах по ВИЧ/СПИДу среди потребителей наркотиков. Существующая практика подготовки и повышения квалификации кадров для программ СВ ограничивается «внутренним» обучением в рамках реализуемых проектов по СВ или обучением в рамках международных проектов по СВ. В обоих случаях образовательные программы по СВ не интегрированы в существующие национальные системы постдипломной и непрерывной подготовки специалистов и не прошли согласования или утверждения в Министерствах образования и здравоохранения Центральноазиатских стран, что ограничивает их возможности и доступность для широкого круга работников, занятых в этой сфере.
^ Цель модуля
Целью настоящего модуля является содействие повышению квалификации тренеров, работающих в сфере подготовки специалистов для программ Снижения вреда, связанного с потреблением наркотиков.
^ Задачи модуля
В задачи модуля входят:

  1. предоставление всесторонней информации тренерам и слушателям РОКСВ по теории и практике снижения вреда;

  2. информирование тренеров и слушателей РОКСВ о современных подходах к решению проблем распространения ВИЧ/СПИДа среди ИПН;

  3. систематизация знаний и навыков тренеров и слушателей РОКСВ по теории и практике Снижения вреда;

  4. выработка у тренеров и слушателей РОКСВ необходимых навыков для обучения специалистов программ Снижения вреда в своих странах.


^ Структура модуля
Модуль содержит базовую информацию по теории и практике Снижения Вреда, которая в дальнейшем может быть расширена и дополнена в соответствии с потребностями РОКСВ.

Модуль содержит в виде приложений следующие, необходимые для проведения тренингов по СВ, материалы:

  1. программу тренинга по настоящему модулю;

  2. учебный план тренинга с использованием модуля;

  3. лекционный материал по тематике модуля;

  4. задания к сессиям по тематике модуля;

  5. ppt-слайды по тематике модуля и тренинга;

  6. список использованной и рекомендованной для использования литературы;

  7. вопросники по до- и посттренинговому тестированию.


Все материалы модуля содержатся в CD диске, который предназначен для раздачи участникам РОКСВ в качестве раздаточного материала.
^ Рекомендации по использованию модуля

Каждый модуль рассчитан на один или половину учебного дня в качестве материала для самостоятельной тренинговой сессии или тренингов ой сессии в составе многодневного тренинга с использованием всего комплекта модулей или их части.
Формы занятий и материалы модуля

  • Лекции

  • Презентации

  • Мозговой штурм

  • Дискуссии

  • Работа в малых группах

  • Общая групповая работа

  • Работа в парах

  • Работа в тройках

  • Общая работа в круге обсуждения

  • Ролевые игры

  • Упражнения

  • Игры-разминки


Оборудование и материалы

  • Компьютер с Power Point слайдами

  • Оверхед, мультимедийный проектор

  • Флип-чарт, плакатные листы и маркеры

  • Экран для демонстрации слайдов

  • Видеомагнитофон и телевизор

  • CD диски

  • Принтер

  • Раздаточный материал для участников тренинга:

      • материалы сессий

      • учебные задания

      • оценочные формы

      • CD диски с материалами тренинга

      • упражнения

      • учебные примеры



Программа модуля: Психологическое консультирование


Время

Тема

Форма

занятия

Продолжительность

Утренняя сессия

Модуль 11. Психологическое консультирование

9.00-9.10

Приветствие. Разминка «Гусеница»

Игра-разминка

10 мин.

9.10-9.25

Занятие 1. Тема: Цели, определение, принципы и структура психологического консультирования

Лекция

15 мин.

9.25-9.50

Занятие 2. Тема: Отработка структуры процесса психологического консультирования

Работа в парах, обсуждение

25 мин.

9.50-10.10

Занятие 3. Тема: Определение консультативного контакта, его эмоциональные компоненты

Лекция

20 мин.

10.10-10.45

Занятие 4. Тема: «Постройка моста»

Ролевая игра, обсуждение

35 мин.

10.45-11.00

Кофе – брейк

15 мин.

11.00-11.10

Разминка «Ипподром»

Игра-разминка

10 мин.

11.10-11.20

Занятие 5. Тема: «Очень скучный рассказ»

Работа в парах

10 мин.

11.20-11.45

Занятие 6. Тема: Навыки поддержания психологического контакта

Лекция

25 мин.

11.45-12.10

Занятие 7. Тема: «Я вас слушаю»

Работа в парах

25 мин.

12.10-12.30

Занятие 8. Тема: «Шахматы»

Работа в общей группе

20 мин.

12.30-13.30

Обед

60 мин.

Дневная сессия

Модуль 11. Психологическое консультирование (продолжение)

13.30-13.50

Занятие 9. Тема: Первая встреча с клиентом

Лекция

20 мин.

13.50-14.10

Занятие 10. Тема: Процесс встречи и консультирования

Работа в парах, обсуждение

20 мин.

14.10-14.20

Разминка «Хор московского зоопарка»

Игра-разминка

10 мин.

14.20-14.35

Занятие 11. Тема: Постановка вопросов

Лекция

15 мин.

14.35-15.00

Занятие 12. Тема: Практика задавания вопросов

Работа в тройках

25 мин.

15.00-15.15

Кофе - брейк

15 мин.

15.15-15.30

Занятие 13. Тема: Перефразирование и обобщение

Лекция

15 мин.

15.30-16.00

Занятие 14. Тема: «Иностранец и переводчик»

Общая работа в круге обсуждения

30 мин.

16.00-16.15

Занятие 15. Гендерные аспекты психологического консультирования

Групповая дискуссия

15 мин.

16.15-16.35

Занятие 16. Тема: Организация и менеджмент психологического консультирования

Лекция

20 мин.

16.35-16.50

Занятие 17. Тема: Мониторинг и оценка эффективности психологического консультирования

Групповая дискуссия

15 мин.

16.50-17.00

Подведение итогов дня

10 мин.

^ Учебный план
Приветствие. Разминка «Гусеница»
Метод- игра-разминка

Время- 10 мин.
Цель занятия- создание у участников положительного эмоционального настроя и рабочего настроения
Материалы

  1. упражнение 11-01


^ Занятие 1. Тема: Цели, определение, принципы и структура психологического консультирования
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- информирование участников о целях и структуре психологического консультирования
Основные положения темы

  1. Цели психологического консультирования

  2. Определение психологического консультирования

  3. Принципы

  4. Структура психологического консультирования


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 11-1

  2. текстовой материал для лекции 11-1

  3. рекомендуемая литература


Занятие 2. Тема: Отработка структуры процесса психологического консультирования

Метод- работа в парах, обсуждение

Время- 25 мин.
Цель занятия- закрепление на практике структуры психологического консультирования
Материалы

  1. задание 11-2


^ Занятие 3. Тема: Определение консультативного контакта, его эмоциональные компоненты
Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- предоставление информации и содержании и смысле консультативного контакта
Основные положения темы

  1. Определение консультативного контакта

  2. Шесть условий консультативного контакта

  3. Черты консультативного контакта

  4. Эмоциональные компоненты:

    • Искренность консультативного контакта

    • Эмпатия в консультировании

    • Безусловное уважение клиента


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 11-3

  2. текстовой материал для лекции 11-3

  3. рекомендуемая литература


Занятие 4. Тема: «Постройка моста»
Метод- ролевая игра, обсуждение

Время- 35 мин.
Цель занятия- отработка коммуникативных навыков
Материалы

  1. задание 11-4

  2. бумага формата А-4

  3. карандаш

  4. линейка

  5. ножницы

  6. инструкция миссионерам и туземцам


Разминка «Ипподром»
Метод- игра-разминка

Время- 10 мин.
Цель занятия- переключение внимания, восстановление рабочего тонуса
Материалы

  1. упражнение 11-02


Занятие 5. Тема: «Очень скучный рассказ»
Метод- работа в парах

Время- 10 мин.
Цель занятия- отработка навыка активного слушания
Материалы

  1. задание 11-5


Занятие 6. Тема: Навыки поддержания психологического контакта
Метод- лекция

Время- 25 мин.
Цель занятия- закрепление знаний о консультативном контакте
Основные положения темы

  1. Невербальное общение

  2. Невербальное общение с использованием тела

  3. Невербальное общение посредством голоса

  4. Вербальное общение

  5. Слушание клиента


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 11-6

  2. текстовой материал для лекции 11-6

  3. рекомендуемая литература


Занятие 7. Тема: «Я вас слушаю»
Метод- работа в парах

Время- 25 мин.
Цель занятия- отработка навыков активного слушания
Материалы

  1. задание 11-7


Занятие 8. Тема: «Шахматы»
Метод- работа в общей группе

Время- 20 мин.
Цель занятия- развитие социальной перцепции при использовании невербальных средств общения
Материалы

  1. задание 11-8

  2. набор карточек для группы в 20 человек

  3. инструкция


Занятие 9. Тема: Первая встреча с клиентом
Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- информирование участников о техниках психологического консультирования
Основные положения темы

  1. Первая встреча с клиентом

  2. Знакомство

  3. Право первого вопроса

  4. Выслушивание

  5. Принятие клиентом ответственности за свои проблемы

  6. Цели консультации


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 11-9

  2. текстовой материал для лекции 11-9

  3. рекомендуемая литература


Занятие 10. Тема: Процесс встречи и консультирования
Метод- работа в парах, обсуждение

Время- 20 мин.
Цель занятия- закрепление практических навыков психологического консультирования
Материалы

  1. задание 11-10


Разминка «Хор московского зоопарка»
Метод- игра-разминка

Время- 10 мин.
Цель занятия- переключение внимания и повышение рабочего тонуса
Материалы

  1. упражнение 11-03


Занятие 11. Тема: Постановка вопросов
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- информирование о технике постановки вопросов
Основные положения темы

  1. Открытые вопросы

  2. Использование открытых вопросов

  3. Закрытые вопросы

  4. Правила задавания вопросов


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 11-11

  2. текстовой материал для лекции 11-11

  3. рекомендуемая литература



Занятие 12. Тема: Практика задавания вопросов
Метод- работа в тройках

Время- 25 мин.
Цель занятия- отработка навыков использования открытых и закрытых вопросов
Материалы

  1. задание 11-12


Занятие 13. Тема: Перефразирование и обобщение
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- предоставление участникам информации о технике перефразирования и обобщения
Основные положения темы

  1. Цели перефразирования и обобщения

  2. Правила перефразирования и обобщения


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 11-13

  2. текстовой материал для лекции 11-13

  3. рекомендуемая литература


Занятие 14. Тема: «Иностранец и переводчик»
Метод- общая работа в круге обсуждения

Время- 30 мин.
Цель занятия- закрепление на практике умения пользования техникой перефразирования
Материалы

  1. задание 11-14


^ Занятие 15. Тема: Организация и менеджмент психологического консультирования

Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- предоставление участникам информации о процессе и элементах организации процесса психологического консультирования
Основные положения темы

  1. организация процесса консультирования

  2. требования к специалистам

  3. требования к оснащению рабочего места

  4. требования к обеспечению доступности услуг по психологическому консультированию


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 11-15

  2. текстовой материал для лекции 11-15

  3. рекомендуемая литература


Занятие 16. Тема: Мониторинг и оценка эффективности психологического консультирования
Метод- групповая дискуссия

Время- 20 мин.
Цель занятия- совместная выработка критериев оценки услуг по психологическому консультированию
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 11-16


Подведение итогов дня (20 мин.)

Использованная и рекомендуемая литература


  1. Аманова Ж.Ш. Тренинг коммуникативных умений в программе медико-социальной реабилитации зависимых от ПАВ. Павлодар, 2004.

  2. Блюм Г. Психологические теории личности. М., 1996.

  3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психическое здоровье как интегративная характеристика личности // Вестник Ростовского Госуниверситета. Ростов-на-Дону, 1998.

  4. Кан М. Между терапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб., БСК., 1997.

  5. Кочюнас Р. Психологическое консультирование групп. Психотерапия. М., 2005.

  6. Марлис ван Б., Кекен Р., Пен А. Руководство по сестринской помощи в сфере психического здоровья. Киев, 2002.

  7. Раннее выявление и профилактика распространения зависимостей: лучшие практики диагностики, лечения и реабилитации зависимости от психоактивных веществ. Павлодар, 2004.

  8. Самуэль Э. Юнг и постъюнгианцы. // Гл. Аналитический процесс. М., 1997.

  9. Школьный психолог // Битянова М. Дело техники. // № 19, 1999.

  10. Школьный психолог // Битянова М. Перефраз несколько раз.//№ 19.1999.





Похожие:

Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница