Пейзаж в романе и. С. Тургенева «отцы и дети» «Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», признавался Тургенев. В статье о «Записках ружейного




Скачать 76.79 Kb.
НазваниеПейзаж в романе и. С. Тургенева «отцы и дети» «Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», признавался Тургенев. В статье о «Записках ружейного
Дата публикации10.05.2013
Размер76.79 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > География > Документы
ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

«Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», - признавался Тургенев. В статье о «Записках ружейного охотника». Действительно, в произведениях Тургенева преобладают картины русского лета, жаркого лучезарного, с перепадавшими дождиками, с обильными потоками внезапного и мгновенного ливня, с тишиной полуденного зноя, тяготевшего над сияющей и заснувшей землей, с сладким запахом цветов, с сверкающим воздухом, с повсеместным треском кузнечиков в часы зноя».

Из всех произведений И.С. Тургенева для рассмотрения описания природы (пейзажа) я беру роман «Отцы и дети». Моя задача – рассмотреть в этом произведении как? когда? и с какой целью? появляется пейзаж (описание природы) в романе.

Этим вопросом занимались такие исследователи как Г. Курляндская, А.Г. Цейтлин, П.Г. Пустовойт, Ю.В. Лебедев.

Роман Тургенева «Отцы и дети» по сравнению с другими романами значительно беднее пейзажами. Развитие действия в романе изредка прерывается авторскими отступлениями и описаниями природы.

Как замечает исследователь П.Г. Пустовойт «тонкий художник, обладающий даром необыкновенной наблюдательности, умеющий замечать «торопливые движения влажной лапки утки, которой она чешет себе затылок на краю лужи», различать все оттенки небесного свода, разнообразие птичьих голосов, почти не применяет своё филигранное искусство в романе «Отцы и дети».

Я не совсем согласна с этим исследователем: пейзажей в этом романе действительно немного, но какие это пейзажи! В них всё то, что хотел показать автор.

Впервые пейзаж появляется в третьей главе романа.

Провинциальная Русь с первых строк романа поражает нас своей необычностью, патриархальные устои разрушаются, везде проглядывает назревающий конфликт. Создаётся постепенно ощущение всеобщего разброда и хаоса. Лопнули пружины, на которых держался старый господский и крестьянский быт. Представляется мир на грани катастрофы. Подытоживает эти впечатления знаменитая картина, тяготеющая к символу, охваченная панорамно, будто с высоты птичьего полета: «небольшие леса, речки с обрытыми берегами, крошечные пруды с худыми плотинами, деревеньки с низкими избёнками под темными, часто до половины размётанными крышами, покривившиеся молотильные сарайчики с зевающими воротцами возле опустелых гумен». На всём лежат неизгладимые следы разорения, запустения: «мужики встречаются все обтёрханные на плохих клячонках; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щиплют траву по канавам; церкви, то кирпичные, с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами». Как будто стихийная всё губящая сила пронеслась как смерчь над этим богом оставленным краем, не пощадив ничего вплоть до церквей и могил, оставив после себя лишь глухое горе, безнадежную нищету и разруху. За деталями пейзажа ощутимо дыхание вековой истории. Уже в самом начале задан этот убегающий в даль времен горизонт: по полям, тянущимся вплоть до самого небосклона, вьются овраги, напоминающие глазу «их собственное изображение на старинных планках екатерининского времени». Размах крепостнического запустения огромен, как стихийное природное бедствие: «словно нищие в лохмотьях стоят придорожные ракиты, и среди весеннего красного дня встает белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с её морозами, метелями и снегами».

Лебедев Ю.В. отмечает: «В романе «Отцы и дети» настойчиво звучит тревожная мысль Тургенева. Он видит, что сама история идет навстречу молодости. В России всё меняется, страна переживает время смутное и неопределенное, когда старое ,по Тургеневу. подвергается переоценке, а новое теряется в далёких горизонтах будущего».

«Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы». Так размышляет Аркадий…а пока он размышлял весна брала своё».

Весенняя природа собственными усилиями восстанавливает гармонию, устраняет ущерб и разорение, причиненные зимой: «Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием ветерка, - всё - деревня, кусты, травы; повсюду нескончаемыми звонками струйками заливались жаворонки…» Вновь мы видим эпизод, приближающийся к символу, обретающий глубокий всероссийский смысл. Речь идет об исторических судьбах России, о перспективах её многотрудного роста и становления, перед громадою, которых меркнут самые дерзновенные порывы юности, самые героические усилия молодых поколений. Но здесь же – светлая вера писателя в русскую весну и всемогущую историю, которая в целом творит справедливость дела, пользуясь усилиями смелых, но слабых перед нею людей.

По мнению Г. Курляндской, «В одиннадцатой главе романа «Отцы и дети» Тургенев создает объективно-описательный пейзаж наступающего вечера, при чем точное описание конкретных особенностей природы сочетается с анализом психологического персонажа». Николай Петрович не может принять справедливым базаровское отрицание природы. «И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошади по темной узкой дорожке вдоль самой рощи: он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром, что ехал в тени; приятно – отчетливо мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи со своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обвивали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела, и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толкались столбом над одинокою, далеко протянутою веткою. «Как хорошо, боже мой!» - подумал Николай Петрович…»

Почему же Тургенев после отрицания Базаровым природы дает этот удивительно прекрасный пейзаж? Каково отношение Тургенева к заявлению Базарова: «Природа не храм, а мастерская, а человек в нём работник» ?

В базаровском афоризме, как отмечает Лебедев Ю.В., есть правда деятельного хозяйского отношения к жизни, направленная против дворянской романтической экзальтации. Но эта правда оборачивается вопиющей односторонностью. «Природа не поражает его красотой, он признаёт, что в ней нет художественного смысла». Лебедев Ю.В. отмечает: «Если человек хочет быть работником в мастерской природы, он должен считаться с тем, что природа на высших её уровнях – храм, а не мастерская». Заканчивая роман словами «о жизни бесконечной», Тургенев «поправляет героя», соглашаясь с ним во всем за исключением воззрений на художества.

В 24 главе даётся утренний пейзаж полный гармонии и покоя: «Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно – ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинах; влажная тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».

Что же подчёркивает Тургенев картиной прекрасного утра? Вводя это описание природы, Тургенев подчёркивает всю нелепость предстоящей дуэли. На его фоне неестественность и надуманность столкновения героев ощущается ещё острее. Здесь нужно согласиться с Базаровым, который говорит о предстоящей дуэли: «Какая глупость».

Отблеск трагической смерти лежит на последних страницах романа. Со смертью Базарова осиротела жизнь: и счастье не в счастье, и радость не в радость. Осиротел и Павел Петрович: ему не с кем спорить, нечем жить. Невосполнимы потери, незаменимы утраты. Так нарастает и ширится скорбная тема сиротства, в бледных стыдливых улыбках жизни чувствуется ещё невыплаканные слёзы. Усиливаясь, напряжение достигает кульминации и разрешается страхами финального реквиема удивительной красоты и духовной мощи: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружавшие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безобразно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре. Железная ограда её окружает; две молодых ёлки посажены по обоим её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлых старичка -муж с женою. Поддерживают друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к оградке, придут и станут на колени, и долго, и горько плачут, и долго, и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются короткими словами, пыль смахнут с камня да ветку ёлки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём… Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Так бессмертные любовь и поэзия, поддержавшие Базарова во время трагической гибели, обещают ему теперь жизнь бесконечную. Восхищаясь финалом романа , Герцен писал Тургеневу: «Реквием на конце – с дальним апрошем и бессмертию души хорош…»

В строках финального реквиема продолжается полемика с отрицанием любви и поэзии, с вульгарно-материалистическими взглядами на сущность жизни и смерти, с теми крайностями базаровских воззрений, которые он искупил своей трагической судьбой. Тургенев полемизирует с таким воззрением на жизнь человека, которое сродни «великому спокойствию равнодушной природы». Поэтическое, любящее существо – человек не может смириться с безумным отношением к гибели неповторимой и незаметной никем человеческой личности. И цветы на могиле Базарова призывают нас верить всесильной, святой и преданной любви. Эта любовь, эти слёзы над могилой говорят нам о том, что он нужен России, что в глубине своей его помыслы и мечты высоки, благородны. В этом смысл воскрешения русской темы на начальных страницах в эпилоге: та же ветхость и запустение, те же черты, что и в пейзаже – символе начала романа, остаются на лице осиротевшей Родины Базарова, любимой им и любящей его.

Пейзажи Тургенева очень живописны, они представляют собой реальный мир среднерусской природы. Его пейзажи отличаются резко выраженной эмоциональной тональностью, которая создаётся соотнесенностью с живой человеческой жизнью. Описание природы никогда не изолированы и не бывают замкнутыми. Даже объективно-описательные пейзажи Тургенева, всегда внутренне психологичны. Даже эти пейзажи несут не себе эмоциональный отблеск писателя, который постоянно рисовал идеальные движения души, порожденные острым ощущением красоты жизни.

Малое количество пейзажи в романе Тургенева «Отцы и дети» обусловлено самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играл философский и политический диалог.

Использованная литература

  1. Курляндская Г. «Метод и стиль Тургенева-романтиста».

  2. Лебедев Ю.В. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1982 год.

  3. Пустовойт П.Г. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1964 год.

  4. Пустовойт П.Г. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1963 год.

  5. Цейтлин А.Г. «Мастерство Тургенева-романиста» М., 1958 год.

  6. Жданов М.И. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в школьном изучении» Л., 1972 год.

Похожие:

Пейзаж в романе и. С. Тургенева «отцы и дети» «Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», признавался Тургенев. В статье о «Записках ружейного iconРоль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Реалистическое...
Русский пейзаж в литературе появился давно и занял прочное место. Так, природа в произведениях И. С. Тургенева являет собой живой...
Пейзаж в романе и. С. Тургенева «отцы и дети» «Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», признавался Тургенев. В статье о «Записках ружейного iconУрок литературы в технологии «критического мышления»
«Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Взаимоотношения Е. Базарова и П. П. Кирсанова»
Пейзаж в романе и. С. Тургенева «отцы и дети» «Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», признавался Тургенев. В статье о «Записках ружейного iconУрок исследование «Историко-философское осмысление романа И. С. Тургенева...
Цель исследования: на основе интерпретации текста романа «Отцы и дети» через художественный мир Тургенева, теорию и историю литературы...
Пейзаж в романе и. С. Тургенева «отцы и дети» «Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», признавался Тургенев. В статье о «Записках ружейного icon  И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного)....
Система уроков по изучению жизни и творчества И. С. Тургенева, его романа «Отцы и дети»
Пейзаж в романе и. С. Тургенева «отцы и дети» «Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», признавался Тургенев. В статье о «Записках ружейного iconРоль эпизода дуэли в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Разработка урока литературы в 10 классе учителя Совхозной сош фокиной Г. Н. (с использованием материала исследовательской работы...
Пейзаж в романе и. С. Тургенева «отцы и дети» «Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», признавался Тургенев. В статье о «Записках ружейного iconИ. С. Тургенев Цели урок : показать благотворное влияние любви на...
«Отцы и дети» десятиклассниками, формировать умение анализировать художественное произведение, подчеркнуть художественное своеобразие...
Пейзаж в романе и. С. Тургенева «отцы и дети» «Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», признавался Тургенев. В статье о «Записках ружейного iconЛитература. Ты женщина, и этим ты права
Главные и второсте­пенные роли женщин в романах И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И. А. Гончарова «Обломов»
Пейзаж в романе и. С. Тургенева «отцы и дети» «Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», признавался Тургенев. В статье о «Записках ружейного iconУрок-суд На тему: «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа П. П. Кирсанова»
Цель: Систематизировать знания и умения учащихся по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Пейзаж в романе и. С. Тургенева «отцы и дети» «Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», признавался Тургенев. В статье о «Записках ружейного iconРоссийский интернет-конкурс Педагогического Творчества Соснина Светлана...
По роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») (В соответствии с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Пейзаж в романе и. С. Тургенева «отцы и дети» «Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», признавался Тургенев. В статье о «Записках ружейного iconКонцепция героя в романе Тургенева. Цели
Познакомиться с отношением самого Тургенева к главным героям романа. Попытаться увидеть сложившееся противоречие между авторским...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница