Скачать 396.77 Kb.
|
![]() Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений Организация дистанционного обучения с помощью современных ИКТ г.о. Новокуйбышевск, 2009 годПечатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г.о. Новокуйбышевск. Составитель: Нестерова С.А., методист. Ответственный редактор: Сиркиз Е.В., руководитель медиатеки. Рецензенты: Парфенова О.И., директор «Ресурсного центра» Евдокимова Е.Н., заместитель директора «Ресурсного центра» ^ : Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. – г.о. Новокуйбышевск, 2009 г. – 32 стр. Предлагаемые методические рекомендации, содержат информацию по вопросам использования дистанционного бучения в образовательной деятельности школы. Подробно рассмотрены аспекты внедрения дистанционного обучения в урочную и внеурочную деятельность образовательного учреждения. Представлены способы организации ДО в ОУ. Показаны возможные проблемы и предложены варианты их решения. Приведены примеры организации дистанционного обучения в образовательных учреждениях. ![]() Содержание:
2. Аспекты внедрения дистанционного обучения в урочную и внеурочную деятельность. Способы организации ДО в ОУ. Возможные проблемы и варианты их решения. _________________________________________________________________ 11 3. Представление содержания дистанционного курса__________________________17 4. Организация дистанционного образовательного процесса ____________________19 5. Основные технологии дистанционного обучения ____________________________26 6. Литература ______________________________________________________________32 1.Что такое дистанционное обучение. Возникновение дистанционного обучения. Идеология дистанционного обучения. Дистанционное обучение (ДО) — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующейся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов. Дистанционное обучение, по своей методологии претендует на отдельную форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом). Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2006 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологиях) можно проводить как очно, так и дистанционно. ГосДума РФ рассматривает проект поправок к закону «Об образовании», связанных с дистанционным обучением. ^ Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов и населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования. Информационно-образовательная среда представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение осознанных и интуитивных потребностей пользователей. В основу дистанционного образования положена определенная модель передачи знаний. Источниками знаний являются информационные ресурсы сети, как специальным образом подготовленные, так и уже существующие в базовой телекоммуникационной среде, например: базы данных, информационные системы и т.п. Телекоммуникации также обеспечивают доставку участникам процесса изучаемого материала или их работу с учебным материалом, размещенном на сервере, интерактивное взаимодействие преподавателя и курсанта в процессе обучения, предоставляют курсантам возможность самостоятельной работы с информационными источниками сети, возможность работать в группе, а также оценку знаний и умений, полученных в ходе обучения. В отличие от различных форм заочного обучения, дистанционное образование обеспечивает, с одной стороны, эффективную оперативную обратную связь, заложенную в самом учебном материале, а с другой – непосредственную систематическую обратную связь с преподавателем по сети, а также возможность общения в сети с партнерами. Дистанционное образование может иметь целью как систематическое обучение (сертифицированная подготовка, повышение квалификации, переподготовка специалистов), так и открытое образование (повышение общеобразовательного и культурного уровня населения, популяризация научных знаний). Характерными чертами дистанционного образования являются:
В настоящее время в отечественной и мировой практике можно выделить несколько вариантов организации дистанционного образования:
Успешность и качество дистанционного образования, в общем случае, зависят от эффективной организации и качества используемых материалов, а также руководства процессом, мастерства участвующих в нём педагогов. Дистанционное образование предполагает тщательное и детальное планирование деятельности курсанта, четкую постановку задач и целей обучения, организацию доставки необходимых учебных материалов. Необходимо обеспечивать максимально возможную интерактивность между курсантом и преподавателем, обратную связь между курсантом и учебным материалом, предоставлять возможность группового общения, предусматривать высоко эффективную обратную связь, чтобы курсанты были уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки. Структурирование содержания дистанционного курса должно быть модульным, так, чтобы курсант мог четко осознать свое продвижение от одного законченного блока материала к другому. Слишком крупные модули заметно снижают мотивацию к процессу обучения. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания. В этих условиях на первый план при дальнейшем рассмотрении дистанционного образования выходят педагогические проблемы его организации. Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность курсанта. Отсюда, необходима гибкая система организации дистанционного образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно курсанту. Важно, чтобы курсант не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив курсант с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем своей практической деятельности. В ходе такого обучения курсанты должны уметь (научиться) приобретать и применять знания, искать и находить нужные ля них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией. Дистанционное образование, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможности коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при организации дистанционного образования, так как одним из условий успешности обучения является включение обучаемого в коллективную познавательную деятельность, дефицит которой вытекает из самого феномена дистанционного образования. Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания на практике, в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала, а также в организацию обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при итоговом тестировании). Таким образом, процесс дистанционного образования можно охарактеризовать как: - гибкое сочетание самостоятельной познавательную деятельности курсантов с различными источниками информации, учебными материалами специально разработанными по данному курсу; - оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами; - групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса; - предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса с зарубежными партнерами (международные проекты), организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмен мнениями, информацией с участниками курсов, а также с любыми другими партнерами, в том числе и зарубежными посредством Internet; ^
История Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946. Крупнейшим университетом дистанционного обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969. Немногим позже (1974) в Германии был основан FernUniversität in Hagen. В настоящий момент все они являются мировыми мегауниверситетами. 1984 г. США — Национальный технологический университет (программы ДО по инженерным специальностям) Другие зарубежные организации с программами дистанционного обучения: Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть. Программы ДО: GLADNET — обучение детей с ограниченными возможностями (Канада); программа модернизации среднего образования в Чили; программы ДО в Казахстане, Беларуси, Чехии, Словакии, на Украине. В России дистанционное обучение начало развиваться с 1988 года (Советско-американский проект «Школьная электронная почта»). |
![]() | Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений Образовательные ресурсы сети Интернет для учителя – предметника, биология: Методические рекомендации для педагогов образовательных... | ![]() | Учебный курс 36 ч. Тема: «Организация дистанционного обучения с помощью современных икт» Программа предназначена для обучения работников образования (педагогов, администраторов, школьных психологов, социальных педагогов)... |
![]() | Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей В них рассматриваются вопросы влияния латерального профиля на успешность обучения и осуществления образовательного процесса с учетом... | ![]() | Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений... Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск |
![]() | Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений Вашему вниманию также предлагается информация об особенностях психического развития подростков и рекомендации по активизации их познавательной... | ![]() | Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск |
![]() | Методические рекомендации для родителей и педагогов образовательных учреждений Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения | ![]() | Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск |
![]() | Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск | ![]() | Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск |