1 Типы цивилизаций. Восток и Запад – мощные цивилизационно – формирующие центры




Название1 Типы цивилизаций. Восток и Запад – мощные цивилизационно – формирующие центры
страница1/13
Дата публикации22.02.2013
Размер1.6 Mb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

1) Типы цивилизаций. Восток и Запад – мощные цивилизационно – формирующие центры.

Цивилизация – типовая единица истории. По Лоуи, цивилизация – беспорядочная мешанина из черепков и лоскутьев. По Тойнби ("Постижение истории"), цивилизация – единый организм, все части кот. взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Цивилизация – сообщество людей, объединенная духовными ценностями и идеалами, имеющая устойчивые, особые черты соц.-политич. организации, экономики, культуры и психологич. чувство принадлежности к этому сообществу. Ментальность – наличие у общества определенного умственного инструментария, психологической оснастки, кот. даёт возможность по-своему воспринимать мир

Шпенглер считал, что цикл развития цивилизации от зарождения до упадка – 1000 лет. Гумилев считал, что это - 1500 лет. Тойнби насчитал 100 цивилизаций, позже сокращая таким образом – 36 -> 21 -> 13, все остальные – побочные варианты (российская – дочерняя от византийской).

Типы цивилизации определяются по набору признаков, кот., с одной стороны, носят общий характер, а с другой, позволяют выявить специфические особенности давно существовавших и существующих сейчас цивилизаций: 1) общность фундаментальных основ ментальности и системы духовных ценностей; 2) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономич. развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) наличие сферы общих интересов и задач с точки зрения перспектив развития. На основе этих признаков, выделяю 3 осн. типа цивилизаций:

^ Непрогрессивная форма существования (природные сообщества). Люди живут в рамках природного годового цикла в единстве и гармонии с природой. В 1915 западные антропологи насчитали ок. 650 таких сообществ, большинство из кот. еще существовали. Живут вне исторического времени, в общественном сознании отсутствуют понятие "прошлое" и "будущее", существует только время текущее и мифологическое. Адаптируются к природной среде так, чтобы поддерживать и возрождать жизнь. Смысл жизни – не нарушить хрупкой гармонии с природой, не нарушить традиций и обычай. Духовная природа – поклонение богам и духам. Часто ведут кочевой или полукочевой образ жизни. В соц. организации господствует коллективизм, община родовая, клановая, племя. Государства нет, но существуют властные структуры – вожди, руководители социума (выборные или наследственные).

^ Циклический тип развития (восточный). Существует с глубокой древности, в разных вариантах существует и сейчас. Классическое выражение – Индия, Китай. Страны живут в рамках исторического времени, кот. делиться на прошлое, настоящее и будущее. Также существует время земное – в кот. живут люди, и космическое – боги и небесные тела. Эти времена живут рядом. Время рассматривается как циклическое – все время возвращается в исходную точку. Смысл существования этих сообществ – движение к высшему, божественному идеалу. Сосредоточенность на духовном – отличительная черта этого сознания. Главная ценность бытия – достижение высшего сокрального смысла, а не реализация конкретных целей. истовость религиозного поиска, стремление к божественному совершенству характерно для буддистской Индии. Китай – конфуцианство (не религия, набор норм и правил, кот. руководствуются в жизни. главные вопросы – этики, морали, управления государством, соц. идеал – бескорыстный рыцарь безупречной морали, высокого долга и гуманности, уважающий мудрость старших. Отрицает аскетизм, загробную жизнь, но магия не отвергалась, существовала мессианская вера в спасителя на этом свете – император, он обожествлялся). Эти общества были построены на принципах коллективизма, личные интересы полностью подчинены общим, общине, государству. Личностное начало развито слабо. Простейшей формой общественного устройства являлась община. Община определяла все стороны жизни коллектива – нравственные, духовные, принципы соц. справедливости и защиты, характер и норму труда. Соц. роли в общине жестко закреплены, и всякие изменения контролируются. Общины объединялись по разному принципу – семейные, родовые, кастовые, территориальные, etc. Не было соц.-классовой дифференциации, рыночной экономики, частной собственности в полном смысле этого слова как производящего и умножающего капитала. Существовала государственная, коллективная собственность и главным собственником являлась власть. Любые попытки приватизации ограничены. основаны на особом типе связей, кот. носили вертикальный характер. Власть единоличного правителя была неограниченна. Процветает коррупция, злоупотребление властью. Огромную роль играет централизованное государство. Тип государства – деспотия (ничем не ограниченная власть, опирающаяся только на силу). Абсолютное преобладание государства над обществом – характерный признак восточной деспотии. Сохраняются устойчивые стереотипы сознания. Традиция канонизируется как высшая общественная ценность. Нет проблемы отцов и детей, разрыва между поколениями. 4 стадии, кот. в совокупности составляют цикл:

а)укрепление централизованной власти в борьбе с децентрализацией, усилением государства

b)кризис власти, отступление перед центробежными силами. c)упадок власти, ослабление государства. d)соц. катастрофа – бунт народа, нашествие иноземцев

Особенность массовых движений на Востоке не ведут к смене системы. Причины движения – злоупотребление властью, нарушение принципов соц. справедливости, призванных нормой. Мечта восставших – ликвидировать это нарушение. Не ведут общество вперед, не требуют смены типа цивилизации. На стадии d происходит смена правительства, происходят реформы. Характерный символ восточной культуры – человек в лодке без весел. Мусульманский мир относится ко 2 типу цивилизации. 622г. – Арабский халифат. Основатель ислама и первой мусульманской общины – Мухаммед. В исламе ("путь спасения") ярко выражена идея прогресса. Ислам в качестве первоосновы включает не только духовные тексты, но и свод законов. Правовые вопросы широко представлены в исламе – гражданское, уголовное право, правила ведения войны, etc. Исламский фундаментализм – стремление превратить государство в религиозную организацию.

^ Прогрессивный тип развития. Античная и европейские цивилизации. Характерны постоянные изменения. На первое место выступают частнособственнические отношения, товарное производство, ориентированное на рынок. Возникает образец народовластия – демократия (Греция). Демократия делает людей политически и нравственно свободными, создает условия для совершенствования личности. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Личность и ее права первичны, а общество и государство вторичны. Демократия была прямой, предоставляла равенство всем гражданам, свободу слова, выборность органов власти. Были заложены основы гражданского общества – право граждан участвовать в управлении, признание личного достоинства, прав и свобод, наличие социокультурных принципов, создающих условия для развития личности и мобилизации творческого потенциала. Демократия была ограниченная, предполагала наличие привилегированных классов, не распространялась на женщин, свободных иноземцев и рабов.


^ 2) Россия в мировом сообществе.

Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. Сформировано две тенденции.

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.


^ 3) Древние славяне. Их этнические предшественники и соседи.

Историческими и этническими предшественниками восточных славян были племена антов, живших в Приазовье, Причерноморье и Приднепровье в I в. до н. э. Другое название антов – асы сближается с названием племени роксоланов и с племенным названием «русь» или «рос». Ученые норманнской школы считают, что «русью» называлось одно из скандинавских племен, к которому принадлежал князь Рюрик со своей дружиною.

Но убедительных доказательств, что именно эта теория является правильной не найдено. Совершенно определенно известно только то, что в X–XI вв. Русской землей называлось Среднее Приднестровье – земля киевских полян, и именно отсюда это название в течение XII–XIII вв. распространилось на другие области, занятые восточнославянскими племенами. На юге оно было известно намного раньше прихода Рюрика и варягов в Новгородскую область (середина IX в.). Уже в VII в. норманны проникли на Азовское побережье, а в VIII–IX вв. здесь образовалось славяно-варягское княжество, или «русский каганат». Город Тмутаракань стал важным политическим и торговым центром этого государства. В начале и в середине IX в. приазовская Русь совершила набег на византийские владения.

Славянская колонизация Великой Русской равнины началась с ее юго-западного угла, а именно – с Прикарпатского края. Здесь в ^ VI в. возник большой военный союз славян под предводительством князя дулебов. Но уже в течение VII–VIII вв. славяне начинают расселяться по Русской равнине и занимают обширную область, расположенную по линии Волхова – Днепра. В IX–X вв. юго-западную часть Восточно-Европейской равнины занимали уличи и иверцы, поселившиеся на территории между Днепром и Черным морем; «белые» хорваты, располагавшиеся в предгорьях Карпат; дулебы, волыняне и бужане, жившие в Восточной Галиции, на берегах Волыни и Западного Буга. По западному берегу Среднего Днепра располагались поляне, к северу от них по реке Припяти – древляне; еще дальше к северу – дреговичи; на восточном берегу Среднего Днепра, на Десне и ее притоках жили северяне; на реке Согле – радимичи, на реке Оке – вятичи, самое восточное из славянских племен.

Северо-западную часть русско-славянской территории занимало многочисленное племя кривичей, жившее в верховьях Волги, Днепра, Западной Двины и делившееся на кривичей полоцких, смоленских и псковских. Наконец северную русскую группу составляли ильменские славяне (или новгородские), занимавшие территорию, располагавшуюся вокруг озера Ильмень и по обоим берегам реки Волхов.

До расселения славян по Русской равнине их общественно-политическое устройство было патриархальным, или родовым. Верховную власть имели старейшины.

В 879 г. в Новгороде стал править родственник Рюрика Олег. Олег вместе с Игорем и дружиной двинулся по пути «из варяг в греки». Он взял города Смоленск, Любич на Днепре и подошел к Киеву. Олег хитростью захватил Киев, покорил славянские и финские племена, а также освободил восточнославянские племена от хазар и стал основателем великого Киевского княжества.

Утвердив свою власть в Приднепровье, Олег в ^ 907 г. отрегулировал торговые отношения между Русью и Византией.

В 912 г. Игорь возглавил Русь. В 944 г. заключил мир с греками.

С 946 г. княгиня Ольга более 10 лет управляла государством. В 955 г. приняла христианскую веру. С этого момента христианство начало распространяться в Киеве.

С приходом к власти Святослав (сын Игоря) предпринял ряд удачных походов на Восток.


^ 4) Образование древнерусского государства и его особенности.

В 879 г. в Новгороде стал править родственник Рюрика Олег. Олег вместе с Игорем и дружиной двинулся по пути «из варяг в греки». Он взял города Смоленск, Любич на Днепре и подошел к Киеву. Олег хитростью захватил Киев, покорил славянские и финские племена, а также освободил восточнославянские племена от хазар и стал основателем великого Киевского княжества.

Утвердив свою власть в Приднепровье, Олег в ^ 907 г. отрегулировал торговые отношения между Русью и Византией.

В 912 г. Игорь возглавил Русь. В 944 г. заключил мир с греками.

С 946 г. княгиня Ольга более 10 лет управляла государством. В 955 г. приняла христианскую веру. С этого момента христианство начало распространяться в Киеве.

С приходом к власти Святослав (сын Игоря) предпринял ряд удачных походов на Восток.

Предпосылки образования древнерусского государства: развитие производительных сил у восточнославянских племен; - формирование соседской общины; развитие торговли, в т.ч. международной; рост имущественного неравенства; наличие союзов славянских племен; появление системы правления; возникновение городов; выделение племенной знати; высокий уровень военной организации; угроза нападения внешних врагов; складывание древнерусской народности.

Особенности образования древнерусского государства: наличие патриархальной формы рабства; преобладание свободного труда над рабским; общая языческая культура, схожие обычаи, обряды, общественная психология; особенности славянской ментальности; особенности географического и природно-климатического характера.


^ 5) Борьба Руси за независимость в 13 в. Цивилизационная альтернатива – «вызов» Востока или «вызов» Запада.

Наступление немецких рыцарей на Восток

XIII в. стал временем тяжких испытаний для русского народа и его нарождающейся государственности. Географически расположенная на стыке Европы и Азии, Русь оказалась одновременно меж двух огней. С севера продолжались попытки захвата русских городов и земель потомками варягов - шведами. Положение еще более усугубилось с появлением на западных границах немецких рыцарей, развернувших активную военно-колонизационную деятельность в Прибалтике. А с восточных степей тем временем накатывалась новая волна кочевников - монголо-татар, врагов более страшных, сильных и жестоких, нежели их предшественники - печенеги и половцы.

XI-XIII вв. для Западной Европы являлись периодом крестовых походов. Основным их направлением был Ближний Восток (Палестина), где основывались военно-рыцарские ордена (Тамплиеров, Госпитальеров и др.). Одним из последних в 1198 г. образовался орден германских рыцарей - Тевтонский. Однако, не достигнув могущества, в 1226 г. он перенес свою деятельность в Европу и повел наступление на пруссов.

С конца XII в. начинается продвижение немцев в прибалтийские земли, на которых издавна жили балтские - литовские (аукштайты, жемайты), латышские (латгалы, ливы, курши, земгалы) - и финно-угорские (эсты и чудь) племена. Русь стремилась подчинить их и брала с них дань, для чего еще при Ярославе Мудром строится опорный пункт - Юрьев (Тарту).

Подчинив поморских славян, немцы вторглись на территорию ливов (отсюда - Ливония). В 1201 г. они основали Ригу. В 1202 г. для захвата Прибалтики и христианизации ее населения был образован Орден Меченосцев. Это происходило в соперничестве с датчанами, основавшими в 1219 г. Ревель (Таллинн). К 1224 г. вся Эстония была покорена крестоносцами. Немецкие феодалы уничтожали местное население, а их земли заселялись колонистами-немцами. Для борьбы с немцами объединяются народы Прибалтики и Руси. Над рыцарями не раз одерживали победу новгородцы. Так было в 1234 г., когда князь Ярослав Всеволодович разгромил их в битве на реке Эмайыге. Через два года его успех повторили литовцы и земгалы. Дальнейшее продвижение немцев потребовало объединения сил, и в 1237 г. Орден Меченосцев или Ливонский стал отделением более крупного Тевтонского Ордена. Это слияние еще более усилило опасность для Руси, как раз в это время подвергающейся монголо-татарскому нашествию.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

1 Типы цивилизаций. Восток и Запад – мощные цивилизационно – формирующие центры iconЗападные и восточные типы культуры
Востоком" культура стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Запад разнообразен, Восток еще более...
1 Типы цивилизаций. Восток и Запад – мощные цивилизационно – формирующие центры iconЖизнь, смерть и воскрешение
Дальний Восток и Среднюю Азию, он оказал огромное влияние на развитие евразийской цивилизации. Завоевания Чингисхана привели к модернизации...
1 Типы цивилизаций. Восток и Запад – мощные цивилизационно – формирующие центры iconВосток-запад
Специальный выпуск о влиянии украинского кризиса на церковь и христианское служение
1 Типы цивилизаций. Восток и Запад – мощные цивилизационно – формирующие центры iconМеждународная научная конференция «Восток Россия Запад»
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
1 Типы цивилизаций. Восток и Запад – мощные цивилизационно – формирующие центры icon3. с востока на запад часовой пояс увеличивается, а с запада на восток...
...
1 Типы цивилизаций. Восток и Запад – мощные цивилизационно – формирующие центры iconВопросы для пересдачи (досдачи разницы) по дисциплине «История мировых...
Английская революция 1640 – 1660 гг и «Славная революция» 1688 года: основные причины, важнейшие этапы, лидеры, итоги
1 Типы цивилизаций. Восток и Запад – мощные цивилизационно – формирующие центры iconСтатья по теме: бумеранг из бумаги
В австралию бумеранг попал из гораздо более древних и развитых цивилизаций. Предполагаемая родина бумеранга – Индия и древний Восток....
1 Типы цивилизаций. Восток и Запад – мощные цивилизационно – формирующие центры iconПрограмма на этот день будет такой: Линия Экватора
Для начала посетим: Середина Мира, Линия Экватор 20 Км. Северу запад от Кито, и потом отправимся на восток, в термалные источники...
1 Типы цивилизаций. Восток и Запад – мощные цивилизационно – формирующие центры iconКонкурс педагогических идей Тема урока: «Послевоенный мир: Запад...
Цель: систематизировать знания о причинах и начальном этапе холодной войны на примере «разделенных стран» Германии и Кореи
1 Типы цивилизаций. Восток и Запад – мощные цивилизационно – формирующие центры iconНейтральный Туркменистан
Шос в транспортно-коммуникационной сфере в контексте перспектив оптимизации транспортной сети по направлениям Север-Юг, Восток-Запад,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница